На главную |
06.02.2006
Св.Иоанн Кронштадтский
О призвании Иоанна
Богослова на вторичное дело благовестия в самом конце времени
"Начало и конец нашего земного мира". Часть вторая. Беседа 3
"И видел я другого Ангела сильного, сходящего
с неба, облеченного облаком: над головой его была радуга, и лицо его как
столпы огненные
"Откр.10,1
Сравнивая изображение Божества в видениях у
пророков и в Откровении Иоанна, нельзя сомневаться, что изображаемая здесь
Святейшая Личность – есть Одно из Лиц Пресвятой Троицы. К этому заключению
следует присоединить еще и то предположение, что явившееся Иоанну Лицо св.
Троицы есть Дух Святой.
"В руке у Него была книга раскрытая". Это судьбы грядущих до конца мира
времен, постепенность развития которых открывалась Тайнозрителю, призванному
на вторичное дело благовестия в самом конце времени.
"И поставил Он правую ногу Свою на море, а левую на землю, и воскликнул
громким голосом, как рыкает лев".
Из этого видно, что пророчество будет относиться ко всему земному кругу, ко
всем племенам земным и ко всем тварям, ибо оно будет касаться и грядущего
обновления земного шара, всей сотворенной твари. "Как рыкает лев" –
означает, что благовестие будет исполнено при страшных знамениях. "И когда
он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было
писать (говорит Тайнозритель), но услышал голос с неба, говорящий мне:
скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего" (Откр.10,3-4).
По изъяснению св. Андрея Кесарийского, повеление скрыть то, что говорили
семь громов, относится к тому, что само время раскроет события, которые
должны совершиться во времени. Если мы живем в последние времена, то надобно
предполагать совершившимися уже все или почти все семь событий, о которых
предвозвестили Иоанну семь громов. Попробуем представить здесь, для желающих
принять, гадательный перечень этих семи великих исторических фактов, за
которыми должна последовать кончина времени.
Неоспоримо, что первый самый существенный факт в судьбе Церкви и мира – это
торжество Христианства, при Константине Великом.
Затем второй, следующий за ним – великое переселение народов и сокрушение
железного Римского царства на Земле на части, которые постепенно делаются
христианскими частями великой Западной Римской Церкви.
Третий исторический гром – есть появление магометанства и разрушение огнем и
мечом великой Восточной Церкви.
Четвертый гром – крестовые походы, собравшие воедино народы Запада для
восстановления Восточной Церкви в св. местах.
Пятый гром – падение благочестия в Византии и древнем Риме. В первой
утверждается господство князя мира сего в лице ислама, во втором водворяется
дух преобладания в духовных и мирских отношениях, так называемого царства
мира сего, подлежащего искоренению в конце времен.
Шестой гром – реформация, или отступничество от Христа и революция с ее
последствиями – искоренением истинного христианства и водворением ложного
учения социальной анархии, из которой должен выйти самозванец, сын погибели.
Седьмой гром – восстановление Римской империи и воцарение сына погибели.
Изображать вперед все эти события не было надобности, ибо они развертываются
во времени. Но вот мы слышим, что затем времени уже не будет, как возвещает
Тайнозритель, говоря: "И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле,
поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил
небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем,
что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда
он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим
пророкам" (Откр.10,5-7).
"Времени уже не будет". Вот последняя величайшая перемена всего
существующего из преходящего в непреходящее, из непостоянного в постоянное,
изменяющегося в неизменное и вечно пребывающее. Для этого, силой Божией
остановится движение и престанут действовать физические силы. Результат –
разрушение всего прежнего. Наступит творчество в созидании нового, вечного,
постоянного, не нуждающегося в переменах дня и ночи, в возобновлении сил, во
временном покое и отдыхе, созидается покой вечный.
"И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мной и сказал:
пойди, возьми раскрытую книжку из рук Ангела, стоящего на море и на земле. И
я пошел к Ангелу и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь
ее, она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка как мед;
когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе
надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках, и царях
многих" (Откр.10,8-11).
Припомним подобный же призыв к пророчеству в Ветхом Завете св. пророка
Иезекииля. "Господь сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам
Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня, к ним Я
посылаю тебя, и ты скажешь им: так говорит Господь Бог! Будут ли они слушать
или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди
них. И увидел я, и вот рука простерта ко мне, и вот в ней – книжный свиток.
И Он развернул его предо мной, и вот свиток исписан был внутри и снаружи, и
написано на нем: "плач и стон, и горе". И сказал мне: сын человеческий,
съешь, что пред тобой, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву.
Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток и сказал мне: сын
человеческий! Напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком,
который Я даю тебе: и я съел и было в устах моих сладко, как мед. И Он
сказал мне: сын человеческий! Встань и иди к дому Израилеву, и говори им
Моими словами" (Иезек.2,3-10; 3,1-4). "И дух поднял меня и взял меня. И шел
я в огорчении, со встревоженным духом и рука Господня была крепко на мне"
(Иезек.3,14).
Последнее служит пояснением того, что означают слова (Откр.10,10-11).
"Книжка в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало
во чреве моем. И сказал мне: тебе надлежит опять пророчествовать". Видим
отсюда, что Иоанну Богослову надлежит пророчествовать в самом конце времен о
народах и племенах, и языках, и царях многих. Где? – среди христианских
народов. Это ясно из тех слов Откровения (Откр.2,1-4), коими означаются
пределы, как для проповеди самого Иоанна, так и для иных двух светильников
Слова, предтечей второго Христова пришествия. Таковыми, по древнему
верованию Св. Церкви, основанному на св. Писании, будут Енох и Илия. Они
будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будут облечены во
вретище (Откр.11,3). будут возвещать вечное Евангелие спасения язычникам и
иудеям. Проповедь их начнется в последний период существования земли, и
продолжится, как видно из Откровения, три с половиной года, и будет
сопровождаться великими знамениями и чудесами. Для чего...? Не для того ли,
чтобы отступники и язычники не имели оправдания, будто не знали о Боге
Небесном и потому не воздали ему славы и не раскаялись в поклонении идолам и
бесам. Неведающие Бога небесного и неверящие св.Писанию Его узнают, поймут и
услышат о небесном Боге все, что для спасения надобно знать. Узнают чрез
устную проповедь великих светильников Слова: Еноха, Илии Фесвитянина и
Иоанна Богослова. Конечно, по неутолимой ничем вражде к Богу небесному
последователи демонического культа захотят немедленно истребить их с лица
земли, но это окажется невозможным: "Если кто захочет их обидеть, то огонь
выйдет из уст их и пожрет врагов их" (Откр.11,5).
Какие знамения своего посланничества от Бога Небесного представят они? Они
будут иметь власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни
пророчествования их, и власть над водами – превращать их в кровь и поражать
землю всякой язвой, когда только захотят (Откр.11,6). Что же будет
происходить в это время в грешном мире? Во время их проповеди совершится
политический переворот, эмблематически уподобляемый в св. Писании
волнующемуся морю, из которого выходит зверь с семью головами и десятью
рогами (Откр.13,1). Нечто подобное, как преддверие будущего, было уже в
конце 18 и начале 19 столетий. Под главенством Наполеона I из страшного
революционного волнения вышло на землю царство, составившееся из многих
царств. Оно не устояло, впрочем, ибо еще не пришло предоставленное время.
Действительным апокалипсическим зверем будет восстановленная Римская держава
и та личность, которой в собственном смысле усвояется наименование
антихриста. Верующие во Христа всех времен с ужасом ожидают неизбежного
появления этой порожденной лицемерием века личности, дерзновенного иудея,
ибо предупреждены об этом самим Спасителем и Апостолами. Неверующие иудеи и
отступники христианства ждут – не дождутся этого царственного зверя, заранее
предвкушая сладость всемирного господства земного бога, выходящего из бездны
смут и анархий.
Святой град Иерусалим будет в попрании у этого земного бога и его
поклонников – последние сорок два месяца. Об этом возвещает Откровение
(11,2; 13,5) и пророчество Даниила (7,7-8). "И дано было ему вести войну со
святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом,
и языком, и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена
не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира"
(Откр.13,7-12; Дан.7,21; Откр.17,8; Откр.21,27; Филип.4,3; Дан.12,1).
Первыми жертвами его страшного на христиан гонения будут великие
благовестники и предтечи второго Христова пришествия. Откровение возвещает:
"Когда кончат они свидетельство свое, зверь выходящий из бездны, сразится с
ними и победит их, и убьет их" (Откр.11,7). Где это произойдет? В
Иерусалиме, ибо сказано, что "в том великом городе, где и Господь наш
распят" (Откр.11,8). Этому великому городу Откровение усваивает в духовном
значении наименование: Содом и Египет. Что означает это? Не то ли, что перед
концом мира Иерусалим станет таким же, каким был пред разрушением его в 70
г. по Р.Х. В краткий период всемирного господства антихриста с иудеями в
Иерусалиме христианские святыни его будут в поругании и разрушены. Полагают,
что взамен того, иудейское святилище будет восстановлено из праха и
соделается местом поклонения земному богу иудеев, язычников, отступников и
всех живущих на земле сынов погибели. В Иерусалиме же должно произойти на
глазах у всех воскресение убитых антихристом великих и славных предтечей
второго Христова пришествия; причем, имеет быть землетрясение, от которого
падет десятая часть города и погибнет семь тысяч человек, а прочие объяты
будут страхом и воздадут славу Богу Небесному" (Откр.11,13).
В это время по случаю воцарения и прославления антихриста в Иерусалиме будет
много приезжих разных национальностей для приветствования нового владыки
мира и бога. Они увидят оставленные на улице трупы великих и славных
благовестников второго Христова пришествия. Зрелище будет продолжаться три с
половиной дня и затем эти великие святые на глазах у всех вознесутся на
облаке по гласу, призывающему их на небо (Откр.11,12).
Как появление известия о смерти великих благовестников второго Христова
пришествия повлияет на грешников? Это ясно из сказанного в Откровении, что
живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг
другу, потому что пророки сии мучили живущих на земле (Откр.11,10).
Прекратятся ли бедствия после этих событий? Нет. Откровение возвещает: "Вот
идет скоро третье горе" (Откр.11,14). "И седьмой Ангел вострубил, и
раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось
Царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков"
(Откр.11,15). Припомним из учения апостольского, что относится к этому
последнему трубному гласу. Св. Апостол Павел в первом послании к Коринфянам
(гл.15,51-52) говорит: "не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во
мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут
нетленными, а мы изменимся". В первом же послании к Фессалоникийцам
(гл.4,15-17) возвещает: "Говорим вам словом Господним, что мы живущие
оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам
Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба и
мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, в
сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем".
Прежде, чем дойдем в Откровении до всеобщего воскресения, надобно
остановиться на событиях церковной и политической истории, предшествующих
обновлению мира.
Что произошло в Небесной Церкви по гласу седьмой трубы? "Раздались на небе,
– говорит Тайнозритель, – громкие голоса, говорящие: Царство мира соделалось
царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков". В
то же время старцы, призванные к участию в суде и осуждении мира, выражают
единогласно, что уже время судить мертвых и дать возмездие рабам Божиим и
погубить осквернивших землю! Тайнозритель возвещает: "И двадцать четыре
старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и
поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель,
Который еси и был, и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился. И
рассвирепели язычники: и пришел гнев Твой, и время судить мертвых и дать
возмездие рабам Твоим, пророкам и святым, и боящимся имени Твоего, малым и
великим, и погубить губивших землю" (Откр.11,16-18).
При этом на небе явились великие знамения, из коих одно изображает Церковь
земную, воинствующую в последнем периоде ее воинствования, пред самым
соединением ее с Церковью, торжествующей на небесах и с общим Главой святой,
соборной, апостольской Церкви – Господом нашим Иисусом Христом. Вот первое
знамение:
"И отверзся храм Божий на небе и явился ковчег Завета Его в храме"
(Откр.11,19). Это Церковь торжествующая: в ней является ковчег Завета – что
знаменует одушевленный Божий кивот – Пречистую Деву Богородицу, являющуюся
как и всегда, предстательницей за род человеческий в тяжкие периоды времени,
особенно же пред самым концом времен. Она является с ходатайством: да
помилует создание Свое Сын Ее и Господь, не до конца прогневается, но да
проявит в карах здешней жизни облегчение будущих мук. На молитвы Пречистой
со всеми святыми, как видно, был тот же ответ, как и на ходатайство Ангела,
приносившего молитвы святых по снятии седьмой печати с книги судеб мира
(Откр.8, 4).
Произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясение, и великий град. Они
посланы, как средства отрезвления для могущих еще опомниться, и среди ужасов
природы вспомнить Творца природы, воздать Ему славу и раскаяться в злых
делах своих.
|
На главную |