На главную


20.11.2007 г.
Собор православной интеллигенции


ПРАВОСЛАВИЕ И ГОСУДАРСТВО



В. А. Дрожжин,
к. ю. н., проф. кафедры истории права и государства Санкт-Петербургского
университета МВД России, заслуженный юрист РФ

С победой социализма в СССР и строительством социализма в ряде других стран, в которых распространено Православие, оно претерпело сложную эволюцию. Радикально изменилась политическая ориентация Православной Церкви: от былого политического союза с эксплуататорскими классами и вражды к социалистическому общественному и государственному строю она перешла на позицию лояльного отношения к новому обществу, к поддержке миролюбивой политики социалистических государств, активному участию в борьбе за сохранение мира и международную безопасность. Ныне этого государства нет.
Часто утверждают, что Союз ССР был «богоборческим» государством, «империей», что он «распался» вследствие «роста национального самосознания». Всё это не соответствует действительности, познание которой поможет сохранить российскую государственность.
Империи, как известно, были конгломератами экономически не связанных между собой частей, которые насильственно удерживали в своём составе различные народы, боровшиеся за своё освобождение.
В отличие от них, Советский Союз имел такую степень экономической интеграции, какой не знает ни одна из самых высокоразвитых стран в мире. За каждой союзной республикой ст. 72 Конституции СССР закрепляла «право свободного выхода из СССР», 7 апреля 1990г. в стране был принят Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», согласно которому «решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым посредством референдума, если за него проголосовало не меньше двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о её выходе из СССР» (ст.6).
Немалое значение имело отношение советского народа к самому факту существования СССР. Оно было выявлено 17 марта 1991 г. входе Всесоюзного референдума, когда 76,4 % граждан, участвовавших в нём, приняли решение о его сохранении. Уместно заметить, что процент голосовавших за сохранение Союза ССР в его национальных «окраинах» был значительно выше среднего общесоюзного и составил в Азербайджане — 93, Казахстане — 94, Киргизии — 94,5, Таджикистане — 96, Туркменистане — 98, Узбекистане — 93,7 процентов.
Материальные основы единства страны закреплялись в ст. 11 Конституции СССР, которая, как показали ноябрьские события 1988 г. в Эстонской ССР, являлась препятствием на пути к сепаратизму. Так, объекты «общего достояния всего советского народа», перечисленные в упомянутой статье, находившиеся в пределах её границ, под давлением национал-сепаратистов, без выяснения мнения народа, были объявлены исключительной собственностью Эстонской ССР. 26 ноября 1988 г. Президиум Верховного Совета СССР принял


указ, которым отменил принятые Верховным Советом Эстонской ССР акты по тем основаниям, в частности, что они «...противоречат ст. 11 Конституции СССР, предусматривающей, что такие объекты являются достоянием всего Советского народа».
Дезинтеграция Союза ССР связана с деятельностью законодателей в лице народных депутатов СССР и союзных республик, среди которых были и представители Православия.
В целях исключения из Конституции СССР ст. 11 Верховным Советом СССР были 26 февраля 1990 г. приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле», а 6 марта 1990 г. — Закон СССР «О собственности в СССР», новеллы которых нашли закрепление в ч.З ст. 10 и ст. 13 Конституции СССР в редакции от 14 марта 1990 г., принятых внеочередным III Съездом народных депутатов СССР. Одновременно из Конституции СССР была исключена ст. 11. Эти нормы взорвали основы политической, социально-экономической, правовой жизни народа, положив начало политическому и экономическому хаосу, правовому беспределу в виде «парада суверенитетов», «войны законов» и «паралича власти» союзных органов, узаконив: 1) раздел территории СССР, 2) денационализацию общего достояния всего советского народа, 3) раздел объектов единой экономической системы между десятками тысяч органов власти и управления национально-административных образований, 4) расовое и национальное неравноправие граждан.
Любому государству присуще наличие трёх признаков: 1) единой территории, 2) права, 3) системы органов и учреждений, образующих в совокупности аппарат государства. [1, с. 176]
К чему привёл раздел территории страны? — Поспешно собравшийся 10-12 марта 1990 г. Верховный Совет Латвийской ССР объявил о «восстановлении независимости Литовского государства», а 30 марта 1990г. Верховный Совет Эстонской ССР принял постановление «о государственном статусе Эстонии». Народные депутаты союзных республик проигнорировали упомянутый выше Закон СССР от 3 апреля 1990 г. Так, 4 мая 1990 г. Верховный Совет Латвийской ССР принял «Декларацию о восстановлении независимости Латвийской ССР», а 12 июня 1990г. первый съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республике». В один миг более 25 млн. русских оказались за рубежом.
Вслед за РСФСР декларации о государственном суверенитете приняли: Узбекская ССР (16 июня 1990г.); Молдавская ССР (23 июня 1990 г); Украинская ССР (16 июля 1990 г,); Белорусская ССР (27 июля 1990г.); Армянская ССР и Туркменская ССР (23 августа 1990г.); Таджикская ССР (24 августа 1990г.); Казахская ССР (25 октября 1990г.); Грузия (14 ноября 1990г.); Кыргызстан (15 декабря 1990 г.).
К концу 1990 г. народные депутаты союзных республик путём принятия деклараций о государственном суверенитете (независимости) фактически упразднили Союз ССР, от которого остались только органы и право, оказавшиеся после раздела территории между небом и землёй.
«Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (СНГ), подписанное 8 декабря 1991 г., расшифровывается в народе как Сбылись Надежды Гитлера. Что не смог сделать Гитлер, располагая громадной сокрушительной силой, сделали народные депутаты СССР и союзных республик.
Развал Союза ССР совершён с грубым попранием многочисленных норм не только внутригосударственного, но и международного права. Последние содержат принципы: неприкосновенности и целостности государственной территории, нерушимости и неприкосновенности государственных границ и др. Их нарушение не может быть оправдано ссылками на принцип самоопределения народов и наций. Этот принцип является основным при решении проблем колониальных и зависимых народов: «территория колонии или другая несамоуправляющаяся территория имеет согласно Уставу ООН статус отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею». На территории СССР не было территорий, отдельных или отличных от общего статуса его территории ввиду отсутствия на ней колониальных и зависимых народов. Следовательно, принятые представительными органами союзных республик декларации о суверенитете (независимости), приведшие к нарушению территориальной целостности Союза ССР, находятся в грубом противоречии с принципами международного права как акты самопровозглашения, не соответствующие воле народа, а поэтому не могут быть признаны легитимными.
Познание и признание истинной причины прекращения союзной государственности положит начало сохранению российской государственности, ликвидация которой осуществляется по тому же сценарию.
Целям ликвидации российской государственности служит так называемый «федеративный договор», с идеей которого Б. Н. Ельцин выступил на I Съезде народных депутатов РСФСР 22 мая 1990 г.
В июле 1991г. председатель Комитета Верховного Совета РСФСР по законодательству С. Шахрай в интервью еженедельнику «Аргументы и факты» заявил, что «субъектами российского федеративного договора должны стать не только национально-автономные образования, но также (чтобы не обижались и видели для себя непосредственную выгоду) все края, области, города Москва иЛенинград. Всего таких субъектов становится... восемьдесят восемь. А Россия исчезнет где-то между ними». Комментарии, как говорится, здесь излишни.
Впервые в истории России путём произвольного изменения правового статуса 6 краёв, 49 областей, 2 городов, 1 автономной области, 10 автономных округов, под видом «уравнения» их с правами союзных республик, административно-территориальные образования превращены в самостоятельные субъекты государственного образования.
Решением VI Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. текст «федеративного договора» без обсуждения, «на ура», включен в Конституцию РФ и стал ее составной частью.
Ст. 12 Конституции РФ содержит положение о том, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», что означает возможность расчленения России на десятки тысяч самостоятельных образований, т. е. уничтожение государственности вообще.


Согласно ст. 28, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,. .. свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Такая норма способствует распространению религиозного экстремизма со стороны тех, кто относит себя к числу «богоизбранных». Действовать можно, только руководствуясь нормами закона.
В 1994 г. сразу в нескольких странах Запада была опубликована статья 3. Бжезинского под знаменательным названием: «Россия будет раздробленной и находиться под опекой».
Эти стратегические цели подтвердил в своем выступлении Б. Клинтон на совещании Объединенного комитета начальников штабов 25 октября 1995 года: «... Последние десять лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока....
...наши планы начали реализовываться. Однако это не значит, что нам не над чем думать... необходимо решать несколько задач:
всячески стараться не допустить к власти коммунистов...
в ближайшие десятилетия предстоит решение следующих проблем:
расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии......
Очередным шагом дезинтеграции является Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. о создании семи округов на территории Российской Федерации. Центральная власть будет сужать свою деятельность и представительство в округах путем сокращения федеральных структур в субъектах Федерации. Подтверждением этого является Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти», которым было упразднено 14 министерств и государственных комитетов.
Думается, что Русская Православная Церковь вместе с другими прогрессивными силами общества должна включиться в деятельность по сохранению государственности, дистанцируясь от тех сил, которые готовят ликвидацию России в угоду мировому сионизму.

1.БСЭ, 3-е изд. М, 1972.


На главную