КОНЯЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ Родился 25 августа 1949 года в поселке Вознесенье на берегу Онежского озера. Закончил Литературный институт имени А.М. Горького при Союзе писателей СССР Работал сварщиком, грузчиком, корреспондентом в многотиражной газете, редактором на киностудии «Беларусьфильм» и в издательстве «Советский писатель» (1984-1986), заведовал отделом прозы в журнале «Нева»(1986 – 1988). Сейчас Николай Коняев является председателем Православного общества писателей Санкт-Петербурга, секретарем Союза писателей России, Членом Совета Всемирного Русского Народного Собора. Член-корреспондент Международной Славянской академии, член-корреспондент Петровской академии. Член редсоветов журналов: «Роман-журнал XXI век», «Образ», «Проза», «Немига литературная», «Встреча» («Культурно-просветительская работа»), «Всерусский собор»; газет: «Литературная Россия», «Литературный Петербург», сервера «Русское воскресение».
Первый рассказ опубликован в альманахе «Молодой Ленинград» в 1974 г. «У меня нет сомнений, - предваряя публикацию рассказа Николая Коняева в «Литературной России», писал Вадим Кожинов, - что Николай Коняев вскоре займет весомое место в литературе. Лучшие страницы его прозы органичны, значительны, своеобразны…» Уже первые книги Николая Коняева, вышедшие в начале восьмидесятых годов, «Земля, которая помнит все», «Первые уроки», «Такой ветер» привлекли внимание читателей и критики. «Народная подпочва многих произведений Коняева, - писали тогда критики, - как бы смывание сюжетов водами фольклора, чрезвычайно насыщает многие истории прозаика, рассказывать которые он мастер». Последовавшие за этим сборники рассказов «Ненайденные клады», «У тихой воды», «Марсиане», романы «Пригород» и «Заводское поле», открывали читателю непривычный и вместе с тем такой узнаваемый мир северных поселков и окраин больших городов, где в каждом герое писатель раскрывал прежде всего те человеческие черты, на основе которых происходит становление личности - честность, доброту, обостренное чувство справедливости. Знаком страшного, надвинувшегося на нас лихолетья стал рассказ Николая Коняева «Охота в старых кварталах», опубликованный в «Литературной России». Различно социальное положение героев рассказов и повестей Николая Коняева, появлявшихся в последние десятилетия в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Смена», «Подъем», «Континент» и т.д. Различны обстоятельства, в которые они попадают, но ощущение сгущающегося до мистической черноты ужаса, так или иначе, прорывается в них. Это на них - последних людей - идет охота. На то человеческое, что они пытаются отстоять в себе. И если герои Коняева и терпят поражение, отчаянное, индивидуальное движение к спасению (рассказы «Последний бой», «Дальний приход») не пропадает бесследно ни для самих героев, ни для читателей. Важно отметить и еще одну линию в творчестве писателя за последние годы. Как говорит он сам в различных статьях и интервью, подлинного художественного осмысления действительности не произойдет, пока Россия не выйдет из состояния непрерывного разрушения, в которое ее завели, пока, наконец, не будет определен знак бесконечных блужданий, пока не вернется страна на свой исторический путь… Отчасти, стремясь преодолеть недостаточность чисто художественного осмысления действительности, отчасти, опасаясь заблудиться среди миражей и болотных огней, насыщающих нашу действительность, и обращается в последние годы все чаще Николай Коняев к жанру документалистики. Безусловной удачей стали его повести «Путник на краю поля», «Ангел Родины», «Вологодская трагедия», посвященные судьбе гениального русского поэта Николая Рубцова. «Интерес к повести Коняева, - отмечали критики, - был вызван и неординарностью фигуры поэта, и трогательным лиризмом повествования, и мастерством интриги. Но при оценке этого произведения надо сказать, что все изложенное здесь - правда, что описание неудачливой жизни поэта автору удалось возвысить и спаять в единое эмоциональное целое… Достоинством повести является наличие глубокого подводного течения мысли, непрестанно возвращающейся к теме трагического одиночества Н. Рубцова в той самой России, которую он воспел с такой пронзительной силой». После этого пришел черед книге-исследованию о деятельности ПетроЧеКа в 1918 году «Гибель красных Моисеев». На основе не публиковавшихся доселе документов следственного дела о Каморре народной расправы, а так же на основании дела об убийстве Володарского и самого Урицкого, Николай Коняев тщательно прослеживает механизм жуткой провокации, приведшей и к гибели самих провокаторов, и отчасти к тому страшному Красному террору, что был обрушен на Россию. Расследованию другой провокации – попытки ГПУ захватить с помощью агентов-обновленцев захватить управление Русской Православной Церкви посвящена документальная повесть Николая Коняева «Священомученик Вениамин, митрополит Петроградский» «Книга Н.М. Коняева, - писал священник Алексей Мороз, - является одной из первых, если не первой работой, позволяющей нам приблизиться к пониманию путей современной святости, ощутить реального, живого, вполне досягаемого человека, священномученика Вениамина, соприкоснуться с миром той благодати и духовных утешений, которые даровал Господь Святому верному рабу на пути страданий и мученической смерти». Без сомнения можно сказать, что каждая из документальных повестей Николая Коняева, будь это повесть «Апостольский колокол», рассказывающая о жизни настоятеля Валаамском монастыря Дамаскина, или повесть «Марш мертвых команд», рассказывающая о жизни В.С. Пикуля, повесть «Облеченный в оружие света» о жизни владыки Иоанна или книга о генерале Власове становились событиями в литературной жизни, вызывали достаточно бурный отклик. Одна из последних работ Николая Коняева в этом жанре – исторический очерк «Исполнить последний долг христианина», впервые напечатанный в журнале «Москва» и рассказывающая о кончине А.С. Пушкина. Казалось бы, что общего между судьбами жертвующего своей жизнью за Русскую Православную Церковь священномученика Вениамина Петроградского и предателя, генерала Власова? Между судьбой отрекшегося от донского казачества поэта-обериута Н.А. Олейникова и судьбою М.А. Шолохова - писателя, воспевшего казачество в своих гениальных книгах? Различен даже знак этих судеб. Спасители России и ее предатели… Герои и трусы… И тем не менее все это - русские судьбы, и все они объединены отношением к России… Пытаясь найти корни наших нынешних бед, разгадку несчастливости русских судеб, Николай Коняев обращается и к совсем уже давним временам церковного раскола в романе «И закопанные и сожженные» (книжное название «Аввакумов костер»), и к послепетровской эпохе в романе «Великая северная ревизия» (книжное название «Ревизия командора Беринга»). Николай Коняев смотрит на свои персонажи через призму православной морали и мировоззрения. И именно это позволяет ему не только не заблудиться в подпольных лабиринтах непростых судеб, но и по-новому увидеть то, что, казалось бы, хорошо знакомо всем.
Рассказы и книги Николая Коняева переводились на английский, немецкий, французский, китайский и персидский языки. Романы и повести Николая Коняева отмечались премией имени Василия Шукшина, премией имени Андрея Платонова, премией ВЦСПС, годовыми премиями журналов «Наш современник» (дважды), «Молодая гвардия» (дважды), «Север», «Студенческий меридиан», премией «Русская повесть» и т.д.
Основные книги
ЗЕМЛЯ, КОТОРАЯ ПОМНИТ ВСЁ. Рассказы. Л.: Сов. писатель, 1982. ПЕРВЫЕ УРОКИ. Рассказы. Мн.: «Мастацкая лiтаратура», 1982. О СЕБЕ ЕРМАК ИЗВЕСТИЕ ДАЛ. Повесть, рассказы. М.: Б-ка журнала «Молодая гвардия», 1984 г. НЕНАЙДЕННЫЕ КЛАДЫ. Рассказы. Л.: Советский писатель, 1987. РАССКАЗЫ О ЗЕМЛЕПРОХОДЦАХ. Л.: Детская литература, 1987. ДОЛГИЕ ДНИ ЛЕТА. Роман, рассказы. Л.: Лениздат, 1988. У ТИХОЙ ВОДЫ. Рассказы, повести. М.: Современник, 1989. ПРИГОРОД (Два романа и рассказ). Л.: Советский писатель, 1990 г. Книга отмечена премией СП России им. Василия Шукшина. ПУТНИК НА КРАЮ ПОЛЯ. Книга о жизни, смерти и бессмертии Николая Рубцова. Переиздания повести: «Роман-газета», 1994; Изд-во «Эллис лак», М.: 1997; 000 ИКЦ «Сказ», 1996; «Эксмо-пресс», 1999, повторение в 2000 г. МАРСИАНЕ, Рассказы и повести. М.: Молодая гвардия, 1991. ГАВДАРЕЯ. Повесть-хроника. «Наш современник», №№ 6-8, 1991. Повесть отмечена годовой премией журнала. РОКОВАЯ ОШИБКА СТАЛИНА. Сатирич. рассказы. М.: «Талицы», 1992. СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН ВЕЛИКОПЕРМСКИЙ. СПб.: «Лицей», 1993. РУССКИЙ ХРОНОГРАФ. М.: журнал «Встреча» (КПР), №№ 6-12, 1996, №№ 1-12, 1997, 1998, 1999, 2000 гг. ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИТА ИОАННА. СПб., изд-во Юрженко «Вера», 1997. – 40. СВИРСКИЕ СВЯТЫЕ. (В соавторстве с М. Коняевой). СПб.: «Дума», 1997. ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ и его ученики Свирские чудотворцы. (В соавторстве с Мариной Коняевой). СПб.: Северо-Западный Центр православной литературы «Диоптра», 1998. – 112 с. ОБИТЕЛЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Издательство Зимина, СПб., 2002 СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЕНИАМИН, МИТРОПОЛИТ ПЕТРОГРАДСКИЙ. Документальное повествование. СПб.: изд-во Юрженко «Вера», 1997. – 184 с. ЗАКОПАННЫЕ И СОЖЖЕННЫЕ. Исторический роман. «Нижний Новгород», №№ 7, 8, 10, 1997. Книжное издание – «Аввакумов костер»: Роман. М.: изд-во «ТЕРРА – Книжный клуб», 1998. – 400 с. – (Отечество). АНГЕЛ РОДИНЫ. Повесть. «Наш современник», № 12, 1997. Книжное издание – «Николай Рубцов» «Ангел Родины». Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», (Всемирная библиотека поэзии), 1998. – 384 с. ГУСИ-ЛЕБЕДИ. Рассказы для детей. (В соавторстве со священником Алексеем Морозом). СПб.: АОЗТ «Вектор», 1998. – 32 с. – 15300 экз. ЛЮДИ ПРОТИВ НЕЛЮДИ. Исторические и историко- литературные повести. М.: Воениздат, 1999. – 480 с. - (Редкая книга). ОБЛЕЧЕННЫЙ В ОРУЖИЕ СВЕТА. Жизнеописание митрополита Иоанна. Издательское товарищество «Ковчег», М., 2002, 368 с. ДАЛЬНИЙ ПРИХОД. Сборник рассказов. СПб.: «Диоптра». Серия «Русская духовная проза», 2000. – 224 с. ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ, СМЕРТЬ И ЛЮБОВЬ. Женщины Петра Великого. Пьеса. – СПб.: Театр «Патриот», 2001. ДВА ЛИЦА ГЕНЕРАЛА ВЛАСОВА. Жизнь, судьба, легенды. М.: Вече, 2001. – 464 с., илл. (16 с.) (Военные тайны XX века). ВЛАСОВ. ДВА ЛИЦА ГЕНЕРАЛА. М.: Вече, 2003. – 480 с., илл. (32 с.) Серия «Досье без ретуши» НИКОЛАЙ РУБЦОВ. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 364 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей; Сер. биогр.; Вып. 797) РЕВИЗИЯ КОМАНДОРА БЕРИНГА. Историческая повесть. М.: изд-во ТЕРРА – Книжный клуб; Азбука, 2001. – 288 с. – (Отечество). ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ. Загадки и мифы династии. – М.:Вече, 2002. – 480 с. (Тайны земли русской) РОМАНОВЫ. РАСЦВЕТ И ГИБЕЛЬ ДИНАСТИИ. М.:Вече, 2003. – 542 с. (Тайны земли русской) ОХОТА В СТАРЫХ КВАРТАЛАХ. Повести и рассказы. СПб. Издательство писателей «Дума», 2002, 448 с. СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Изд-во «Аврора», СПб., Изд-во «Янтарный сказ» Калининград. 2002. 64 с. РЕВИЗИЯ БЕРИНГА. Рассказы, «Дрофа» М., 2003, 112 с. АПОСТОЛЬСКИЙ КОЛОКОЛ. Повествование о Валаамском монастыре, его древностях и святынях. Сатисъ. Держава, Санкт-Петербург, 2003 |