На главную |
21.01.2006
Иоанн Дамаскин (675-753)
Беседа сарацина с христианином
(1) На вопрос сарацина: “Кого ты считаешь виновником добра и зла?”, —
христианин отвечает: “Мы говорим, что только Бог и никто другой есть
виновник всяческих благ, но не зла”. На это сарацин говорит: “Кого ты
называешь виновником зла?”
Х. Разумеется, того, кто по своей воле диавол, и нас, людей.
С. Из-за чего?
Х. Из-за свободной воли.
С. Так что, ты свободен, и что хочешь, можешь делать и делаешь?
Х. Я сотворен Богом свободным лишь для двух вещей.
С. Для каких?
Х. Для злодеяния и для благодеяния, что есть добро и зло. Поэтому, делая
зло, я несу наказание от закона Божия, а творя благо, не страшусь закона, но
и почтен и помилован Богом. Подобно и диавола Бог сотворил свободным еще
прежде людей, и он согрешил, и Бог изверг его из его чина. Но ты, быть
может, возразишь мне: “То, что ты называешь добром и злом, — что это? Вот,
солнце, и луна, и звезды хороши — сотвори что-нибудь из этого”. Но не из-за
этого ли я еще прежде говорю тебе: я творю добро и зло сообразно человеку:
добро, как, например, прославление Бога, молитва, милостыня и подобное им, а
зло — блуд, воровство и подобное; если же, как ты говоришь, добро и зло от
Бога, то Бог у тебя окажется неправедным, что не так. Ведь раз Бог повелел,
как ты говоришь, блуднику блудить, вору красть, мужеубийце убивать; то они
достойны чести — ибо сотворили волю Божию. Окажутся и законодатели твои
лжецами, и книги подложными, потому что предписывают сечь блудника и вора,
сотворивших волю Божию, и казнить мужеубийцу, которого следовало бы чтить,
потому что он сотворил волю Божию.
Сарацин же говорит: “Кто вылепляет младенцев в женских утробах?” — Ибо
сарацины ставят перед нами эту задачу как труднейшую, желая доказать, что
Бог виновник зла. Ведь если я в ответ говорю, что Бог вылепляет младенцев в
утробах женщин, то сарацин скажет: “Вот, Бог пособник блуднику и
прелюбодею”. На это христианин отвечает: “Мы никоим образом не находим,
чтобы Писание говорило, что Бог вылепляет или создает что-либо после первой
недели миротворения. Если же ты в этом сомневаешься, покажи сам какое бы то
ни было создание или произведение, сотворенное Богом после первой седмицы.
Но ты никоим образом не сможешь показать его, ибо все видимые создания
возникли в первую седмицу. Ведь Бог в первую неделю сотворил человека и
повелел ему рождать и рождаться, сказав: плодитесь и размно жайтесъ, и
наполняйте землю (Быт. 1:28). И поскольку человек был одушевлен, имея
одушевленное семя, в собственной его жене взошел посев. Так что человек
рождает человека, как говорит божественное Писание: Адам родил Сифа, и Сиф
родил Еноса, и Енос родил Каина, и Каин родил Малелеила, а Малелеил родил
Иареда, и Иаред родил Еноха (Быт. 5:3-18). И не сказано: Бог создал Сифа,
или Еноса, или кого другого, и отсюда мы знаем, что один-единственный Адам
создан Богом, а потомки его рождаются и рождают до сего времени. И так
благодатью Божией стоит мир, потому что и всякая трава и растение с тех пор
повелением Божием рождает и рождается - ибо сказал Бог: Да произрастит земля
зелень травы (Быт. 1:11), и повелением Его произросло всякое древо, и всякий
род травы и растений, имея в себе семенную силу. Семя же всякого растения и
травы одушевлено, и снова попадая на землю, само собой или высеваемое
другим, оно всходит, не создаваемое кем-либо, но повинуясь первому повелению
Божию. Вот и я, как прежде сказал, будучи свободен лишь в уже упомянутых
вещах, куда бы ни сеял, пользуясь своей властью, в своей ли жене, или в
чужой, семя всходит и становится послушным первому повелению Божию, а не
так, что Он каждый день создает и делает, потому что в первую седмицу
сотворил Бог небо и землю, и весь мир в шесть дней, и в седьмой день почил
от всех дел Своих (Быт. 2:1 ел.), как и Писание мне свидетельствует”.
Сарацин же: а как же Бог говорит Иеремии: прежде нежели Я образовал тебя во
чреве, Я познал тебя, и из утробы освятил тебя(Иер. 1:5)?
Христианин: Бог образовал одушевленную и семенную силу всякого мужа от Адама
и далее. Ибо Адам, имея во чреве Сифа, родил его, как я уже говорил, а Сиф
Еноса, и всякий человек, прежде имея сына во чреве своем, [рождает его], и
сын родил и рождает до сего времени. А “из утробы освятил тебя” понимай как
[утробу], истинно рождающую чад Божиих, по свидетельству святого Евангелия:
а тем, которые приняли Его верующим во имя Его дал власть быть чадами
Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от
Бога родились (Ин. 1:12-13) через крещение.
(2) Противник же: а до Христа было крещение? Ведь Иеремия рождается прежде
Христа.
Х.: Было, по свидетельству святого апостола, говорящего, что одни крестились
в облако, другие в море (1 Кор. 10:1). И Господь говорит в Евангелиях: если
кто не родится от воды и Пуха, не может войти в Царствие Небесное (Ин. 3:5).
Так что Авраам, и Исаак, и Иаков, и остальные святые прежде Христа, входя в
Царствие Небесное, прежде крестились, потому что согласно свидетельству
Христа, если бы не крестились, не спаслись бы. Свидетельствует же и Дух
Святой, говоря: Отчуждены грешники от утробы (Пс. 57:4), то есть от
крещения. Поэтому исповедуем, что все спасшиеся и спасаемые крещением
спасены и спасаются по благодати Божией.
(3) С.: Того, кто творит волю Самого Бога, ты называешь добрым или злым?
Разгадав же хитрость его, христианин говорит: “Знаю, что ты хочешь сказать”.
С.: Так расскажи мне.
Х.: Ты хочешь спросить, волею Христос пострадал, или неволею? Чтобы, если я
отвечу: “волею пострадал”, сказать мне: “иди теперь, поклонись иудеям,
потому что они исполнили волю Бога твоего”.
С.: Именно это я и хотел тебе сказать — если у тебя есть доводы, ответь мне.
Х.: То, что ты называешь волей, я именую терпением и великодушием.
С.: Как ты это можешь доказать?
Х.: Делом, потому что если мы с тобой сидим или стоим, может ли кто-нибудь
из нас вне власти и владычества Божия встать и двинуться?
С.: Нет.
Х.: Когда Бог говорит: “не укради, не блуди, не убий”, хочет ли Он, чтобы мы
крали, блудили, убивали?
С.: Нет, ведь если бы хотел, Он не сказал бы: “не укради, не блуди, не
убий”.
Х.: Слава Богу, что ты признал то, что я хочу сказать. Вот ты согласился со
мной, что никто из нас без Бога не может встать или двинуться, и что Бог не
хочет, чтобы мы крали или блудили. Если сейчас я встану, пойду и украду, или
буду блудить, скажешь ли ты, что это воля Божия или попущение, терпение и
великодушие?
(4) Сообразив и удивившись, сарацин сказал: “Действительно, это так”.
Х.: Пойми и то, что, хотя Бог и может поразить, Он воздержался на время, то
есть выказал великодушие о грехе. Но, если я не покаюсь, Он, когда захочет,
воздаст мне, как поступил Он и с иудеями. Ибо по прошествии немногих лет Он
воздвиг против них Тита и Веспасиана и эллинов, и ниспроверг надменность их.
(5) Если спросит тебя сарацин и скажет: “Кем ты считаешь Христа?”, отвечай
ему: “Словом Божиим, и думаю, что ни в чем здесь не погрешаю, потому что Он
и Словом именуется в Писании, и Премудростью, и Мышцею, и Силой Божией, и
много такого другого — ибо Он многоименен. Спроси его и ты в свою очередь:
“Как называется Христос в твоем писании?”. И может быть, он захочет спросить
у тебя что-нибудь еще, желая ускользнуть от тебя, — не отвечай ему, пока он
не разрешит твоего вопроса. И ему обязательно придется ответить тебе: “В
моем писании Христос называется Духом и Словом Божиим”. И тогда ты снова
спроси его: “Дух и Слово Божие писание твое считает несотворенными или
тварными?” И если скажет, что несотворенными, скажи ему: “Вот ты
соглашаешься со мной — ведь не сотворенное кем-либо, но творящее и есть
Бог”. Если же он вообще отважится сказать, что они сотворены, скажи ему: “Но
кто создал Дух и Слово Божие?” И если он в затруднении ответит, что Бог
создал их, скажи ему: “Ты только что говорил, что они несотворенны, а теперь
утверждаешь, что их создал Бог. Вот, если бы я тебе так говорил, ты сказал
бы мне, что "ты сам опроверг свидетельство свое, и я больше не верю тебе,
что бы ты ни сказал". Однако я спрошу у тебя еще вот что: "Прежде чем Бог
сотворил Дух и Слово, Он не имел ни Духа, ни Слова?” И он побежит от тебя,
не имея, что отвечать тебе, — ведь такие люди для сарацинов еретики, весьма
мерзкие и отвратительные, — и если ты захочешь разгласить о нем остальным
сарацинам, он будет тебя очень бояться.
(6) А если спросит тебя сарацин, говоря: “Словеса Божий тварны или
несотворенны?” Ведь они выставляют нам этот вопрос как труднейший, желая
доказать, что Слово Божие тварно, что не так. Ведь если ты скажешь: “Они
тварны”, он ответит, что “вот, ты называешь тварным Слово Божие”. Если же
скажешь: “Они несотворенны”, он ответит, что “вот, все существующие словеса
Божий несотворенны, но не суть боги. Вот ты и признал, что Христос, будучи
Словом Божиим, не есть Бог”. Поэтому в ответ не говори ему, ни что они
тварны, ни что несотворенны, но отвечай ему так: “Я исповедую несотворенным
только одно воипостасное Слово Божие, как и ты это признал, а все мое
Писание называю не словесами, но глаголами Божиими”'. И если скажет сарацин:
“А как же Давид говорит, что слова Господни — слова чистые (Пс. 11:7), но не
"глаголы Господни — глаголы чистые"?”, скажи ему, что пророк говорил в
переносном, а не в собственном смысле.
И если скажет тебе: “Что есть переносный и собственный смысл?”, отвечай ему,
что собственный смысл есть твердое указание вещи, а переносный — нетвердое.
И если скажет тебе сарацин: “Допустимо ли, чтобы пророк давал нетвердое
указание?”, скажи ему, что в обычае у пророков олицетворять неодушевленные
вещи, и они наделяют их глазами и устами, как, например, море увидело и
побежало (Пс. 113:3). Ведь ясно, что море не имеет глаз — ибо оно не
одушевленное. И вновь тот же пророк обращается к нему как к одушевленному:
Что с тобою, море, что ты побежало? (Пс. 113:5) и так далее. “И меч мой
насытится плотью”, — говорит Писание, ведь “насыщение” говорит об устах
едящего и поглощающего, а меч рассекает, но не поглощает. Так в переносном
смысле он и назвал словами глаголы, которые собственно не суть слова, но
глаголы.
(7) И если скажет тебе сарацин: “Как сошел Бог во чрево женщины?”, говори
ему: “Воспользуемся твоим писанием и Писанием моим; твое писание говорит,
что Бог преждеочистил Деву Марию более всякой плоти женской, и сошел Дух
Божий и Слово в Нее, а мое Евангелие гласит: Дух Святой найдет на Тебя, и
сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1:35). Вот один глас обоих речений, и один
смысл. Знай же и то, что о нисхождении и восхождении Божием Писание говорит
в переносном, а не в собственном смысле, применительно к нашим свойствам, —
ведь нисхождение и восхождение у философов в собственном смысле сказываются
о телах, а Бог все содержит и никаким пространством не содержится. Ибо
сказано у одного из пророков: Кто измерил воды морские дланью своею и пядью
небеса, и всю землю горстью? (Ис. 40:12). И вообще, все воды под рукою
Божией, и все небо пядь, и вся земля горсть. Как может Он Сам снизойти и
взойти в Своей собственной руке, содержащей все?”
(8) Если спросит тебя сарацин, говоря: “А если Христос был Бог, как Он пил,
и ел, и спал и так далее?”, скажи ему, что предвечное Слово Божие, создавший
все, как свидетельствует мое Писание и твое писание, Сам создал из плоти
Святой Девы Марии совершенного человека, одушевленного и одаренного умом, и
тот пил, и ел, и спал, а Слово Божие не ел, не пил и не спал, и не был
распят, и не умер, но святая Плоть, которую Он принял от Святой Девы, она
была распята. Знай же, что Христос считается двойственным по природе, но
единым по ипостаси. Ибо одно предвечное Слово Божие и после принятия плоти
ипостасно, то есть личностно, но не по природе — ибо не прибавилось к Троице
четвертое лицо после неизреченного соединения с плотью.
(9) Если спросит тебя сарацин: “Та, которую вы зовете Богородицей, умерла
или жива?”, говори ему: “Не умерла”, полагаясь на доказательство из Писания.
Ибо говорит об этом Писание: “Пришла и к Ней естественная смерть
человеческая, но не заключив и не покорив, как нас, — нет, — но как если
сказать: первый человек уснул и лишился ребра”.
(10) Если сарацин скажет тебе: “Вот я получил удар в некоем месте моей
плоти, и плоть от удара произвела синяк, и в синяке завелся червь. Так кто
создал его?” — скажи ему, как, мы уже говорили, что после первой седмицы
миротворения мы не находим, чтобы Бог создал или создавал что бы то ни было,
но повелением Божиим, которое Он дал в первую седмицу, происходит
происходящее. Ибо после грехопадения осуждена земля произращать тернии и
волчцы. И поныне, не засеваемая, она произращает тернии и волчцы. И плоть
наша, тогда же осужденная, до сего дня производит вшей и червей.
(11) Дальше спрашивает сарацин христианина: “Кто у тебя больше, освящающий
или освящаемый?” Христианин же, разгадав каверзный его вопрос, говорит: “Я
знаю, что ты хочешь сказать”. И сарацин: “А если знаешь, расскажи мне”.
Христианин говорит, что “если я скажу, что освящающий больше освящаемого, ты
мне ответишь: иди, поклоняйся Иоанну Крестителю как крестившему и
освятившему твоего Христа”. Сарацин же говорит: “Именно это я и хотел тебе
сказать”. Христианин спрашивает сарацина иносказательно: “Если ты пойдешь со
своим рабом в баню и он будет мыть тебя и чистить, кого ты назовешь большим,
того жалкого и купленного раба, или себя, кого он моет как своего
господина?”. “Ты имеешь в виду, что я, купивший его, больше, чем он,
купленный мною”, — сказал христианину сарацин. Христианин же ответил:
“Благодарение Богу. Так же понимай, что и Иоанн как раб и слуга прислуживал
Христу в Иордане, крестившись в котором, Спаситель мой сокрушил главы
гнездившихся там злых бесов”.
Сарацин же, весьма удивившись, и недоумевая, и не имея что ответить
христианину, удалился, больше уже не вызывая его на спор.
|
На главную |