На главную |
19.03.2006 г.
Иеромонах Серафим (Роуз)
Совет Современникам
Письмо иеромонаха Серафима (Роуза)
Дорогой брат во Христе,
рад вас приветствовать о Господе, и спасибо вам
за ваше письмо. Я понимаю, насколько это серьезные вопросы, и постараюсь
ответить вам с той же серьезностью.
В первую очередь я должен сказать вам вот что: судя по всему, в наши дни нет
настоящих богоносных старцев - таких, например, как были некогда Оптинские
старцы, руководившие людьми по благодати Святого Духа, а не по собственному
разумению или толкованию св. отцов. Этот путь духовного руководства не дан
нашему времени - и, сказать по правде, с нашими грехами, слабостями и
душевной порчей мы его не заслуживаем [*] .
Нашему времени дан другой, более скромный путь, о котором пишет еп. Игнатий
Брянчанинов в своей замечательной книге "Приношение современному
монашеству": духовный совет. Это значит - жить по Божьим заповедям,
усвоенным из Писания и св. отцов, опираясь на совет и помощь тех, кто старше
и опытнее. В отличие от безоговорочного послушания старцу, совет мы
принимаем с рассуждением и сами испытываем его на практике.
Затрудняюсь сказать, кто именно мог бы помочь вам духовным советом
по-английски. Но если это вам и в самом деле необходимо, Господь непременно
даст вам это в Свое время, так что не следует слишком настойчиво искать себе
"советника".
И раз уж вы написали мне, я рискну предложить вам несколько слов общего
характера, исходя из вашего письма, из опыта нашего небольшого монашеского
братства и из нашего понимания св. отцов.
1. Прежде всего, научитесь смиряться с тем состоянием, в котором вы
оказались, и извлекать из него максимальную пользу. Если оно не приносит
духовных плодов - не отчаивайтесь, а напротив, удвойте усилия: что вы сами
конкретно можете сделать для своей духовной жизни в создавшемся положении?
Регулярные церковные службы и причастие Св. Тайн - это уже дело огромной
важности. Вслед за тем налаживайте утренние и вечерние молитвы всей семьей и
совместное чтение вслух, - причем все должно быть по мере ваших сил и
возможностей в данных жизненных обстоятельствах.
2. Из литературы могу порекомендовать вам те книги, которые специально
предназначены для живущих в мiру, и те, где изложены основы духовной жизни,
как, например, "Моя Жизнь во Христе" прав. Иоанна Кронштадтскаго, "Невидимая
Брань" преп. Никодима Святогорца, Жития святых, и упомянутое выше
"Приношение современному монашеству": эта книга, в той части, которая
составляет "духовную азбуку", адресована также и мирянам.
3. Большую пользу духовному росту и трезвому взгляду на жизнь приносит
дневник (подойдет обычная общая тетрадь), куда хорошо записывать как
выдержки из прочтенных книг, на которыя вы по той или иной причине обратили
особенное внимание, так и свои собственные заметки, в том числе и о своих
недостатках, требующих исправления. О том, насколько это важно, ясно
свидетельствует "Моя жизнь во Христе" прав. Иоанна Кронштадтскаго.
4. Не критикуйте и не судите окружающих; смотрите на людей как на ангелов,
оправдывайте их ошибки и слабости, а себя самого осуждайте как последняго
грешника. Из всего, что необходимо в духовной жизни, это - первое.
Надеюсь, что это хоть в какой-то мере вам поможет. Если у вас будут
конкретные вопросы, особенно по учению св. отцов, буду рад помочь вам с
ответом: у нас есть почти вся св.-отеческая литература по-русски.
Прошу ваших молитв, с любовью во Христе, - инок Серафим (Living Orthodoxy,
Jan.-Feb., 1984)
+ + +
* Это замечание о. Серафима требует пояснения:
при поверхностном чтении может показаться, что какие-то духовные или
материальные дары могут быть "заслужены" человеком.
Дело, разумеется, не в этом. Каждой эпохе, и каждому из нас в отдельности,
Бог дает наилучшие средства к совершенству и спасению применительно к нашим
сильным и слабым сторонам. Упомянутые о. Серафимом "грехи, слабости и
душевная порча" - это и есть те наши пороки, которые не дали бы нам
воспользоваться плодами духоносного старчества, если бы даже такая
возможность появилась. С другой стороны, преимущества современной жизни -
высокий уровень образования, легкость передвижения и сообщения между людьми,
и невиданная никогда прежде доступность свято-отеческой литературы
(по-русски, по-английски, и на других языках) - как раз способствуют успеху
"жизни по духовному совету".
|
На главную |