На главную


07.02.2006


иеромонах Иларион (Алфеев)
Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов
"Бог есть свет"



Особый интерес Симеона к учению о Боге как свете вызван пережитым им опытом видений света. В данном разделе, не рассматривая подробно этот опыт, мы лишь ограничимся анализом святоотеческих кор-ней учения Симеона о Божественном свете. Это уче-ние восходит к апостолу и евангелисту Иоанну Бого-слову и было развито многими Отцами Церкви до Симеона, в первую очередь Григорием Богословом. В учении о Боге как свете очевидна прямая связь между тремя авторами, которых Церковь удостоила имени "Богослова": Иоанном, Григорием и Симеоном.

Для Григория тема Божественного света имела очень большое значение: самую природу Божию он, преимущественно перед любым другим термином, определяет как "свет". Григорий выработал специаль-ную "терминологию света", которая присутствует в большинстве его литературных произведений С наибольшей полнотой и ясностью учение о Божественном свете выражено Григорием в Словах 38—40, которые особенно ценил (что не удивительно) Симеон Новый Богослов; он ссылается на них более двадцати раз . Вот отрывок из Слова 40-го, который может служить кратким суммарным изложением учения Григория о Боге как свете:

Бог есть свет высочайший, недоступный, неска-занный, ни умом не постигаемый, ни словом не изре-каемый, просвещающий всякую разумную природу. Он — то же в духовном мире, что солнце в чувствен-ном. По мере нашего очищения он представляется нами, по мере представления возбуждает к Себе лю-бовь, по мере любви нашей вновь умопредставляется; Он созерцаем только Сам Собою и постижим лишь для Самого Себя, изливаясь лишь в малой степени на то, что вне его. Я говорю о свете, созерцаемом в Отце, Сыне и Святом Духе...

Далее Григорий говорит, что второй после Бога свет — это ангел , а третий свет — человек; сущест-вует также свет тварного мира. Светом является запо-ведь Божия (Быт. 2:16-17), синайский Закон (Исх. 34:29-35), купина неопалимая (Исх. 3:2), столп огненный для Израиля (Исх. 13:21); свет восхитил Илию на огненной колеснице (4 Цар. 2:11) и озарил пастухов при рождении Христа (Лк. 2:9); свет — звезда, ведшая волхвов в Вифлеем (Мф. 2:9); свет — Божество, от-крывшееся апостолам в Преображении (Мф. 17:2); свет озарил Павла на пути в Дамаск (Деян. 9:3); свет — сияние будущего века, когда "праведники воссия-ют, как солнце (Мф. 3:43), и станет Бог посреди их, богов и царей". Крещение также есть свет, "в котором заключается таинство нашего спасения" .

Сходство между этим учением и тем, что говорит Си-меон о Боге как свете, разительно. В 3-м Богослов-ском Слове мы читаем: Бог есть свет, и свет беспре-дельный и непостижимый... Отец есть свет, Сын есть свет, Дух Святой — свет. Они — единый свет , про-стой, несложный, вневременный, совеч-ный, равноче-стный, равнославный. Также и то, что от Него, есть свет как от Света нам подаваемое. Жизнь — свет; бес-смертие — свет; источник жизни — свет; вода живая — свет; любовь, мир, истина, дверь Царства Небесно-го, само Царство Небесное — свет. Брачный чертог — свет, дворец, рай, наслаждение рая, земля кротких, венцы жизни, сами одеяния святых — свет. Христос Иисус, Спаситель и Царь всего, — свет. Хлеб пречис-той Плоти Его — свет, вино честной Крови Его — свет; воскресение Его — свет, лик Его — свет; рука, перст, уста Его — свет, очи Его — свет. Господь — свет, голос Его словно свет от света; Утешитель — свет; жемчужина, зерно горчичное, истинный вино-градник, закваска, надежда, вера — свет... Ибо един Бог во Отце, Сыне и Духе Святом — свет неприступ-ный и предвечный... как научен я самим опытом этому наученными...

Симеон постоянно возвращается к мысли о том, что Бог Троица есть один непостижимый свет: эта мысль — краеугольный камень его богословия и мистицизма . Все божественные свойства Симеон также описывает в терминах света: он говорит о свете божественной славы , свете божественной благода-ти , свете лика Христова , свете божественной люб-ви , свете знания , свете Священного Писания , све-те вечной жизни , свете бессмертия , бесстрастия , божественных заповедей и т.д.

Симеон часто сравнивает Бога с солнцем, ис-пользуя аналогию, ставшую традиционной у святых Отцов, а еще прежде — в греческой философии . Развивая концепцию Григория о двух солнцах в двух мирах, Симеон пишет: Бог от начала сотворил два мира — видимый и невидимый... В двух мирах соот-ветственно сияют и два солнца — одно чувственное, а другое мысленное. И чем для видимого и чувственно-го является солнце, тем же для невидимого и мыслен-ного является Бог... Один из двух миров, то есть чув-ственный и то, что в нем, освещается этим чувствен-ным и видимым солнцем, другой же, то есть умствен-ный и то, что в нем, освещается и озаряется мыслен-ным Солнцем правды .

Симеон рассматривает всю историю мира в це-лом как одно непрерывное откровение Бога как света. Божественный свет сотворил ангелов , эти "вторые светы" . Хотя Божественный свет совершенно транс-цендентен видимому миру, Бог не оставил этот мир без всякого света, но сотворил солнце, луну и огонь . Человек был создан по образу и подобию Божию, как "второй мир" (девтерос космос - греч.) , и облечен в "светоносные и божественные ризы", которых он впо-следствии лишился . Сын Божий стал человеком, чтобы мы через нашу сообразность и сопричастность Ему стали "вторыми светами", подобными первому Све-ту . Все эти идеи мы уже встречали у Григория Бого-слова; отметим здесь, что и космология, и антрополо-гия Симеона (как и Григория) отмечены ощущением присутствия Божественного света во всем мироздании и в каждой твари.

Подобно Григорию, Симеон часто ссылается на опыт библейских персонажей, в частности, Моисея, Илии, Павла, Стефана, а также на некоторые важные события библейской истории — встречу Моисея с Богом в образе купины неопалимой, Преображение Господне и другие: некоторые из этих лиц и эпизодов мы упоминали, говоря об экзегетическом методе Си-меона . Мысль о том, что Бог — свет для праведных и огонь для грешников, которую мы встречаем у Си-меона, тоже восходит к Григорию . Следуя Григорию, Симеон устанавливает связь между таинством Крещения и Божественным светом, настаивая на том, что все облекшиеся во Христа должны "созерцать Его свет в свете Святого Духа" . Симеон, подобно Григо-рию, развивает учение о том, что Божественный свет сияет в достигших обожения "по мере" (ката аналоги-ан - греч.) их очищения и любви: ...И воссияет, как солнце, благодать Твоя, Боже мой, [Благодать] Все-святого Духа во всех святых; И воссияешь среди них Ты — неприступное Солнце; И все они будут озаряе-мы по мере Веры, деятельности, надежды и любви, Очищения и просвещения от Духа Твоего...

Следует, наконец, упомянуть и о том, что, хотя Симеон часто пользовался апофатическими термина-ми при описании Бога как света, он почти никогда не называет Божественный свет "мраком" (гнофос - греч.). Среди великих писателей-мистиков к симво-лизму божественного мрака тяготели Филон, Климент Александрийский, Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит; Григорию Богослову, напротив, ближе был символизм света. Ареопагит утверждает, что "свет неприступный", в котором живет Бог (ср. 1 Тим. 6:16), терминологически равнозначен "божественному мраку" , поскольку Бог — за пределами всякого че-ловеческого представления о свете. Восхождение Моисея к Богу завершается его вхождением в "таин-ственный мрак неведения", где он оказывается в "со-вершенной тьме и невидении, весь будучи за предела-ми всего" .

Симеон — один из тех богословов, у кого "бо-гословие мрака... уступает место богословию нетвар-ного света" : в этом он опять-таки близок к Григорию Богослову. Лишь однажды находим мы у Симеона упоминание о "божественном мраке" — в одном из самых "ареопагитских" текстов; но даже здесь "мрак" упомянут в одном ряду со "светом", и тема света аб-солютно преобладает: Ум, будучи простым, или ско-рее, обнаженным от всякой мысли и всецело облачен-ным в простой Божественный свет... остается в глуби-не Божественного света, и совершенно не позволяется ему выглянуть вовне. Вот что означают [слова]: "Бог есть свет, и свет высочайший", который "для достиг-ших его является упокоением от всякого созерца-ния" . Всегда движущийся ум тогда становится не-подвижным и лишенным мыслей, когда он весь по-крыт Божественным мраком и светом... Все, что там, — непостижимо, неизъяснимо и непонятно; ум оказы-вается в этих [реальностях], когда минует все видимое и умопостигаемое, и неподвижно движется и враща-ется в них, живя в жизни превыше жизни, будучи све-том во свете, но не светом сам по себе. Ибо он тогда видит не себя, но Того, Кто превыше его, и, от та-мошней славы изменяясь мыслью, всего себя совер-шенно не сознает .

________________________

1.Ср. 1 Ин. 1:5 и др.
2.Подробнее о раскрытии данной темы Григорием Бого-словом см. Иеромонах Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. С. 355—362.
3.Н.Тurner. Symeon the New Theologian and Spiritual Fatherhood. Leiden, 1990. Р.47.
4.Слово 40, 5, 1—8 [SС 358, 204].
5.Ср. также Слово 38, 9, 7 [SС 358, 120].
6.Слово 40, 5, 10—6, 28 [SС 358, 204—208].
7.Ср. Максим Исповедник. Вопросоответы, к Фалассию, 8, 15—18: "Свет есть Бог и Отец, [пребывающий] в Свете, то есть в Сыне и Святом Духе... как Единый и Тот же самый по сущности, а по образу бытия — Трисиянный (триссофэс - греч.)".
8.Тheol. 3, 137—166. Упоминание о людях, опытно по-знавших Божественный свет, может относиться к преподоб-ному Симеону Студиту или, в более широком плане, ко всем богословам, которые, подобно Григорию Богослову, развивали тему "Бог есть свет".
См. в частности Нуmn 33, 1—13, а также Нуmn 1,226; 2, 91; 12, 15—34;
9.38, 24-32; Сар. 1, 2; Еth. 10, 374—377 и др.
10.Eth. 11,331;Нутп 1, 210; 7, 5; 21, 1—2; 31, 49; 45, 82 и др.
11.Нуmn 2, 19.
12.Нуmn 9, 5; 25, 149; 28, 187.
13.Нуmn 10, 14; 17,326; 18, 13.
14.Саt. 26, 315; Сар. 1, 65; 2, 16; Ет. 5, 248—257; Нутп 32, 65; 55, 186 и др.
15.Еth. 7, 29.
16.Нуmn 27, 147; ср. Нутп 52, 99.
17.Нуmn 2, 89.
18.Нуmn 46, 38.
19.Еth, 142—144; Нуmn 47,3.
20.Сар. 2, 22—25; Нуmn 1, 9—20 и многие другие места (особенно в Гимнах).
21.Сар. 2, 22. Ср. Григорий Богослов. Слово 21, 1, 13—15 [5С 270, 112] ("Что солнце для существ чувственных, то Бог для духовных; одно освещает мир видимый, Другой — не-видимый").
22.Нуmn 38. 37—40.
23.Нуmn 50, 150—152; ср. Еth. 1,-5, 79-83.
24.Нуmn 38, 66—69.
25.Еth. 4, 799—801; Нуmn 33, 18—20.
26.Ср. Нуmn 45, 63.
27.Нуmn 42, 189—192.
28.См. Иеромонах Иларион (Алфеев). Преподобный Си-меон Новый Богослов и Священное Писание. // Альфа и Омега. №2/3 (9/10). М., 1996. С. 69—96.
29.См. Еth. 3, 596—599; Нуmn 34, 59-62. Ср. Григорий Богослов. Слово 40 36, 15—24 [SС 358, 280—282].
30.Eth. 13,236—240.
31.Нуmn 1, 143—146.
32.Письмо 5,3.
33.О мистическом богословии, 1, 3.
34.Losski V. On the Image and Likeness of God. New York, 1985. Р. 43.
35.Симеон объединил в одно предложение два места из Григория Богослова; ср. Григорий Богослов. Слово 32, 15, 1 [5С 318, 116]; Слово 21,1, 25—26[5С 270,112].
36.Сар.2,17—18.
 

Журнал "Церковь и время" № 2 (5) 1998 г.



На главную