В России новогодние ёлки появились при Петре I. Наш император после своего первого путешествия в Европу (1698-1699)
"устраивает, — по словам академика А. М. Панченко, — экстралегальный
переворот, вплоть до перемены календаря". 20 декабря 1699 года Царь
выпускает свой указ, главной целью которого являлось изменение даты
отечественного летоисчисления и новолетия: с 1 сентября от Сотворения мира
на 1 января от Рождества Христова: "по примеру всех христианских народов".
Т.е. Петра I можно смело назвать первым
экуменистом новой России. В этом указе давались также и рекомендации по организации
новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено
пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей:
«По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые
украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов,
каковы сделаны на Гостиной Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому
хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить ... а
стоять тому украшению января в первый день». Эта малозаметная в эпоху
бурных событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории обычая
устанавливать елку на зимних праздниках. Как пишет доктор филологических наук Е.В. Душечкина: "Однако
к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение:
во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными
деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые
деревья, так и ветви, и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано
было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров,
улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего
городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала
впоследствии. Текст царского указа свидетельствует о том, что для Петра во
вводимом им обычае, с которым он познакомился, конечно же, во время своего
путешествия по Европе, важной была как эстетическая сторона (дома и улицы
ведено было украсить хвоей), так и символическая: декорации из вечнозеленой
хвои следовало создавать в ознаменование Нового года". В 19-м веке новый приток немцев в Россию привнес и их
национальные обычаи, в том числе и рождественские елки. На территории
России первые рождественские елки появились именно в домах петербургских
немцев. А. В. Терещенко, автор семитомной монографии «Быт русского народа»,
пишет: «В местах, где живут иностранцы, особенно в столице, вошла в
обыкновение елка». В рассказе С. Ауслендера «Святки в старом Петербурге»
(1912 г.) рассказывается о том, что первая рождественская елка в России была
устроена государем Николаем I в самом в конце 1830-х годов, после чего, по
примеру царской семьи, ее стали устанавливать в знатных столичных домах. "... только с середины 1840-х годов произошел взрыв —
«немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться. Петербург был
буквально охвачен «елочным ажиотажем»: о елке заговорили в печати, началась
продажа елок перед Рождеством, ее стали устраивать во многих домах северной
столицы. Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское
дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом
рождественского интерьера. В. И. Даль заметил по этому поводу: «Переняв ... от
немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещенную елку, мы
зовем так иногда и самый день елки, Сочельник». Сочельник - канун
праздников Рождества Христова и Богоявления Господня. За время советской власти в России опять Новогодняя ёлка
стала обозначать лишь исключительно празднование самого Нового года. И вот
Советская власть исчезла, стали исчезать и некоторые советские праздники.
Но, одновременно, стали появляться и западные праздники и обычаи, которые
постепенно, но неуклонно сдвигают в небытие отечественные, в частности, празднование
православного Рождества Христова (07/01). Теперь новогодняя ель всё больше знаменует
католическое Рождество (25/12). Наши экстралегальные неолиберальные правители с
начала 90-х усиленно насаждают западные традиции, отдавая дань традиционным
православным духовным и культурным ценностям лишь в меру их способности к
самовыживанию и самосохранению. Потому, кроме традиционных для Запада
протестантско-католических веяний, в России стремительно распространились
неооккультные и неоязыческие течения и секты. Ну а начиная с 2000-ных, у нас
господствует неолиберальная парадигма, в которой побеждает "наинаглейший" и
"наибогатейший", тогда как русский традиционализм выживает по-прежнему лишь за
счёт мощнейшей инерции нашей тысячелетней истории и нежелания свободных
людей становится рабами бездушного, внекультурного, вненационального,
античеловеческого бога наживы - мамоны. В безудержной погоне за прибылью обезьяны и служители
этого воплощения сатаны повыставляли на улицах плакаты и прочую
рекламную продукцию, на которой
нельзя увидеть ни одного традиционного славянского изображения, ни одного
русского лица. То же самое мы находим в рекламе всех центральных СМИ.
Складывается впечатление, что покупатели в нашей стране состоят на 25% из
афро-американцев, на 25% из азиатов, на 25% - то ли турок, то ли арабов, и на 25%
из кавказцев. Русские люди начинают ощущать
реальную духовную оккупацию в сочетании с насильственно навязываемой нам сверху толерантностью. В связи с приведенными рассуждениями становится понятной
загадочная миграция даты появления новогодней ёлки на наших улицах и в
других общественных местах. И мне не покажется невероятным, если эти
новоявленные "экстралегальные" и откровенно анти-православные тенденции
приведут к появлению разукрашенных елей аккурат перед уже широко ныне
отмечаемым в России бесовским Хеллоуином - 31 октября. Вот и сама Русская Природа недавно (23 ноября)
возмутилась и в знак протеста завалила у Гостиного двора, выставленную ныне
аж 16 ноября (т.е. еще осенью, за 45 дней до Нового года!), экстра-государственную
псевдо-новогоднюю ёлку. Осталось эту процедуру снести всего лишь на 17 дней
поране и под новой экстра-ёлкой можно смело размещать хеллоуиновских бесенят. __________________ В 2009 году Новогодние елки начали устанавливать уже с 3
ноября (Вокзальная площадь, Пушкинский район), в самом Санкт-Петербурге -
с 10 ноября. |