На главную


27.11.2007
Священник Алексей Мороз,
к пед. н., член Союза писателей России
Собор православной интеллигенции


Семья как малая церковь



На земле Русской, где Православие живет уже более тысячи лет, где, по словам великого писателя Ф. М. Достоевского, «русский» и «православный» стали синонимами, традиции христианского брака насчитывают уже не одну сотню лет. Эти глубокие духовные традиции дали государству Российскому крепкую многодетную семью, целомудрие и нравственную чистоту в людях, непримиримое отношение к разврату и различного рода извращениям. Разрушение православной державы, активная богоборческая деятельность, физическое уничтожение лучших сынов русского народа, проводившиеся на протяжении фактически семидесяти лет, привели к разрушению сложившихся духовных традиций, в том числе и семейного воспитания.

Исключительной бедой нашего общества является потеря понимания истинных целей и сущности брака. Гедонистические установки, поиск удовольствий и наслаждений становятся в браке главенствующими. Отсюда и сокращение настоящих браков, увеличение блудных сожительств, нежелание иметь детей и строить полноценную семью. Только возврат к традиционным православным ценностям в области семейных отношений может исправить сложившуюся ситуацию. Изначально, по предначертанию Божию, отношения мужа и жены в браке складывались следующим образом.

Когда по повелению Божию Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, то оказалось, что среди них нет того, кто мог бы стать ему другом и помощником. «И сказал Бог: Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2, 18). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа своего» (Быт. 2, ■^l—23). На Востоке до сих пор существует пословица: «Ты мне близок, какмое ребро», т. е. как сама моя сущность, как часть меня. Недаром на древнееврейском языке «муж» звучит как «иш», а «жена» — как «иша», т. е. производное от «мужа». Поскольку Адам и Ева происходят из одного тела, из одной души, они Должны быть едиными — любить и беречь друг друга. Таким образом, муж и жена изначально задуманы как две половинки единого целого, гармонически дополняющие и обогащающие друг друга.

«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2,24). Именно вследствие того, что женщина сотворена из части мужчины, союз между ними теснее, чем между родителями и детьми. Союз между ними, однажды заключенный, неразрывен: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19,6), — говорит Господь. Ведь недаром для одного Адама была сотворена только одна Ева. Свт. Иоанн Златоуст по этому поводу говорит так: «Если бы Бог хотел, чтобы жену оставляли и брали другую, то сотворил бы одного мужчину и много женщин». Весьма важно и то, что Бог не только создал для Адама жену, но «и привел ее» (Быт.2, 22) к нему. Это означает особое освящение и благословение брачного союза.

Создание жены от мужа указывает на ее зависимость от мужа. По слову апостола, муж есть глава жены, так как «не муж от жены, а жена от мужа, и не муж создан для жены, а жена для мужа (lKop.ll, 8,9). Эта зависимость жены от мужа еще больше увеличивается после грехопадения. «И он будет господствовать над тобой», — сказал Господь жене, наказывая ее за совершенное преступление. «К мужу твоему влечение твое», — сказал Бог Еве (Быт.3,16). Это влечение — любовь женщины и мужчины — настолько могущественно, таинственно и имеет такое значение в жизни людей, что это вряд ли можно достаточно глубоко постичь разумом. Не случайно Господь, говоря о сильнейших и радостных переживаниях людей, применяет слова, относящиеся к браку: «брачный мир», «сыны чертога брачного», «брачная одежда», «десять дев, вышедших навстречу жениху» и т. д. А блаженство святых в Царствии Небесном именуется в Откровении «брачной вечерей Агнца». Таинство брака было освящено Самим Господом. Он начал Свое служение миру присутствием на браке в Канне Галилейской и там совершил Свое первое чудо — претворение воды в вино. Глубину единения в браке раскрывает апостол Павел: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя». Он же сравнивает таинство брака с тайной единения Христа с Его «невестой» — Церковью.

Какова же основная цель брака? По мнению св. Иоанна Златоуста, брак учрежден Богом, чтобы постоянно восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. Но деторождение, по мнению св. Иоанна, не единственное и даже не самое главное назначение брака, главная же цель — искоренение невоздержания и распутства: «Брак дан для деторождения, — говорит св. Иоанн, — еще более для погашения естественного пламени». Свидетель этому апостол Павел, который говорит: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7,2), — не сказал: для деторождения. И затем: «Будьте вместе», — повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для того, чтобы «не искушал вас сатана». И, продолжая речь, не сказал: «если желаете иметь детей, а что «если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» (ст.9). Однако еще у первых учителей Церкви (св. Климент Александрийский, блаж Иусгин,. Афиногор и др.) имеются мнения о более возвышенной цели брака, какой они считают деторождение. Поэтому плотское соединение супругов они считают возможным только для рождения детей. Но не только плотское удовлетворение и деторождение являются целью брака у человека, созданного «по образу и подобию» Бога (Быт. 1,26). Взаимное влечение мужчины и женщины имеет целью взаимное духовное возвышение — восстановление в человеке его первозданной красоты, первообраза творения. Брак — это остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами, не был осквернен грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа. В браке возможно полное познание человека — чудо ощущения, видения чужой личности. До брака чаще всего человек скользит над жизнью, наблюдает ее со стороны, и только в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает богаче и мудрее. Истинный и идеальный брак по своей духовной составляющей мало чем отличается от целомудрия и девственности. Плотская жизнь в таком браке будет иметь второстепенное значение перед духовным подвигом супругов. Цель брака только одна: вечное спасение души мужа и жены при взаимной помощи в рождении и воспитании детей. После грехопадения частично прибавилась еще и та цель брака, о которой говорят апостол Павел и св. Иоанн Златоуст. Но эта цель не признается обязательной и есть масса исключений — супружеств, которые соблюдают одну первую цель брака.

Как союз тесный, единый и нерасторжимый, христианский брак налагает на мужа и жену обязанность самой искренней христианской любви. Христианские супруги, уважая в себе общечеловеческие достоинства, — а особенно искупление наше, без различия полов, Господом Иисусом Христом, и сыновст-во наше Богу, — должны взаимно и в одинаковой мере уважать и любить друг друга; с другой же стороны, сообразно своим природным свойствам и отличию от жены, муж должен защищать, руководить и управлять женой, как более слабой стороной. Но это господство и главенство мужа над женой — вовсе не тот деспотизм и насилие, какие иногда терпит жена от мужа. В христианстве муж должен быть такою же главою своей жены, какою Главою служит Иисус Христос по отношению к Своей Церкви. Но как же являет Себя Иисус Христос, будучи Главою Церкви? Он возлюбил Свою Церковь до того, что Себя предал за нее. Некогда Церковь, т. е. все человечество, была не чиста, порочна и безобразна. И Христос не отвратился от ее безобразия, но пересоздал ее, исправил, простил ее грехи. Он не только смыл ее нечистоту, но изгладил и старость, истребив ветхого греховного человека. Не к насилиям, порицаниям и угрозам прибегал Он для этого, а достиг того великою о ней заботливостью и самоотверженной любовью. Чтобы очистить ее, Он нашел для этого приличное омовение в таинстве св. крещения (1 Кор. 6, 11; Деян. 2, 38; 22, 16); чтобы освятить ее, Он дал ей Свое евангельское божественное слово истины и веры (Иоан. 17,17; Римл. 10,8; ^Фес. 6,17 и др.). Свои заботы о чистоте, святости и непорочности Церкви Он простер до того, что пожертвовал даже собственною жизнью для этого.

Вот образец христианских отношений мужа к жене. Искренно возлюбив ее Всем сердцем, он все делает к ее славе и возвышению; в его отношениях к ней не может быть и тени насилия или унижения. Жена слабее мужа, и слабость ее для него служит только большим побуждением к тому, чтобы помогать ей, поддерживать и защищать ее; употребить эту слабость как повод к каким-нибудь притеснениям жены немыслимо для него. Всякие нужды и потребности жены, физические и нравственные, он благоразумно старается удовлетворять. Все, даже малейшие, недостатки жены служат для него предметом беспокойства, самых сильных забот и самопожертвований. Жена естественно и внутренне соединена с мужем; она есть его собственное тело. Отсюда не любить жены — значит не любить самого себя.
Сообразно с этим и обязанности, предписываемые жене, не заключают в себе ничего противного ее интересам и достоинству. Она должна любить своего мужа также, как Церковь любит Господа. Церковь же свято и богобоязненно исполняет Его волю; так поступать должна и христианская жена по отношению к своему мужу. Она должна повиноваться ему, как Господу Богу (Ефес. 6, 6, 7). Муж является для нее словно представителем Иисуса Христа и потому не может предлагать ей каких-нибудь незаконных требований. Жена же, почитая высокое достоинство мужа, относится к его требованиям с совершенной доверчивостью, покорностью и уважением. Она боится мужа (Еф. 5, 33) в том смысле, что признает его высокие достоинства, как представителя Господа, и высоко ценит его любовь — подобно тому, как и мы боимся Бога или любимых нами добрых и обходительных начальников. Тертуллиан так изображает брачное сожительство христианских супругов. «Как описать счастье брака, — говорит он _ определяемого Церковью, освящаемого ее молитвами, записываемого ангелами на небесах, благословляемого Богом Отцом. Известно, что чада Божий не вступают в брак без согласия Отца своего. Как же приятны должны быть узы, соединяющие два сердца в единой надежде, в единой вере, в едином законе! Они — как дети одного Отца, как рабы одного Господа: нет между ними никакого раздора или разделения ни в душе, ни в теле. Они — два в единой плоти: где плоть едина, там и душа едина. Они вместе молятся, вместе припадают на колени, вместе постятся, взаимно ободряют и руководят друг друга».

Христианский брак должен быть освящен таинством Церкви. Церковь же освящает не всякий брак, ее требования строже гражданских: она венчает только своих чад, крещеных и готовых к этому таинству, а не всех желающих. Христианину венчание с иноверным (человеком не христианского вероисповедания) и неверующим не благословляется.

Вступающие в церковный брак обещают верность друг другу не только перед людьми, перед обществом и законом, как в гражданском браке, но перед Самим Богом. При венчании они получают особую благодать на семейную жизнь и воспитание детей. Взяв более глубокие и строгие обязательства, связующие их на всю оставшуюся жизнь, венчающиеся превращаются в новый духовный организм — семью. Теперь уже каждый из них не живет сам по себе, они вместе составляют единое и неразрывное целое.

Без благословения Бога, без освящения Им брака, все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена.

Чин, по которому в Церкви благословляется брак, называется венчанием. В первые века христианства такого чина во всей его полноте не было; вступающие в брак просто просили на это благословения у епископа. Со временем этот чин получил свое дальнейшее развитие. Согласно христианским заповедям, молодые люди должны хранить свое целомудрие до брака. В знак этого бракосочетание украшалось особым церковным чином и возложением венцов на голову. Венцы символизировали награду за чистоту жизни жениха и невесты до брака и то, что после брака они могут сделаться родоначальниками последующих поколений, князьями своего рода. Вначале это были венки из лавра и цветов, затем стали изготавливаться особые металлические брачные венцы, которые и теперь используются в церкви. Белое одеяние невесты — знак чистоты и невинности.

Во время церковного брака венчающимся преподается особое Божие благословение, особая благодать на создание крепкой семьи и воспитание детей. Венчание — это не просто красивый обряд в красивом месте. Брачные венцы не предназначаются тем, кто не задумывается о венцах Небесных.

Кто по-настоящему желает Божьего благословения на свой брак, тому надо серьезно готовиться к нему, хранить непорочно и православную веру, и целомудрие души и тела.

Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

Многие задаются вопросом: «Почему, вступая в брак, надо ориентировать себя прожить в этом браке всю жизнь?» Ответ: «По двум причинам. Во-первых, потому, что есть евангельское наставление святого апостола Павла: "Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем (если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим), и мужу не оставлять жены своей" (I Кор. 7, 11). Во-вторых, если не ориентировать себя на то, что брак — это на всю жизнь, то достаточно быстро даже при незначительных трудностях (а в семейной жизни их всегда достаточно) появится искушение прервать брак, развестись».

Истинный брак в его идеальной красоте может быть только пожизненным. Вступление в брак с мыслью о возможности расторжения его когда-либо делало бы невозможным полную преданность друг другу лиц и вообще прочность их взаимного союза. Иоанн Предтеча претерпел мученическую кончину за то, что обличал Ирода в незаконном сожительстве: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6, 18).

Св. Иоанн Златоуст: «Дух явно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимающе падшим духам и учениям бесовским в лицемерии и лжи, выступающих против брака». [1, с. 272] Только семья и жизнь в браке могут дать человеку удовлетворение всех тех запросов и стремлений, которые связаны в нас с полом. Только в браке и семейной жизни раскрываются высшие движения души, расцветают лучшие силы в человеке. Те, кто вступает в брак чистым, целомудренным, впервые в браке постигает тайну телесного единства, и от этого в душе рождается новое благоговейное отношение к телу и душе другого, и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая возникает в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Удовлетворение же сексуальных желаний вне того внутреннего окрыления, какое дается в любви, освященной браком, есть искажение цельности, заложенной в нашей душе. Оно становится тяжким грехом по отношению к самому себе и начинает терзать душу мучениями. Всякая добрачная или внебрачная жизнь пола имеет тяжкие последствия для нервно-психического и духовного здоровья человека. Как говорил святой Григорий Богослов, «блудник грешит против собственного рода». У него никогда не будет хорошей семьи, чистой любви, здоровых детей. Результаты блуда сказываются на генетике человека, выражаются в психической и физической болезненности его потомства.
Правильный и здоровый путь устроения жизни пола — эта семья, и чем раньше юноши и девушки вступают в брак, тем легче дается им внутренняя гармония, целостность их существа. Конечно, в браке много трудностей, в том числе и материальных, но повторим, вне брака нет целостных, здоровых отношений между мужчиной и женщиной. Благодать даруется только в законном браке, и семья есть естественное раскрытие тайны пола в каждой ее половине.

1. И. Златоуст. Книга о девстве./ПСС в 12 тт. Т. 1: Православная книга, М., 1991.


На главную