На главную |
29.03.2009
Об освящении Божественных Даров
МАРКА АРХИЕПИСКОПА ЕФЕССКОГО СОЧИНЕНИЕ О ТОМ, ЧТО НЕ ТОЛЬКО ПРОИЗНОШЕНИЕМ
СЛОВ СПАСИТЕЛЯ ОСВЯЩАЮТСЯ БОЖЕСТВЕННЫЕ ДАРЫ, НО (ИМЕННО) ПОСЛЕДУЮЩИМИ ЗА СИМ
МОЛИТВОЙ И БЛАГОСЛОВЕНИЕМ СВЯШЕННИКА, СИЛОЮ СВЯТАГО ДУХА.
1. Восприяв изложение Таинства Литургии от священных Апостолов и от
наследовавших их Учителей Церкви, ни у кого из них мы не нашли, чтобы
словами Господними, и только ими, освящался и совершался Дар Евхаристии и
пресуществлялся в самыя Тело и Кровь Владыки; но у всех согласно эти слова
(Спасителя) приводятся описательно и являются как бы предисловием, ради
памяти о совершавшемся тогда событии, и они как бы "влагают" силу
предлежащим Дарам для пресуществления и последующих за сим молитвы и
благословения священника, чтобы тем действием уже пресуществить Дары в самый
Первообраз - Владычни Тело и Кровь. И сами эти чинопоследования
свидетельствуют, что они, - созвучны тому, чего мы держимся, и содержат в
себе самый принцип.
2. Ибо, вот, в записанной Климентом Литургии священных Апостолов, после
того, как приводятся чудеса и дела Господни) еще же и говорится о Страсти и
Воскресении и Восшествии на небо, так положено читать: "Поминающе, убо, яже
(Христос) о нас претерпе, благодарим Тя, Боже Вседержителю, не яко есми
должни, но яко есть мощно нам, и заповедь Его исполняем. В нощь бо в нюже
предаяше Себе, прияв хлеб во святыя Своя и непорочные руки и воззрев к Тебе,
Богу Своему и Отцу, и преломив, даде учеником Своим, глаголя: - Приимите от
него, ядите: cие есть Тело Мое за, многи раздробляемое во оставление грехов.
- Подобне и чашу, растворив от вина и воды, и освятив, даде им, глаголя: -
"Пиите от нее вси. Сия есть Кровь Моя за многи изливаемая во оставление
грехов. Cие творите в Мое воспоминание. - Поминающе, убо, Страсть. Его и
(Смерть и Воскресение и на небеса Восшествие и будущее Его второе
Пришествие, в оньже приидет судити живыя и мертвыя и воздати коемуждо по
делом его, приносим Ти, Царю и Богу, по заповеди Его, хлеб сей и чашу сию,
благодаряще Тя о сем, яко удостоил еси нас предстати пред Тобою и
священнодействовати Ти; и молим Тя, да милостивно призриши на предлежащие
Дары сия пред Тобою, Ты - не имущий ни в чесом потребу, - и да благоволиши о
сих, в честь Христа Твоего, и ниспослеши Святаго Твоего Духа на Жертву сию,
Свидетеля Страстей Господа Иисуса, яко да явит хлеб сей - Телом Христа
Твоего; и чашу сию - Кровию Христа Твоего" [1].
3. Итак, это, чрез запись блаженного Климента, божественные Апостолы
передали Церкви. Но и божественный Иаков, первый Епископ Иерусалимлян и
Первого и Великого Архиерея и брат и преемник, и сам изложивший таинство
Литургии, в том же месте, после того, как привел Владычни слова, пишет так:
"Поминающе убо и мы, грешнии, животворящие Его страдания, спасительный
Крест, и смерть, и погребение, и тридневное из мертвых Воскресение, и еже на
небеса восхождение и одесную Тебе Бога и Отца седение, и еже второе славное,
страшное Его Пришествие, егда приидет со славою судити живыя и мертвыя, егда
хощет коемуждо воздати по делом его: приносим Ти, Владыко, страшную сию и
безкровную Жертву". И немного далее: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости
Твоей и ниспосли на ны и на предлежащие Святыя Дары сия Духа Твоего
Всесвятаго, Господа и Животворящего, сопрестольного, единосущного же и
совечного, глаголавшего Законом и Пророки и новым Твоим Заветом, сошедшаго в
виде голубине на Господа нашего Иисуса Христа во Иордане реце и пребывающего
на Нем, сошедшаго на святыя Твоя Апостолы в виде огненных язык в горнице
святаго и славного Сиона в день Святыя Пятидесятницы, Сего Духа Твоего
Всесвятаго ниспосли, Владыко, на ны и на предлежащие Святыя Дары сия, да
посетив святым и благим и славным наитием, освятит и сотворит хлеб убо сей -
Тело Святое Христово, и чашу сию - Кровь честную Христову" [2].
4. Последуют сему и те, которые после сего сократили эту Литургию, как
Василий Великий, так после него и Иоанн Златоуст. Первый, в том же месте
(Литургии) и сам описывая то первое священнодействие, переданное Владыкой,
так говорит: "Остави нам воспоминания спасительного Своего страдания сия,
яже предложихом по Его заповедем: хотя бо изыти на вольную и приснопамятную,
и животворящую смерть, в нощь, в нюже предаяше Себе за живот мира, прием
хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Тебе Богу и Отцу, благодарив,
благословив, освятив, преломив, даде святым Своим Учеником и Апостолом, рек:
- Приимите, ядите, cие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление
грехов. - Подобне и чашу от плода лозного прием, растворив благодарив,
освятив, даде святым Своим Учеником и Апостолом, рек: - Пийте от нее вси,
сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многие изливаемая, во
оставление грехов. Cие творите в Мое воспоминание". - И немного далее: "Сего
ради, Владыко Пресвятый, и мы грешнии и недостойнии раби Твои, сподобльшиися
служити святому Твоему жертвеннику, не ради правд наших, не бо сотворихом
что благо на земли: но ради милости Твоея и щедрот Твоих, яже излиял еси
богато на ны, дерзающе приближаемся Святому Твоему жертвеннику: и предложше
вместообразная святаго Тела и Крове Христа Твоего, Тебе молимся, и Тебе
призываем: Святе Святых, благоволением Твоея благости, приити Духу Твоему
Святому на ны и на предлежащие Дары сия, и благословити я, и освятити, и
показати - хлеб убо сей - Самое честное Тело Господа и Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа. Чашу же сию - самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа, излиянную аз мирский живот". Божественный же Златоуст,
еще более кратко излагая это, говорить: "Господь пришед, и все еже о нас
смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за
мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочные руки,
благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим Учеником и
Апостолом, рек: - Приимите, ядите, cие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во
оставление грехов. - Подобне и чашу по вечери глаголя: - Пиите от нее вси,
сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многие изливаемая во
оставление грехов". И немного далее так присовокупляет: "Приносим Ти
словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем,
низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия, - и сотвори
убо хлеб сей - честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей - честную Кровь
Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым".
5. Итак, все они согласно сначала цитируют слова Господа и чрез них приводят
к памяти тогдашних событий и влагают освящательную силу в совершаемое, но
затем молятся и призывают благодать Святаго Духа, чтобы она, пришедши, тогда
реченное ныне делом соответствующим образом соделала и предложенные Дары
совершила и претворила в Господни Тело и Кровь. Ибо она и во чреве Девы
составила ту богоносную Плоть, согласно сказанному Ей от Ангела: "Дух Святый
найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя" [3]. Посему и Василий Великий, после
того как привел Господни слова описательно, как бы от себя говоря,
предложенные Дары называет еще "вместообразными" святаго Тела и Крови, из
чего ясно, что они еще приносятся как образ некий или изображение; и
немедленно за тем он молится, чтобы пришел Дух Святый и явил хлеб сей
честным Телом, а чашу сию - честною Кровию. И это - весьма естественно. Ибо
как в первом том творении, хотя земля получила, по Божией заповеди, силу
произращать то, что происходит из нея, и эта заповедь, как говорит тот же
Учитель [4], оставшаяся на веки в земле, придала ей силу непрестанно
произращать, однако, для совершения возрастаемого необходима также и наша
забота и руки земледельцев, таким образом и здесь, единожды сказанное
Спасителем, как и говорит божественный Златоуст, всегда совершает действие
[5], но, подобно же, и содействует для совершения (освящения) предлежащих
Св. Даров и сила божественного священства, действующая чрез молитву и
благословение. Ибо и та вода крещения, которая по виду просто - вода,
соделывает отпущение всех грехов - чрез невидимое содействие Божественного
Духа; и то миропомазание и сами священники и все иные Таинства Церкви
совершаются благодатью Всесвятаго Духа. Итак, не в том смысле, что мы
исключительно придаем веру нашей молитве или считаем те (евхаристические)
слова (Спасителя) бессильными, мы молимся о предлежащих Дарах, и таким
образом совершаем (освящаем) их, но - и тем словам мы сохраняем свойственную
им силу, и являем значение божественного священства, которое совершает все
Таинства чрез призывание действующего чрез него Святаго Духа. Ибо и
божественный Златоуст говорит так о сем в третьей книге "О Священстве":
"Предстоит священник, низводя не огнь, но Духа Святаго, и долго творится
моление не для того, чтобы некий ниспосланный свыше пламень поглотил
Предложение, но для того, чтобы благодать, нисшедшая на Жертву, чрез нее
воспламенила души всех и явила светлее серебра, очищенного огнем" [6]. Но
наши молитвы не должны вызывать никакого сомнения или неуверенности, ибо
принесенный в жертву и приемлемый Владыка заповедал нам: "Cие", говорить Он,
"творите в Мое воспоминание" [7], и обещал дать Духа Святаго всем молящимся
Ему, не говоря уж о священниках (которым - тем более), и весьма желавший,
чтобы это совершалось нами каждый день [8], дабы затем во все времена оно
возвещалось. Или ты уже, может быть, из за этого сомневаешься и в крещении,
которое также совершается чрез молитвы и призывание (Святаго Духа); и
относительно отпущения грехов, даваемого благодаря священнической благодати,
имеешь ли некое сомнение в том, действительно ли ты его восприял? и все
прочия также церковные Таинства вычеркнешь? - Но это не - так, не так, ибо
верен Обещавший быть с нами во вся дни до скончания века [9].
6. Итак, восприяв это от святых Апостолов и от их преемников, мы неизменно
держимся того разумения, которое отвечает действительности, и отдаем ему
должное. Что же касается того, что слова Господни, относящияся к Тайнам
(Евхаристии), произносимыя в повелительной форме, довлеют для освящения
Даров, - сего не являет ни один из Алостолов, ни Учителей, говоря о сем
предмете; но то, что единожды сказанное Им, тем самым, что оно было Им
сказано, как слово Творца, всегда действует, - это говорит Златоязычный
Иоанн [10]. Что же касается того, что эти слова, ныне произносимыя
священником, тем самым, что произносятся им, могут совершить сие (т.е.
освятить Св. Дары) - этого отнюдь не должно учить, поскольку слово Творца не
само по себе действует тем, что произносится тем или иным человеком, но в
том его значение (сила), что оно раз и навсегда было сказано Богом. И,
действительно, и сами латиняне говорят, что Владычни слова не оказывают
действия, когда говорятся просто первым встречным и вне алтаря. Итак, если
есть нужда в священнике и алтаре и в прочем, что принадлежит к сему, то
почему же не иметь нужды и в молитве и в благословении, и чрез них - в
наитии Святаго Духа, которое совершает все Таинства? К тому же, пусть
приступит священный Дионисий, подтверждая своим свидетельством правоту того,
что мы совершаем. Ибо в "Размышлении о Таинстве Вечери Господней" он так
говорит: "Воспев священные, божественные дела, иерарх приступает к
священнодействию (т.е. к самому освящению Св. Даров) и сначала просит
прощение о сем, и восклицает: Ты сказал - Cие творите в Мое воспоминание. -
Затем он молится, чтобы быть достойным того подражательного Богу
священнодействия и в подобии с Христом всесвятейше совершить Божественные
Тайны и раздать и священно соделать причастников участниками их. Таким
образом, затем он священнодействует (т.е. освящает) Божественнейшие Тайны и
представляет взору Воспеваемое в виде священного Предложения. Ибо раскрыв и
разделив на много частей прикровенный и неделимый Хлеб, и всем разделив
единство Чаши, он символическим образом умножает и разделяет единство". И
немного далее: "Причастив других, иерарх завершает священную Евхаристию".
7. Всякому желающему возможно видеть - соответствует ли все вышеприведенное
тому, что мы совершаем, или же - тому, что совершают латиняне. Ибо мы,
последуя священным Апостолам и Учителям, в отношении переданных ими
изложений (Литургии) и оному разъяснителю священнодействий (св. Дионисию
Ареопагиту), воспеваем священные божественные дела, то есть, как он говорит,
- Вочеловечение ради нас Бога, смерть Его за нас, рождение о Бозе крещаемых,
божественное усыновление, обожение за соблюдение заповедей; затем, приступая
таким образом к священнодействию, мы сначала испрашиваем прощения о сем и
возглашаем самыя Владычни слова, которые Он тогда рек, и затем
присовокупляем, что это Он Сам заповедал: "Cие творите в Мое воспоминание",
затем, помолившись, чтобы быть достойными сего богоподражательного
священнодействия, как это охватывают изложения (Божественной Литургии), мы
священнодействуем (освящаем) Божественные Тайны чрез молитву и благословение
и наитие Божественного Духа, и прикровенный до тех пор и неразделенный Хлеб
открыв, рассецаем на много частей, и всем разделяем единство Чаши. А
латинский священник также описательно говоря, поминает Владычни слова,
которые Он заповедал: "Приимите, ядите" и "Пиите вси" и Cиe творите в Мое
воспоминание" - и больше ничего не священнодействует, но считает, что самое
произношение этих слов довлеет для освящения и священнодействия; затем, тот
безквасный Хлеб, не покровенный до тех пор, но так, как он был, взяв и
подняв, отламывает от него часть и влагает в Чашу, а остальное влагает в
уста, и подобно сему, испив всю чашу, увещевает сослужащих ему диаконов дать
ему целование, никому ничего не дав, тот, кто до такой степени хвалится
(словами Господа): "Приимите, ядите вси" и "Пиите от нея вси". Не очевидно
ли, что это является противоположным и в отношении полученного по преданию
изложения (Божественной Литургии) и толкования (Св. Дионисия) и Владычних
слов и самих ихных возгласов? И поступая так, им ли дерзать обвинять нас и
вмешиваться в совершаемое нами и делать дальнейшие толкования тому, что
является следованием Святым. Но Златоуст говорит: "Слово Владычнее, единожды
реченное, соделывает Жертву совершенной" [11]; "единожды реченное" - он
говорит; - не ныне произносимое, но "единожды реченное" Спасителем, всегда
влагает освящательную силу в предложенные Дары, но не уже и делом освящает
их (чрез одно только произношение их); ибо это, чрез молитву священника,
соделывает наитие Святаго Духа; и ясно это - из того, что тот же Златоуст,
как это мы выше изложили, после того, как были произнесены Владычни слова,
говорит: - "Ниспосли Духа Твоего Святаго и сотвори убо хлеб сей - честное
Тело Христа Твоего; а еже в чаши сей - честную Кровь Христа Твоего; преложив
Духом Твоим Святым". Если и это не убедит любителей словопрений, - да будут
они достойны сожаления, как одержимые двойным неведением и до глубины
окаменелостью.
_________________
Примечания
1. Из 8-й книги "Апостольских Постановлений". Наш перевод на
церковнославянский язык греческого текста.
2. Почерпнуто из "Литургии Апостола Иакова", изд. Владомирово. 1938 год стр.
22-3.
3. Лк.1,35.
4. Basil. Magn. Hom. V in Hexæm. n. 10. P.G. t. 29, col. 116.
5. Joann. Chrysost. Hom. I de prodit. Jud. P.G. t. 49, col. 380.
6. P.G. t. 48, col. 642.
7. Лк.22,19.
8. Некоторые Свв. Отцы толковали прошение Молитвы Господней - "Хлеб наш
насушный даждь нам днесь", как прошение о сподоблении ежедневного
Причащения.
9. Мф.28,20.
10. См. прим. 5.
11. Ibid.
|
На главную |