А. В. Клюшников,
Это видно из того, что попытки модернизации в разных
областях раз за разом проваливаются, инициативы не дают результата, как в
песок уходит их энергия и порыв. Коррупция в обществе только нарастает,
чиновничество безынициативно и пассивно, его стремления ограничены кругом
только тех инициатив и решений, которые идут на пользу ему, чиновничеству.
Попытки организовать общественный контроль над властью (например, в виде
«Общественной палаты») мало что дают. Все это в сумме приводит к малой
эффективности власти. Кроме того, к критическому порогу подошли и проблемы
общества. Накапливаемые на протяжении десятилетий, сегодня они приводят к
кумулятивному эффекту в своих последствиях, наиболее зримым из которых
является демографическая ситуация. Налицо отсутствие национальной идеи,
неспособность светских властей ее сформулировать, восприятие западных,
упаднических, иенностей и распад под их влиянием традиционных ценностных и
моральных установок, следствием чего стало размывание национальной,
культурной идентичности и отсутствие перспективных целей государственного
строительства. Также нельзя сбрасывать со счетов и те вызовы и
опасности, которые несет глобализация. Процессы глобализации ведут к
созданию глобального мирового пространства, из чего следует, что сегодня уже
идет, может, и неосознанно, конкурентная борьба за то, какая именно страна
станет тем «центром кристаллизации», вокруг которого и объединится мир. Малая эффективность власти, на самом деле, возвращает нас
к извечной проблеме: как в условиях господства меркантильных интересов
обеспечить приход в высшие эшелоны власти людей, руководствующихся
ценностями сверхличностного порядка. Иными словами, перед нами сегодня стоит задача —
конструирование такой системы власти, которая смогла бы обеспечить
процветание России, ее гражданам в нашем сложном, противоречивом мире. В мировой истории мы можем четко проследить, что
наибольшего могущества раз за разом добивались не самые сильные, самые
богатые и самые умные народы. Главенства в мире достигали лишь те, у кого
была наиболее продвинутая система власти, и, как правило, она бьша наиболее
революционна на тот момент. Это и демократия древней Греции, демократия
древнего Рима, более Усовершенствованная, чем греческая; затем Римская
империя, конституционная монархия в Великобритании. Это и США со своей более
продвинутой, по сравнению с греческими и римскими образцами, демократией.
Так что, если мы хотим добиться величия нашей державы и использовать уроки
истории, нам необходимо сконструировать свою систему власти, ориентированную
на национальные традиции, а не «передирать» в очередной раз, тупо и с
маниакальным упорством, «лучшие западные образцы». Практический вывод из этого напрашивается следующий — нам
нужна эффективная система государства и общества во всей их совокупности, в
которой бы соблюдались, без перекоса в какую-либо сторону, верные пропорции
между соотношением прав и обязанностей, свобод, безопасности граждан и
могуществом страны, свободным волеизъявлением народа и эффективностью
государства. Сегодня имеются определенные предпосылки возвращения к
истокам властных отношений российского общества. Светская власть уже не
дистанцируется от своей национальной традиции, поддерживает веру, помогает
восстановлению храмов, возвращению христианских святынь, но в то же время
старается не вмешиваться в дела Церкви. Церковь же делает свое дело, не
стремясь особенно контролировать государственную власть. Насколько продлится
данное равновесие — неизвестно, но если удастся его сохранить и дальше,
развивая в нужном направлении, то мы получим и равновесную
симфонию властей. На практике реализация принципа «симфонии властей» дает
современной светской власти основной инструмент поверки ее решений —
православную этику. Православие служило и служит культурным фундаментом,
культурной средой нашей цивилизации и потому именно этим эталоном мирская
власть должна мерить приемлемость целей и путей их достижения. Не в
последнюю очередь и потому, что Православие как культурный базис русской
цивилизации породило не известный более нигде в мире феномен национальной и
религиозной терпимости, свидетельством чему может послужить наличие
многочисленных этносов, органично вошедших в ткань российской
государственности. При этом нужно отметить, что ни один, даже самый
маленький этнос не был уничтожен, все сохранили свою самобытную культуру. Церковь призвана помогать власти и направлять власть.
Власть близорука, а Церковь дальнозорка, поэтому только вместе они могут
видеть и далекое и близкое. По отдельности они наполовину слепы. Но не нужно
думать, что объединение Церкви и государства (как это уже бывало в истории
неоднократно) решит проблему полуслепоты. Наоборот, в таком тандеме
обязательно возьмет верх кто-то один, а значит, иная возможность видения
исчезнет. Так было в Российской империи, где была потеряна дальнозоркость
Церкви, превращенной в министерство, поглощенной близоруким государством.
Так происходит в теократических государствах Азии, где государство
поглощается религией. Здесь необходимо равновесие, а также соблюдение
баланса интересов и прав личности и общества. Другой задачей Православия может быть и помощь
государственной власти в определении долгосрочных приоритетов и задач
государственного строительства. Сегодня на первые роли в мире все больше
выходит значимость не экономической или военной составляющей, а
идеологической. Учитывая это, можно предполагать, что вторым центром мира,
равновеликим или превосходящим США, станет не Китай, Индия или Объединенная
Европа, не какой-то иной мощный в военном и экономическом плане центр. Им
станет та из великих держав, которая сможет предложить альтернативный
евро-атлантическому план реорганизации мира. Учитывая сказанное в начале, мы
получаем два основных фактора, приводящих к господству — наиболее
эффективная система власти и наличие глобального идеологического проекта.
Этот тезис подтверждается тем, что сверхдержавами всегда были именно те
страны, которые наряду с революционно превосходящей системой власти имели
глобальный план обустройства мира. Китай — на все восемь частей света вокруг
Китай, просто варвары еще не знают этого. Рим — pax Romana. Великобритания —
мировая империя. Фашистское немецкое государство — мировое нацистское
государство. Российская империя — Москва — Третий Рим, объединение всех
славян и православных в одной империи и строительство царства Божьего на
земле. США — распространение демократии и прав человека по всей земле,
золотой миллиард, глобализм. Конечно, нужно учитывать и тот факт, что необходимость
стать «центром кристаллизации» объединяющегося мира автоматически ставит
задачу обретения достаточной для реализации этих целей государственной мощи.
Если нам суждено стать «центром кристаллизации» мира, а значит, и просто
центром мира, то для нас теряет свое значение разрывавший в течение трех
столетий общество вопрос: «Кто мы в Европе?». Теряет свое значение
разделение на западников и славянофилов и любые другие разделения. Нам
просто нужно брать все лучшее, откуда бы оно ни исходило, и строить свою
страну, исходя из необходимости достижения превосходящей по отношению к
любой другой стране мира государственной мощи. |