На главную

 

КОНЯЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ


Родился 25 августа 1949 года в поселке Вознесенье на берегу Онежского озера.

Закончил Литературный институт имени А.М. Горького при Союзе писателей СССР

Работал сварщиком, грузчиком, корреспондентом в многотиражной газете, редактором на киностудии «Беларусьфильм» и в издательстве «Советский писатель» (1984-1986), заведовал отделом прозы в журнале «Нева»(1986 – 1988).

Сейчас Николай Коняев  является председателем Православного общества писателей Санкт-Петербурга, секретарем Союза писателей России, Членом Совета Всемирного Русского Народного Собора.

Член-корреспондент Международной Славянской академии, член-корреспондент Петровской    академии.

Член редсоветов журналов: «Роман-журнал XXI век», «Образ»,  «Проза», «Немига литературная», «Встреча» («Культурно-просветительская работа»), «Всерусский собор»; газет: «Литературная Россия», «Ли­тературный Петербург», сервера «Русское воскресение».

 

Первый рассказ опубликован в альманахе «Молодой Ленинград» в 1974 г.

«У меня нет сомнений, - предваряя публикацию рассказа Николая Коняева в «Литературной России», писал Вадим Кожинов, - что Николай Коняев вскоре займет весомое место в литературе. Лучшие страницы его прозы органичны, значительны, своеобразны…»

Уже первые книги Николая Коняева, вышедшие в начале восьмидесятых годов, «Земля, которая помнит все», «Первые уроки», «Такой ветер» привлекли внимание читателей и критики.

 «Народная подпочва многих произведений Коняева, - писали тогда критики, - как бы смывание сюжетов водами фольклора, чрезвычайно насыщает многие истории прозаика, рассказывать которые он мастер».

Последовавшие за этим сборники рассказов «Ненайденные клады», «У тихой воды», «Марсиане», романы «Пригород» и «Заводское поле», открывали читателю  непривычный и вместе с тем такой узнаваемый мир северных поселков и окраин больших городов, где в каждом герое писатель раскрывал прежде всего те человеческие черты, на основе которых происходит становление личности - честность, доброту, обостренное чувство справедли­вости.

Знаком страшного, надвинувшегося на нас лихолетья стал рассказ Николая Коняева «Охота в старых кварталах», опубликованный в «Литературной России».

Различно социальное положение героев рассказов и повестей Николая Коняева, появлявшихся  в последние десятилетия в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Смена», «Подъем», «Континент» и т.д. Различны обстоятельства, в которые они попадают, но ощущение сгущающегося до мистической черноты ужаса, так или иначе, прорывается в них. Это на них - последних людей - идет охота. На то человеческое, что они пытаются отстоять в себе.

И если герои Коняева и терпят поражение, отчаянное, индивидуальное движение к спасению (рассказы «Последний бой», «Дальний приход») не пропадает бес­следно ни для самих героев, ни для читателей.

Важно отметить и еще одну линию в творчестве писателя за последние годы.

Как говорит он сам в различных статьях и интервью, подлинного художественного осмысле­ния действительности не произойдет, пока Россия не выйдет из состояния непрерывного разрушения, в которое ее завели, пока, наконец, не будет определен знак бесконечных блужданий, пока не вернется страна на свой исторический путь…

Отчасти, стремясь преодолеть недостаточность чисто художест­венного осмысления действительности, отчасти, опасаясь заблудить­ся среди миражей и болотных огней, насыщающих нашу действительность, и обращается в последние годы все чаще Николай Коняев к жанру докумен­талистики.

Безусловной удачей стали его повести «Путник на краю поля», «Ангел Родины», «Вологодская трагедия», посвященные судьбе гениального русского поэта Николая Рубцова.

«Интерес к повести Коняева, - отмечали критики, - был вызван и неординарностью фигуры поэта, и трогательным лиризмом повествования, и мастерством интриги. Но при оценке этого произведения надо сказать, что все изложенное здесь - правда, что описание неудачливой жизни поэта автору удалось возвысить и спаять в единое эмоциональное целое… Достоинством повести является наличие глубокого подводного течения мысли, непрестанно возвращающейся к теме трагического одиночества Н. Рубцова в той самой России, которую он воспел с такой пронзительной силой».

После этого пришел черед книге-исследованию о деятельности ПетроЧеКа в 1918 году «Гибель красных Моисеев». На основе не публиковавшихся доселе документов следственного дела о Каморре народной расправы, а так же на основании дела об убийстве Володарского и самого Урицкого, Николай Коняев тщательно прослеживает механизм жуткой провокации, приведшей и к гибели самих провокаторов, и отчасти к тому страшному Красному террору, что был обрушен на Россию.

Расследованию другой провокации – попытки ГПУ захватить с помощью агентов-обновленцев захватить управление Русской Православной Церкви посвящена документальная повесть Николая Коняева «Священомученик Вениамин, митрополит Петроградский»

«Книга Н.М. Коняева, - писал священник Алексей Мороз, -  является одной из первых, если не первой работой, позволяющей нам приблизиться к пониманию путей современной святости, ощутить реального, живого, вполне досягаемого человека, священномученика Вениамина, соприкоснуться с миром той благодати и духовных утешений, которые даровал Господь Святому верному рабу на пути страданий и мученической смерти».

Без сомнения можно сказать, что каждая из документальных повестей Николая Коняева, будь это повесть «Апостольский колокол», рассказывающая о жизни настоятеля Валаамском монастыря Дамаскина, или повесть «Марш мертвых команд», рассказывающая о жизни В.С. Пикуля, повесть «Облеченный в оружие света» о жизни владыки Иоанна или книга о генерале Власове становились событиями в литературной жизни, вызывали достаточно бурный отклик.

Одна из последних работ Николая Коняева в этом жанре – исторический очерк «Исполнить последний долг христианина», впервые напечатанный в журнале «Москва» и рассказывающая о кончине А.С. Пушкина.

Казалось бы, что общего между судьбами жертвующего своей жизнью за Русскую Православную Церковь священномученика Вениамина Петроградского и предателя, генерала Власова? Между судьбой отрекшегося от донского казачества поэта-обериута Н.А. Олейникова и судьбою М.А. Шолохова - писателя, воспевшего казачество в своих гениальных книгах? Различен даже знак этих судеб. Спасители России и ее предатели… Герои и трусы… И тем не менее все это - русские судьбы, и все они объединены отношением к России…

Пытаясь найти корни наших нынешних бед, разгадку несчастливости русских судеб, Николай Коняев обращается и к совсем уже давним временам церковного раскола в романе «И закопанные и сожженные» (книжное название «Аввакумов костер»), и к послепетровской эпохе в романе «Великая северная ревизия» (книжное название «Ревизия командора Беринга»).

Николай Коняев смотрит на свои персонажи через призму православной морали и мировоззрения. И именно это позволяет ему не только не заблудиться в подпольных лабиринтах непростых судеб, но и по-новому увидеть то, что, казалось бы, хорошо знакомо всем.

 

Рассказы и книги Николая Коняева переводились на английский, немецкий, французский, китайский и персидский языки.

Романы и повести Николая Коняева отмечались премией имени Василия Шукшина, премией имени Андрея Платонова, премией ВЦСПС, годовыми премиями журналов «Наш современник» (дважды), «Молодая гвардия» (дважды), «Север», «Студенческий меридиан», премией «Русская повесть» и т.д.

 

Основные книги

 

ЗЕМЛЯ, КОТОРАЯ ПОМНИТ ВСЁ. Рассказы. Л.: Сов. писатель, 1982.

ПЕРВЫЕ УРОКИ. Рассказы. Мн.: «Мастацкая лiтаратура», 1982.

О СЕБЕ ЕРМАК ИЗВЕСТИЕ ДАЛ. Повесть, рассказы. М.: Б-ка журнала «Молодая гвардия», 1984 г.

НЕНАЙДЕННЫЕ КЛАДЫ. Рассказы. Л.: Советский писатель, 1987.

РАССКАЗЫ О ЗЕМЛЕПРОХОДЦАХ. Л.: Детская литература, 1987.

ДОЛГИЕ ДНИ ЛЕТА. Роман, рассказы. Л.: Лениздат, 1988.

У ТИХОЙ ВОДЫ. Рассказы, повести. М.: Современник, 1989. 

ПРИГОРОД (Два романа и рассказ). Л.: Советский писатель, 1990 г. Книга отмечена премией СП России им. Василия Шукшина.

ПУТНИК НА КРАЮ ПОЛЯ. Книга о жизни, смерти и бессмертии Николая Рубцова. Переиздания повести: «Роман-газета», 1994; Изд-во «Эллис лак», М.: 1997;  000 ИКЦ «Сказ», 1996;  «Эксмо-пресс», 1999, повторение в 2000 г.

МАРСИАНЕ, Рассказы и повести. М.: Молодая гвардия, 1991.

ГАВДАРЕЯ. Повесть-хроника. «Наш современник», №№ 6-8, 1991. Повесть отмечена годовой премией журнала.

РОКОВАЯ ОШИБКА СТАЛИНА. Сатирич. рассказы. М.: «Талицы», 1992.

СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН ВЕЛИКОПЕРМСКИЙ. СПб.: «Лицей», 1993.

РУССКИЙ ХРОНОГРАФ. М.: журнал «Встреча» (КПР), №№ 6-12, 1996, №№ 1-12, 1997, 1998, 1999, 2000 гг.

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИТА ИОАННА. СПб., изд-во Юрженко «Вера», 1997. – 40.

СВИРСКИЕ СВЯТЫЕ. (В соавторстве с М. Коняевой). СПб.: «Дума», 1997.

ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ и его ученики Свирские чудотворцы. (В соавторстве с Мариной Коняевой). СПб.: Северо-Западный Центр православной литературы   «Диоптра», 1998. – 112 с.

ОБИТЕЛЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Издательство Зимина, СПб., 2002

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЕНИАМИН, МИТРОПОЛИТ ПЕТРОГРАДСКИЙ. Документальное повествование. СПб.: изд-во Юрженко «Вера», 1997. – 184 с.

ЗАКОПАННЫЕ И СОЖЖЕННЫЕ. Исторический роман. «Нижний Новгород», №№ 7, 8, 10, 1997. Книжное издание – «Аввакумов костер»: Роман. М.: изд-во «ТЕРРА – Книжный клуб», 1998. – 400 с. –  (Отечество).

АНГЕЛ РОДИНЫ. Повесть.  «Наш современник», № 12, 1997. Книжное издание – «Николай Рубцов» «Ангел Родины». Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», (Всемирная библиотека поэзии), 1998. – 384 с.

ГУСИ-ЛЕБЕДИ. Рассказы для детей. (В соавторстве со священником Алексеем Морозом). СПб.: АОЗТ «Вектор», 1998. – 32 с. – 15300 экз.

ЛЮДИ ПРОТИВ НЕЛЮДИ. Исторические и историко- литературные повести.  М.: Воениздат, 1999. – 480 с. - (Редкая книга).

ОБЛЕЧЕННЫЙ В ОРУЖИЕ СВЕТА. Жизнеописание митрополита Иоанна. Издательское товарищество «Ковчег», М., 2002, 368 с.

ДАЛЬНИЙ ПРИХОД. Сборник рассказов. СПб.: «Диоптра». Серия «Русская духовная проза», 2000. – 224 с.

ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ, СМЕРТЬ И ЛЮБОВЬ. Женщины Петра Великого. Пьеса. – СПб.: Театр «Патриот», 2001.

ДВА ЛИЦА ГЕНЕРАЛА ВЛАСОВА. Жизнь, судьба, легенды.  М.: Вече, 2001. – 464 с., илл. (16 с.) (Военные тайны XX века).

ВЛАСОВ. ДВА ЛИЦА ГЕНЕРАЛА. М.: Вече, 2003. – 480 с., илл. (32 с.)  Серия «Досье без ретуши»

НИКОЛАЙ РУБЦОВ. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 364 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей;  Сер. биогр.; Вып. 797)

РЕВИЗИЯ КОМАНДОРА БЕРИНГА. Историческая повесть. М.: изд-во ТЕРРА – Книжный клуб; Азбука, 2001. – 288 с. – (Отечество).

ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ. Загадки и мифы династии. – М.:Вече, 2002. – 480 с. (Тайны земли русской)

РОМАНОВЫ. РАСЦВЕТ И ГИБЕЛЬ ДИНАСТИИ. М.:Вече, 2003. – 542 с. (Тайны земли русской)

ОХОТА В СТАРЫХ КВАРТАЛАХ. Повести и рассказы. СПб. Издательство писателей «Дума», 2002, 448 с.

СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Изд-во «Аврора», СПб., Изд-во «Янтарный сказ» Калининград. 2002. 64 с.

РЕВИЗИЯ БЕРИНГА. Рассказы, «Дрофа» М., 2003, 112 с.

АПОСТОЛЬСКИЙ КОЛОКОЛ. Повествование о Валаамском монастыре, его древностях и святынях. Сатисъ. Держава, Санкт-Петербург, 2003



На главную