На главную

 

Кирьянов Сергей. 04.07.2004

БЕЛЬГИЙСКИЙ ЭКУМЕНИЗМ


29 июня СПб покинула группа католических пасторов и прихожан из Бельгии. Гости живо интересовались всеми аспектами нашей православной жизни и успели посетить многие петербургские храмы, они также привезли материальную помощь бездомным детям, которые опекаются нашими приходами. Основная цель приезда – ознакомиться с духовной жизнью православных россиян. По словам пастора Альберта, в настоящее время можно утвердительно говорить о значительной потере духовности на Западе даже «фундаментальным» католичеством.

Пастор Альберт – уже боле 40 лет отдавший пасторскому служению – подробно рассказал о прискорбном духовном оскудении западного общества и стремлении верующих сдержать эту опасную тенденцию, в частности, путем ее восполнения в общении и сближении с Православием.

Подобный западный экуменизм понятен, а потому заслуживает уважения и участия. Надо заметить, что западная разновидность этого феномена – осознанная необходимость, выраженная в обращении больных и страждущих к все еще сохраняющейся в большей чистоте Божественной Истине и спасительной Благодати, которые присутствуют в лоне Русской Православной Церкви и русском народе, как их носителей.

Существование Католической церкви в Бельгии интересно тем, что, начиная с Наполеона, издавшего указ о финансировании всех католических приходов и монастырей Бельгии из государственной казны, это положение сохраняется до настоящего времени. Этот наполеоновский указ объяснялся тем, что Католическая церковь пользовалась большим влиянием в этом государстве, и этой мерой французский Император обеспечивал лояльность своего тыла.

Однако, как заметил пастор Альберт, государственное финансирование будет прекращено через два года, что вызвано общей тенденцией стран ЕС по укреплению толерантности и либерального мировоззрения в своих обществах. При принятии Конституции ЕС, Папа Иоанн-Павел II настаивал на включении в неё формулировки о христианской природе Европейской цивилизации, но его предложение было отклонено, причем самым непримиримым противником этого выступил Жак Ширак. Это тем более странно, т.к. Франция является, в основном, католической страной.

Наши гости сошлись во мнении, что движение в сторону либерализации законов и низвержения традиционных христианских нравственных устоев будет продолжаться. С другой стороны, они отметили, что эти тенденции наталкиваются на сопротивление населения, которое вынуждено поддерживать в своих семьях более строгую мораль из опасения за будущее своих детей, которые сталкиваются с агрессивностью и многими реальными опасностями, движущегося в этом направлении внешнего мира. Эти опасности: наркотики, половые извращения, отсутствие в межличностных отношениях любви, уважения, сострадания и других христианских черт, которые воспитывались в молодом поколении в прошлые времена.

В связи с этим, является весьма красноречивым факт увеличения в Бельгии числа католических школ. 20 лет назад в них училось 40% всех учеников, в настоящее время это количество выросло до 60% и продолжает увеличиваться. Весьма показательно и недавние открытия приходов Русской Православной Церкви в других странах Западной Европы:
- во имя св.бл.вел.кн. Ал.Невского в Роттердаме (Нидерланды);
- во имя св.р.ап.кн. Ольги в Осло (Норвегия).

Из недалекой бельгийской истории примечателен еще один известный и многознчительный факт: в 1920 году в Бельгии, в городке Шаветонь, был заложен католический монастырь византийского православного обряда. Несмотря на сопротивление Ватикана, в нем до настоящего времени ведутся службы на русском, греческом и французском языках и существует иконописная мастерская.

Все это не может не радовать сердца православных граждан России и проницательных людей на Западе. Но, с другой стороны, эти события, одновременно, свидетельствуют о растущих угрозах для людей западного мира. Они - кто осознанно, а кто неосознанно - пытаются укрепить свои семьи и собственное внутреннее здоровье для противостояния растущей агрессивности внешнего мира, устремившегося в погоню за увеличением личного благосостояния, а также растущей потребностью в бессмысленном потреблении. Эта потребность уже приняла болезненные формы и выражается в шопингах, частой смене машин, квартир и прочих подобных явлениях, которые мотивированы, в основном, сохранением или увеличением собственной статусности для демонстрации своей способности успешно выживать в создавшихся условиях.

В настоящее время этот феномен приобрел черты уже не традиционного протестантского устремления к успешному становлению личности в бизнесе или карьере, а именно погони - с расталкиванием локтями, бегом про телам и душам сопутствующих соперников. Все это впервые и вполне убедительно описал Эрих Фромм в своем академическом труде «Бегство от свободы (Escape from Freedom).

Душа человека неизбежно бежит от внешних свобод и враждебности открытого мира, не проникнутого любовью чад к своему Творцу, а потому равнодушного и к отдельной личности. Духовные ценности и идеалы человечества подменены поклонением языческим Мамоне, Эросу, Бахусу и пр. симпатичным бесенятам. Гедонизм – современная социальная и психологическая парадигма, которая с нарастающей быстротой подменяется Сатаной.

В связи со всем этим, мы, православные люди, должны отчетливо понимать ответственность за имеющуюся у России богодарованную ценность нашего Православия.


На главную