На главную

24.04.2006
 

Протоиерей Анатолий Малинин
Русская Православная Церковь в ХХ-ом веке



«…И врата ада не одолеют Её»

В наше смутное время многие недовольны тем, что разные беды обрушились на Русскую Землю.

Мы, христиане, считаем – беды эти оттого, что люди забыли Бога. Более тысячи лет Русь росла на заповедях Божиих. Наши праотцы старались смотреть на каждого человека, как на брата во Христе, а на природу – как на творение Божие, видя в ней отблески той Небесной красоты, в которой пребывает Бог. На этой основе они создавали свою культуру и искусство. Жизнь их строилась по Закону Божию. Они строго соблюдали все посты, почитали праздники, установленные Святой Церковью. Поэтому у них хранились твердые семейные устои.

В Новгороде перед революцией 1917 года было 53 церкви и 4 монастыря, в которых каждый день совершалось богослужение. Почти на каждой улице был храм, и священник лично знал каждого прихожанина. По праздникам он ходил с молебнами по домам своих прихожан, вникал в их радости и нужды, и это благотворно влияло на семейную жизнь. Разводов было очень мало, семьи были многодетными. А если учесть, что население дореволюционного Новгорода было почти в десять раз меньше, чем теперь, то можно представить, насколько тесно была связана жизнь людей с церковью.

Похожая картина была и на селе. В конце прошлого столетия по всей Новгородской губернии насчитывалось 1080 православных храмов, 24 мужских и 12 женских монастырей. Редкая большая деревня не имела своей церкви. А ведь было еще множество часовен, где местное население молилось. В каждой местности были свои праздники, собиравшие огромное множество людей – односельчан и родственников. Праздновались они обязательно с приглашением священника, который с псаломщиком, диаконом и хором совершал водосвятный молебен посреди деревни.

После того как люди брали освященную воду и расходились по домам, священник с певчими заходил в каждый дом, служил молебен, кропил святой водой избу, двор и скотину. Весной, во время выгона, который был связан с праздником святого великомученика Победоносца Георгия, совершался крестный ход вокруг стада, которое тоже окроплялось. Совершались водосвятные молебны и во время каких-либо бедствий – эпидемий или засухи. И по вере молящихся Господь исполнял их молитву и прекращал бедствие.

Надо вспомнить и о крестных ходах к местночтимым чудотворным иконам или к мощам угодников Божиих. Так, например, регулярно совершался крестный ход в Хутынский монастырь. Тесное единение Церкви и народа и создало ту Святую Русь, которая родила и воспитала Великую Россию. Но не все благополучно было на Руси.

Темные сатанинские силы старались в течение веков разъединить народ и Церковь. Первый удар по этому единению нанес Иоанн Грозный, который по своему произволу вмешивался в церковные дела и творил суд над церковной властью. По его повелению был смещен, взят под стражу и сослан в Тверской Отроч монастырь глава Русской Православной Церкви митрополит Филипп, которого потом умертвил по царскому же приказу Малюта Скуратов. Много пострадали от Иоанна Грозного и Великий Новгород, и Новгородская церковь. Митрополит Новгородский Пимен был обесчещен и сослан в отдаленный монастырь, где умер в невыносимых условиях.

Еще большей бедой для Церкви стал раскол. Доброе дело, которое затеял патриарх Никон (исправление богослужебных книг и обрядов), обернулось печальной картиной церковных раздоров, переросших в церковный раскол. Раскол подорвал внутреннюю жизнь церкви. Многие православные люди увлеклись обрядоверием, откололись от церкви, приписывая ей всевозможные ереси и пороки.

Петр Первый нанес по Церкви еще один удар. Он лишил ее Патриарха, подчинил ее светской власти, превратив в один из департаментов империи. Во главе церкви стал Святейший Синод, подчиненный обер-прокурору, «оку цареву». Так начал утрачиваться церковный авторитет в обществе. Светское образование оказалось почти что в руках иностранцев. Интеллигенция, воспитанная на западных идеях, считала Православную Церковь чем-то отсталым и консервативным. Красоту Православия образованное общество перестало замечать. С проникновением в Россию XIX века социалистических идей, а позже и коммунистических, материалистическое мировоззрение способствовало разделению и раздроблению русских умов. А с приходом к власти партии большевиков началась новая атака на Церковь.

23 января 1918 года был издан декрет об отделении Церкви от государства. Православная Церковь фактически была лишена юридического статуса. Церковь, как общественная организация, была лишена права Юридического Лица, у Нее было отнято имущество, конфискованы банковские вклады. Был наложен запрет на приобретение нового имущества. Церковь лишилась возможности преподавать в школе Закон Божий. Воинствующие атеисты закрывали и разрушали храмы и монастыри.

Ленин в секретном письме к Политбюро писал, что голод в стране создает благоприятный момент для изъятия церковных ценностей и окончательной победы «над реакционным духовенством: «<…> Мы должны подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». Казалось, Православная Церковь была поставлена на грань физического уничтожения в лице духовенства и верных чад церковных. И к 1941 году на территории СССР осталось не более нескольких сотен действующих храмов.

Но Церковная жизнь возродилась в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). На территориях, оккупированных немцами, было открыто и восстановлено до 75 процентов храмов и монастырей, уцелевших от атеистической разрухи. Почти в каждой церкви крестилось огромное количество людей. В городах и деревнях устраивались крестные ходы. В них участвовало до 40 процентов всего населения. Это не могло не встревожить Сталина. В сентябре 1943 года состоялся исторический прием трех митрополитов в Кремле – Сергия (будущего Патриарха), Николая (Ярушевича) и Алексия (Симанского). Сталин разрешил ограниченное открытие церквей и семинарий, избрание Патриарха, создание церковной администрации, издание журнала Московской Патриархии. Так во время и после войны народ буквально хлынул во вновь открытые храмы после страшных лет атеистического террора. Но наступление на Церковь не кончилось.

В 1959 году Хрущев провозгласил построение коммунизма в течение 20 лет. А так как коммунизм и религия несовместимы, а, следовательно, и Церковь не нужна в новом коммунистическом обществе, то к 1980 году религию планировалось полностью ликвидировать. Снова вернулось закрытие храмов, усилилась атеистическая пропаганда.

В 1961 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР заставил руководство Московской Патриархии провести через Собор новый порядок Управления приходами Русской Православно Церкви и принять Устав, лишивший духовенство какой-либо юридической власти в приходе и значительно урезавший хозяйственные права правящих архиереев. Храмы и монастыри, открытые на оккупированной территории в годы войны, были объявлены незаконными и закрыты. Прекратили свое существование в 60-е годы пять семинарий из восьми, более пятидесяти монастырей из семидесяти, не менее двенадцати-пятнадцати тысяч приходских храмов из двадцати двух – двадцати трех, открытых к 1959 году. Был запрещен колокольный звон под предлогом защиты отдыха трудящегося народа, слишком рано звонят, да и слишком громко.

В, так называемые, застойные годы Уполномоченные Совета по делам религий всецело управляли церковной жизнью. Они давали устные распоряжения епископам, настоятелям храмов и старостам церковных советов не допускать какого-либо участия детей и подростков до 18 лет в храмовых богослужениях. Дело дошло до того, что в некоторых епархиях священнослужители под давлением Уполномоченных Совета перестали причащать детей. Рукоположение в сан епископа, пресвитера и диакона совершалось только после санкции чиновников Совета. Настоятели церквей и священнослужители были отстранены от церковного управления и считались лицами, которых Староста церкви как бы нанимал для совершения богослужений. Если священник пытался вмешиваться в управление церковной жизнью, то по жалобе старосты, подчиненного Уполномоченному Совета, у него отбиралась регистрационная справка. А без этого документа Указ правящего архиерея терял свою силу и священнослужитель не имел места в данном регионе, где властвовал безрадельно представитель советской власти.

Любые требы (отпевание покойника, молебны, крестины и т.д.) разрешались только в храмах, но ни в коем случае не на дому. Вызывать священника на дом можно было лишь для причащения и соборования больного и то с разрешения местного райсовета или сельсовета.
Даже на совершения крестного хода в ограде храма надо было спрашивать позволения уполномоченного Совета. Была введена регистрация крестин, венчаний, отпеваний и других треб, совершаемых в храме. Акты этих регистраций регулярно просматривались местными органами власти, а затем использовались для грубой травли тех, кто принимал церковные таинства и заказывал эти требы.
Только в 1988 году в празднование Тысячелетия крещения Руси Поместный собор в Москве принял новый устав управления церковью. Было восстановлено главенство настоятеля в приходе, ослаблена, а в некоторых местах и отменена деятельность уполномоченных Совета.

Теперь, когда Церковь, наконец, получила свободу, предстоит очень много труда для устроения церковной жизни, возрождения духовности народа, его нравственности, которая находится пока на довольно низком уровне. Иисус Христос сказал: «Жатвы много, а делателей мало, так молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мтф. 9.37).

В период воинствующего атеизма, старательно вытравливающего все церковное и Божественное из душ человеческих, стали утрачиваться понятия о грехе, о совести, о душе. И люди все больше становились бессовестными, бездушными, распущенными. Только с возвращением к вере наших отцов, к нашей Православной вере, возможно наше возрождение. Только в единении с Церковью возродится народ, возродится Святая Русь. Будем помнить слова Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мтф. 16. 18).



На главную