На главную


22.10.2012
Сергей Сидоренко.


Западня. Россия и глобальная «пирамида»



Взаимоотношения России с Западом очень напоминают отношения тех, кто соблазняются участием в финансовой пирамиде – с создателями этой пирамиды. Немало наших соотечественников, пострадавших от финансовых пирамид 90-х годов ХХ-го века, имели возможность на себе ощутить, что лучше в подобные игры не играть, потому что в выигрыше всегда оказываются те, кто создали пирамиду и находятся на ее вершине.

Наша беда в том, что мы всегда норовили принять участие в раскручивании «пирамид», которые затеваются на Западе. Мы беремся играть с Западом игры, которые придуманы Западом и в которые Запад давно научился играть. И потому раз за разом проигрываем.

Участие в играх подобного рода для нас всегда кончается тем, что мы попадаем в экономическую, культурную, духовную и психологическую зависимость от Запада.

Началось это с Петра I. Правда, при всяком упоминании о Петре I как о разрушителе русской традиции и тех духовных основ, на которых держалась всегда русская жизнь, - невольно вспоминается известные слова Герцена о том, что если бы не было Петра I с его реформами, то не было бы и Пушкина (а с ним и всей нашей великой литературы). То есть, не было бы того лучшего, что создано нами за последние столетия.

Мы любим нашу великую литературу. Она лучше западной: правдивее, серьезнее, глубже, одухотвореннее… В лучших своих произведениях, наша словесность оценивала описываемые явления с христианской точки зрения. К тому же, она – о нас, и представляет собой своеобразную летопись нашей жизни.

Но при всем этом, - если исходить из того, что может дать словесность человеку, - нашу светскую литературу следует все же признать менее полезной для нашего духа – в сравнении с той духовной литературой, которую читали на Руси до появления литературы светской.

Наша светская литература привязала нас к Западу, научила мерить нашу жизнь западными мерками, порицать в ней то, что не соответствует западным образцам. Кроме того, она, в сравнении с литературой духовной, не только воспитывала нас, давала нам опыт и знания, но и развлекала, отвлекала от главного, и была той первой ступенькой, которая впоследствии привела нас к масскультуре.

И, наверное, прав был отчасти Розанов, который, пребывая под впечатлением от разразившейся в 1917-м году русской катастрофы, написал в своем «Апокалипсисе нашего времени» страшные слова о том, что именно наша литература погубила Россию.

Справедливости ради стоит заметить, что погубить тогдашнюю Россию наша литература могла не только теми своими сторонами, в которой проявилась ее зависимость от идейных установок, сформулированных на Западе. Но и, возможно, тем, что, будучи в лучших своих образцах христианской по духу, она свидетельствовала о несоответствии строя тогдашней российской жизни тем идеалам, которые декларировала, но которым не всегда следовала российская власть.

Если же говорить о днях нынешних, то установившийся за последние столетия строй наших отношений с Западом сегодня оборачивается для нас тем, что Запад, подключив нас к своей системе, идейно над нами господствует. Это дает возможность Западу легко нами манипулировать в своих интересах, прививать нам искусственные потребности, завлекать индустрией соблазнов, вынуждать нас делать то, что нам не только совершенно не нужно, но и очень часто для нас губительно. Мы же – становимся зависимыми и беспомощными, неспособными делать самостоятельные выводы и принимать самостоятельные решения.

Спасение мы можем найти лишь в возвращении на тот духовный путь, на который мы вступили более тысячи лет назад, но от которого в последнее время все больше отвлекаемся в сторону.



На главную