Промысловое освоение Алеутских островов русскими промышленниками (1743 - 1783): взаимоотношения с алеутами и эскимосами

________________________________________________________________________

____________________________________________

Введение
Начиная с XVII в. главным побудительным мотивом продвижения русских людей на восток, была "мягкая рухлядь" - пушнина. Исчерпанность Сибири, установление жёсткого государственного контроля лишило промышленников возможности обогащения. К началу XVIII в. русские люди выходят и прочно закрепляются на берегах Тихого океана. Экспедиции проведённые Российским государством (и прежде всего Вторая Камчатская) отрыли дорогу к новым землям, богатым пушниной - Алеутским островам. На этих территориях ещё не было государственного контроля. Всё это формирует совершенно новую ситуацию.

В период с 1743 по 1783 гг. прошёл полный цикл освоения русскими промышленниками Алеутских о-вов - от первой промысловой экспедиции Е. Басова и А. Серебренникова до основания в 1784 г. первого постоянного русского поселения в Америке Г. И. Шелиховым и началом "правительственного" этапа в освоении Русской Америки.

В настоящей работе делается попытка восстановить картину первого этапа освоения Русской Америки - промыслового освоения Алеутских о-овов и дать общую оценку этого периода. Для этого, основное внимание в работе будет уделено двум главным моментам в этом процессе - непосредственно промысловому освоению островов и созданию механизма эксплуатации природных ресурсов (прежде всего добычи пушнины) - этому посвящена первая часть работы, и отношениям русских с местным населением- об этом будет рассказано во второй части.

Значение исследуемой проблемы видится автору как минимум в двух моментах. Промысловое освоение Алеутских о-вов во 2 пол. XVIII века - это последний значительный опыт народной, неправительственной инициативы по расширению границ Русского государств. В связи с этим народное освоение Алеутских о-вов представляется замечательным примером, позволяющим восстановить подлинные черты русского национального менталитета и стереотипа поведения.

Вторым важным моментом является сложившаяся система взаимоотношений между русскими и местным населением - алеутами и эскимосами, а так же процесс складывания этой системы. Изучение этой системы позволит восстановить стереотип поведения русских в процессе межэтнических взаимоотношений.

Глава I. Промысловое освоение Алеутских островов
Толчком к промышленному освоению Алеутских о-вов послужила Вторая Камчатская экспедиция. Возвращение её участников с большим грузом пушнины, вызвало у местных купцов, промышленников и казаков большой интерес ко вновь открытым землям.

Первыми предприняли конкретные шаги по освоению нового источника богатств сержант команды Охотского порта Емельян Басов и московский купец А. Серебренников. Их шитик "Св. Пётр" в августе 1743 г. отправились к о-ву Беринга. Путь к острову должны были показать П. Верхотуров и Л. Наседкин - участники Второй Камчатской экспедиции. В 1744 г. "Св. Пётр" возвратился на Камчатку с богатой добычей - 1200 шкурками каланов (морских выдр) и 4 тыс. шкурками песца. (Одна шкурка калана стоила на Камчатке 30 руб., на китайской границе цене вырастала до 60-80 руб., а в начале 1770-х гг. до 100 -140 руб.).

Удача экспедиции Е. Басова стимулировала массовую активность камчатских купцов. В течение 40-х годов основываются несколько промысловых компаний, основной задачей которых была добыча калана.

В 1745 г. промысел в районе Ближних, самых западных Алеутских о-вов - Атту, Агатту и Семичи ведёт шитик "Св. Евдоким" компании А. Чебаевского и Н. Трапезникова. В том же 1745 г. Басов, вступив в компанию с иркутским купцом Н. Трапезниковым, занимается промыслом на шитике "Св. Пётр" в районе о-ва Беринга.

В 1747 г. образуется уже четыре промысловые компании, имевшие, соответственно четыре корабля. Из них два шитика и корабль "Св. Симеон и Иоанн" в 1747-1749 гг. вели промысел на о-ве Беринга. Четвёртое корабль - шитик "Св. Пётр" Е. Басова - побывал у о-ва Медный. В том же году у о-ва Медный побывало судно "Перкун и Занат" компании И. Бахова и Н. Шалаурова.

В 1750 г. снова четыре компании отправили свои суда на промысел к Командорским и Ближним Алеутским о-вам.

К началу 1750 гг. складывается система организации пушного промысла на Алеутских о-вах. Так как морская экспедиция обходилась очень дорого, для отправки судна несколько купцов объединялись в компанию. Один и тот же купец мог участвовать в нескольких компаниях, что снижало риск разорения в случае неудачи. Участники компаний имели так называемые паи. Добытая пушнина распределялась соответственно количеству паёв. Число пайщиков доходило до нескольких десятков человек. Компании получали названия по имени наиболее крупных пайщиков.

Сибирская администрация старалась контролировать организацию промысловых экспедиций на о-вах Тихого океана. Без её разрешения ни одно судно не могло отправиться на промысел. Казна получала десятую часть от всей добытой пушнины и ясак, когда его удавалось собрать.

В 1750-х гг. у Алеутских о-вов ведут промысел несколько судов разных компаний. В 1750 г. "Св. Пётр", компании Е. Басова и Н. Трапезникова у о-ва Атту, "Св. Симеон и Св. Иоанн" компании И. Рыбинского у о-ва Медный и "Св. Николай" компании Н. Трапезникова у Ближних Алеутских о-вов.

В это же время иркутский купец Е. Югов, получает специальный указ Сената о представлении ему исключительных прав на промысел пушнины "близ Камчатского, Карагинского, и Олюторского устьев" с уплатой в казну 1/3 промысла. В течение трёх лет его бот "Св. Иоанн" ведёт промысел на о-ве Беринга. Однако, в связи со смертью Е. Югова, план создания монопольной промысловой компании будет реализован только в 1799 г., при создании Российско-Американской компании.

В 1750-х гг. на Алеутских о-вах ведут промысел множество кораблей разных компаний. В 1751 г. у о-ва Беринга терпит крушение корабль "Св. Борис и Св. Глеб" компании Н. Трапезникова. Спасшаяся команда строит бот "Авраам" и отправляется под командой А. Дружинина на восток от о-ва Беринга для поиска новых земель. Дружинину удалось достигнуть Крысиных или даже Андреяновских о-вов Алеутского архипелага. В 1757 г. "Авраам" возвращается на Камчатку.

В 1753г. архангельский купец П. Башмаков на шитике "Св. Иеремия" обнаружил восемь новых островов восточнее Ближних. Это было первое проникновение русских в район Андреяновских о-вов Алеутской гряды.

В 1754-1755 гг. на Ближних о-вах (о-ве Атту) побывал шитик "Св. Иоанн" компании купца Ф. Холодилова, а в 1755-1757 гг. корабль "Св. Николай" компании Н. Трапезникова.

Со 2 пол. 1750-х гг. основным районом промыслов окончательно становятся Алеутские о-ва. Командорские о-ва превращаются в перевалочный пункт для экспедиций на восток.

Не все экспедиции заканчивались успешно. В 1755 г. у о-ва Медный разбивается гукор "Св. Пётр" компании купцов И. Красильникова и Н. Трапезникова.

В 1756 г. П. Башмаков на корабле "Св. Пётр и Павел", первым после экспедиции Беринга побывал в центральной части Алеутского архипелага, открыв при этом ряд новых островов из группы Андреяновских.

В 1758 г. четыре компании послали на промысел свои корабли. Бот "Св. Иулиан" компании купцов Н. Трапезникова и И. Никифорова достиг о-ва Умнак из группы Лисьих о-вов Алеутской гряды, где от аборигенов русские впервые узнали о большой земле на востоке - Аляске.

В 1758 г. корабль "Св. Капитон" компании И. Жилкина, достиг о-ва Кыска (группа Крысьих о-вов).

В 1760 - 1763 гг. корабль "Св. Иоанн Предтеча" компании А. Чебаевского посетил о-в Атту. В 1758 - 1763 гг. корабль "Св. Николай" компании Трапезникова побывал у о-ва Беринга, а затем у Крысьих о-вов. Плачевно сложилось плавание корабля "Св. Владимир" компании Красильникова. Алеуты о-ва Амля из группы Андреяновых о-вов уничтожили 1/3 команды. От полной гибели экипаж "Св. Владимира" спасло только появление бота "Св. Гавриил" компании Белавина под командованием Г. Пушкарёва. Г. Пушкарёв был первым из русских, кто достиг в 1761 г. полуострова Аляска. Однако из-за конфликта с алеутами он был вынужден оставить полуостров в том же году.

В эти годы добыча пушнины продолжалась и на Ближних о-вах. В 1759 - 1762 гг. там успешно промышляли команды судов "Св. Пётр и Павел" компании И. Рыбинского и А. Серебренникова и "Св. Захарий и Елизавета" компании Кульковых.

В это время основным типом промысловых судов становятся более крупные и более надёжные, чем шитики, палубные одномачтовые боты и двухмачтовые галиоты. Эти корабли имели, однако, очень малую скорость. В связи с этим путь от Камчатки или Охотска до дальних Алеутских о-вов занимал около года.

Увеличение дальности плавания и размеров судов привело к удлинению сроков промысловых экспедиций (с 2-3 лет до 5 и больше) и росту численности экипажа галиотов (с 30-40 до 50-70 человек). Снаряжение корабля стало обходиться дороже - от 15 до 50 тыс. руб. Собрать такие деньги могли только очень богатые купцы. Поэтому с 1760-х гг. отмечается тенденция к концентрации купеческого капитала.

В 1760-х гг. промысел на Алеутских о-вах ведут бот "Св. Гавриил" Г. Пушкарёва и "Св. Иоанн Устюжский" компании Т. Чебаевского в районе Крысьих о-вов (1761), а так же "Св. Андреян и Наталья" компании Ф. Холодилова под управлением морехода А. Толстых на о-вах Танаги, Канаги, Адака, Тагалака, Атхи и Амли.

В 1763 г. у Лисьих о-вов - Уналашки, Умнака и Унимака алеуты уничтожают четыре русских корабля вместе с экипажами - "Св. Иоанн", "Св. Захарий и Елизавета" купцов Кульковых и галиоты "Св. Николай" и "Св. Троица" компании Н. Трапезникова Погибло 162 промышленника.

В 1763 г. судно "Св. Андреян и Наталья" компании И. Лапина и В. Попова достигло о-ва Кадьяк у южного побережья Аляски. В 1764 г., обнаружив на Лисьих о-вах следы уничтоженной артели русских, командир корабля С. Глотов устраивает карательный рейд против местных алеутов. В том же 1764 г. бот "Св. Пётр и Св. Павел" компании Пановых под началом И. Соловьёва обнаруживает на о-ве Уналашка следы гибели экипажа "Св. Троицы". В июне 1765 г. к Соловьёву присоединился И. Коровин с остатками экипажа "Св. Троицы". Совместно они устраивают карательный рейд, в ходе которого, по некоторым данным было уничтожено от 3 до 5 тыс. алеутов.

В 1766 г. на Лисьии о-ва приходит судно "Св. Иоанн Устюжский" купцов Т. Чебаевского и И. Попова. Сюда же приходит бот "Св. Павел" купцов В. Шилова, И. Лапина и А. Орехова. Из-за "тесноты" "Св. Иоанн Устюжский" уходит на Уналашку. Промысел команды бота "Св. Павла" проходил в условиях постоянного конфликта с алеутами. В стычках было убито 15 русских промышленников. В июне 1766 г. на Умнак пришло судно "Св. Андреян и Наталья" компании И. Попова и И. Лапина. Команды обоих судов объединились для совместного промысла и обороны. В это время продолжается добыча мехов и сбор ясака с жителей Ближних, Крысьих и Андреяновских о-вов. С 1765 г. судно "Св. Владимир", компания С. Красильникова два года промышляло пушнину на о-ве Атту. В 1767-1770 гг. бот "Св. Пётр Св. Павел" купцов Пановых занимался промыслом на Андреяновских о-вах. В 1769 -1773 гг. на Ближних и Андреяновских о-вах добывали пушнину помышленники с судна "Св. Николай" компании И. Мухина и И. Засыпкина.

До середины 1750-х гг. местная администрация практически не вмешивались в отношения между русскими промышленниками и алеутами, ограничиваясь только письменными указаниями "ласково" обходиться с туземцами. С 1753 г. правительство стало контролировать пушной промысел на Тихом океане и поощрять предприимчивых купцов. Наиболее удачливые из них получали от государства различные льготы и награждались золотыми медалями. Для поддержания промысловой деятельности казна выдавала денежные ссуды, помогала в приобретении необходимых для экспедиций материалов.

В инструкции командиру Камчатки премьер-майору М. К. фон Бему (1772) иркутский губернатор А. Бриль советовал оказывать купцам содействие, а так же стараться объединить их в одну компанию (очевидно в целях усиления и облегчения административного контроля). Позднее эта идея воплотилась в создании Российско-Американской компании.

В 1770 г. в районе Андреяновских о-вов промышляют суда "Св. Александр Невский" компании В. Серебренникова и "Св. Пётр и Св. Павел" купцов Пановых. Истощённость ресурсов приводит к стычкам между промышленниками из-за промысловых угодий.

В 1771 г. И. Соловьёв на боте "Св. Павел" компании А Орехова, И. Лапина и В. Шилова. достигает о-ва Саннах у западной оконечности п-ва Аляска. Перезимовав здесь, в 1772 г. Соловьёв собирает сведения о полуострове.

В 1772 г. на промысел отправляются три корабля: "Св. Владимир" компании А. Орехова и Е. Пелопонисова, "Св. Михаил" компании А. Холодилова в район Лисьих о-вов и галиот "Св. Пётр и Св. Павел" компании Пановых на Андреяновские о-ва. "Св. Владимир" в 1775 г. достигает Умнака, где встречается с кораблём "Св. Евпл" компании Буренина. Экипажи судов течение трёх лет ведут совместный промысел на Умнаке, Унимаке, на Шумагиских о-вах и Кадьяке . В 1778 г. в районе Лисьих о-вов экипаж "Св. Евпла" встречается с экспедицией Д. Кука.

В 1770-х гг. продолжилась добыча пушнины на Лисьих о-вах, у побережья Аляски и Кадьяка, а так же на Ближних, Крысьих и Андреяновских о-вах. Сюда был снаряжён целый ряд промысловых экспедиций на судах "Св. Пётр и Св. Павел", "Св. Александр Невский", "Св. Андрей Первозванный" и др.

К концу 1770-х гг., по мере истощения пушных ресурсов, компании ведущие промысел на Алеутских о-вах, стали испытывать "тесноту" - дело доходит до вооружённых столкновений между промышленниками. В связи с этим, а так же по мере развития промысла основные районы добычи пушнины смещаются всё дальше на восток .

В первой половине 1780-х гг. в районе Лисьих о-вов ведут промысел бот "Св. Павел", "Св. Климент" и "Св. Николай" компании Пановых. В 1781г. возле Унимака встречаются два судна компании Пановых - "Св. Евпл" и "Св. Николай". Промышленники договариваются о совместном промысле в районе п-ва Аляска, о-вов Семиди и Кадьяк. Однако из-за враждебности местных эскимосов корабли оставляют Аляску. Попытка закрепиться на Кадьяке в мае 1782 г. также закончилась неудачей.

В 1782 г. в районе Лисьей гряды скапливается шесть промысловых судов. Толкаемые "теснотой" экипажи трёх кораблей - "Св. Алексея" компании Пановых, "Св. Михаила" компании А. Холодилова, а так же галиота "Св. Александр Невский" компании И. Орехова объединяют свои силы для совместного похода к берегам Америки. Целью экспедиции был залив Принс - Уильям (Чугацкий), где промышленники надеялись на хороший промысел, т. к. в этот район русские суда ещё не заходили. В экспедиции приняло участие ок. 300 человек. Галиоты прибыли в залив в августе 1783 г. Были получены сведения о природных ресурсах края, а так же о местных индейцах. Однако, враждебность эскимосов, а так же их высокие боевые качества сделали промысел невозможным. Более 30 русских было убито, ещё больше умерло от голода и цинги во время зимовки. Весной 1784 г. корабли уходят из залива, "Св. Алексей" и "Св. Михаил" - к Лисьим о-вам, "Св. Александр Невский" - к Уналашке. Там летом 1784 г. его экипаж встретил галиоты Г. И. Шелихова, остановившегося здесь на пути к Кадьяку, где он намеревался заложить первое постоянное поселение русских в Америке. Основание этого поселения знаменовало качественно новый, "правительственный" этап русской колонизации Аляски.

Давая общую оценку этапу промыслового освоения Алеутских о-вов, следует признать, что это был последний пример настоящего "вольного", освоения новых земель, подлинное проявление народной инициативы. По сути, это было продолжение народного движения на восток, начавшегося в XVI в. В ходе этого этапа была подготовлена база для правительственной колонизации Алеутских о-вов и Аляски, подготовлено создание Российско-Американской компании.

Глава II. Этнический аспект русского промыслового освоения Алеутских островов
Успех русского освоения Алеутских о-вов и п-ва Аляска во многом был обусловлен характером взаимоотношений промышленников и местного населения - алеутов и эскимосов. Сложный процесс установления контактов с аборигенами оказал значительное влияние на весь ход освоения Алеутских о-вов и Аляски.

Первые контакты русских промышленников с алеутами состоялись в конце 1745 г., когда шитик "Св. Евдоким" с мореходом (капитаном) М. Неводчиковым достиг Ближних, самых западных Алеутских о-вов Атту, Агатту и Семичи. Между русскими и алеутами начались вооружённые столкновения, спровоцированные в основном промышленниками. Несмотря на предписание официальных властей "ласково" обходиться с аборигенами промышленники убили здесь 15 алеутов. Попытке собрать ясак с местных жителей, в этих условиях не удалась.

Хроника дальнейших отношений с аборигенами выглядит так:

В 1749 г. к Ближним Алеутским о-вам прибыл шитик "Св. Иоанн". Хотя двое камчадалов из экипажа шитика были убиты алеутами, его передовщику А.Толстых удалось наладить отношения с туземцами. Он уговорил пятерых жителей о-ва Атту принять российское подданство и уплатить ясак.

В 1750 г. на о-ве Атту из группы Ближних Алеутских о-вов побывал шитик "Св. Пётр". Местным жителям были вручены подарки, отпущенные казной "для придания им охоты в платеже ясака".

В 1753 г. у о-ва Адак разбился шитик "Св. Иеремия". Спасшаяся команда подверглась нападению алеутов, убивших одного промышленника, и ранивших другого. Стычки между туземцами и промышленниками продолжались до тех пор, пока последние не устроили карательный рейд в ходе которого многие из туземцев были убиты. После этого установился мир, не прерывавшийся до отъезда русских с Адака в 1754 г.

В 1754 г. на Ближних о-вах побывал шитик "Св. Иоанн". С местными алеутами у промышленников установились добрые отношения. Некоторые из туземцев согласились платить ясак. В 1755-1757 гг. на Ближних о-вах побывал шитик "Св. Николай". Благодаря дружеским отношениям с алеутами удалось собрать ясак с 60 человек .

В 1756 г. на о-ве Танага в центральной части Алеутских о-вов побывал корабль "Св. Пётр и Павел". С местными алеутами первоначально складывались мирные отношения, была налажена торговля. Однако случаи грабежа и насилия со стороны некоторых промышленников привели к вражде и военным столкновениям. Была проведена карательная экспедиция, в ходе которой промышленники перебили множество алеутов, разграбили и сожгли их селение. Сбор ясака был сорван.

В 1756 - 1759 гг. на Ближних Алеутских о-вах занимался промыслом экипаж корабля "Св. Андреян и Наталья" под командой А. Толстых. Благодаря сложившимся хорошим отношениям с местными алеутами русским удалось беспрепятственно собрать с них ясак за 1758 -1759 гг.

В 1759 г. на о-в Умнак из группы Лисьих о-вов пришёл бот "Св. Иулиан". Местные алеуты первоначально враждебно встретили русских. Однако, позднее между промышленниками и алеутами установились дружественные связи - торговля, обмен подарками. Аборигены признали себя подданными Российской империи и уплатили ясак. Конечно, алеуты не знали смысла слова "подданство", и не собирались регулярно платить ясак. (Его давали очень немногие туземцы, обычно те, чьи дети содержались в аманатах). Кроме того, за сданную в казну пушнину они получали мелкие подарки, т. е. в глазах алеутов сбор ясака представлялся некой формой торговли.

В 1758 г. у о-ва Кыска (группы Крысьи о-вов) потерпело крушение судно "Св. Капитон". На берегу спасшиеся промышленники подверглись нападению алеутов. Получив отпор, аборигены полностью оставляют остров.

В 1758 г. к о-ву Атту пришло судно "Св. Иоанн Предтеча". Местному тоёну был вручен указ об утверждении его в этом звании и в российском подданстве. Отношения с алеутами оставались, однако, достаточно враждебными.

В 1759 г. о-ва Амля группы Андреяновских о-вов достигло судно "Св. Владимир". Первоначально встретив промышленников миролюбиво, алеуты затем в 1760 г. убивают 12 человек. От полной гибели остальных спасает экипаж бота "Св. Гавриил", подошедшего к острову. В конфликте, очевидно, были виноваты промышленники.

"Св. Гавриил", под командой Г. Пушкарёва в 1760/1761 гг. зимует на о-ве Атха, однако оставляет его из-за опасности от аборигенов. Взяв с собой ок. 30 алеутов, Пушкарёв отправляется на восток и первым из русских достигает Аляски, где и остается на зимовку. Первоначально мирные отношения с местными алеутами скоро ухудшаются. После того как в 1762 г. Пушкарёв вместе с партией промышленников "учинил насилие женщинам Унги" (остров из группы Шумагинских о-вов) алеуты нападают на русских, убивают 8 человек и сжигают лагерь. В ответ промышленники убивают 7 аманатов. Последующие нападения, однако, вынуждают русских оставить Аляску.

Летом 1761 г. Крысьих о-вов достигает корабль "Св. Иоанн Устюжский" подкомандой В. Шошина. На о-вах Булдырь и Кыска Шошин решает уничтожить всё местное население для того, чтобы обезопасить промышленников. В значительной мере ему это удаётся. Это, однако негативно сказывается на добыче пушнины.

Другую политику в отношении туземцев проводил А. Толстых. Его судно "Св. Андреян и Наталья" в 1761 г. пришло на о-в Атту. Здесь Толстых вручил местным тоёнам подарки. Прибыв на о-в Канага, Толстых так же вручает местным алеутам дары. Благодаря этому, Толстых удалось собрать ясак с алеутов главных о-вов Андреяновской гряды где проживало ок. 3 тыс. чел, а так же добыть большое количество пушнины.

В 1763 - 1764 гг. на Лисьих о-вах произошёл самый острый конфликт между промышленниками и аборигенами. Насилия, убийства и грабежи со стороны промышленников вызвали массовое восстание алеутов, в ходе которого было уничтожено четыре корабля:"Св. Иоанн", "Св. Троица", "Св. Захарий и Елизавета" и "Св. Николай" вместе с экипажами - всего 162 человека. (Удалось спастись только 13 промышленникам).

В 1763 г. судно "Св. Андреян и Наталья" достигло о-ва Кадьяк у побережья Аляски, население которого состояло из эскимосов. (Это была первая встреча русских с аляскинскими эскимосами). Попытки промышленников привести аборигенов в российское подданство, взять аманатов и собрать ясак привели к конфликтам. Только в течение зимовки 1763/1764 г. были постепенно восстановлены терпимые отношения. Началась торговли, и, даже удалось взять ясак с двух кадьякцев.

В 1764 г. судно "Св. Андреян и Наталья" пришло на Умнак, где его экипаж увидел следы убийства русских промышленников. Совместно со спасшимися промысловиками экипаж корабля устраивает карательную экспедицию в ходе которой "истребил без остатка все селения бывшие на южной стороне Умнака".

В 1764 г. к Уналашке пришел бот "Св. Пётр и Св. Павел" экипаж которого так же обнаружил следы уничтоженных русских артелей. Несмотря на начавшиеся нападения алеутов, в этом году команда бота не предприняла каких-либо действий против аборигенов. Однако, после зимовки, когда к промышленникам присоединились спасшиеся входе резни члены экипажа "Св. Троицы", был устроен карательный рейд против туземцев в ходе которого было уничтожено от 3 до 5 тыс. аборигенов. В целом за первые 30 лет контактов с русскими коренное население Алеутских о-вов сократилось в три раза.

В 1766 г. алеутам опять удалось уничтожить большую группу русских промышленников на о-ве Умнак. Погибло 15 человек из экипажа бота "Св. Павел".

Необходимо, однако, заметить, что часто в конфликтах были виновны алеуты, нападавшие на промышленников с целью грабежа.

Вооружёнными столкновениями, однако, не исчерпывались варианты взаимоотношений русских и алеутов. Принимались меры и к мирной инкорпорации последних в русскую жизнь. Широко была распространена практика вывоза алеутов на Камчатку, где их обычно крестили и обучали русскому языку с тем чтобы впоследствии сделать из них переводчиков и проводников русской политики на островах. Часто такие люди возвращались на родину в звании тоёнов, утверждённых камчатской администрацией.

Отношения с алеутами развивались неравномерно. В 1765 - 1767 гг. экипажу судна "Св. Владимир" удалось беспрепятственно собрать ясак с алеутов о-ва Атту. В 1767 - 1770 гг. ведший промысел на Андреяновских о-вах экипаж бота "Св. Петр и Св. Павел" не встретил никаких осложнений в контактах с алеутами. Необходимо упомянуть, правда, что в этом случае у алеутов были взяты аманаты, что, однако, помогало не всегда. (На промышлявшем в 1769 - 1773 гг. на Ближних и Андреяновских о-вах судне "Св. Николай" алеутами был убит, находившийся в составе команды купец А. Лыгачёв, хотя у аборигенов и были взяты аманаты). Тем не менее, аманатов старались брать всегда, причем часто насильственными методами. Аманатами чаще всего были дети тоёнов. (Соответственно и ясак платили в основном их семьи). После взятия заложников промышленники раздавали алеутам капканы, а так же бисер, бусы медные котелки и другие вещи, в обмен на которые алеуты снабжали промышленников продовольствием и отдавали им всю добытую пушнину. Таким образом, в 1760-е гг. закладывалась система эксплуатации коренного населения Алеутских о-вов.

В 1771 г. на о-ов Саннах у побережья Аляски прибыл бот "Св. Павел". Хотя были взяты аманаты, туземцы, однако, вскоре стали нападать на промышленников, что заставило последних уйти на о-ов Уналашку. Несмотря на то, что капитаном этого судна был И. Соловьёв, устроивший несколькими годами раньше здесь бойню алеутам, на этот раз отношения промышленников с аборигенами были вполне мирными. (За исключением столкновений на соседнем о-ве Акутан, в ходе которых погибло 15 алеутов.). С 1774г. на Уналашке без каких-либо проблем с местным населением занимался промыслом экипаж судна "Св. Михаил". Этот корабль заходил также на о-в Кадьяк. Однако враждебность местных эскимосов заставила корабль уйти уже через 11 дней.

Постепенно с алеутами налаживались нормальные отношения. Так в 1775 -1778 гг. капитану корабля "Св. Владимир" П. Зайкову удалось привести в русское подданство 89 алеутов с о-ва Унимак и собрать с них ясак.

В 1778 г. судно "Св. Евпл" находилось в районе Лисьих о-вов. В это время там побывали корабли известного английского путешественника Д. Кука, оставившего описания промышленников и алеутов на о-ве Уналашка. По его наблюдениям, алеуты были уже полностью подчинены русским, причем "некоторые из них жили с промышленниками в качестве слуг или рабов". Т. е. уже в 1770-е гг. началось складываться сословие "каюров" - невольников промысловых компаний. Описал Кук и детей алеутов, живших вместе с промышленниками - очевидно аманатов. Местные алеуты к этому времени уже были обложены данью. Для предотвращения сопротивления у них были отобраны луки, копья и другое оружие, а так же большие байдары, на которых могли перемещаться отряды воинов.

В 1770-х гг. алеуты становятся основной рабочей силой на промыслах. Из них формируются команды байдарочных флотилий для добычи калана под руководством одного или нескольких русских промышленников. Набрав на каком-либо острове несколько десятков алеутов, промышленники вывозили их на своих судах на другие острова или на Аляску. Добытая алеутами пушнина изымалась промышленниками. В отношении алеутов преобладало внеэкономическое принуждение, которое часто принимало замаскированные формы, когда вернувшиеся с промыслов аборигены получали чисто символическую плату в виде бус, бисера, листового табака и др. Сибирская администрация обеспокоенная сложившимся положением требовала не допускать насилия в отношении островитян под угрозой смертной казни. С промышленников брали об этом особую расписку. Для поощрения выплаты ясака и привлечения на свою сторону алеутских вождей русская администрация выдавала лояльным туземцам подарки.

Достаточно сложно складывались отношения с эскимосами. В1780 г. на Кадьяк прибыло судно "Св. Климент" с 60 алеутами, нанятыми для промысла. Капитан корабля А. Очередин, стремясь запугать местных эскимосов, перебил 40 из них, когда те пришли для торговли. Запугать эскимосов этим, однако не удалось. Постоянные нападения на промышленников заставили судно покинуть остров.

В 1782 г. экипажи судов "Св. Николай" и "Св. Евпл" договариваются о совместном промысле при помощи байдарочных флотилий алеутов в районе п-ва Аляска, о-вов Семиди и Кадьяк. Однако из-за традиционной вражды алеутов и эскимосов этот план сорвался.

В 1783г. экипажи трех промысловых судов -"Св. Алексей", "Св. Михаил" и "Св. Александр Невский" устраивают совместную экспедицию на Аляску, в залив Принс-Уильям, надеясь на хороший промысел в неосвоенных ещё промышленниками водах. В экспедиции приняло участие 300 человек, включая и группу алеутов. Несмотря на большие силы, расчёт на быстрое подчинение местных эскимосов не удался. Первоначально неплохие отношения с эскимосами резко ухудшились после требований русскими промышленниками пушнины и аманатов. Начались нападения на промышленников, в ходе которых эскимосам зачастую удавалось одерживать победы. Было убито в общей сложности более 30 промышленников. Это, а так же тяжёлая зимовка заставили русских промышленников покинуть зал. Принс-Уильям в 1784 г.

В целом необходимо отметить, что отношения русских промышленников и аборигенов находились в значительной зависимости от личных качеств руководителей промысловых экспедиций. Большое влияние на характер межэтнических контактов оказывало и отношение местных жителей к русским в каждой конкретной ситуации. Методы эксплуатации Алеутских о-вов в целом были аналогичны методам русского освоения Сибири. Так же как и в Сибири, на островах первый этап освоения был в значительной мере стихийным. С этим были связаны многочисленные эксцессы во взаимоотношениях русских с аборигенами. Официальные российские власти, пытавшиеся придать процессу освоения новых земель цивилизованную форму, ещё не имели достаточных сил для полного контроля над ситуацией. Кроме того, стремление промышленников к сверхприбыли в значительной мере нейтрализовывало их усилия. Всё же необходимо признать, что в ходе непростого процесса установления контактов с аборигенами русским промышленникам удалось создать работающую схему межэтнических отношений, отвечающую их потребностям.

Заключение
К середине XVIII в. экспедиции, проведённые Российским государством (и прежде всего Вторая Камчатская) отрывают дорогу к новым богатым землям - Алеутским островам.

Период с 1743 по 1783 гг. был периодом освоения Алеутских о-вов частным капиталом. В это время произошло первичное освоение Алеутских островов русскими людьми. Несмотря на то, что экспедиции русских промышленников по своим методам часто напоминали разбойничьи набеги, именно промышленники заложили основу для русского господства на Алеутских о-вах и на Аляске. Была создана эффективная система эксплуатации природных богатств края, система, заимствованная впоследствии Российско-Американской компанией. Период промыслового освоения Алеутских о-вов подготовил почву для начала "правительственного" этапа в освоении Русской Америки.

Промысловое освоение Алеутских о-вов было последним примером народной инициативы по расширению границ России.

Давая общую оценку взаимоотношениям русских промышленников и аборигенов, следует отметить несколько основных моментов. Характер межэтнических отношений вырабатывался под влиянием обеих сторон, однако, инициатива входе этого процесса находилась в руках промышленников. (Здесь так же следует отметить прямую связь между личными качествами руководителе промысловых экспедиций и характером взаимоотношений с аборигенами).

Значительное влияние на процесс межэтнических взаимоотношений оказало своеобразное соперничество между официальными властями и промышленниками в ходе освоения Алеутских о-вов. "Цивилизованные" методы администрации по отношению к аборигенам, прежде всего желанием закрепить за Россией новые земли. Главной же задачей промышленников было получение сверхприбыли. Жесткие меры применяемые ими для этого оказались достаточно эффективными. На этапе промыслового освоения островов победила "промысловая" схема. (Отчасти это связано и с отдалённостью новых территорий от центров власти). Жёсткие, а порой и жестокие, меры по установлению контроля над Алеутскими о-вами и подчинению местного населения, привели, тем не менее к желаемому результату - коренное население Алеутских о-вов признало русскую власть и начало постепенно включаться в общероссийскую хозяйственную жизнь. Мы видим здесь нестеснённую правительственной волей подлинно народную активность, возродившую традиционные методы взаимоотношений с другими этносами. Устойчивость этих методов, применяемых на протяжении нескольких столетий, говорит о глубокой их связи с традиционным стереотипом поведения и менталитетом русского народа.

Промысловое освоение Алеутских островов было первым, проведённым под эгидой народной инициативы, этапом в сложном процессе колонизации Русской Америки. К началу 1780 годов все Алеутские о-ва были полностью открыты и освоены русскими. Их население превратилось в российских подданных. Была налажена система промысловой эксплуатации природных богатств края. Процесс русского освоения Алеутских островов и Аляски не был гладким. Тяжёлые природные условия, несовершенство технической базы (прежде всего кораблей), враждебность местного населения создавали огромные трудности. Много русских промышленников погибло во время освоения новых земель. Однако, не смотря на это, полученные прибыли были огромными. Купеческие компании доставили на Камчатку и в Охотск пушнины более чем на 4 млн. руб. Таким образом, освоение островов Тихого океана объективно способствовало развитию экономики и торговли на восточных границах России, накоплению опыта мореплавания, включению в состав государства новых земель и народов.

Литература.

  1. Давыдов Г. И. Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним. СПб.,1810. С. 155.
  2. История Русской Америки.1732 - 1867. В 3 т. Т. 1основание Русской Америки. 1732 - 1799. М.,1997.
  3. Кук Дж. Третье плавание капитана Дж. Кука. М.,1971.
  4. Ляпунова Р. Г. Алеуты. Очерки этнической истории. Л.,1987.
  5. Макарова Р. В. Русские на Тихом океане во второй половине XVIII в. М.,1968.


Михаил ТАРАСОВ