На главную

Н. В. Миронова,
к. ф. н., доц. кафедры философии ЗабГГПУ, г. Чита
Материалы конференции-2007 "Православие и суверенитет России"
26.02.2008 г.
Собор православной интеллигенции


ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
И ПРАВОСЛАВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ



Время тяжелых испытаний переживает сегодня Россия. Великую державу с многовековой историей, богатейшим культурным наследием буквально захлестнула волна бездуховности. В настоящее время в российском социуме активно происходит процесс ценностной инверсии, когда ценностная вертикаль (устремленность к Абсолюту, высшие духовные ценности) заменяется на ценностную горизонталь (свобода в отрыве от ответственности, материальное богатство, тяга к удовольствиям и т. д.). Одним из основных негативных последствий этого процесса является разрушение традиций, что, в конечном итоге, может с неизбежностью привести к деградации российского общества.

По словам В. Г.Федотовой, «... реальным механизмом ценностных изменений становится массовая культура...». [1, с. 18] Хотелось бы добавить, что не просто массовая культура является сегодня источником разрушения традиционных ценностных установок, а западная (преимущественно англоамериканская) массовая культура. Посредством СМИ эта культура из мира внешнего вторгается во внутренний мир человека, разрушая и наполняя его лжесмыслами и бездуховностью. Такая культура не предполагает наполнения внутреннего мира человека высшими духовными ценностями, напротив, она направлена на разрушение духовности, на деморализацию и дестабилизацию личности. Она формирует человека, лишенного духовного стержня, а, значит, неспособного адаптироваться в сложном, быстро меняющемся мире. Как справедливо отмечает О. Николаева, «... можно говорить о современной культуре как о культуре, не укорененной в глубинах человеческого духа, не произрастающей в нем, не выращенной в подвиге культурного делания, а являющейся для человека чем-то искусственным, внешним, навязанным и чужим, а главное — намеренно неадекватным». [2, с. 101]

Немалую роль в разрушении традиций и высших духовных ценностей играет постмодернизм. Как пишет О. Д. Олейникова, одним из свидетельств «...инверсии ценностной картины мира является опыт постмодерна, в рамках которого сознательно отвергаются все нормы и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией». [3, с. 74] Одной из задач постмодернизма является конструирование искусственного эклектичного мира, мира, в котором нет границ между реальностью и виртуальностью, порядком и хаосом и т. д. Мир с позиций постмодерна представляет собой грандиозный спектакль, утративший свою целостность и превратившийся в раздробленный мир.

Раздробленный мир, в котором отсутствует ценностная вертикаль, способствует формированию раздробленного сознания. Отсюда растерянность современного человека, неумение адаптироваться к условиям бытия и адекватно реагировать на вызовы современности.

В современных условиях кризиса духовной культуры возрастает роль православно-ориентированного образования, особенно его воспитательной стороны. Воспитательные ценности Православия генетически заложены в душе русского человека. Современный исследователь Н. А. Бенедиктов называет такие ценности «святынями», относя к их числу — Родину, веру, друга, природу, красоту, свободу и др. [4, с. 105—108] Эти ценности-святыни имеют совершенно иную природу и направленность, нежели навязываемые сегодня ценностные ориентации западной (англо-американской) массовой культуры, о которых речь шла выше. Ценности-святыни направлены на созидание человека как высокодуховной личности, на развитие чувства патриотизма, любви и добра по отношению к ближнему и природе, на формирование эстетического вкуса и т. д. Православные ценности-святыни ведут к очищению и раскрытию истинной духовной природы человека. Даже если речь идет об одной и той же ценности, то она по-разному понимается в Православии и западной культуре. Например, «... свобода понимается в Православии, прежде всего, как ответственность человека за выбор своих поступков, а не в западноевропейском смысле — как право индивида поступать в соответствии со своими желаниями». [4, с. 70]

Спасение нации, возрождение традиций русского народа сегодня является главной задачей всех подсистем общества, и, в первую очередь, образования. Более того, речь должна идти не просто о возрождении традиций, а об их активном использовании в жизни социума. С. И. Гессен справедливо указывал на то, что «только приумножая культурное достояние предков, можно его сохранить, ибо дела предков живут не в нашей пассивной памяти, но в наших творческих усилиях и достижениях». [5, с. 344]

Цель православно-ориентированного образования — пробудить в душе каждого воспитанника накопленные многовековым опытом ценности родного народа, помочь активно использовать их в реальной жизни и, тем самым, вы-работатьспособность противостоять пагубному влиянию извне. Как отмечает В. Д. Шадриков, «воспитание в свете Православия есть помощь человеку в освобождении от власти греха, помощь в раскрытии образа Божия». [6, с. 95]

В этом отношении показателен пример продолжателей традиций русской школы. Яркими приверженцами национальной школы выступали Ф. М.Достоевский, В. О. Ключевский, Д. И. Менделеев, К. Д. Ушинский и многие другие. Безусловно, положительным моментом является то, что идеи русской национальной школы разделяют и воплощают на практике и многие современные ученые и педагоги. Например, модель «Новая русская школа», которая осуществляется на базе школы № 141г. Москвы. [7, с. 225-226]

Таким образом, в условиях негативных ценностных изменений в современном российском обществе образовательная система должна быть сориентирована на возрождение и сохранение традиций русского народа и в целом богатого культурного наследия Святой Руси. Поэтому приоритетную позицию в образовательной сфере должно занять православно-ориентированное образо -вание, воплощающее в теории и на практике высокие идеалы Православия.

_______________
1. Федотова В. Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России// Вопросы философии—2005—№11.
2. НиколаеваО. Современная культура и Православие. — М.:Иэд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.
3. Олейникова О. Д. Образовательные ценности и ценностная инверсия в культуре// Философия образования для 21 века — 2001 — № 1.
4. Бенедиктов Н. А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии: Монография. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета им. Н. И.Лобачевского, 1998.
5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995.
6. Шадриков В. Д. Духовные способности. — М.: Магистр, 1996.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.


На главную