На главную |
02.02.2006
Иеромонах Иоанн Шаховской
(впоследствии - архиепископ Сан-Францизский)
Сектантство в православии и
православие в сектантстве
Ошибочно думать, что все православные суть, действительно не сектанты, и что
все сектанты суть, действительно не православные. Не всякий православный по
имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в
настоящее время, в особенности, можно встретить православного — настоящего
сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого,
упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией,
но пресыщенного горделивой правдой своей, строго судящего человека с вершины
этой мнимой правды - внешне догматической, верной, но лишённой рождения в
Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл
православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное
выражение церковной истины, но, на самом деле, таящего в себе много истинно
Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям.
И наличие таких смешений в христианском обществе не позволяет легкомысленно
подойти к вопросу вероисповедных отношений. Сектанты грешат в непонимании
православия, но и мы, православные, не следуем своему православию, не
понимая их, сектантов, иногда удивительно пламенно и чисто устремлённых к
последованию за Господом, к жизни в Нём, Едином.
Человеческий узкий, гордый, больной разум, кому бы ни принадлежал этот
разум, - православному или сектанту, не преображённый в Духе Божием,
одинаково стремиться к разделению и ищет повода к нему.
Погордиться, повеличаться своей православностью мы не прочь.
Мы, православные, веруем, духовно видим, что имеем полноту человечески
выраженной истины. Но это совсем не значит, что мы уже следуем этой полноте
истины, и что эта полнота наполняет нас. Мы иногда имеем её только на языке
или думаем, что она у нас в глазу должна заменить бревно духовной лености
нашей. Но всё это далеко не так. Истину мы имеем, и полную, но жить в ней не
хотим или не умеем, и просто часто не стремимся жить в ней, ибо она очень
стеснительна для нашего ветхого человека. А погордиться, повеличаться своей
православностью мы не прочь.
Однако среди иновероисповедных христиан есть множество, живущих в истине
православия духом своим. Есть сектанты, которые горят духом и любовию к Богу
и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения
любви к Богу и человеку есть признак истинного жизненного православия. Кто
его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его
имеет среди неправославных, тот истинно православный. По-человечески он
заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот
или иной свет в природе духовного мира,.. но по духу, по внутреннему
человеку он - верный и истинный, не лицемерной любовью преданный живому
Господу Иисусу Христу, до смерти.
Такие подлинно православные христиане есть как среди православных по
умоисповеданию, так и среди римокатоликов, среди протестантов всех оттенков,
к каковым принадлежат и русские сектанты, сектаризировавшиеся, то есть
отделившиеся умом и опытом от догматического исповедания церкви, отчасти
из-за непонимания этого исповедания в Духе, отчасти из-за других примеров
осуществления этого исповедания в жизни. Всякому православному ясно, что
православные по своему умоисповеданию часто не только не являются назиданием
для общества, но прямым развращением этого общества. Не говорим о примерах
политиков, общественных деятелей: они касаются, конечно, в большой степени и
нас, духовенства, не всегда стоящего на духовной высоте православия,
несмотря на ясное сознание истинности своей церкви.
В наличии сектантства православный, а тем более священник, всегда более
виноват, чем сектанты.
А монастыри... сколько было подчас глубокого неправославия, мирского,
тленного духа под смиренной одеждой монаха. И всё легковесное, гнилое
всплывало на поверхность церковной жизни и более бросалось в глаза, чем
истинно смиренный, самоотречённый труд множества пастырей и иноков
подлинного православия, жизнью своею шедших за Христом и умиравших во
Христе. Революция показала, обнажила слабый слой православного русского
священства, но она же подчеркнула мученическое исповедничество православной
жизни у большинства священников.
Кто-то сказал, что наличие сектантства показывает религиозность народа.
Можно сказать и так: наличие сектантства показывает православность народа,
его горение духа, его стремление к идеалу, его жажду не внешней религии, но
внутренней, жажду своего сердечного завете с Богом. И это по существу и есть
православие. В наличии сектантства православный, а тем более священник,
всегда более виноват, чем сектанты. Думать так - не значит ли это думать
по-православному, беря на себя вину и ответственность за отделившихся
братьев. Иначе не будет Христовой правды, если не взять на себя вину.
Человеческую правду можно осуществить в признании виновными сектантов, но
Христова правда иная - безумная для мира, мудрая лишь для Бога.
Ни спорами, ни диспутами, ни препирательствами, ни грубыми обличениями
нельзя показать ту положительную силу Духа Божия, который живёт в
православии, который есть само православие. Этот Дух можно выявить лишь в
безумном по-человечески отречении от своих разумных прав и предоставлении
суда Духу. В православной апологетике надо, прежде всего, делать ясное и
твёрдое ударение на разъяснении смысла этого вероучения в жизни.
Надо ясно понять, что православие есть страшный огонь, как святые тайны.
Принимающих полноту православия его огонь либо преобразит, либо сожжёт.
Православие создало дух русского народа, но оно же и сожгло русский народ.
Неправда, что русский народ сожжён большевизмом; он сожжён православием, он
сделался недостойным причастником святыни полноты веры, и эта святыня
опалила его. Здесь закон Божьего Духа, закон Церкви.
Кто же ближе к Царствию Божию?
Сектантство - неправославное искание путей православия. По немощи человека
оно совершается не в глубь, а в бок, то есть не в догмате, а около догмата.
Догматическая (чистая) жизнь около догмата представляет собою, конечно,
большее православие, чем недогматическая (блудная) жизнь в догмате. Это надо
понять со всею ясностью, со всею определённостью Божьего Слова, прямо
указывающего на это, хотя бы в притче о двух сыновьях, из которых один
сказал, что не исполнит воли отчей, но исполнил её, а другой сказал, что
исполнит, но не исполнил.
Исповедание православного символа веры есть запечатление Евангелия. Символ
должен совершиться в жизни, стать реальностью. У одного человека он
совершенно не реален в жизни, хотя этот человек произносит его каждый день
на молитве; у другого вера проявляется в любви к Господу Иисусу Христу, к
Отцу Небесному и Духу Святому, и она отражается на лице его, на словах и
всех поступках. Кто же ближе к Царствию Божию? Ответ ясен. Конечно, второй.
Неправославный по имени, но православный по духу и истине, наученный самим
Духом.
Православные по самоисповеданию, по самоутверждению должны понять, что
православие отнюдь не привилегия и не гордость. Православие, наоборот, есть
смирение, есть исповедание полноты истины, как правды, так и любви.
Православие должно побеждать только сиянием своим, как Сам Господь, отнюдь
не пушкой, стальной или словесной - всё равно. Православие не сияет в
православном обществе, в том, которое гордится своим православием. Оно сияет
в том, кто смирён в своём православии, кто чистоту веры понимает не только
своим маленьким разумом, но духом, всею жизнью.
Красота православия дана для спасения людей, а православные стали её
обращать для осуждения, для погубления людей. Можно сказать, что нет на
земле совершенно православных людей, но что частично православны и сами так
называемые православные, и те, кто не считает себя в православии, а во
Христовой Церкви и жизнию живёт во Христе. Православие - солнечный свет,
лежащий на земле. Светит для всех, но не все освящаются им, ибо кто в
подвале, кто закрыл свои окна, кто закрыл свои глаза...
Но невольно возникает вопрос: не являются ли эти мысли, хоть в самой малой
мере, отказом от чистоты православной веры, той чистоты, ради которой было
пролито столько крови и о которой ревновали святые отцы? О нет, это не
только не отказ от чистоты православности, но это есть защита и исповедание
именно её...
Установления православной церкви - школа Духа, самая удобная, если находится
в Духе. Всё в православной церкви должно оживлять и одухотворять. Вина
человека, если он оземняется. Мы, православные пастыри, учители во Христе.
Учитель Один - Господь Иисус Христос, и никто - вне Его - не может быть
учителем. Мы учим лишь, как повиноваться единому Учителю. Мы не во имя своё,
но во имя Христово учители. Но вот мы видим, что кто-то выучился быть
учеником Христовым без нас. Что же? Будем ли мы против него восставать, как
хотели Апостолы восстать против тех, кто не ходит с ними (Лк. 9:4-9), но
получили достойную отповедь Учителя, годную и для нас, православных
пастырей? Мы радоваться должны, что человек силою Всемогущего Духа, Который
дышит, где хочет, чудесно преобразил свою жизнь и приносит Богу плод. Нам
неясен путь Духа в этом человеке. Но разве мы поставлены судить о путях
Духа, если плоды Духа ясны нашим глазам? По плодам велено узнавать. Плоды же
ясно определены у Апостола Павла (1Кор. 13:4-8).
Избавление от этой духовной тьмы - только в истине Христовой.
Люди, как бы они себя ни называли, дробятся, делятся, восстают друг против
друга из своих маленьких, эгоистических уголков жизни, и избавление от этой
духовной тьмы - только в истине Христовой. Истина требует подвига
самоотвержения, любви для своего познания. Невеликодушные, немилостивые,
несмирённые не познают её.
Правда неотделима от любви, нравственной чистоты и бескорыстия. Мы доходим
до того, что слово единство делается слишком большим для нас, и первой целью
своей мы должны ставить взаимное уважение и признание человеческого
достоинства друг в друге.
Господь призывает нас углубить и расширить наше человеческое сердце. Должно
совершиться таинство претворения сердца из злого - в доброе, из
подозрительного - в доверчивое, из осуждающего брата - в милующее. Надо нам
выйти из ограниченностей своих и жалких горделивостей к великодушию, к
широте души и простоте детей Божьих. Будем горячи, но не против людей, а
против зла; и, прежде всего, против зла в себе самих. Во времена Златоуста и
других святых отцов преступник, поручавший свою жизнь сводам церковным,
переставал быть таковым в глазах государственного правосудия, а мы иногда
считаем даже верующих и чистых людей преступниками только за то, что они
хотят молиться не в тех храмах, в которых молимся мы...
Будем как можно лучше и пристальнее вглядываться в добрые стороны ближнего и
в свои собственные недостатки; станем как можно меньше смотреть на слабости
ближнего и на свои собственные добродетели. Так исполнится Божия правда.
|
На главную |