На главную

Г. А. Чурилова, к. ист. н., доц. СПГУТД
27.03.2008 г.
Собор православной интеллигенции


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В ВУЗЕ



Начало третьего тысячелетия обозначено крупнейшими геополитическими изменениями и социальными катаклизмами. Тенденции к всеобщей глобализации все активнее противостоит стремление отдельных народов и цивилизаций определить самостоятельную роль и обрести своё место в мировом обществе, утвердить свои нравственные и культурные ценности, передать молодому поколению свою историческую память и национальное самосознание, любовь, уважение и гордость за историю своего народа. Ведь именно в своей истории, опираясь на подвиги своих национальных героев, народы черпают силы в трудные, переломные моменты своей жизни. Слабость и разрушение государства начинается с того момента, когда народ начинает «стыдиться» своей истории, испытывать комплекс неполноценности и ущербности в сравнении с другими народами и цивилизациями.

С особенной остротой проблемы «связи времен», изучения и передачи исторического опыта молодому поколению встали на рубеже тысячелетий перед Россией. История и по сей день является заложницей политических сил, борющихся за власть в современной России. При этом все дискуссии и споры политиков, чиновников, средств массовой информации ведутся на крайне низком уровне исторического знания, предпочтение отдаётся негативным оценкам и прямому очернительству истории Отечества. На фоне изобилия «исторической» литературы трудно отыскать серьёзное историческое исследование отечественных историков. Обществу предлагаются новомодные концепции «альтернативной истории» или «новой хронологии». Сухое, наукообразное изложение истории Отечества, назидательный тон и отсутствие живых и ярких образов в учебниках вызывают у молодёжи неприязнь и отторжение, недоверие к учебникам, вызывают и разочарование в истории Отечества.

Молодёжь России всё чаще отдаёт предпочтение ценностям западной цивилизации, личной, сиюминутной выгоде и лидерству через культ силы и вседозволенности, свободы нравов, что представляет реальную угрозу национальной безопасности страны.

К сожалению, и новое поколение российских политиков-реформаторов предпочитают в выборе стратегии развития России прозападные стандарты, отводя проблемам образования и формированию исторического сознания молодёжи второстепенные роли. Интересы политической системы преобладают над интересами общества и личности.

Объективной потребностью современной России является чёткая формулировка национальной идеи, приоритетов общества и государства. Именно на них должны основываться и принципы политического воспитания молодёжи.

Главным принципом воспитания патриотизма должно стать уважение ко всем культурам народов России. Российская цивилизация исторически сложилась как конгломерат народов, относящихся к разным типам и развивающихся как по западному, так и по восточному пути. Россия — это мощный суперэтнос, расположенный между двумя мировыми центрами: Востоком и Западом. Именно это геополитическое и концептуальное положение должно определять принципы и формы патриотического воспитания, в том числе при изучении отечественной истории в вузе.

В этой связи, реализация принципа научной объективности в преподавании отечественной истории обязывает преподавателей:

• донести до студентов историческую правду, ознакомить их с источниками исторической эпохи и научными комментариями;
• научить студентов уважать уроки истории, благодарно принимать опыт предшествующих поколений;
• найти подходящий для практической и профессиональной деятельности прецедент, чтобы исторические знания не только стали благотворной пищей для ума и души, но и способствовали достижению жизненного успеха;
• способствовать формированию собственного взгляда на текущий ход истории и выработке активной гражданской политики.

От того, сможет ли власть сегодня обеспечить реализацию этих принципов на путях демократического развития и внимания к процессам гуманизации образования, зависит выбор модели построения нового российского государства.

Воспитание патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своей истории должно стать государственной национальной программой. Эта программа должна включить в себя подготовку и издание современных учебников по истории Отечества, ярких, насыщенных, интересных. Новейшие исторические исследования позволили накопить значительный объём исторического знания по древнейшей истории славянских народов, их культуре и их взаимоотношениях с Античным миром, что даёт возможность расширить рамки исторического знания студентов, не ограничиваться традиционными 2—3 страницами учебника «упоминания» о предыстории славян. Столь же необъяснимо исчезновение из ряда учебников упоминаний о Великой Октябрьской социалистической революции, называемой неясным термином «октябрьские события». Предпринимаются и попытки «растворить» во Второй мировой войне события и героические сражения Великой Отечественной войны.

Современным учебникам по истории России недостаёт яркости и образности изложения, присутствия личности автора-учёного, его сопереживания излагаемому материалу. А ведь именно присутствие автора, его личности, сделало столь притягательными и интересными курсы русской истории Карамзина, Костомарова, Соловьёва, Ключевского.

Личность преподавателя отечественной истории, его интеллектуальный и научный потенциал, эрудиция, лекторское мастерство, его нравственные принципы и нормы поведения зачастую ассоциируются в глазах студентов и с самим изучаемым курсом истории, побуждая либо к углублённому её изучению, либо приводя к недоверию и отторжению исторического материала.

Пробуждение интереса и развитие исторического сознания зависят от форм получения исторического знания, их притягательности и востребованности молодым поколением, перегруженного потоками информации.

Современные образовательные технологии ориентированы на развитие творческой активности студентов, выработку самостоятельности в поиске новых знаний. Акцент в практических занятиях (семинарах) переносится на работу студента с историческими источниками и научными комментариями, на подготовку и выступление в группе с реферативными докладами.

Воспитание патриотизма и уважение к истории формируются и при обращении к изучению истории своего родного города, посёлка, улицы, начинаются с поиска исторических корней своей семьи, обращения к опыту и примерам выдающихся деятелей Российского государства, её культуры и науки. История России, отразившаяся в письмах с фронта, старых фотографиях и воспоминаниях родных и знакомых старшего поколения — самый верный и надёжный путь формирования чувства любви и гордости за свою страну и её историю. Благодаря такому подходу в воспитании патриотизма, студенты приобщаются не только к работе с научной исторической литературой, но и знакомятся с принципами работы с архивными документами, музейными экспозициями, приходят заниматься в студенческие научные общества, исторические кружки, создаваемые при кафедрах отечественной истории.

Разумеется, воспитание патриотизма у молодого поколения, студенческой молодёжи не может замыкаться только в рамки преподавания курса отечественной истории. Это — длительный и сложный, многострадальный процесс. Ведь наш разум стоит на фундаменте памяти, и правильное, православное понимание собственной истории необходимо нам ради сохранения нормальных чувств, доброй воли и свободы выбора.


На главную