На главную |
23.09.2008 г.
М.С.Фомина,
член Совета Собора православной интеллигенции,
кандидат искусствоведения,
доцент СПб.Гос.Консерватории,
доцент Института им.Репина Академии Художеств,
член Союза художников,
член АИС (Международной ассоциации искусствоведов).
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВЫСТАВКЕ «МЕТАФИЗИКА СТЕНЫ»
Художники, представляющие свои работы в стенах философского факультета
СПбГУ, сами прежде всего философы от живописи.
Безусловно, нерушимой стеной «умозрения в красках» высится византийская и
русская иконопись. Но «богоискательство» давно уже стало частью и светской
художественной культуры, достаточно вспомнить имена Василия Розанова и
Михаила Нестерова. Вообще, литературность, сюжетность, «логосоцентричность»
еще в Х1Х веке стали частью живописной культуры, порой соединяя «поэзию
живописи» с «поэзией литературы».
На выставке, посвященной метафизике стены, я вижу, как и положено
искусствоведу, различные культурно-исторические ассоциации авторов:
здесь и минимализм супрематического Малевича, «квадраты» которого стали
своего рода «концом искусства», точкой невозврата, после которой реализм
должен был поставить перед собой новые задачи, создать новый метафорический
язык;
тут и белые геометрические пространства «метафизической живописи» Де Кирико,
где геометризация символизирует вечность;
и степная тема П.Кузнецова или горная - Рериха;
и отголоски натюрмортов Дж.Моранди, простых бытовых предметов, как будто
помещенных посреди универсума;
и, наконец, абсолютный лаконизм, геометрический знак древнего,
доисторического искусства с его фигурками «плящущих человечков».
Преобладание нонфигуративного начала в представленной зрителю философической
живописи, думаю, не означает отказа об образа. Нонфигуративное – вызов
фигуративному.
Реализм ХХ века не мог бы стать своего рода «полиреализмом», если бы не было
конца искусства в «Черном квадрате», если бы не задумался о «духовном в
искусстве» Кандинский. После этих вызовов «другого искусства» зацвели
фантастическая, магическая, гиперреалистическая и другие ветви все еще
плодоносного древа реализма.
Вероятно, будущее – за соседством и взаимопроникновением различных форм
фигуративного и нонфигуративного, но – обязательно! - наполненных смыслом.
Будущее – за физикой, озаренной метафизикой.
|
На главную |