На главную |
20.03.2014
Анисимова Ольга.
ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ ДОКТОРУ БОГОСЛОВИЯ
ПРОТОИЕРЕЮ АЛЕКСАНДРУ ФЕДОСЕЕВУ
Здравствуйте, отец Александр! Сейчас идет Великий Пост. Какое значение
Четыредесятница имеет в жизни православного христианина?
Здравствуйте!
Вы задали важный вопрос, который волнует многих, особенно воцерковляющихся
людей. В Святую и Великую Четыредесятницу Церковь предписывает нам соблюдать
достаточно строгий пост по сочетанию ограничений в пище и продолжительности.
Но это время совершенно необходимо нам для духовного очищения перед
величайшим праздником в жизни каждого православного христианина – Светлого
Христова Воскресения. В этот пост мы вспоминаем важнейшие моменты жизни
Спасителя: сам пост установлен в память 40-дневного поста Иисуса Христа в
пустыни, к нему присовокупляются Лазарева Суббота, Вход Господень во
Иерусалим и Страстная Седмица. Великий Пост – время глубоко переосмысления
своей жизни, поступков, мыслей, время открыть Богу сердце и принести
достойные плоды покаяния.
Каждый Великий Пост начинается с канона Андрея Критского.
Что нужно знать о нем?
Канон Андрея Критского – одно из величайших произведений церковной
гимнографии, почти не имеющий равных в красоте, простоте и силе молитвы,
заключенной в нем. Святой Андрей Критский в своем творении описывает
библейскую историю, начиная от Адамова изгнания. Но самой важной мыслью,
заключенной в каноне, является идея покаяния, очищения от грехов. Именно с
этой целью Православная Церковь читает этот святой канон – он становиться
началом нашего большого покаянного пути на всем протяжении Великого Поста.
Вы говорите, что канон призывает нас к покаянию. Какое
место покаяние занимает в жизни православного христианина?
Еще Господь в Евангелии говорил, осуждая фарисеев, что они очищают только
внешнее «стклянницы или блюда», а внутреннее оставляют грязным. Человек тоже
является некоторым сосудом, вместилищем, но не каких-то продуктов, подобно
бутылкам, блюдам и другой утвари, а самого Духа Божия. Каждый раз,
приобщаясь Святых Христовых Таин, человек становиться домом для Святого
Духа. А можно ли представить православного христианина, сознательно
принимающего в оскверненную грехом, «грязную» душу Святого Духа? Думаю, что
нет. Поэтому так важно для нас очищать свои души слезами молитвенного
покаяния, становиться чистым сосудом, святым вместилищем Святого Духа. А
именно в Таинстве Покаяния Господь отпускает нам грехи.
Скажите, а как в церкви появилось Таинство Покаяния? Ведь апостолы не
исповедовались у Христа, да и часто можно услышать или прочитать, что первые
христиане не знали этого Таинства.
На самом деле исповедь была известна христианам во времена апостолов, о чем
свидетельствует книга Деяний апостольских (19, 18): «Многие же из
уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои». А установил Таинство
Покаяния сам Христос, даруя апостолам власть вязати и решити грехи: «имже
отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся» (Иоанн 20:22,23).
Уже в древности к исповеди прибегали в основном перед причастием Святых
Христовых Таин, так как этого требовали и по сей день требуют церковные
каноны. Возглас «Святая святым» в конце Литургии после Евхаристического
Канона совершенно ясно дает понять, что Святое Причастие преподается Святым,
то есть очищенным от греха, людям. Первые христиане стремились вести
праведную жизнь и не грешить после Крещения, но не всем это удавалось и,
чтобы соблюсти этот глубоко правильный церковный принцип преступления к
Причастию очищенных от грехов людей, была введена исповедь для желающих
причаститься. Особая потребность в покаянии возникает в христианской церкви
после принятия Императором Константином Миланского эдикта, легализовавшего
церковь в пределах восточной Римской Империи. После принятия этого решения,
многие стали принимать крещение из числа не твердых в вере людей, которые не
имели столь же сильную волю подобно первым христианам и не могли устоять в
истине и не грешить.
Насколько мне известно, во время исповеди священник должен не только
внимательно слушать кающегося, но и по возможности подсказывать ему пути
исправления. Но в современном мире сложно сохранять благочестие, когда
человек оказывается искушаем со всех сторон. Есть даже такая
распространенная новомодная поговорка: как попасть в рай, если 5 из 7
смертных грехов – образ жизни?
Мы действительно живем в мире, в котором происходят быстрые и глубокие
изменения. Люди меняются, меняется их представление о будущем. В новой
ситуации оказался и современный христианин. Постоянная духовная динамика,
основанная на святоотеческой традиции, пронизанная церковными Таинствами –
вот необходимый фундамент религиозной жизни христианина в современном мире.
Евангелие требует не останавливаться на своем пути – кто познает слова
Иисуса, должен идти вперед. А тот, кто идет, меняется, и тем самым изменяет
мир. Это постоянное изменение к лучшему, обретение смысла и любви и есть
главная цель жизни христианина. Именно в постоянном личном духовном
самосовершенствовании как пастыря, так и его паствы, кроется современная
формула спасения в лоне церковном, когда никакие внешние треволнения не
смогут помешать нам славить Господа словом и делом.
Сегодня часто можно услышать, что в храм ходить не обязательно, что самое
главное – это Бог в душе, а молиться можно и дома. Как бы вы
прокомментировали подобные вещи?
К сожалению, это заблуждение действительно достаточно широко распространено
сегодня в России, причем у людей самого разного возраста и социального
статуса. Пренебрегая Церковью человек в первую очередь отказывает ей в
богоустановленности, хотя именно 12 апостолов – ближайших учеников Христовых
– считаются основателями христианской церкви. И каждый год на пятидесятый
день после Пасхи мы празднуем День Святой Троицы, который является днем
установления Церкви Христовой на Земле. Сам Господь говорит в Евангелии, что
где двое или трое собираются в Мою честь, там и Я посреди них. Из слов
Спасителя следует, что каждое богослужение Он присутствует особо в храме и
именно в этот момент мы и молимся Ему. А самым серьезным минусом для
непосещающих храм Божий является лишенность их Святого Причастия.
А не могли бы вы поподробнее рассказать о Причастии?
Святая Евхаристия занимает центральное место в жизни любого православного
христианина. Сам Христос в конце своего земного бытия устанавливает это
Таинство и заповедует своим ученикам регулярно повторять Причащение Святых
Тела и Крови Христовых в Его воспоминание:
«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал:
приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и
пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих
изливаемая» (Мк.14:22-24).
Кроме того, Христос учил о необходимости Причастия. В Евангелии от Иоанна мы
находим слова Христа, что кто не будет есть тела Его и пить крови Его, тот
не будет иметь части с ним и не получит «живота», то есть жизнь вечную,
спасение. В таинстве святой Евхаристии мы наполняем всю свою сущность самим
Богом, просвещаемся и просветляемся божественным в нас присутствием. Таким
образом, являясь богоустановленным Таинством, Евхаристия является
обязательной составляющей нашего спасения, без Причастия христианин не
наследует небесные обители.
Скажите, а нужно ли как-то готовиться к этому Таинству? Есть ли еще
какие-то важные моменты кроме исповеди?
Безусловно важным элементом подготовки христианина к принятию Святых
Христовых Тайн является молитва. Святая Церковь устами отцов и учителей
говорит нам, что мы ежедневно должны просить у Господа прощения за свои
прегрешения и прославлять Его благость и о нас попечение. Тем более следует
обратить самое пристальное внимание на молитву при подготовке к столь
великому Таинству, как Святое Причастие, ибо Евхаристия является венцом всех
церковных таинств. Перед Причастием полагается 3-х дневный пост с посещением
богослужений, чтение канона покаянного Господу Иисусу Христу, канона
Пресвятой Богородице и канона Ангелу Хранителю, а также исполнение
Последования ко Святому Причащению. Все эти молитвы можно найти в любом
молитвослове.
Возвращаясь к теме покаяния и Великого Поста: скажите, для чего Церковь
устанавливает поминовение усопших накануне поста и в три субботы на 2й, 3й и
4й неделях поста?
Вообще поминовение усопших является очень важной обязанностью каждого
православного христианина, можно сказать, что это наш христианский долг.
Оказывая в молитве внимание к нашим почившим сродникам, друзьям, близким мы
не только испрашиваем у Господа прощения их прегрешений, но и получаем их
молитвы за нас, многогрешных. Церковь поминает усопших весь год, но в особые
дни, такие как Вселенская Родительская Суббота перед Великим Постом и 3
субботы во время, мы разделяем нашу покаянную молитву ко Господу с нашими
почившими сродниками, образуя единство Церкви Земной и Церкви Небесной.
И последний вопрос. Отец Александр, что вы можете сказать о праздновании
в первое воскресенье Великого Поста Торжества Православия?
День Торжества Православия в первую очередь напоминает нам о победе над
ересью иконоборчества, последним крупным гонением на Христианскую Церковь в
Римской Империи. Но также в этот день мы вспоминаем, как важно хранить нашу
веру в ее первозданной чистоте. Мы радуемся, что пребываем в вере чистого
исповедования, в духовности подлинно евангельской, сохраняя емкое, глубокое
и очень поучительное наше православное Богослужение.
Митрополит Антоний Сурожский в марте 1969 года говорил, обращаясь к своей
пастве: «Торжество Православия мы видим в двух вещах: в том, что
православные люди, рассеянные по лицу земли или собранные в плотные народные
общины, несмотря на громадные трудности, сохранили в чистоте свою веру, и в
том, что сохранили благоговейно свое богослужение, сохранили путь духовный,
который нам завещан Христом в Евангелии и Отцами Церкви в течение всех веков
нашей Церковной жизни».
__________
Спаси вас Господь, отец Александр, за ваши ответы!
Беседу вела Анисимова Ольга
|
На главную |