На главную

05.03.2006 г.
Игорь Скерцо

Краткий этимологический словарь апологета


шрифты

Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние) - убеждение, что в духовной жизни все вопросы решаются не иначе как в послушании авторитету без спора и протеста.

Агностицизм (от греч. agnwsia - незнание, неведение, неизвестность) - вид скептицизма, позиция, согласно которой я не знаю и не могу знать истину и Высшее бытие. Нередко агностики заявляют, что только научно обоснованное знание заслуживает доверия, а для философских и религиозных идей нет строгих объективных средств их проверки.

Адиафора (греч. adiafora - неразличимые или безразличные вещи) - деяния или поступки, которые одинаково хорошо могут быть и совершаемы, и не совершаемы. В церковных вопросах значение в смысле несущественности и необязательности, с христианско-философской точки зрения, некоторых обрядовых сторон и обычаев той или другой церкви.

Аллегория (греч. allhgoria - иносказание).

Анимизм (от лат. anima - душа) - вера в населенность природы бестелесными существами (душами, демонами или духами).

Антиномия (греч. antinomia - противоречие в законе, установлении) - парадоксальное утверждение, выходящее за пределы формальной логики.

Антропоморфизм (от греч. anyrwpov - человек; morfh - вид, образ, форма) - придание не-людям (например, Богу, ангелам, животным) [внешних] человеческих признаков и качеств.

Апокрифы (от греч. apokrufov - скрытый, сокровенный, тайный) - подложные неканонические тексты, близкие по форме и тематике библейским, но не вошедшие в канон библейских книг по причинам сомнительного авторства и ложных учений.

Апология (греч. apologia - заступничество, оправдание, защита, защитительная речь, ответ); Апологетика - дисциплина теологического характера, где защищается та или иная религиозная доктрина.

Апофатическое Богопознание (от греч. apofatikov - отрицательный) - познание Бога, основывающееся на предпосылке, что Бог совершенно несоизмерим со всем, что есть в тварном мире; поэтому все наши слова, имена, представления и понятия, относящиеся к жизни твари, непригодны для понимания Бога. Употребляется терминология с использованием отрицательных понятий, чем Бог не является.

Герменевтика (от греч. ermhneuma - разъяснение, истолкование; ermhneuw - разъяснять, объяснять, растолковывать, комментировать, разбирать, переводить) - совокупность общих принципов, относящихся к искусству интерпретации текстов.

Гносис (греч. gnwsiv - познание, наука, известность).

Гомилетика (греч. omilhtikh - умение общаться с людьми, искусство беседовать).

Дедукция (от лат. deductio - выведение) - вывод по правилам логики. Изложение материала от общего утверждения к следствиям из посылок.

Деизм (от лат. Deus - Бог) - убеждение, что Бог, создав Вселенную, пребывает вне мира, предоставляет все действию законов природы и не вмешивается в ход событий.

Деструктивный (лат. destructivus - разрушительный, ведущий к распаду) - разрушающий личность и ее ценности для формирования новой, зависимой от культа личности.

Детерминизм (от лат. determino - определяю) - причинная обусловленность явлений. Убеждение в метафизике, согласно которому все в мире происходит согласно законам. Жесткий детерминизм настаивает, что причинами предопределено все в мире, так что человек совершенно не властен над будущим.

Диалектика (от греч. dialegomai - обсуждать, беседовать, высказывать мнение, рассуждать) - обсуждение в диалоге, искусство ведения философского диалога с целью достижения истины, умение соотносить разные точки зрения на изучаемый предмет, чтобы получить всеобъемлющее и убедительно обоснованное его понимание.

Догматика (от греч. dogma - мнение, взгляд, учение, положение, постановление, решение) - общее убеждение группы, выражение истинности веры.

Доксология (от греч. doxa - слава; logov - слово) - славословие, прославление, восхваление.

Ересь (греч. airesiv - секта, ересь, лжеучение, выбор, разномыслие, направление, особое мнение) - Относится к учению. На языке церковной догматики означает сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и формулированного догмата веры христианской и вместе с тем - выделение из состава церкви.

Имманентный - пребывающий в вещах, в мире, внутри какой-либо реальности. Противопоставляется трансцендентному.

Индукция (от лат. inductio - наведение) - умозаключение от частных фактов к общему утверждению.

Инициация (от лат. initiare - вводить, посвящать) - церемония, в ходе которой в религиозной группе или вводится неофит или совершается посвящение на особое духовное служение.

Интерпретация (лат. interpretatio - разъяснение, истолкование) - в герменевтике это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении.

Иррационализм (от лат. ratio - мышление, рассудок, разум) - отрицательное отношение к разуму, опирающееся на убеждение, что познавательный контакт с реальностью, во-первых, должен быть непосредственным и без участия разума и, во-вторых, его результаты совершенно отличаются от того, что способен дать разум.

Иррациональное - нечто, выходящее за пределы познавательных возможностей человеческого разума, но приоткрывающееся субъективному чувству, интуиции или вере в контактах с реальностью минуя разум.

Канон (греч. kanwn - правило, норма, мера, образец).

Квазирелигии - псевдодуховные формы поклонения, выросшие на почве современного секуляризма: в них в качестве высшего интереса выступают народ, наука, некоторая форма или этап развития общества, высший идеал человечества, которые при этом отождествляются.

Квиетизм (от лат. quies - покой) - религиозное умонастроение, ставящее своей целью достижение внутреннего мира, в предположении, что в таком состоянии душа больше открыта к воздействию свыше.

Керигма (греч. khrugma - проповедь, объявление).

Консерватизм (от лат. conservare - сохранять) - защита установившихся социальных институтов и форм правления, культурных и религиозных традиций, убеждение в непреходящей ценности духовно-нравственных основ жизни и тех форм социальной жизни, которые сохраняют с ними связь. Консерватизм постоянный оппонент либерализма.

Конформизм (от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру.

Креационизм (от лат. creare - творить) - течение в христианской апологетике, противостоящее эволюционной теории и настаивающее на том, что мир сотворен Богом из ничего.

Культ (от лат. cultus - образ жизни; cultum - почитать) - обозначает больше особую идеологию, внешнюю форму поклонения Богу и религиозности. Термином "культы" стали обозначать новые религиозные группы, остающиеся в стороне от исторически сложившихся конфессий. Культы отклоняют традиционные учения, имеют авторитарных лидеров, используют контроль личности, замещают систему ценностей человека исключительно на свои, различными способами ограничивают контакты с окружающим миром.

Либерализм (от лат. liberalis - свободный) - защита индивидуальных свобод и самореализации, стремление свести на нет роль традиций, авторитетов, вероучений и идеологических доктрин, свободомыслие, содействие инновациям и творческим инициативам, отрицание неизменных духовно-нравственных основ жизни, требование адаптировать религиозные идеи к современной культуре, изменить язык и форму передачи евангельской вести.

Лингвистика (от лат. lingua - язык; англ. linguistics - языкознание, языковедение).

Метафизика (греч. meta ta fusika - то, что после физики) - изучение реальности, существующей помимо естественной природной реальности.

Мистика (от греч. musthrion - тайна, секрет) - находится за пределами человеческого понимания, но несет в себе особый скрытый смысл. В христианской традиции мистическое связано с опытом непосредственного общения с Богом и восприятия Его Слова, животворящего воздействия Духа, единения с Отцом в любви и с Сыном в евхаристическом общении.

Морфология (от греч. morfh - вид, образ, форма; logov - слово, речь) - раздел науки о языке, изучающего форму слова: часть речи, падеж, число, род и др.

Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - отрицание Высшего бытия, а вместе с ним духовного призвания человека, святыни, религиозных традиций и нравственных принципов и норм, а также высших ценностей культуры: истины, добра и красоты. Нет ничего, что имело бы какой-то реальный смысл и ценность.

Онтологизм (от греч. ontov от einai - быть; logov - слово) - убеждение, согласно которому достижение человеком знания возможно не иначе как благодаря познанию Бога. Онтология - учение о бытии, часть метафизики, занятая исследованием бытия как исходной для философии реальности, без которой невозможно понять существование отдельных вещей: благодаря связи с бытием они реальны, а вне такой связи их существование бессмысленно. Бытие связно, имеет порядок и смысл, соотнесено с Высшим бытием - источником любого бытия.

Оппонент (от лат. opponentis - возражающий) - сторона спора, оспаривающая тезис.

Ортодоксальность (от греч. orywv - правильно, верно, истинно; doxa - мнение, представление) - соответствие религиозного мышления, вероучения и теологических концепций тем богооткровенным истинам, которые составляют содержание Св. Писания и Предания древней Церкви.

Панентеизм (по-греч. pan en yew - все в Боге) - вера и связанные с ней философские концепции, согласно которым вся Вселенная пронизана бытием Божиим и включена в него, но само Его бытие бесконечно превосходит бытие мира.

Пантеизм ("все есть Бог" от греч. pav - все; yeov - Бог) - тождественность Бога и тварного мира, Бог безличен.

Патристика (от лат. pater - отец) - термин, обозначающий наследие христианской мысли, заключенное в работах святых учителей и отцов Церкви.

Полемика (греч. polemika - военное искусство).

Пропонент (от лат. proponentis - предлагающий) - активная сторона спора, выдвигающая тезис.

Рационализм (от лат. ratio - мышление, рассудок, разум) - убеждение в том, что индивидуальный естественный разум способен своими силами достичь основополагающих безошибочных истин, нужных для построения здания науки, без обращения к опыту, в том числе и к религиозному.

Редукционизм (от лат. reductio - отодвигать назад) - методологическое требование объяснять сложное явление через сравнительно более простые и доступные исследованию научными средствами. Редукционисты сводят высшее к низшему, сложное к простому, более позднее и развитое к исходному и примитивному. В отношении религии редукционизм требует объяснять духовное через душевное, мистический опыт - через психологию измененных состояний сознания или психопатологию, а религиозное - через космическое, культурное или социальное.

Религия (от лат. relegere - вновь воспроизвести; religari - соединить себя) - связь с Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с Ним. В любой серьезной религии есть призыв внутренне измениться, обращенный к каждому человеку и сообществу, принять Высшую правду для руководства своей жизнью, поставить в правильную связь с Богом все стороны своей жизни.

Релятивизм (от лат. relativus - соотносительный) - убеждение, что нет единой истины, одинаковой для всех людей, а есть множество истин, удобных, полезных и убедительных для одних лиц и групп, но неприемлемых для других. Каждая из таких "истин" соотносима с желаниями, культурной, национальной и социальной принадлежностью человека или группы, с эпохой, расой и пр.

Риторика (греч. rhtorikh - ораторское искусство) - искусство убеждать.

Секта (лат. secta - партия, школа от лат. sectus - разрезанный) - отделяться от более крупной группы и следовать за ней. Изначально не носит негативной окраски. Относится к собранию людей. В более широком смысле сектантство означает узость мышления, фанатичную приверженность своему и отрицание ценностей не своего, групповые предрассудки.

Секуляризация (от лат. saeculum - мирской, светский) - процесс обмирщения различных областей общественной жизни и культуры, переход к образу жизни, при котором деятельность человека развертывается без связи с Высшим бытием и отрицается его роль в жизни человека.

Семантика (от греч. shmantikov - обозначающий, указывающий, знаменательный, значимый).

Силлогизм (от греч. sullogismov - подытоживание, рассуждение, умозаключение от общего к частному, доказательство) - умозаключение, в котором на основании нескольких суждений с необходимостью выводится новое суждение, называемое заключением.

Синкретизм (от греч. sun - вместе [соединение, собирательность]; kritov - выбранный, отборный) - общекультурное явление, аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера.

Тавтология (от греч. tauto - то же самое; logov - слово).

Текстология (англ. textological - текстологический) - наука о текстах, в данном контексте - наука связанная с изучением рукописей.

Теология (греч. yeologia - исследование о Боге или богах, богословие) - вероучительная дисциплина или "наука о вере", создаваемая церковной общиной для всестороннего осмысления и систематического изложения содержания своей веры. Основывается на духовном опыте, догматике, литургической жизни и практике Церкви.

Теологумены (греч. theologoumena) - богословские мнения, не являющиеся общеобязательным для всех христиан. В Православии есть еще ограничение: Теологумен не просто частное мнение или размышление отдельного автора: он обозначает учение, более или менее принятое у Отцов Церкви. Но у него нет обязывающего характера соборного определения.

Теория (греч. yewria - наблюдение, обозрение, созерцание, умозрение, размышление, учение).

Толерантность (от лат. tolerare - выдерживать, терпеть) - уважение и терпимое отношение одних общин к религиозным взглядам других, признание их права быть другими, иметь и выражать свои верования и убеждения, исключение принуждения в вопросах веры, способность к диалогу и умение сотрудничать с ними. Выражает интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость, достигнутую такими общинами.

Тоталитарный (англ. totalitarian - деспотический, диктaторский, тотальный) - господство над всеми сторонами жизни и подавление свободы личности. Подавление независимого мышления.

Традиция (от лат. traditio - предание) - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

Трансцендентный - запредельный, находящийся по ту сторону реальностей, познание которых возможно эмпирически и рационально.

Философия (от греч. filew - любить; sofia - мастерство, искусство, разумность, рассудительность, ученость, просвещенность, знание, мудрость) - любовь к мудрости, поиск человеческим разумом истинного знания о мире и человеке.

Харизма (греч. carisma - дар) - 1) дар благодати от Духа Святого; 2) В нецерковной мысли харизмами называют ярко выраженные лидерские, провидческие, целительские, творческие и другие духовные способности, намного превышающие то, что могут дать существующие традиции воспитания и культуры.

Экзегетика (от греч. ekzhtew - разыскивать, исследовать, взыскивать, искать) - обозначает поиск или исследование значения данного текста, в отличие от "герменевтики", как объясняющей значение.

Эзотерический (греч. eswterikov - внутренний, сокровенный) - предназначенный исключительно для посвященных в тайны.

Экзотерический (греч. exwterikov - внешний, общественный, публичный) - относящийся к миру вне круга избранных; доступный для непосвященных.

Эклектика (от греч. eklegw - выбирать, избирать) - соединение лучшего из разных систем мысли.

Экуменизм (от греч. oikoumenh - весь обитаемый мир) - движение за сближение, примирение и сотрудничество христианских конфессий и Церквей на основании единства в основных вопросах веры.

Этимология (от греч. etumov - истинный, правильный, верный; logia - учение, наука) - правильное, согласное с требованиями науки определение происхождения слова и его родственных отношений к другим словам того же самого или других языков.


--------------------------------------------------------------------------------

Использованные иточники:

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона;
Краткий религиозно-философский словарь Л.И. Василенко;
Древнегреческо-русский словарь И.Х. Дворецкого, под редакцией С.И. Соболевского;
Латинско-русский словарь;
Англо-русский словарь.



На главную