На главную |
06.04.2007 г.
©Питанов В.Ю.
О почитании святых икон
Очень часто православным христианам приходится выслушивать обвинения в
«язычестве» на основании существующего в Церкви почитания святых икон.
Язычество, чаще всего, подразумевает политеизм, т.е. веру в многих богов,
христиане верят в одного Бога, «ибо един Бог» (1Тим.2:5). Проблема сектантов
в том, что они не стремятся разобраться в православном вероучении, а в
основном занимаются сочинительством и приписыванием православным самых
фантастических верований.
Почитание икон часто вызывает недоумения. Для сектантов это обвинение уже
успело стать классическим, что является хорошим показателем того, что
большинство из них не вслушиваются в ответы, которые им даны. Итак, в Ветхом
Завете есть заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что
на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся
им и не служи им» (Исх.20:4-5). В чем смысл этой заповеди? В том, что
существует только Один Бог и нельзя обожествлять сотворенные предметы, как
поступали язычники, считая их «богами». Поэтому проблема не в наличии
изображения, а в отношении к нему. Изображения, созданные по повелению Бога,
присутствовали и в ветхозаветной Церкви, например, в Ковчеге Завета: «…и
будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими
крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов»
(Исх.25:20), а также в Иерусалимском храме: «От верха дверей как внутри
храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные
изображения (выделено нами. – В.П.), сделаны были херувимы и пальмы: пальма
между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к
пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме – лице
львиное; так сделано во всем храме кругом» (Иез.41:17-19), «И изваял он на
дощечках ее рукоятки и на стенках ее херувимов, львов и пальмы, сколько где
позволяло место, и вокруг развесистые венки» (3Цар.7:36). Как видим,
изображения, и даже изображение человеческого лица не считалось
богохульством. И наличие второй заповеди Десятисловия не мешало созданию в
храме изображений, ибо Сам Господь его освящает: «И сказал ему Господь: Я
услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей
храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут
очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар.9:1-3). И перед ковчегом, и в
храме совершалось богослужение: «Давид оставил там, пред ковчегом завета
Господня, Асафа и братьев его, чтоб они служили пред ковчегом постоянно,
каждый день» (1Пар.16:37).
Каждая икона есть образ, но у каждой из них есть первообраз. Православный
христианин через икону чтит первообраз, так как «честь, воздаваемая образу,
восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси
изображенного на ней» (1). Воплощение Бога на Земле утверждает возможность
Его изображения во плоти: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). А раз видел,
значит, может описать. Иконопочитание выражает небесную реальность в материи
(2). Священное Предание рассказывает, что некогда в городе Эдессе жил царь
Авгарь, который хотел иметь изображение Иисуса Христа. Он послал к Спасителю
художника, чтобы тот написал Его портрет, но все попытки изобразить
Спасителя не увенчались успехом. Тогда Господь Сам приложил иматий к Своему
Лицу и на нем отобразился Его Лик. Это изображение Он отправил царю Авгарю
(3). Ни один христианин не считает икону Богом, как не считает, что его
спасает икона. Икона помогает восходить умом к Богу, но не заменяет Его.
Поэтому обвинение православных христиан в идолопоклонстве на основании
почитания ими икон безосновательно.
Ссылки:
1. - Из Заключительного ороса VII Вселенского Собора / Карташев А.В.
Вселенские Соборы. Клин. Фонд Христианская жизнь.2002. С.632.
2. - Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. / Очерк
мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.,1991.
С.11.
3. - Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. IV , гл.
XVI Об иконах / Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М.,
Индрик, 2002. С.313.
|
На главную |