На главную |
15.03.2006
Н. Е. Пестов
ОГРАЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ ОТ ЛЮДЕЙ МИРА
...выходите из среды его
Ис. 52. 11.
Закон взаимного влияния одинаково приложим и для доброго и злого.
"Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится", -
было сказано еще около трех тысячелетий назад Соломоном - мудрейшим из людей
(Притч. 13,21).
Душевная болезнь так же заразительна и опасна для окружающих, как и
физическая, в особенности для слабых, неокрепших духовно организмов.
Может быть, некоторые думают, что душевному организму нужна, как и
телесному, закалка. Но если телесная закалка при недостаточной осторожности
может кончиться заболеванием, то душевная совершенно недопустима, как
связанная с опасностью погубить душу от соблазна. И хотя соблазны и
попускаются людям, так как, по словам Господа, "надобно прийти соблазнам",
но, вместе с тем, Господь запрещает самим людям соблазнять - искушать друг
друга, говоря: "Горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф.
18,7).
О сбережении себя от людей языческих воззрений наставляли первых христиан
св. Апостолы. Так ап. Павел в послании к коринфянам пишет: "Не
обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15,33). И
далее: "...какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с
тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного
с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога
живаго..." (2 Кор. 6, 14-17).
И если двери христианской семьи должны быть широко открыты для боголюбцев,
то они должны быть закрыты для людей, живущих философией безбожия. Должны
быть закрыты и для тех, кто, называя себя христианами, на деле распинали
Христа, не гнушаясь смертными грехами. Про это так пишет ап. Павел: "Я писал
вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или
лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником;
с таким даже и не есть вместе... Итак, извергните развращенного из среды
вас" (1 Кор. 5, 11-13).
При этом ап. Павел допускает поверхностное общение с окружающим
нехристианским миром, "иначе, - пишет он там же, - надлежало бы вам выйти из
мира сего" (5, 10). Очевидно, что здесь надо проводить резкую границу между
вынужденными деловыми отношениями с людьми и добровольным тесным общением.
Поэтому надо проявлять осторожность при приглашении в семью знакомых, при
подборе для детей товарищей по играм и при приеме в семью домашних работниц.
Оправданием общения с беззаконниками и атеистами не может служить и
родственная связь: мы знаем, что Господь родство считает не по плоти, а по
духу: "Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра и матерь"
(Мк. 3, 35). Поэтому принятие, например, в семью для совместного жительства
стариков, в том числе бабушек и дедушек или сирот из близких родных, можно
делать лишь с благословения духовных отцов. И случается, что последние
отказывают в благословении из-за опасности нарушения благочестивого и
мирного уклада семьи близкими по плоти, недалекими по духу людьми.
И единственным оправданием нашего общения с близкими нам по плоти и не
хотящими знать Бога может быть лишь исполнение заповедей любви и милосердия,
выполнение которых обязательно по отношению ко всем без исключения, по
заповедям Спасителя (Мф. 5,42-48; Лк. 10,36-37). Но в этом случае мы не
должны приближать к себе таких родных, и общение с ними следует ограничить
необходимостью.
Однако опасно прилепиться сердцем к людям, хотя и родным по крови, но
неверующим и обладаемым страстями. Разделяя их переживания при жизни тела,
мы будем близки к ним и после смерти и тогда не найдем покоя и мира души,
видя их посмертные страдания. Очевидно, что таким людям надо служить и
помогать по заповедям Господним, но сердца к ним не прилагать.
Об осторожности в этом отношении так пишет в одном письме старец Амвросий
Оптинский ("Письма к мирянам"): "В большие толки с братом своим не
пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, остерегайтесь, как бы не
повредить и себе. Знайте, что вы через брата должны будете в таком случае
выслушивать глубины сатанинские, т.е. пагубные вражия возражения и сомнения,
которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем
опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать?"
Итак, осмотрительность в выборе тесных знакомств и связей необходима, как
ради нас самих, так еще в большей мере ради наших детей. Она была
обязательна еще для евреев Ветхого Завета. И за воздержание в этом отношении
уже тогда была обещана высокая награда: "Выйдите из среды их и отделитесь,
говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас (Ис. 52, 11).
И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь
Вседержитель" (Иер: 3, 19; Ос. 1, 10; 2 Кор. 6, 17-18).
|
На главную |