На главную


Кирьянов С.Б.
2000 СПб.

Теория этностатистики
и
Национальный климат
(Эффект 2.000)



  В данной работе продемонстрирована попытка применить синергетический подход к выявлению закономерностей образования и существования множеств человеческих сообществ – от семьи и племен до государств и их объединений. Именно к этим образованьям и применен здесь термин этностатистика.
  Автор просит учесть, что краткость изложения обусловлена, прежде всего, желанием показать, предельно сжато и понятно, возможность модельного подхода к этой очень сложной и интересной проблеме.
  К сожалению, уменьшение объема работы обусловило появление специальных терминов и понятий. Однако это не должно остановить читателя, имеющего интерес к проблемам глобализации, а скорее наоборот - вооружит его некоторыми полезными для этого знаниями.
  В первой части даны необходимые разъяснения, а также объяснен принцип подхода к этой проблематике. Вторая часть есть непосредственное изложение теории этностатистики. В конце работы представлены взгляды автора на некоторые современные отечественные события.
  В работе также вводится новое понятие "национальный климат".

Автор благодарит за помощь в работе:
канд. физ-мат наук Кирьянова В.Б.,
канд. философских наук Никитина В.В.,
доктора психологических наук Соловьеву С.Л.


 

«Ибо Всевышний на весах взвесил век сей,
и мерою измерил времена,
и числом измерил часы,
и не подвинет и не ускорит до тех пор,
доколе не исполнится определенная мера».
Библия. (3 Езд, гл. 4, ст. 36,37).

     1. Наступление 2.000 года, как знаковый момент, в той или иной мере влияет на сознание человечества в целом. Мы попытаемся рассмотреть некоторые вопросы, которые стоят перед человеком так называемого цивилизованного мира и которые важны для осмысления развития человечества в целом. Новая геополитическая реальность ставит нас перед вопросом: каковы наиболее вероятные пути общественно-политической трансформации взаимоотношений государств мира? Насколько сильны интеграционные процессы. Что является более устойчивой моделью - единая, в том или ином виде, государственность мира или существование устойчивых независимых государств, как части целого.
     Возросшее в связи с распадом Варшавского Договора влияние США в мире, становление фактически однополярного мира, объединение Европы, России и Белоруссии, продолжающиеся усилия Китая по возврату своих территорий, а Ирака присоединить свою бывшую провинцию Кувейт, объединительные движения корейских республик, события в Афганистане, Югославии и Чечне и т.д., несомненно, отрицательно влияют в момент попыток их осуществления на конкретных людей и на такие сложные системы, как государства, в них участвующих. С другой стороны, если это рассматривать с точки зрения геополитических процессов, обусловленных развитием человечества в целом, то эти явления суть ничто иное, как течение мировой истории и развитие человеческой цивилизации, а потому не являются по своей сути ни плохими, ни хорошими.
     Можно сказать, что в настоящее время все государства мира уже интегрированы в общую информационную структуру. Полным ходом идут глобализационные и политико-зкономические объединительные процессы. Последние государственные образования, до недавнего времени избегавшие внешних контактов, пали от информационного вторжения, человеческого любопытства, научного интереса и экономической экспансии. Влияние государств друг на друга происходит по многим параметрам: экономические, военные, политические рычаги воздействия, а также информационное давление - являются главными в наше время.
     Влияние геополитических процессов на сознание человека является несомненным. С другой стороны эти процессы обусловлены совокупностью человеческого сознания. Т.е. опять встает вопрос первичности и вторичности сознания и материи. Чтобы вести разговор о таких сложных понятиях, мы избрали схему модельного подхода, а именно - постараемся сузить рассматриваемый сектор до конкретной и относительно понятной проблемы устойчивости и самоорганизации многочастичных сред, т.е. применим синергетический подход.
     Попытка научного объяснения развития человечества по упрощенной схеме, изучения его, как одной из математических моделей, заранее обречена на включение в себя многих грубых упрощений и допущений с большими степенями свобод и, следовательно, в лучшем случае может выявить лишь вероятностные рекомендации в правильности осмысления этого пути.
     С другой стороны, человек сам является сложнейшей системой. Мы будем рассматривать отдельного человека в качестве субъекта общественного развития и, таким образом, рассуждать о человечестве, как сложной самоорганизующейся многочастичной среде.
     Автор стоит на позиции принципиального неприятия утверждения о невозможности осмысления человеческим разумом всего видимого мира. Причинно-следственные связи материального мира открыты для познания их человеком.
     Весь видимый мир существует по законам мироздания. Что до чудес, то мы говорим и формулируем следующее утверждение: чудом называется событие единовременного проявления редких физических явлений в данном месте в данное время. Афористично можно перефразировать это так: Бог на то и Бог, чтобы не действовать в мире, им же созданном, не по законам, им же утвержденным. Однако надо понимать, что законы природы созданы Богом и действуют для целей Бога и спасения человека.
     В связи с глобальностью вопроса и малыми размерами данной работы отметим некоторые труды, а также укажем понятия и терминологию, которые будут нами употребляться. В этих терминах и на этой модели мы попробуем задаться вопросом: “Куда все катится?”.

     2. Синергетический подход предполагает, что с самой общей модельной точки зрения человеческое общество может служить примером некоторого множества неразличимых частиц и моделироваться количественными методами физической статистики. Слово “статистика” здесь понимается не в прикладном экономическом значении – в смысле методов обработки результатов измерений, а в теоретическом – в смысле теории многочастичных множеств. Социология при этом считается частным случаем статистики, а именно – статистической теорией живых сообществ. Г. Хакен (Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоуправляющейся системах и устройствах), обобщая представления современной статистической физики до уровня мировоззрения, предложил для всевозможных упорядоченных состояний многочастичных сред любого рода общее название “синергетика”, ставшее весьма популярным и ныне приобретающее все новых пользователей в философии и социальных науках. Синергетический подход пытается объяснить все многообразие мира явлением его естественной самоорганизации. В современной социобиологии (Э. Уилсон, США) употребляется родственное понятие “коэволюция”, связывающее врожденные или генетические свойства с приобретенными в обществе, т.н. генно-культурная коэволюция.
     Понятие самоупорядочения вещества при его последовательных фазовых превращениях стало одним из основных мировоззренческих представлений современной теоретической физики, объясняющим образование наблюдаемого многообразия физических тел из малого числа видов исходных частиц. Оно привело к неожиданному объединению послевоенных достижений физики высоких энергий с наблюдаемым в астрофизике разбеганием галактик и послужило Г. Гамову (США, 1948) основанием для построения грандиозной картины космической эволюции вещества, названной “Большим взрывом” или “стандартной космологической моделью”. Явление самоупорядочения наблюдается во всей природе и в хозяйственной жизни человечества.
     Энтропия – понятие, введенное в физике в 1865 г. Клаузиусом. Приведем одно из математических определений этой величины: “теоретико-информационная мера степени неопределенности случайной величины на некотором вероятностном пространстве и дающая некоторую среднюю характеристику скорости перемешивания множества малой меры”. В физике максимальной энтропии соответствует состояние теплового равновесия, в котором уже невозможны дальнейшие энергетические превращения, т.е., иными словами, полный застой. В физических средах возрастание энтропии ведет к хаосу, т.е. любая изолированная система самопроизвольно эволюционирует в сторону забывания начальных условий, переходя в макроскопическое состояние с максимальной энтропией, соответствующее состоянию максимальной симметрии и хаоса. Энтропия возрастает по мере увеличения беспорядка в системе. Мы будем употреблять данное понятие в смысле “количество степеней свободы данной системы в данный момент”.
     Бифуркация - процесс разделения, разветвления. Точка процесса эволюции, где возможны разные пути развития, называется точкой бифуркации. Точка бифуркации в математике (в теории ветвления решений нелинейных уравнений, теории гладких динамических систем, теории особенностей отображений) - точка, в которой происходит рождение нового нетривиального решения уравнения. В иностранной литературе чаще вместо бифуркации говорят о катастрофах.

     3. Молекулярная модель вещества служит, по-видимому, старейшим примером многочастичной среды, а модель идеального газа, трудами Дж. Максвелла, Л. Больцмана и Дж. Гибса - исторически первая математическая модель физической статистики, микроскопические характеристики его отдельных молекул и наблюдаемые макроскопические характеристики всей их совокупности привели к преобразованию микроскопических переменных в их наблюдаемые макроскопические значения. При изучении явления конденсации (1873, Ван-дер-Ваальс) было получено качественное представление об общем характере сил межмолекулярного взаимодействия, как сил слабого притяжения вблизи молекул и сильного отталкивания при их соприкосновении.
     Было получено строгое статистическое описание явление кластеризации (динамическое соединение молекул газа под действием сил притяжения в многочастичные кластеры - микроскопические капли) молекул газа (Х. Урсел, 1927, Дж. Майер, 1937). Все мы знаем и постоянно наблюдаем, как быстро объединяются две капли однородной жидкости. При высоких температурах, пересиливающих энергию притяжения, изотермическое (равновесное при постоянной температуре) сжижение становится невозможным. Сжижение, парообразование и переход вещества в твердое состояние называются в физике изменениями “агрегатного состояния”. При изменении же физических свойств вещества в физике принято говорить о “фазовых переходах первого и второго рода”. Упорядоченные симметричные состояния кристаллических сред называются “коллективными” или “когерентными”.
     В плотных газовых и жидких упругих средах наблюдается, соответственно, статическое и динамическое упорядочение их молекул в виде устойчивого макроскопического колебательного или вихревого движений. И.Р. Пригожин назвал многочастичные среды с динамическим самоупорядочением “диссипативными системами”, ему же принадлежит и введение в 1977 г. понятия “самоорганизации”. Последовательность состояний вещества, например: газ - жидкость - кристалл, составляет процесс его “статистической эволюции” (В нашем случае: человек – семья – племя – народ – государство).
     Понятие самоупорядочения вещества при его фазовых превращениях стало одним из основных мировоззренческих представлений современной теоретической физики.

     4. Эволюция социальной структуры общества, выражаемая в постепенном изменении его функции распределения, представляет собой его социальную макродинамику. Время установления макроскопически стационарного равновесного состояния есть время созревания общества, время завершения его общественного роста.
     Феноменология роста стала классическим разделом макроэкономики. Математические модели экономического роста являются динамическими обобщениями теории игр. Имеющиеся в экономической науке подходы к ее решению уже отмечены, по крайне мере, двумя нобелевскими премиями (С. Кузнец, 1971; Г. Солоу, 1987). Современные исследования в этой области позволяют сделать вывод о хозяйственном самоупорядочении и экономической самоорганизации человеческого общества (Фернан Бродель, Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV-XVIII вв., 1979).
     Явление общественного расслоения под действием социального давления носит совершенно общий характер. “Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге. …Общество без расслоения – это миф. Это верно не только для человеческого общества, но даже для растительного и животного миров” (Питирим Сорокин, США, 1959).

     5. Социологический подход к экономическим задачам со всей определенностью был выдвинут классиком русской экономической мысли Н.Д. Кондратьевым. Ссылаясь на выдающийся труд Г.Ф. Морозова “Учение о лесе”, он предложил объединить единым социологическим подходом все общественные явления – людские, растительные и животные. “… Может показаться странным и наперед спорным, что мы рассматриваем человеческое общество … наряду с обществами животных … и даже с растительными сообществами … . Но человек есть живое существо … хотя бы и высшее … . И если это так, то очевидно, что законы, которым подчинено живое существо … имеют силу с теми или иными модификациями и для человека. Отсюда очевидно также, что и общественная жизнь растений, животных и людей не может не иметь сходных черт, не может не рассматриваться, как категория родственных явлений.” (Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. Предварительный эскиз. 1930).
“… лес не есть простая совокупность древесных растений, в котором они проявляют взаимное влияние друг на друга, порождая тем целый ряд новых явлений, которые не свойственны одиноко растущим растениям … . Одним словом, лес есть явление социальное … . Учение о лесе, по существу своему, является составной частью более обширной науки – учения о сообществах” (Морозов Г.Ф., Учение о лесе).
     Взаимодействие растений вызывает их нарастающее социальное расслоение на вырвавшиеся вверх господствующие и оттесненные вниз угнетенные особи, вследствие чего деревья зрелого леса очевидным образом разделяются по их высоте на несколько уровней господствующих, согосподствующих, угнетенных и отмирающих.
     Природное сообщество — совместное сосуществование растений и животных называется биоценозом или экосистемой (В.Н. Сукачев, Ю. Одум), живая часть всякой экосистемы называется биотическим сообществом или, коротко, - биотой, ее неживая часть – абиотическим окружением.
"Лодейников прислушался. Над садом
Шел смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее."
     Рост многовидовых многопопуляционных сообществ происходит ступенчато, в виде последовательного изменения их видового состава и занимаемой физической среды, и называется экологической сукцессией (последовательностью). Если развитие начинается впервые, процесс называется первичной сукцессией, если рост сообщества происходит после удаления предыдущей биоты, то это принято называть вторичной сукцессией. Последовательно сменяющие друг друга сообщества называются стадиями сукцессии и образуют в совокупности сукцессионный ряд, конечное состояние которого – состояние равновесия живого сообщества со своим местообитанием – называется экологическим климаксом.
     Экологический рост определенным образом упорядочен: направлен и предсказуем и притягивается своим конечным климаксным состоянием – аттрактором роста. Расположенные в порядке возрастания: клетки, органы, организмы, популяции, сообщества, биосфера – образуют биологический спектр уровней самоорганизации живой природы Земли с присущими каждому из них как общими, так и своими собственными статистическими и динамическими свойствами. Множество наблюдаемых социальных статусов данного сообщества образует его социальное пространство.
     Постоянство макроскопического общественного устройства поддерживается возрастным изменением общественного положения составляющих его индивидов.
     Равновесное состояние государства в “зрелом” возрасте, при неизменных внешних условиях обычно многократно превышает средний уровень жизни его населения. В отличие от неорганического мира, здесь постоянно идет процесс воспроизводства, компенсирующий смертность. Постоянство макроскопического общественного устройства поддерживается возрастным изменением общественного положения составляющих его индивидов.
     А.В. Чаянов (Москва, 1915) опытным путем на основании данных повторных земских переписей установил, что общественное положение всякого члена сообщества, как правило, не является пожизненным или кастовым и в среднем определяется возрастом индивида: оно постепенно повышается в течении его жизни и достигает максимума в зрелом возрасте. В связи с этим вся система (государство) может рассматриваться как стабильная модель.

Теория этностатистики.

     1. Научное изучение естественного самоупорядочения многочастичных физических систем и биологических сообществ применимо, в модельном плане, к осмыслению развития всей человеческой цивилизации.
     Именно экосистемы являются модельными аналогами человеческого общества и в своем развитии обнаруживают общие черты присущие социальному и экономическому росту как отдельных человеческих обществ, так и всей цивилизации в целом.

     2. Для рассмотрения вопросов, обозначенных в начале работы, и упрощения изложения, введем следующие понятия:
этностатистическое пространство или этностатистическая среда – множество форм географической самоорганизации человечества (от семьи и племен до государств и их объединений), наличие государственных образований на Земле в данное время, политическая карта мира. Их последовательность в порядке возрастания образует
спектр уровней этностатистического пространства или этностатистический спектр уровней самоорганизации человечества,
этностатистика - сфера знаний о природе этностатистического пространства,
национальный климат - совокупность языка, культуры, религии, обычаев, уклада жизни, национальных особенностей развития, всего, что составляет понятие “национальное самосознание” данного государства.
Национальные климаты бывают совместимыми, родственными, нейтральными, враждебными и антагонистическими.

     3. Происходит информационное объединение мира и, со временем, это будет происходить все быстрее и полнее. Это обусловлено, прежде всего, прогрессом в быстроте распространении информации. Электронные СМИ развиваются стремительно и в ближайшем будущем станут всеобще доступны по всем своим параметрам.
     Здесь важно сразу отметить, что мы не будем обсуждать вопросы свободы слова и распространения информации, а заранее заявляем, что распространение и донесение информации до конкретных людей зависит от власти и от денег и это лежит за рамками темы нашей работы. В настоящее время информация выходит на первое место в ряду основных сил, обуславливающих развитие земной цивилизации, поэтому в нашем модельном подходе “манипулирование общественным сознанием” рассматривается как некая сила, присущая этностатистическому пространству.
     К примеру, войны с Ираком и Югославией преследовали геополитические задачи стран НАТО, и это сопровождалось соответствующим информационным воздействием СМИ. Мы также наблюдаем это воздействие в связи с чеченскими событиями, выборами в законодательные и исполнительные органы власти.
     Решающее значение СМИ имеют в случае борьбы за власть в той или иной стране (среде). Цивилизованные страны объявили примат прав свободы личности и СМИ, как фактор влияющий на свободный выбор человека, являются для власти важнейшим рычагом (силой) воздействия на население для осуществления своей политики.

     4. Другим важнейшим фактором (силой) этностатистического пространства является экономическая и финансовая мощь государства (среды). Взаимозависимость политики и денег имеет разные формы, но всегда прямо пропорциональна уровню их взаимодействия в этностатистическом спектре.
     В настоящее время финансовые и экономические возможности государства - главные механизмы решения его геополитических задач. Политическое влияние одного государства на другое осуществляется в мирное время посредством финансового воздействия: регулирование цен на энергоносители, таможенные пошлины, режимы экономического сотрудничества, условия предоставления кредитов, оказание разного рода экономической помощи.
     Поскольку все чего-нибудь стоит и бесплатный сыр - только в мышеловке, да и тот чтобы защититься от воровства (т.е. необходимые затраты на охрану), то разговоры об оказании экономической помощи всегда, в действительности, имеют под собой дальние стратегические договоренности, имеющие своей сутью процесс кредитования в том или ином виде. Причем, чем нужнее помощь, тем, как правило, тяжелее условия ее предоставления. Здесь действуют строгие расчеты и законы экономики. В этом случае, в модельном плане, государства, с более чем достаточной степенью приближения, можно рассматривать, как частицы однородной среды - этностатистического пространства.
     Экономика является одной из основных сил государства, от которой, в том числе, зависит его целостность. Главными причинами в распаде СССР и переворотах в Восточной Европе явились ослабление национальных климатов и отставание в экономическом развитии от стран Запада.
     Высшим материальным достижением для человека является власть. Вопрос вторичности и первичности материи и сознания неразрешим и мучает людей постоянно, являясь мощной силой двигающей науку и определяющей жизнь конкретных людей, а иногда и целых государств, заявляющих религию государственной. Существуют государства исламские, Израиль является, по существу, иудаистским; США заявляет: “In God we trust”, правда, не говорит, в какого, Ватикан – католическим. Но таких меньшинство. Власть руководствуется мировоззренченскими (политическими, религиозными, мистическими, национальными и т.п.) представлениями и мотивами. Как абиотическое окружение является лишь средством и местом существования более сложной системы - биоты, так финансовые и экономические возможности государства являются только инструментами для осуществления его политики.

     5. Процесс этностатистической эволюции, в модельном плане, схож с процессами кластеризации, первичными и вторичными сукцессиями, фазовыми переходами первого и второго рода. Государства создавались и распадались, завоевывались и поглощались, исчезали и снова возникали; вся история человечества, в разделе “государственные образования”, говорит об этом, как о постоянно идущем процессе. Перемещения кочевых племен и орд, очень напоминают явления животного мира называющиеся “анонимная стая” (К. Лоренц).
     Новейшая история меняет условия существования этой модели. Можно сказать, что произошли процессы необратимого порядка. Хотя эти мысли попахивают эсхатологическими (эсхатология - учение о конце света) рассуждениями, у нас есть достаточные основания говорить об этом.
     Прежде всего, в наше время на Земле имеется достаточно плотно распределенная среда обитания с устоявшимися национально-государственными образованьями. Примеров много: страны Скандинавии, Франция, Англия, Исландия, Япония и т.д. По всем признакам такие страны могут рассматриваться, как стабильные системы. Правда, у Англии есть проблемы Ирландии и Фолклендских островов, у Испании - Каталония, даже в Китае имеется масса сепаратистский проблем, у других – свои. Однако, очевидно значительное преимущество, если так можно выразиться, огосударствляющих сил.
     К примеру, с модельной точки зрения, объединение Южной и Северной Кореи, окончательное воссоединение китайских провинций весьма вероятностно, т.к. имеет для этого достаточное количество внешних признаков. Доказательством этому является объединение ФРГ и ГДР, предстоящее объединение России и Белоруссии. Разъединение этих стран было искусственным.
     Высока вероятность объединения России и Украины. В этом вопросе главными являются следующие факторы: достаточная общность национальных климатов, территориальная близость и экономическая целесообразность.
     Сукцессионный ряд эволюции государств вполне очевиден и понятен с исторической точки зрения. Однако заглянуть в будущее и “предсказать” аттрактор роста нельзя, поскольку конечное, климаксное состояние не поддается определению с большой степенью вероятности в связи с тем, что в этой модели присутствует совершенно не материальное явление – разум человека. Выражаясь математическим языком, в нашем этностатистическом сукцессионом ряду присутствуют множество точек бифуркации, где имеются состояния, определяющиеся наличием большой энтропии, в связи с чем, аттрактор роста определить не представляется возможным, “нельзя поверить алгеброй гармонию”.

     6. Значимость влияния силы национального климата на судьбу народа и нации видна на примере евреев. Какие бы изменения не происходили с их государственностью, какие бы гонения и рассеяния не преследовали их, еврейский национальный климат так силен, что это всегда была единая нация, которая в наш век добилась своей государственности и соответствующего одобрения мирового сообщества. Силу еврейского национального климата составляет прежде всего культура, основанная на религиозных преданиях. В Библии Ветхий Завет по объему составляет более трех четвертей. Даже утрата собственного языка общения, произошедшая по причине многовекового пребывания в диаспоре, не смогла лишить евреев национального самосознания. Сила национальной гордости, основанная на своей “избранности”, сознание своего значения в истории развитии земной цивилизации и вклада в общемировую культуру и науку, мощные финансовые возможности, плюс огромное желание создать своё государство - всего этого оказалось достаточным, чтобы в середине ХХ века мировое сообщество государств приняло решение о выделении евреям их исторической территории. Мы определяем это в терминах нашей модели, как “силы данной многочастичной среды, стремящиеся к созданию своего национального климата в своей собственной среде обитания”.
     Вторым классическим примером значимости этого явления и понятия является Япония. Практически мононациональное государство с многовековой историей, традициями и обычаями, языком и единой культурой, практически неизменное географически, благодаря наличию того, что мы называем единым устойчивым национальным климатом, является примером одного из самых стабильных и развитых во всех отношениях государств мира. При наличии национального унижения от поражения во Второй мировой войне и экономической разрухи, Япония за несколько десятков лет вышла в мировые экономические лидеры. Даже учитывая вынужденную серьезную поддержку Запада (в плане военного противостояния с СССР), такое быстрое движение было возможно только при наличии мощного однородного национального климата, особенно усиленного поражением в войне.
     Еще одним показательным примером является Германия. Быстрое послевоенное восстановление этой страны произошло по тем же причинам. Силы, разделявшие страну пополам, значительно превосходили объединительные. Прекрасным примером, демонстрирующим правильность модельного подхода, является описание процесса разделения Германии на два самостоятельных государства. Внешние силы, многократно превосходящие объединительные, не только обеспечивали успешное экономическое развитие своего партнера (НАТО - ФРГ, Варшавский Договор - ГДР), но и вынужденно дополнительно усиливали его по военно-стратегическим соображениям. При прекращении их противостояния, страна достаточно легко пережила второй раз за полвека фазовый переход второго рода, что, прежде всего, было обусловлено сохранившимся единым многовековым национальным климатом и экономической целесообразностью. Но все эти моменты опять были подкреплены значительными внешними политическими и экономическими усилиями.
     Необходимо подчеркнуть, что послевоенное “чудо” восстановления Японии и Германии основывалось, прежде всего, на базе существования “готовых” для этих преобразований национальных климатов этих стран.
     С модельной точки зрения такие страны, как США, ЮАР и Австралия, представляют особый интерес для исследования влияния существовавших местных национальных климатов на привнесенную калейдоскопическую культуру колонизаторов и последовавшую их эволюцию.
     Несколько слов о США. Люди, изначально прибывшие из разных стран, практически уничтожившие существовавшую до них “биоту” и привнесшие с собой особенности своей культуры, по прошествии нескольких веков создали национальный климат, который мы сейчас наблюдаем. Американский национальный климат усиленно поддерживается и укрепляется государством, действующим правительством США. Это понятная и необходимая мера. В нашей модели национальный климат, как скрепляющая данную многочастичную среду сила, является главным для стабильности государства. Американская военная мощь основана на доктрине национальных интересов и народ США полон гордости за свою страну. Военная и экономическая мощь – основа этой гордости, а звездно-полосатый флаг, доллар, гимн, кока-кола и джинсы - ее символы.
     Дагестан, подвергшийся нападению чеченских боевиков, также продемонстрировал силу и значимость национального климата, хотя Республика очень многонациональна для своего размера. Однако, агрессия “иностранных” сил сплотила население, как единую нацию.
     Борьба курдов, чеченцев, палестинцев, ирландцев, талибов и т.д. за самоопределение как народов, сохранивших свой достаточно сильный национальный климат, кому-то из них принесла реальный результат, кому-то продолжает приносить страдания в виде жертв своего народа на этом пути.
     Можно вывести следующую формулу:
    Для образования и устойчивого существования такой многочастичной среды, как государство, необходимо наличие следующих признаков: достаточный и устойчивый национальный климат данного народа; собственная, территориально единая и исторически неоспариваемая территория; существование или потенциально возможное экономическое благополучие страны. Вывести единую формулу достаточных условий не представляется возможным по причине большой энтропии системы.
     С модельной точки зрения такие империи, как Британская, Испанская, Голландская, Германская, Французская, Португальская были просто обречены на распад в силу насильственного и жестокого присоединения своих колоний, а также отсутствия единого и у стойчивого национального климата (единой культуры). Взросление общества, их территориальная разбросанность и указанные выше факторы обеспечили их распд.
     Россия и Китай существенно отличаются от указанных империй и, в классическом смысле, таковыми не являются, поскольку обладают единой территорией, мощным и устойчивым многовековым национальным климатом. Поэтому на эту уловку и попадают слабые неразвитые сознания, слепо верящие мантре:
     "Любые империи обречены на распад", что верно лишь в смысле "Ничто не верно под луной".
     Неолиберальное сознание с остервенением свято верующих людей без устали повторяет эту бессмыслицу, и уже не способно к критическому осмыслению входящих в неё понятий.
     После распада Британской империи Кувейт, ранее Иракская территория, стал самостоятельным государством. Вероятность их объединения мала из-за препятствующих внешних сил, значительно превосходящих объединительные. Попытка захвата Кувейта Ираком показала, что и национальный климат Кувейта изменился по причине значительного повышения жизненного уровня его населения. Бытие определило сознание в той мере, что “мы хоть и родственники, но давай жить отдельно”.
     В животном мире у большинства видов наблюдается стремление особей образовывать скопления, и в биологии это явление называется “аффилиацией”; в природе присутствует стремление сообществ к установлению своего оптимального размера, и оно называется законом Олли (W.C. Allee, США, 1937). Все эти явления также присутствуют и в этностатистических процессах. Все народы - это проявление человеческой аффилиации, все государства занимают в конце концов те размеры, которые соответствуют их параметрам и условиям внешней среды.

     7. После Второй мировой войны произошли большие этностатистические изменения. Произошло создание ООН, распад Британской империи, образование новых самостоятельных государств в Африке, Азии и на Ближнем востоке, создание ФРГ и ГДР, территориальные изменения воевавших стран и т.д. Данная этностатистическая сукцессия исторически потребовала незначительного времени, процесс саморегуляции закончился, достигнув очередного аттрактора роста. Появились ядерное оружие и два главных лагеря противостояния – социализм и империализм (в советских терминах).
     Как ни странно, саморегуляция достигалась, прежде всего, наличием ядерного оружия и угрозой его возможного применения. В мире стала действовать новая сила, т.н. “фактор ядерного сдерживания”. В нашей модели возникли новые законы. Мир превратился в модель, которую мы все когда-то наблюдали: четко выстраивающиеся железные опилки на листе бумаги, под которым находится магнит. Силы противостояния упорядочивали внутреннюю и внешнюю политику государств, создав новые правила игры. Как основные силы молекулярного взаимодействия формируют весь видимый мир, так и наличие угрозы в виде применения ядерного оружия, т.е. одной из главных сил современной этностатистической модели, создало послевоенный геополитический климат.
     50 лет мир жил в условиях достаточно устойчивого равновесия. Удавалось находить решения в довольно сложных, критических ситуациях. Модель саморегулировалась и избегала перегрева в виде серьезных военных конфликтов. Государства мира, как многочастичные среды, стали когерентными и превратились в устойчиво сосуществующие сообщества, закончился очередной этап этностатистической эволюции.
     Преобразованиям этностатистического пространства вполне соответствуют процессы эволюции живых сообществ. Очевиден факт существования более сильных государств, поэтому выводы П. Сорокина, с большим приближением, справедливы в этой среде, и здесь также имеет место этностатистическая стратификация государств.
     Распад СССР и Варшавского договора ознаменовал очередную геополитическую сукцессию. ООН, в современном состоянии, уже является инструментом одностороннего политического давления группы государств во главе с США, связанных давними, устойчивыми взаимными интересами - это, прежде всего, страны НАТО и ЕЭС. Исчез противовес в виде стран, входивших в сферу интересов СССР: страны Варшавского договора, развивающиеся страны, страны с социалистическим строем.
     В результате, сейчас происходит закономерный процесс развития земной цивилизации. Каково же будет состояние нового геополитического климакса? Какое развитие наиболее предпочтительно? Что нас ждет в том или ином случае? Каков новый аттрактор роста?
     Вся живая материя, растительный и животный мир существуют только благодаря движению в виде постоянного противодействия силам, исходящим от других природных объектов. В этом смысле все течение жизни обусловлено “борьбой за существование”. Этот процесс нельзя называть по бытовому несчастьем или бедой, это естественный, не замечаемый ход жизни. И ни мы, люди, ни вся природа не смогли бы жить и существовать в раю.
     Движение вперед возможно только при наличии энергии движения, а она возникает от конкуренции, борьбы добра со злом, борьбы за существование, противостояния национальных интересов, борьбы идей, религий и т.д. Экономика развивается эффективно при условии жесткой конкуренции. Везде нужен знак плюса и знак минуса.
Заданная в начале статьи тема и вопрос в нашей модели и терминах и на данном этапе этностатистической эволюции решается следующим образом:
- объединение стран мира в единое государство есть фазовый переход “третьего рода”. В соответствии с отсутствием такового явления в физике, эволюционное движение в направлении образования единого мирового государства теоретически не предусмотрено.
     Иными словами:
     образование сукцессионного ряда эволюции этностатистического пространства, при котором аттрактором роста и климаксным состоянием является единое мировое правительство или государство невозможно.
     Как в газовой, так и в нашей этностатистической модели, даже при значительных внешних силах, пересиливающие энергию собственного притяжения, государства не смогут быть объединены, кроме как насильственно, в единую устойчивую структуру. При прекращении действия таких сил эта модель неминуемо распадется. На Земле имеется Н-ое количество самостоятельных государств, которые сосуществуют по действующим на данный момент этностатистическим законам. Энтропия каждой ступени этностатистического спектра уровней самоорганизации человечества равновелика сумме сил, ее образующих. В умозрительной системе единого мирового государства энтропия резко возрастает, возникает такое количество точек бифуркации, что само их количество не поддается осмыслению, не говоря уже о развитии процесса в каждом конкретном случае; система теоретически не работает. Такие понятия, как союз, организация, альянс, конференция, сообщество государств, вполне соответствуют природе их взаимоотношений.
     Возможность слияния национальных климатов является необходимым условием объединения государств. Одна экономическая целесообразность не может являться достаточным условием для их самостоятельного и органичного слияния в единое государство.
     Слияние экономик - вполне естественный процесс, и это мы уже наблюдаем. Идет процесс кластеризации капиталов, причем более крупные поглощают мелкие. В этом интересны перманентные декларации правительств России по поддержки малого предпринимательства. Как бы не были сильны усилия государства по его поддержке, он не конкурентоспособен по определению, и - в конечном итоге - лишь занимает место в цепочке реализации продукции тех или иных монополий. Как и в природе, более сильные поглощают, уничтожают, вытесняют, лишают территорий - тем или иным естественным способом сокращают возможности существования более слабых и малочисленных.
     Так происходит в перенасыщенных химических растворах: когда начинают выпадать кристаллы, то более крупные поглощают более мелкие. То же происходит и в финансовой сфере. Более крупные компании поглощают более мелкие и слабые.
     И это касается любых секторов экономики: от продовольственного, до энергетического, даже сферы услуг. Гигантские продовольственные кластеры походят на фабрики по изготовлению куриц, бычков и телят, в последствии превращая их в консервные банки, разнообразную охлаждёнку и многообразие вакуумных упаковок.

     8. Основные положения теории этностатистики

     Для образования и устойчивого существования такой многочастичной среды, как государство, необходимо наличие следующих признаков: достаточный и устойчивый национальный климат данного народа; собственная, территориально единая и исторически неоспариваемая территория; существование или потенциально возможное экономическое благополучие страны.

     Образование сукцессионного ряда эволюции этностатистического пространства, при котором аттрактором роста и климаксным состоянием является единое мировое правительство или государство невозможно.


     В данной работе продемонстрирована попытка применить синергетический подход к вопросу, который мы называем “этностатистика”. Автор просит учесть, что краткость изложения обусловлена, прежде всего, желанием показать, предельно сжато и понятно, возможность модельного подхода к этой очень сложной и интересной проблеме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Глобализация есть осуществление преступных замыслов немногочисленной мировой финансовой элиты. Эти замыслы противоречат законам существования человечества, а также всей природы. Создание единого мирового правительства и единого мирового государства не является естественным эволюционным путем. Этот путь неминуемо приведет человечество к катастрофе, т.к. единственной силой скрепляющей такую модель является финансовое могущество творцов нового мирового порядка.

Технический и информационный прогресс стремительно приближает человечество к абсолютно тоталитарному режиму на нашей планете. Знаменитый "Комитет 300" скоро превратится в "Комитет 1", иначе говоря "Комитет Мамона", он же "Комитет Антихрист". Это непреложный путь развития мировой экономики и технического прогресса. В системе координат, где человек разумный является вершиной мироздания, происходящие глобализационные процессы противоестественны ему по своей природе, т.к. они обусловлены существованием бездушной материи - небывало сконцентрированных капиталов. Главным свойством этих капиталов является собственное увеличение путем поглощения себе подобных, а главной конечной целью - абсолютная власть.

Необходимо также понимать, что весь окружающий мир стремится не к совершенствованию и улучшению, но к деградации, забыванию первоначальных условий. В этом смысле, можно утверждать, что по мере увеличения беззакония любовь в мире действительно охладевает любовь. (Мф.24.12). Любовь, как божественный дар людям, является внешней для падшего человека силой, поддерживающий жизнь человечества как такового.

Божественное, не земное происхождение любви доказывает то ее свойство, что она возрастает по мере отдачи сил любимому человеку, когда всё иное в нашем мире убывает. Встречая взаимность, все затраты любви возвращаются нам сторицей, "восторг любви" понуждает нас дарить и дарить, жертвовать и работать на благо любимого человека постоянно, вплоть до полной самоотдачи. Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя. (Ин. 15,13). Другое дело, что в случае односторонней любви человека к человеку, она вырождается в погибельную, не животворящую страсть.

Глобализационные процессы входят в непримиримое противоречие с правами отдельного человека, его свободой волей, нивелирует его, как отдельную личность. Они также вытесняют привычное нам мировоззрение, основанное на христианских ценностях, и несовместимы с самой сущностью государственности, которая призвана окормлять и заботиться, прежде всего, о собственных гражданах.

Капитал является результатом сознательной человеческой деятельности, но при значительной величине и концентрации начинает приобретать независимость и диктовать человеку свои собственные законы (сатанинские) существования и роста. Не будучи направлен волей и сознанием человека на справедливое распределение и улучшение его среды обитания: образование, медицинское обслуживание, социальные программы, капитал принуждает человека единственно увеличивать свой размер и обустраивать собственную безопасность.

Мамона – одно из имен врага рода человеческого. Переросший национальные границы капитал и является главной движущей силой глобализации. Такой капитал уже не учитывает традиционные христианские ценности, как-то: семья, народ, национальная культура, государственность, права и свободы отдельной личности. Более того, он совершенно не учитывает отдельного человека, т.к. этот капитал не производственный, а чисто спекулятивный, биржевой, банковский и вненациональный. Поэтому глобализация - в своей основе - имеет богоборческую и античеловеческую сущность. Поэтому личность, способная самостоятельно мыслить, всегда представляет опасность для любой власти. Ложь, которые вбивают нам современные СМИ о святости свобод и прав личности, заключается в том, что эти права и свободы совершенно утрачиваются в новом мироустройстве, навязываемом нам формирующимся Мировым правительством.

Зб. Бжезинский в 1968 г. заявил, что эпоха глобализации привнесет в мир бóльший драматизм, чем французская и большевистская революции (America in Nechnotronic Age, Encunter, 1968), что цель США – глобальное и безраздельное господство, что текущий «главный геополитический приз для Америки – Евразия» и что, следовательно, «жизненно важно, чтобы на политической арене не возник соперник, способный господствовать в Евразии и, следовательно, бросающий вызов Америке».

Одно из проявлений глобализма - его стратегий и технологий - развал СССР. Запад под руководство США (при Рональде Рейгане в середине 1980-х) практически обанкротил Советский Союз, спровоцировав обвальное падение цен на нефть, что явилось важнейшей экономической причиной по дестабилизации советского строя. Администрация Рейгана побудила страны ОПЕК (в основном Саудовскую Аравию) резко увеличить добычу нефти, что привело к снижению цен на нефть в 1985-1986 на две трети. Нефть была главным источником экспорта для СССР, что обусловило погружение экономики Союза в стагнацию в ходе правления Горбачёва.

Еще в 1991 г. на заседание Бильдербергского клуба Д. Рокфеллер благодарил западные СМИ за нераспространение информации о большой подготовительной работе по созданию единого мирового правительства в лице интеллектуальной мировой элиты и мировых банкиров (цитируется по «Русский Вестник», №23-24). Жак Атали, Президент Европейского банка реконструкции, разрабатывая сценарии грядущей финансовой цивилизации, договорился до необходимости разрушения семьи.

В декларации ВОЗ – Всемирной организации здравоохранения – прямо сказано, что для того, чтобы прийти к созданию такого правительства необходимо «… освободить людей от их индивидуальности, от привязанности к семье, национального патриотизма и религии, которую они исповедают». Этот же курс открыто принят на 55-й Ассамблее «тысячелетия» ООН в 2000 г. Полным ходом идет подготовка к принятию Хартии Земли и Декларации по созданию всемирного управления по результатам Саммита Земли, проведенного в 1992 г., и на основе вырабатываемых сейчас рекомендаций. И т.д. и т.п.

Приводить цитаты из принятых резолюций и программ, а также из высказываний как явных, так и не афишируемых лидеров мировых организаций можно много и долго. Наверно это окажется убедительным для многих еще сомневающихся или далеких от подобных угроз людей. Я же позволю себе на этом закончить, приведя некоторые цитаты:

- Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. (Мф. 16,3).

- Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира отвратят людей от Бога. … Тогда же из Казанского собора пойдет крестный ход в Александро-Невскую Лавру. (Серафим Вырицкий. 1948 г.).

- … Любой православный христианин, отдающий себе отчет в том, что происходит вокруг, ясно видит, что мир приближается к своему концу! Знамения времени столь очевидны, что можно сказать, что мир стремительно рушится. (Иеромонах Серафим Роуз. Святое Православие ХХ век. М. 1992. с.45).

Непримиримые противоречия между глубинной сущностью глобализации и христианской моралью, традиционными христианскими ценностями и наукой свидетельствуют об опасности вхождения в античеловеческую эпоху под названием Новый Мировой Порядок. В ней не будет места правам и свободам отдельной личности, а единственным диктатором и законом будет являться Золотой телец - Мамона. В евангельских терминах это называется концом света, со всеми присущими этому времени апокалиптическими бедствиями: войнами и истреблением целых народов.

Только благодаря наличию тысячелетнего национального климата можно надеяться, что Россия все еще имеет запас прочности и времени двигаться в этом опасном направлении. Каков этот запас мы не знаем, (но) "... мы можем … прервать ту неблагоприятную бифуркацию, которая господствует сегодня …", (И.Р. Пригожин, Нобелевский лауреат).

И наконец. Единение людей и народов возможно лишь в их любви к Богу, что прямо сказано нам в Новом Завете: "Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облёкшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос".
Колосянам, гл.3, ст.9,10,11.



От: Монгол <mongoll@mail.ru>
Тема: Немного критики, резкой, но конструктивной
URL:

______________________
Синергетика, эволюция, кибернетика - с точки зрения православия - бесовщина. 99% фанатиков, прочитав ваш материал
покрутят пальцем у виска или перекрестятся.

Ваш материал, с точки зрения науки куцый и однобокий. Сводить глобализацию только к финансовым отношениям - полный
примитивизм. Рассматривать её - как направленное действие кучки людей, вообще дань моде, в статье Вы сами её же
представляете как ПРОЦЕСС, происходящий в системе...

______________________________________

На главную