На главную |
31.10.2005 г.
А. Хомяков
Вера и дела
Спасается ли человек одною верою или верою и
делами?
Никогда этот спор, бессмысленность которого
слишком очевидна пред светом апостольского предания, не волновал Церкви, да
и не мог волновать ее [1]. В самом деле, вера не есть действие одного
постижения, но действие всего разума, т.е. постижения и изволения в их
внутреннем единстве. Вера — жизнь и истина в одно и то же время — есть такое
действие, которым человек, осуждая свою собственную несовершенную и злостную
личность, ищет соединиться с существом нравственным по преимуществу, с
Иисусом праведным, с Богочеловеком. Вера есть начало, по самому существу
своему, нравственное; нравственное же начало, которое бы не заключало в себе
стремления к обнаружению, обличило бы тем самым свое бессилие, точнее — свое
ничтожество, свое небытие. Обнаружение веры и есть дело, ибо и молитвенный
вздох, едва зачавшийся в глубине сокрушенного сердца, есть такое же дело,
как и мученичество. Различие этих дел только во времени и в обстоятельствах,
при которых Бог дозволяет человеку воспользоваться дарами благодати.
Какое дело мог совершить разбойник, прикованный на кресте? Или дело его —
раскаяние и исповедание в то же время — было недостаточно? Или Бог милует в
виде изъятий?.. Посему неразумны и те, которые говорят, что вера одна не
спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме
дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвою; если мертва, то и не
истинна, ибо в истинной вере Христос, истина и живот; если же не истинная,
то ложная, т.е. внешнее знание. А ложь ли может спасти? Если же истинная, то
живая, т.е. творящая дела, а если она творит дела, то какие еще дела
потребны? Боговдохновенный апостол говорит: "Покажи мне от дел твоих веру,
которою ты хвалишься, как и я показываю веру свою от дел своих?" Признает ли
он две веры? Нет, но обличает неразумную похвальбу. "Ты веришь в Бога, но и
бесы веруют." Признает ли он веру в бесах? Нет, но уличает ложь, хвалящуюся
качеством, которое и бесы имеют. "Как тело без души мертво, так и вера без
дел." Сравнивает ли он веру с телом, а дела с духом? Нет; ибо такое подобие
было бы неверно, но смысл слов его ясен. Как тело бездушное не есть уже
человек и человеком назваться не может, но трупом; так и вера, не творящая
дел, истинной верой назваться не может, но ложною, т. е. знанием внешним,
бесплодным и доступным даже бесам. Что писано просто, то должно быть и
читано просто. Посему те, которые основываются на апостоле Иакове для
доказательства, что есть вера мертвая и вера живая, будто две веры, не
постигают смысла слов апостольских; ибо не за них, но против них
свидетельствует апостол. Также, когда великий апостол языков говорит: "Какая
польза без любви, даже в такой вере, которая двигала бы горы?" он не
утверждает возможности такой веры без любви; но, предполагая ее, объявляет
бесполезною. Не духом мудрости мирской, спорящей о словах, должно быть
читано Святое Писание, но духом мудрости Божией и простоты духовной.
Апостол, определяя веру, говорит: "Она есть невидимых обличение и
утверждение уповаемых" (не ожидаемых токмо или будущих); если же уповаем, то
желаем; если же желаем, то любим: ибо нельзя желать того, чего не любишь.
Или бесы имеют также упование? — Посему вера одна, и когда спрашиваем:
"Может ли истинная вера спасать кроме дел?", то делаем вопрос неразумный
или, лучше сказать, ничего не спрашиваем; ибо вера истинная есть живая,
творящая дела: она есть вера во Христе и Христос в вере.
(Полное собрание сочинений. Изд. 4-е, т. II, стр. 124 - 125, 18 - 19).
|
На главную |