На главную


20.11.2008
 


"О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ"



Современное государственное дошкольное и школьное воспитание находится в, своего рода, идеологическом тупике. Старые большевистские марксистско-ленинские идеалы и критерии воспитания потеряли свою актуальность, а новые еще не выработаны. При этом наибольшее затруднение вызывает вопрос: кого мы должны воспитывать? Не имея четких критериев модели идеального человека будущего, воспитательные программы пытаются просто нагрузить ребенка разнообразными знаниями, причем, зачастую, в культурологическом направлении большой удельный вес приходится на различные языческие сказания и мифы. При этом полностью игнорируется тот факт, что в течение тысячелетия Россия была православной страной и вся ее культура, да и сам менталитет современного русского человека, генетически родственны православию. Попытка воспитать детей на основе дохристианских нравственных ценностей, не только обречена на провал, ибо на рудиментах язычества новую перспективную культуру не построишь, но и еще крайне вредна, так как отсекает детей от тысячелетней исторической традиции. Лишает их той родовой энергии, которая позволила нашим предкам создать великую культуру, привела к появлению Пушкина и Достоевского. На протяжении практически тысячи лет, русское государство формировалось под воздействием православных идеалов, христианских морально-нравственных ценностей. Вся культурно-историческая судьба русского народа неразрывно связана с православным вероисповеданием. Это нашло свое выражение и в области литературы, архитектуры, живописи, педагогике, в народном быту и даже в форме политического управления страной.

Русская Церковь стала для Руси основой ее церковного и культурного единства. И вятич, и новгородец, и житель Карпат, приходя на молитву в Православный храм, слышал поминовение митрополита Киевского и Всея Руси. Уже в этом он чувствовал свою связь с центром государства и слышал единое для Киева и для себя слово Русь. Еще не сложившиеся в единое целое племена восточных славян стали объединяться через христианство и Церковь, через культуру и единый литературный язык. Христианство оказало влияние на различные стороны как государственно-правового, так и социального строя Киевской Руси. Принятие в качестве законодательной основы церковного византийского права, и в частности Номоканона, преобразовало наше гражданское, уголовное, имущественное, семейное и брачное право. Христианство перестроило семью на началах Евангельской нравственности. Православные идеалы любви, мира, терпения, сострадания все глубже и глубже входили в душу народа. Велико было значение церкви и в хозяйственной жизни древнерусского общества. Приходы, и особенно монастыри играли важную роль в хозяйственной жизни страны. Они осваивали лесные дебри и болота, поднимали целинные земли, насаждали промыслы и торговлю, через них весть о воскресшем Христе доносилась до племен, еще находившихся во тьме язычества. Христианство определило основу культуры нашей страны и тем связало славянский мир и Киевскую Русь с просвещенными кругами христианских народов Востока.

Культура, пришедшая на Русь с принятием православия из Византии, получила новый творческий импульс и развитие на основании самобытной русской культуры. Русская душа оказалась онтологически готовой к принятию Евангельского Благовестия. Душевная чистота, искренность, открытость, мужество, свободолюбие, справедливость, внутренняя устремленность к высшим идеалам бытия - делала наших предков благодарной почвой, приносящей богатые духовные плоды своему Творцу. С течением времени христианский идеал нравственности все более и более укреплялся в душе, быту и традициях народа. По свидетельству иностранных гостей, а в частности из записок греческого протодиакона Павла Алепского мы узнаем, что Россия ХY-XYII вв. представляла собой подобие большого монастыря, где в центре жизни державы стояла церковная жизнь. Все, что не делал, не творил русский человек, все он старался делать во славу Божию, ради Христа, руководствуясь Словом Божиим и Святоотеческим Преданием. Отсюда такое безудержное стремление к идеалу, пусть даже с риском для своего материального благополучия, для своего земного существования. Великие писатели, поэты, художники, философы, ученые нашей Родины, как правило, были верующими.

Вера не только не тормозила их творчества, но наоборот, являлась постоянным источником вдохновения. Достаточно вспомнить такие имена, как Гоголь, Лесков, Пушкин, Достоевский, Репин, Васнецов, В. Соловьев, Хомяков, Ломоносов, Менделеев, Павлов и многие другие, чтобы понять значение православной веры в духовной жизни русского человека. Одним из порочных моментов современного дошкольного и школьного воспитания является именно попытка подмены истинно христианских ценностей - ложными, языческими. При этом в видимую внешнюю оболочку христианских понятий вкладывается чисто языческое содержание. Так в брошюре "Региональный компонент в содержании дошкольного образования", автор - Комитет образования администрации Новгородской области; Новгородский региональный центр развития образования, Новгород 1997 г., - это выражено особенно ярко. Как указывают составители "учебно-методический комплект рассматривает проблемы возрождения культурно-национальных традиций русского народа, сквозь призму историко-этнографического прошлого Новгородской земли" (С.2). По замыслу авторов проекта дети "не только получат интересную информацию, но и проникнуться духом родной земли-кормилицы, радостью и благодарностью к ее щедрости, уважением" (С.16). Уже в этом положении ясно видно языческое религиозное отношение к земле как живому существу со своим "духом" и личными качествами "щедрости", милости и т.д. Это языческое религиозное представление получает свое развитие и в тех праздниках, которые предлагаются для освоения и вживление в психику детей.

Так в разделе 3.1. "Народно-обрядовый календарь в жизни ребенка", мы узнаем, что суть христианского праздника Сретения Господня, оказывается в том, что "зима с весной встретились" и в этот день надо "надо строить игрища-зимоборы, с гор кататься да на добрый рост в снегу валяться" (С.17). Ни слова об Иисусе Христе, о встрече Богомладенца в Иерусалимском храме праведным Симеоном и пророчицей Анной, встреча Ветхого и Нового Завета, что и является сутью праздника "Сретенье". В разделе "Рождество" мы также ничего не узнаем о воплощении Бога Слова и о Его рождение Богомладенцем из-за любви к людям, ничего не узнаем о пастухах и Ангелах, о волхвах Ему преклоняющихся. Зато в пособии говорится о "хождении со звездой" (для чего, если смысл праздника не известен), ритуальном оформлении праздничного стола, о гаданиях, ряженых" и т.д. Из авторского текста получается, что смысл праздника в "гаданиях", "ритуальном столе" и "ряженных" всего того, против чего выступала Церковь, объявляя это - пережитками язычества. Праздник "Покрова Божией Матери", имеющий своей сутью покров всех верующих христиан молитвами Богородицы, у авторов пособия превращается в "Матушку Покров, покрой сыру землю".

Интересно понимают ли составители этого опуса, кого понимали под "Матушкой Покровом" древние славяне и какие ритуальные действия стояли за таким языческим мистическим миропониманием. Хочется напомнить авторам этого пособия, что за языческим религиозным сознанием, которое пытаются привить ребенку разработчики данной программы, следовали и ритуальные жертвоприношения, в том числе человеческие. Христианство же явило новую ступень сознания человека, отведя его от обоготворения сил природы, и возведя в правильное понимание и почитание истинного Бога. Возврат к языческим, дохристианским праздникам и наполнение христианских праздников языческим содержанием не только не обогатит психику и умственное развитие ребенка, наоборот, оторвав от культурно-исторического наследия своего народа, лишит живительных глубинных корней, ориентирует на оккультное восприятие окружающей действительности. К сожалению, вышеуказанное пособие не является печальным исключением.

В брошюре Е.Рылеевой "Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей", Москва, 1998 года, рекомендованной Федеральным экспертным советом Минобразования РФ, родителям и воспитателям дошкольных учреждений для индивидуальной работе с детьми, в разделе 3. Пол и возраст людей; мы можем найти легенду о андрогинах. Суть ее в следующем: "Раньше, - как указывает автор пособия, - землю населяли странные существа добрые и могучие андрогины. У них было две головы, четыре ноги и четыре руки. Все они жили счастливо. Но им позавидовал злой дух. Разрубил он эти замечательные существа на две половинки. Одну половинку назвал "мужчиной", а другую - "женщиной". И разбросал их по всей земли как семена. И стали называться эти семена - человечеством. С тех пор несчастные половинки бродят по свету, маются, ищут друг друга. И если найдут, то рушатся заклятья злого духа и соединяются они в одно существо и обретают вновь счастье и силу. Имя этой силы - любовь" (С.23). По замыслу автора эта легенда должна помочь детям найти ответы на вопросы: "В чем заключается счастье людей? Какая сила помогает людям быть счастливыми"? Казалась бы, красивая легенда должна помочь ребенку понять разницу полов, причины их взаимотяготения и счастья нахождения своей "половинки". Что же происходит на самом деле? В психику ребенка вводятся некие новые ложные мистические понятия. Например, существование неких добрых чудовищ (четыре руки, ноги, две головы) андрогинов и всемогущего "злого духа". Который кстати, автором статьи, почему-то, всегда пишется с большой буквы. Необходимо учитывать, что детская психика, все принимает очень конкретно. И верит, тому, чему учат взрослые.

Вспомните, как наши маленькие дети безоговорочно верят в существовании Деда Мороза. Итак, в результате изучения этой легенды, наши дети будут уверены, что мы произошли от неких андрогинов и существует некий всесильный злой дух, могущий вредить человеку. Дети это запомнят и будут его бояться. Так начнется или продолжится формирование ложной мистической картины существующего мира. Если автор этого пособия допускает введение в психику ребенка, религиозных языческих представлений для ответа на нравственные вопросы, то возникает вопрос. Почему ответы на эти вопросы не могут быть даны исходя из традиционного для русского человека православного мировоззрения? Ведь огромный положительный опыт православной педагогики, высокие результаты святости, атмосфера нравственности, царившая в дореволюционной среде верующих, просто подталкивают думающего человека к таковому решению вопроса. Но, нет. Опять происходит обращение к язычеству, попытка поиска нравственных основ в его мистическом содержании. Но история убедительно показала, какие нравственные плоды приносит язычество, к какой нравственной деградации оно может привести человеческое общество. Зачем же обращаться к тому, что себя изжило?

Для объяснения данного феномена необходимо сказать, о комплексе православофобии, который был сформирован у русских людей за годы советской власти. Сейчас православофобия загнана в подсознание, но до сих пор православие ассоциируется у многих с чем-то диким, отсталым. Другое дело, по мнению части педагогов, язычество. Здесь комплекса нет. Еще раз повторюсь, без возврата к своим традиционным культурологическим корням Россия подняться не сможет. И воспитать человека будущего, по языческим меркам, да и по западному образцу не удастся. Это кстати второй аспект нашего сегодняшнего разговора. Так как немалая часть наших дошкольных и школьных учебных пособий ориентирована на соответствующие западные образцы. Здесь сказывается старая рана нашей культуры. Западничество, которое в противовес славянофильству, воспринимало все идущее из Европы, как несравненно лучшее всего своего, родного, отечественного. Глубочайшее заблуждение.

Великие русские умы, такие как А.С. Пушкин, А. Хомяков, братья князья Трубецкие, Ф.М. Достоевский, наконец, великий педагог Ушинский много говорили и писали об этом. Воспитать творческую самобытную личность, возможно только на основе своей отечественной культуры, конечно используя при этом то лучшее, что дает нам западная наука. Механическое же перенесение в практику нашей педагогики западных образцов может дать только отрицательные результаты. Воспитание, формирование личности происходит в конкретном национальном социуме страны. Оно несет в себе все своеобразие данного общества, его религиозных, морально-нравственных принципов. И если в США господствует иудаизм, католичество и протестантизм, присутствует сильнейшая нравственная развращенность, то это соответствующим образом найдет свое выражение и в учебниках по педагогике. Так, например, в книге американского детского психолога и педагога Д.Фитцпатрик "Диалог с ребенком" ("Аквариум", Москва, 1996 г.), в разделе "Бог и космос" даны чисто протестантские воззрения на Бога, вечную жизнь, рай, ад, которые совершенно не соответствуют православным взглядам русского народа, выраженным не только в религиозной, но и художественной литературе наших классиков. Спрашивается, зачем прививать ребенку религиозные взгляды чуждые культурно-исторической традиции нашей страны? В разделе "Любовь" мы встречаем ряд положений, которые не только противоречат нормам христианской морали, но и просто развращают ребенка. Так, на странице 123 мы читаем, что гомосексуализм это не грех и даже "не болезнь, ... а просто мы, люди, можем быть очень разными". На вопрос "что такое секс?" - предлагается дать ребенку детальное описание полового акта, причем предупреждается "избегайте упоминания, что секс происходит только тогда, когда нужен ребенок", секс, по словам автора, это то, что доставляет удовольствие и "приятное ощущение" (С.118). Таким образом, с детства ребенок настраивается на разврат, ибо кому не хочется попробовать чего-то нового, "приятного", ранее не знакомого? Ответственность за последствия, за любимого человека, за возможное появление детей отметается или сказать вернее, сводится, просто к технике "безопасного секса". Причем, если есть сексуальная тяга или интимные предложения исходят со стороны одноименного пола, по мнению автора, тоже ничего страшного не происходит, так как "все люди, Бог всех любит" (С.123). Сейчас, мы с вами затронули весьма актуальную тему полового воспитания ребенка.

Рассматривая различные педагогические системы необходимо, прежде всего, ориентироваться на плоды, которые они приносят. Пропагандируемые в нашей стране программы МФПС (международной федерации Планирование семьи), принесли самые жуткие результаты в местах своего применения. Так, согласно официальной статистике, в странах где были применены данные программы, количество абортов, изнасилований, заболеваний СПИДом и венерическими заболеваниями среди школьников, значительно возросло. Кроме того, узаконенный разврат несовершеннолетних привел к увеличению детской наркомании, росту гомосексуализма, онкологических заболеваний, нервно-психических заболеваний, а также к возникновению проблемы детской импотенции. Так, например, после введения в 1970 году уроков сексологии в школах США, число абортов среди американских девочек за пять лет возросло на 45%, а в последующие годы удвоилось. Ряд педагогических методик, которые настойчиво рекомендуются нашим учителям с Запада, зачастую имеют не только антинаучный, но зачастую прямо оккультный характер. Пример - вальдорфская педагогика, и учебник по этике для школьников "Мой мир и я", разработанный последователями Церкви Объединения (мунитами). В вальдорфской педагогике под наукообразными выражениями и претензиями на современные открытия, скрывается оккультная сущность антропософии, которая и является мировоззренческой базой для вальдорфцев. Воспитание по их системе - это высиживание и возращение астрального, ментального и прочих "невидимых тел" развивающегося ребенка, душа которого впрочем, может быть мудрее учителя, ибо претерпела до этого множество реинкарнаций и кармически бывает выше педагога. Методика преподавания, построенная на таких принципах, вряд ли будет соответствовать даже самым низким рациональным педагогическим меркам. Мировоззренческие установки мунистского учебника "Мой мир и я", по которому два года шло преподавание в русской школе, пропитывают собой весь его текст и исподволь внедряются в сознание читателя. Методика такого тонкого воздействия приводит к тому, что учитель (профессионально не подготовленный в области религиоведения) не может составить себе из учебника представление о том, в чем же именно заключается своеобразие мунистского подхода к изучению других религий. В учебнике же школьнику предлагаются различного вида медитации, работа с воображением и различного рода оккультные психотехники. В конце концов, благодаря мощному протесту общественности и ряду объективных экспертиз, преподавание по данному пособию удалось запретить. Но где гарантия, что через несколько лет, не возникнет еще один такой учебник, еще одна такая программа обучения.

Говоря о современном состоянии педагогики, можно смело заявить: наша наука о воспитании находится в полном мировоззренческом тупике. Коммунистические идеалы и наработки, для общества ХХI века не годятся, а исторически традиционная мировоззренческая и методологическая база безнадежно утеряна. Внедрение современных западных педагогических направлений в России себя не оправдывают. Ибо кроме вышеуказанных причин, даже само по себе государственное образование, например в США, настолько плохо, что по данным авторитетных исследований 80-90% выпускников государственных колледжей не в состоянии пересказать смысл десяти предложений, прочитанного им литературного текста, а тем более написать его под диктовку без грубых ошибок. Что можно сказать о качестве педагогического и образовательного процесса в тех же США, целью которого является научить школьников читать хотя бы к четвертому классу? При подборе методики воспитания и обучения, мы должны ориентироваться, прежде всего, на конечный результат воспитания. Кого мы хотим воспитать? Какова идеальная модель человека современного русского общества? Вот здесь перед педагогами атеистами встают неразрешимые проблемы. Раньше воспитывали человека "светлого коммунистического будущего", а теперь кого? Банкира? Рэкетира? Промышленника? "Интердевочку"?

Как указывает доктор педагогических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета Безрукова В.С: " ничего определенного о мировоззренческих взглядах учительства сказать нельзя. В основном (здесь авт.) наблюдается конгломерат из эзотерического космизма, материалистической антропологии и теологических, в основном православных посылок. Развивающийся и сильно распространяемый в последнее десятилетие популярный космоцентризм (астрология, антропософия, теософия, сенсорика, парапсихология и др.) сильно затронул умы наших граждан, и учительства в том числе. Лишь трое человек из 63-х обследованных педагогов г. Сургута, например, не принимают подход к человеку по сущности его энергетического единства с космосом. Еще 12 человек легко увязывают космически -энергетическое в человеке с Божественным началом: "Бог дает нам энергию космоса", "Энергетика и есть духовное начало в человеке". Все другие 48 педагогов доверчиво отнеслись к различным формам космизма, к "энергии космоса в нас", "к информационному полю вселенной из которого вышел и куда входит человек", к "космическим учителям", к "космическим гимнастикам" и т.д.". Принятие вышеуказанных посылок в систему мировоззрения человека, означает оккультизацию его сознания, делает его открытым для восприятия ложных мистических систем теософии, каббалистики и различного вида сектантства. Исходя из данных своего многолетнего исследования, Базарова делает очень важный вывод: "мировоззренчески брошенный учитель опасен для общества. Он может воспроизвести свой духовный сумбур в умах многих тысяч граждан России и, даже взявшись за Православие, исказить его и тем оттолкнуть или испугать детей". Для православного педагога такой опасности не существует. Он четко представляет кого ему надо воспитывать. Надо воспитывать христианина! Человека Царства Небесного! В котором земное сочетается с небесным, временное является трамплином для вечного. Гражданина государства православного, будущей Святой Руси.

Замечательный опыт такой православной педагогики имеется в нашем дореволюционном прошлом. Надо только учесть те ошибки, которые привели часть русского общества к безбожию, специфику настоящего времени и международной обстановки. Народ, который забыл, потерял свою историю, не имеет и будущего. Мы часть наших предков, продолжение их идей, мыслей, поступков. Мы живем тем великим, божественным импульсом, который создал русское государство, породил тысячи святых и героев, дал миру великих писателей, поэтов, художников, ученых. Русский человек никогда не станет американцем. Он может перестать быть русским, оставив православие и, приняв западную идеологию, но и американцем не станет. " Русский без православия дрянь, а не человек" - писал в свое время Ф.М. Достоевский. Это мы наглядно видим и в настоящее время. Оторвавшись от своих корней, прильнув к западному идеалу наживы, потребительского общества, русский человек превращается в некое химерическое образование, неспособное создавать, но могущее только разрушать и разрушаться. Если Русь не вернется к своим православным истокам, то будущего у нее не будет. Наша страна неминуемо погибнет, и территория ее будет захвачена и заселена другими народами. Стать нашему обществу православным это, значит, обрести новую жизнь. И вот здесь значение православной педагогики как никогда велико. Сформировать из ребенка человека будущего, заложить в него те благодатные посевы, которые расцветут возрождением нашей Державы, и есть задача современной православной педагогики.

Священник Алексий Мороз, к.п.н., член союза писателей России.


На главную