В. А. Калачева,
Современный отечественный педагог, в совершенстве
постигая труды Я. -А. Коменского, И. Гербарта, И. Песталоцци, Ж. Руссо и
пр., обучается в отрыве от ценностей Православия, т. е. своих коренных
ценностей. У выпускников педвузов выявлены пробелы в элементарных знаниях о
религиозной жизни страны, низкий уровень информированности в области
религиоведения вообще и Православия в частности. И это в то время, когда
наблюдается засилье деструктивных сект, когда обществу навязывается
утилитарная система ценностей, связанная с глобализацией. Невзирая на
национальное своеобразие государства, его стараются вписать в рамки мирового
сообщества. В результате вместо народа с богатейшими традициями мы получаем
безликую толпу, лишённую каких бы то ни было признаков уникальности. Чтобы
противостоять этому процессу, общество должно, как минимум, проявлять
интерес к тому оригинальному материалу, который предоставляет нам
православная культура и педагогика. Это особенно важно, если учесть, что
одним из принципов вузовского образования на сегодняшний день является
реализация познавательных запросов и удовлетворение духовных потребностей
личности, приобщение её к архетипическим
ценностям, формирование высоконравственного отношения к людям. Кроме того,
основополагающим и важнейшим аспектом свободного и творческого отношения к
жизни является ориентация личности в области этических смыслов и ценностей.
[2, 162] Опыт средневековой христианской школы и педагогики лег в
основу всех современных педагогических систем, составил неотъемлемый пласт
культуры. Его духовное наследие огромно, а его положительная роль в
формировании сегодняшнего педагога несомненна. Педагогические творения
христианских педагогов могут обогатить будущих учителей знаниями о духовной
реальности, о которой умалчивают все светские науки. Говоря об общедидактической теоретико-практической
значимости, нельзя не заметить, что подлинные преобразования педагогической
действительности возможны на основе заботы о детях, любви и милосердия.
Именно эти идеалы провозглашает христианская педагогика, показывая, каким
образом можно превратить их в реальность. Исключая опыт христианского
воспитания из своего педагогического опыта, учитель существенно обделяет
себя как в методах и средствах воспитания подрастающего поколения, так и в
развитии педагогической компетенции. Приступая к анализу любой
воспитательной проблемы, педагог должен руководствоваться принципом единства
исторического и логического. Суть этого принципа заключается в том, что при
постановке проблемы педагог должен, прежде всего, учитывать, что по ней было
сделано в истории, а потом осуществить анализ теоретического материала с
тем, чтобы усовершенствовать старые наработки. Так, воспитательные взгляды
христианских педагогов могут представлять интерес для решения вопросов
нравственного, патриотического и семейного воспитания. Социальная же значимость заключена в следующих аспектах:
противостояние сектам, деструктивным культам, целителям, магам, колдунам,
экстрасенсам, практикующим духовную эксплуатацию личности; трансляция знаний
для обогащения как педагогической, так и других наук. ________________ |