На главную |
05.03.2006 г.
Игорь Скерцо
Следует ли православным верить в эволюцию
Теория эволюции утвердилась в обществе как
противоположность библейской модели сотворения всего Богом. Сущность этой
теории заключается в предположении, что высшие биологические формы произошли
из нисших, а не как самостоятельные виды. Все разумные христиане, доверяющие
Библии, отвергли это пагубное учение дарвинизма, из-за которого на передовую
арену мировой идеологии вышел атеизм. Но светская наука развивалась и
предоставляла свои аргументы, которые не всеми христианскими богословами
могли быть опровергнуты из-за недостаточности информации и знакомства с
научными данными. И если опровержение было, то уж не все могли с этим
ознакомиться.
Таким образом, теория эволюции без соответствующего отпора, так сказать,
долго "висела на хвосте" христианской Церкви. Но современные христианские
ученые-креационисты достойно и аргументированно опровергли предпосылки
теории эволюции. Тем не менее, остались ряды богословов, которые по
различным причинам не понимают полностью проблемы или не имели доступа к
этим трудам креационистов. Особенно это касается русской Церкви, где в свое
время вообще не было доступа к подобной информации. К сожалению, внутри
Церкви, и в частности в Православии, невозможно полноценно контролировать
всех богословов. Не имея четких ответов, такие люди без соответствующего
познания решились на компромисс со светской наукой и стали довольно грубо
синтезировать христианское учение с теорией эволюции. Таким образом,
копромисс заключается в том, что и Бог есть, который сотворил все, и научные
данные (а также "теории") об эволюционном процессе не противоречат Библии.
Среди православных есть две очень видные и влиятельные фигуры, которые
придерживаются в той или иной степени теории эволюции в ее синтезированном
виде - это отец Александр Мень и дьякон Андрей Кураев, а также еще ряд
богословов. Поскольку эти люди имеют сильное влияние внутри Церкви (хотя и
не повсеместное), любые идеи таких известных и популярных личностей без
критического анализа легко распространяются среди православных верующих. Что
собственно и происходит. Сейчас действительно есть довольно отчетливое
внутреннее течение верящих в эволюционный процесс после "неполного" творения
Богом. Следовательно, Бог в начале сотворил не все.
Моя задача не заключается в том, чтобы очернить этих личностей. Но я говорю
об их конкретных идеях, которые противоречат и Библии, и действительным
фактам. Как показывает практика, Библия оказывается в большей степени
точной, нежели светская наука, которая иногда делает грубейшие ошибки и
ложные выводы из-за своей интеллектуальной нечестности. Абсолютно верно, что
Библия и наука не противоречат. Но следует понимать под наукой факты, а не
теории и домыслы ученых-атеистов. Следовательно, никакой синтез c теориями
невозможен.
"Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности
с беззаконием? Что общего у света с тьмою?" (2-е Коринфянам 6:14).
Дьякон Кураев имеет публикацию под названием "Православие и эволюция", в
которой он пытается опровергнуть креационистов, несколько предвзято смотря
на их протестантское вероисповедание. Также он доказывает, используя Библию,
"допустимость эволюции как таковой".
Сначала в публикации появляется довольно странная идея:
"Если человеческий или ангельский дух способен трепетать пред гласом Творца
- то почему бы не вострепетать пред Ним и горам? Если человеческая душа
способна к радостному послушанию Глаголу - то почему бы и рекам, водам и
морям не быть способными к подобной же радости?" (Православие и эволюция, А.
Кураев).
Используя это, Кураев логически приходит к идее творческой активности
материи:
"Но, с другой стороны, при непредвзятом чтении Писания нельзя не заметить,
что оно оставляет за тварным миром толику активности. Не говорится "И создал
Бог траву," но "произвела земля." И позднее Бог не просто создает жизнь, но
повелевает стихиям ее проявить: "да произведет вода пресмыкающихся... да
произведет земля душу живую."";
"Возникновение жизни по книге Бытия - это и эволюция (ибо земля "произвела"
растения и простейшие организмы), но в то же время и "скачок к жизни,"
который произошел по повелению Божию.";
"Земля Божиим словом призывается к творчеству, к самодеятельности, что есть
признание внутренних движущих сил, присущих земле. Конечно, здесь нет
указаний на то, как и в каких границах осуществляет земля призыв Божий -
одно лишь ясно: различные периоды в истории бытия начинаются с призыва Божия
к самодеятельности "земли." Мир, призванный к движению и росту, оказывается
соработником Бога. Тема сотрудничества Бога и творения возникает в Библии
еще задолго до того, как впрямую зайдет речь о человеке.";
"В православии нет ни текстуального, ни доктринального основания для
отторжения эволюционизма."
(Православие и эволюция, А. Кураев).
Мы признаем, что земля была сотворена так, чтобы быть способной производить,
но никак не участвовать творчески в процессе производства. Все существующие
виды были сотворены Богом, а земля - это инструмент, но никак не "соработник"!
На самом деле теория Кураева основывается на ошибочном подходе к
истолкованию слов из первой главы Бытия: "да произведет вода
пресмыкающихся... да произведет земля душу живую." Также Кураев приводит
слова архиеп. Михаила Мудьюгина:
"К разряду явлений, в описании которых в Библии и на страницах любого
учебника биологии легко обнаружить поразительно большую степень совпадения,
относится процесс эволюции органического мира. Сама библейская терминология
укладывается в плоскость того же удивительного совпадения - говорится "да
произведет вода душу живую", "да произведет земля зверей земных." Здесь
глагол "производить" указывает на связь между отдельными фазами формирования
животного мира, более того - на связь между мертвой и живой материей."
(Православие и эволюция, А. Кураев).
Внимательный взгляд на сам текст, контекст и на используемые в еврейском
оригинале слова показывает, что ничего общего с эволюционным развитием здесь
нет. Слово "произведет" в Синодальном переводе неадекватно отображает
еврейский оригинал, поэтому Кураев и другие делают заведомо ложные выводы
используя его, тогда как оригинал не дает возможности для подобного мнения.
"И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево
плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И
стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и
дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что
это хорошо." (Бытие 1:11,12).
Сначала Бог говорит: "да произрастит [asd] земля зелень". Естественный смысл
этого в том, что растения растут из земли, и это происходит по слову Бога в
единый момент. Растения в дальнейшем размножаются через свои семена с
помощью земли, но сама по себе земля больше не вопроизводит новых видов.
Когда же далее говорится, что "произвела [auwtw] земля зелень",
употребляется другое слово, произведенное от глагола auy - выходить,
выступать, выводить, выносить, выбрасывать, извлекать, производить. Это же
слово в дальнейшем более 900 раз употребляется в смысле обычного выхода (см.
Бытие 2:10; 4:16; 8:17). Таким образом очевидно, что из земли что-то вышло,
а не земля была источником растений. Если земля была бы "соработником",
тогда и использовались бы такие же слова, которые употребляются при
сотворении материи Богом: arb - творить, сотворить, создавать или hve -
производить, приготавливать, быть сделанным, быть приготовленным.
"И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да
полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую
душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую
птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо." (Бытие 1:20,21).
В этом случае используется вообще другой глагол Urv - кишеть, роиться.
Однозначно здесь не подразумевается, что вода "произведет" рыб, но вода
наполнится и закишит рыбами. Это также правильно отображено в других
переводах: "Пусть вода кишит живыми существами." (Бытие 1:20, РБО); "да
воскишит вода кишеньем живых существ" (Бытие 1:20, Танах Д. Йосифона). В
следующем 21-м стихе прямо и говорится, что не вода произвела, а Бог
сотворил рыб.
"И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и
зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду
их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что
это хорошо." (Бытие 1:24,25).
В Бытие 1:24 опять употребляется слово auy как в 12-м стихе. А в 25-м стихе
опять указывается, что это Бог создал всех земных существ. Поэтому Кураев
ошибается, когда пишет, что "Бог не просто создает жизнь, но повелевает
стихиям ее проявить". Таким образом, ничто в Библии не может подверждать
идею о соработничестве тварной неодушевленной материи с Богом. Вода и земля
- это благоприятные сферы где зарождается, размножается и поддерживается
жизнь, но не причина этой жизни.
"…идея эволюции, в случае ее отделения от атеистического ее истолкования,
достаточно позитивно освещается в трудах православных писателей."
(Православие и эволюция, А. Кураев).
Давайте не забывать, что сторонники этой теории просто не могли найти в себе
сил разобраться до конца с этой проблемой. Далеко не все православные
согласны с эволюционным процессом. Кураев еще в своей публикации далее
приводит некоторые "мнения", но они так и остаются мнениями, хоть и якобы
"православными", тем не менее, не подвержденными ни одним действительным
научным фактом.
Отец Александр Мень в свое время зашел еще дальше в тьму "теорий" так
называемой науки. Его книга "Истоки религии" (из серии "История религии", В
поисках пути, истины и жизни, том 1) содержит еще более грубый и
неподвержденный фактами синтез библейского повествования и довольно слабых
научных идей атеистов.
"Кроме того, Библия рисует космогенез как восхождение по ступеням от низшего
к высшему, от неорганического - к человеку"; "Он [Бог] придает творческую
силу природным стехиям, "земле" и "воде", и те уже как бы спонтанно
производят растительную и животную жизнь" (А. Мень, Истоки религии, часть 2,
глава 5).
Факты: Переход неорганической материи в органическую - не возможен. Учены
пытались доказать обратное, но это происходило в нестирильных условиях.
Критику "творческой силы" земли и воды см. выше.
"Но есть ли достаточные основания для того, чтобы считать эволюцию не
умозрительной гипотезой, а прочно обоснованной теорией? Некоторые факты,
говорящие в ее пользу, были известны задолго до Дарвина, но в его эпоху
число их возросло и с тех пор постоянно увеличивается." (А. Мень, Истоки
религии, часть 2, глава 5).
Вот мы собственно и подходим к тем положениям, на которых базируется теория
эволюции и соответственно вера в нее различных православных богословов. Если
эти основы неверны, тогда все размышления Александра Меня и ему подобных в
этом вопросе - пустая беспочвенная философия.
"Классификация живых существ показывает иерархическую и генетическую связь
между ними: в строении организмов обнаруживается общий план и гомологичные
органы; у многих животных (змей, протеев, китообразных) обнаружены
рудиментарные органы, потерявшие свое значение, но игравшие роль у их
предков." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).
Факты: Во времена Дарвина не было известно о назначении многих органов у
человека (более 100) и других животных. Такие "бесполезные" органы объявили
рудиментарными, подразумевалось, что они были унаследованы от предыдущих
видов и перестали выполнять свои предыдущие функции. Но последующие
исследования доказали, что в человеческом организме нет ни одного органа, не
выполняющего какой-либо функции.
"Эмбриология доказала, что на известных стадиях развития зародыш сохраняет
черты строения предшествующих классов (так, человек имеет в эмбриональный
период жабры и хвост). Укрепили трансформизм и биохимия, и генетика." (А.
Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).
Факты: Некий Геккель придумал закон о том, что каждый организм, в том числе
человеческий, в период эмбрионального развития повторяет все стадии, которые
его вид должен был пройти в ходе эволюционного развития. Проблема в том, что
Геккель никогда не занимался эмбриологией, но исключительно на основании
внешних наблюдений заявил, что человеческий эмбрион имеет как рыбьи жабры,
так и собачий хвост. И хотя эмбрионы человека и собак были более различны,
Геккель делал свои собственные рисунки эмбрионов. В то время это вызвало
лишь хохот у специалистов и последующие обвинения. У эмбриона человека нет
никакого хвоста - это лишь продолжение позвоночника, который выделяется
из-за различной скорости роста. А мнимые жабры - всего лишь кожные складки,
которые становятся частью лица, и не имеют отношения к дыхательной системе.
"И наконец, находки костей и отпечатков вымерших животных убедительно
показывают, что некогда обитатели Земли были иными, чем теперь.
Палеонтология позволяет связать между собой классы, отряды и виды животных.
Так, ископаемая птица археоптерикс несет на себе еще многие признаки
рептилии." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).
Факты: Некоторые виды животных действительно вымерли. Конечно они отличаются
от других существующих до сих пор видов. Но и те и другие виды в то время
существовали одновременно. Нет никаких доказательств их эволюционной связи,
каждый вид завершен. Выжившие с тех пор виды, при всем разноообразии, не
несут на себе признаков эволюционного развития даже в рамках своего вида от
своих древних предков, они ничем не отличаются. То есть древняя муха ничем
не отличается от современной. Птица археоптерикс была использована в
качестве примера эволюции от пресмыкающихся к птицам, но это не так.
Современные ученые отказываются называть этот вид как переходный, поскольку
в том же геологическом пласте обнаружена уже полностью сформированная птица.
Известный орнитолог Алан Федуччиа утверждает: "Палеонтологи попытались
превратить археоптерикса в наземного пернатого динозавра. Но это не так. Это
птица, самая настоящая птица."
"Геология и астрофизика показали, что развитие присуще также миру
неорганическому." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).
Факты: Так как неорганический мир не содержит информации, он абсолютно не
способен к какому-либо развитию, но только к разрушению.
"Разработка Гуго де Фризом теории мутаций, или "взрывов", привела к новому
пониманию развития. Оно оказалось связанным с перестройкой в генотипе -
материальном носителе наследственности. "Эволюция, - пишет А. Бергсон, -
выступает с этой точки зрения как ряд неожиданных скачков". Стало понятным
теперь, почему один вид не "переливается" плавно в другой и почему
палеонтологи не находят цельных "линий" исчезнувших существ, а только
"точки". Один вид от другого отделяют мутационные процессы, которые кладут
начало устойчивой наследственности новообразовавшейся группы." (А. Мень,
Истоки религии, часть 2, глава 5).
Факты: Мутации не способны производить новые биологические виды и не
приводят к эволюции. Они могут только деформировать (при чем только в
отрицательную сторону) уже имеющиеся вид в подобный, немного иной, но с
сущности такой же. Мутации не способны вызывать появления новых органов или
принципиально менять их. Мутантные виды через поколения вытесняются
наследственной генетической информацией и вид возвращается к своему
первоначальному типу.
"Так, например, некоторые плеченогие, медузы и моллюски просуществовали в
водах океана почти без изменения миллионы лет, в то время как обитавшие
рядом с ними другие животные (черви, ракообразные, рыбы) непрерывно
изменялись." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).
Факты: Тщательные исследования ученых-креационистов показывают возраст Земли
не более 10000 лет. Эти расчеты основаны на данных исследования энергии
Солнца, особенностей планет, количества пыли и скорости удаления луны,
магнитного поля Земли, давления нефти, количестве различных веществ на
Земле. А "непрерывное изменение" некоторых животных - лишь теория не
располагающая фактами.
"ДА БУДЕТ СВЕТ! Вот в пустоте небытия вспыхнуло пламя материи. Космический
взрыв неописуемой силы вывел ее из первичного состояния. Из его центра
развернулось пространство как исполинская сфера, в ней пронеслись массы
раскаленного вещества, с каждой секундой увеличивая скорость своего полета.
Это произошло несколько миллиардов лет назад." (А. Мень, Истоки религии,
часть 2, глава 5).
Факты: Научных данных о каком-либо взрыве нет. Это лишь теоретическая
выдумка, необходимая эволюционистам для обоснования превращения энергии в
активную "творческую" материю. Никто не может доказать эти "миллиарды лет".
"Этот процесс легко проследить хотя бы на примере эволюции конечностей
позвоночных. Первые позвоночные животные, вступившие на сушу, обладали
пятипалыми конечностями с противопоставленным большим пальцем. У плавающих
эти конечности превратились в ласты (водяные ящеры, тюлени, китообразные), у
хищных - в лапы с когтями, у летучих мышей - в крылья, у травоядных - в
копыта. И только существа, которые на протяжении всех геологических эпох
сохранили исходное строение конечностей, избежали узкой специализации.
Они-то и положили основание той цепи животных, которая дала начало телесной
форме человека." (А. Мень, Истоки религии, часть 2, глава 5).
Факты: Ни одна из известных рыб не считается прямым предком первых
сухопутных позвоночных. Нет ни одного переходного вида. Не решена проблема
"трансформации" жабр в легкие, что требовало бы у переходных видов
одновременного наличия этих органов. Но как могут развиться легкие в воде?
"Третий творческий акт потряс мироздание тогда, когда высокоорганизованное
существо стало носителем духовной личности и благодаря этому перестало быть
животным. Среди диких человекоподобных существ с убегающими лбами и мрачно
нависшими надбровными дугами появился Homo Sapiens - Человек Разумный...";
"Находки костей ископаемых приматов убедительно показывают, что на Земле
некогда обитали существа, очень близкие к человеку по строению, более
близкие, чем все сохранившиеся доныне виды." (А. Мень, Истоки религии, часть
2, глава 5).
Факты: Ни одной промежуточной формы между обезьяной и человеком не
обнаружено. Нет ни одного доказательства существования в прошлом
"человекоподобных существ", якобы очень близких к современному человеку.
Антропологи не распологают необходимыми ископаемыми данными. Все находки
ничтожно малы (что можно положить в один гроб) и относятся либо к обезьянам,
либо к полноценным людям, либо были подделаны, либо ошибочно отнесены к
данным видам. Немаловажную роль сыграли нехристианская идеология, желание
найти любое подтверждение своим теориям и далеко "ненаучная" фантазия. А
фальсификации далеко не были сразу раскрыты и успели прочно закрепиться в
сознании и литературе научного мира.
"Важно в данном случае то, что в общем и целом отбор - действительно один из
существенных факторов в истории жизни на земле." (А. Мень, Истоки религии,
часть 2, глава 5).
Факты: Теория отбора была основана на внешних наблюдениях и ничего общего с
реальными данными не имеет. Реальный естественный отбор не имеет никакого
отношения к эволюции.
Таким образом очевидно, что все предпосылки для синтеза библейского
повествования с атеистической "наукой" оказываются бессмысленными. (Хотя
здесь рассмотрены еще не все доводы примеры). Христиане не должны идти на
компромисс лишь по причине своего невежества. Христиане должны доверять
больше Библии, а теория эволюции никак не вписывается в библейское
повествование о сотворении.
Поскольку все предпосылки оказались ложными, мы можем незадумываясь
отвергнуть любую форму эволюционизма, несмотря на различные мнения
авторитетов. Не стоит забывать, что изначально именно эта теория вызвала
бурное распространение атеизма с огромной силой и злом. Учение об эволюции
не было известно до появления Дарвина, поэтому следуя самим же православным
критериям об истине мы отвергаем любые ее формы, которым нет ни одного
убедительного доказательства. И напрасно Кураев обращается к древним отцам
Церкви в поисках аналогий. Безусловно, они не имели в виду именно это.
Андрей Кураев нападает на христиан-креационистов, и пытается пристроить
материю в "соработники" Богу. Но Бог ясно говорит: "Я Господь, Который
сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю" (Исаия
44:24).
--------------------------------------------------------------------------------
Использованная и рекомендуемая литература для опровержения эволюционизма:
Время против эволюции.
В умах людей.
Несостоятельность эволюции.
Творил ли Бог через эволюцию?
Ученые - о теории эволюции.
Эволюция мифа.
|
На главную |