На главную


10.11.2008
 


Преподобный Амвросий Оптинский: Христианское воспитание



Как воспитать детей в христианском духе? Современным верующим родителям найти ответ на этот вопрос намного труднее, чем нашим православным предкам. Им могут помочь всегда актуальные поучения святых отцов Церкви. Мы предлагаем читателям познакомиться с выдержками из писем преподобного Амвросия Оптинского духовной дочери, посвященных проблемам христианского воспитания.

Преподобный Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился в Тамбовской губернии, в семье пономаря. В 12 лет поступил в Тамбовское духовное училище, которое закончил первым из 148 человек. Затем была учеба в Тамбовской семинарии, где он стал душой юношеского общества. В 1835 г. Александр опасно заболел и дал обет в случае выздоровления стать монахом. Однако в течение четырех лет откладывал исполнение обета, занимаясь преподавательской деятельностью, пока известный затворник старец Иларион не сказал ему: "Иди в Оптину! Ты в Оптиной нужен!".

В 1839 г. Александр Гренков прибыл в Оптину Пустынь. Он стал келейником старца Льва (Наголкина), исполнял различные монастырские послушания. Летом 1841 г. был пострижен в рясофор, в 1842 г. — в мантию. В 1843 г. рукоположен во иеродиакона. В декабре отец Амвросий простудился и заболел. Так началась беспрерывная цепь его недугов. Через два года он был рукоположен во иеромонаха, но из-за слабости почти не мог служить. В тяжелый период болезни, в 1846-48 гг., преподобный был пострижен в великую схиму без изменения имени.

Слабый физически, иеромонах Амвросий обладал силой духовной. В 36 лет он был поставлен помощником старца Макария в деле монастырского духовничества и окормления мирян. Трудился и над переводами, изданием святоотеческих текстов. После смерти преподобного Макария отец Амвросий становится единственным духовником оптинской братии и паломников, ведет широкую благотворительную деятельность. Сотни людей приходили к нему. К старцу приезжали Достоевский, Леонтьев, Толстой, Погодин, Юркевич, Страхов, многие другие представители интеллигенции. Неподалеку от Оптиной, в Шамордино, трудами преподобного Амвросия была устроена женская Казанская Горская обитель. Здесь старец провел свои последние дни и отошел ко Господу в 1891 г.
Память преподобного отмечается 10 (23) октября и 27 июня (10 июля).

_______________

Вас тяготит забота, как дать детям вашим христианское воспитание, и выражаете эту заботу так: "Всякий день на опыте вижу, что не имею достаточно твердости к исполнению долга по совести, и чувствую себя весьма неспособной сложить душу человека по образу и по подобию Божественного учения". Последняя мысль выражена очень сильно и относится более к содействию и к помощи Божией; а для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания.

Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей, и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный.

***
<...> Не мешает, кроме других воспитательниц, если возможно, иметь для себя хорошую русскую няню: другие няни пусть занимаются по другим частям, а православная няня — по православной части, и особенно крестным знамением; с нее этот предмет и спрашивать. Как можно и насколько можно приспособить это к настоящему делу по обстоятельствам, постарайтесь; совершенно же этого из виду упускать не должно. Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей. <...>

***
Пишете: "Желала бы я, чтобы мы избегли с мужем того пагубного разногласия в деле воспитания, которое почти во всех супружествах вижу я". Да, вещь эта действительно премудреная! Но спорить об этом при детях вы и сами заметили, что неполезно. Поэтому в случае разногласия лучше или уклоняйтесь и уходите, или показывайте, как будто не вслушались; но никак не спорьте о своих разных взглядах при детях. Совет об этом и рассуждение должны быть наедине, и как можно похладнокровнее — чтобы было действительнее. Впрочем, если вы успеете насадить в сердцах детей ваших страх Божий, тогда на них разные человеческие причуды не могут так зловредно действовать.

***
<...> Замечаете в сыне вашем сухость или мало чувства и другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бывает истинное, настоящее чувство: а большей частью оно проявляется в более зрелом возрасте, уже тогда, когда человек более начнет понимать и кое-что испытает в жизни. Притом избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чувства и сухость невольно смиряют человека, когда он станет понимать это. Потому много не огорчайтесь тем, что замечаете в сыне вашем этот недостаток; со временем, может быть, и в нем неизбежные в жизни испытания пробудят должное чувство; а только позаботьтесь о том, чтобы передавать ему, по возможности, обо всем здравые понятия, согласно учению Православной Церкви.

Пишете, что до сих пор сами занимались с ним и прошли с ним священную историю Ветхого Завета; и спрашиваете, как и чему его учить и кого избрать для этого? Пройдя с ним Ветхий Завет, вам самим должно кончить это дело, то есть перейти к Новому Завету; а потом уже начать катехизическое учение. Вы боитесь, что сухость катехизиса не прибавит ему теплоты. Катехизис никому не прибавляет теплоты; а довольно того, чтобы дети имели правильные понятия о догматах и других предметах Православной Церкви. Если желаете, чтобы православное учение действовало и на сердце сына вашего, то читайте с ним "Православное исповедание" и "Училище благочестия"; а законоучитель пусть обучает его по катехизису, принятому в учебных заведениях.

***
<...> Вы затрудняетесь выбором и назначением духовника. Чтобы своего духовника не огорчить... наперед сами объясните ему все то, что находите нужным и полезным для вашего сына, с прибавлением прошения исполнить это, так как, по вашему сознанию, священная обстановка при исповеди для ребенка нужна, хотя для понимающего она особенного значения не имеет.

Перед исповедью и сами вы займитесь вашим сыном и приготовьте его к этому Таинству, как сумеете. Заставьте его перед исповедью прочесть заповеди с объяснением. Касательно исправления его недостатков вообще можете ему говорить иногда полушутливым тоном: "Ты ведь молодой князь; через такие поступки не ударяй себя лицом в грязь".

***
<...> Вы глубоко уверены, что нет для человека иного источника благополучия на земле и вечного блаженства на небе, кроме Церкви Христовой, и что все вне оной — ничто, и желали бы передать это убеждение детям своим, чтобы оно было как бы сокровенной их жизнью; но вам кажется, что не имеете призвания учить и не можете говорить с должной силой убеждения об этом великом предмете.

Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может, потому что другим вы должны бы еще сперва растолковать ваши понятия и желания, и при том другие не знают ваших детей и их душевное расположение и потребности; и при том слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери — на сердце. Если же вам кажется, что сын ваш многое знает, многое понимает, но мало чувствует, то, повторяю, не огорчайтесь и этим. А молитесь об этом Богу, да устроит полезное о сыне вашем, яко же весть.

Вы пишете, что у него прекрасная память; пользуйтесь и этим. Передавайте ему, кроме наставлений, душеполезные повести и по времени спрашивайте его, чтобы он вам повторял, как помнит и понимает. Все, что он от вас услышит, будет сперва храниться в его памяти и уме, а потом, с помощью Божией, при содействии опытов в жизни, может перейти в чувство.

Вы жалуетесь, что мать отвлекает вас от занятий с сыном. Можете объяснить ей прямо, что польза сына требует, чтобы вы с ним занимались; а она, как разумная бабушка, конечно, в этом должна снизойти вам без огорчения.

Повторяю: призывая Божью помощь, действуйте касательно сказанного, как умеете, как вас вразумит Господь и как можете,— ничтоже сумняся и ничтоже бояся.



На главную