На главную

Кирьянов Сергей. 21.06.2004

ЧТО ДЕЛАЮТ С ОБРАЗОВАНИЕМ ГРЕФ И ФРАДКОВ


 

В настоящее время по 23 июня в СПб, в Алферовском центре, проходит российско-украинская научная конференция.

     Вчера из Москвы прилетел сам Жорес Иванович. Прибыл он в весьма печальном настроении. Причина проста: он привез толстую папку нового законопроекта об образовании в РФ. Там черным по белому прописано, что федеральный бюджет более не предусматривает каких-либо расходов на образование в России, ни начальное, ни среднее, ни высшее, ни РАН.

     Поразительно в этом то, что законопроект был внесен Правительством и, естественно, будет одобрен его же «партией большинства». К тому же, главные по бюджету у нас Мировой Банк, который недавно высадил мощный десант в Москве (что-то нас еще ждет) и Греф с Кудриным. Предыдущий закон предусматривал выделение на все российское образование 4% бюджета, но уже в следующем году нас ждет 0%.

Самое интересное, что российская Академия Наук не является государственной организацией, поскольку была РАН СССР, а на РФ не перерегистрировалась, осталась непонятной для бюрократов "Российской", а не "Российской Федерации", а потому не государственной и разработчики бюджета имеют хороший повод убрать в бюджете строчку о финансировании академической науки и всех числящихся за ней организаций и учреждений.

Не так давно был подписан договор о совместных научных изысканиях с Украиной, стоимостью в $3 млн. Бедная Украина нашла силы и выделила свою долю в размере 8 млн гривен ($1,5 млн), а наше Правительство – нет. Жорес Иванович рассказал о том порочном круге, в котором ему пришлось бегать в погоне за российской частью. Нобелевский лауреат и думский депутат пробился к Президенту и тот наложил резолюцию, Премьер тоже что-то чиркнул, но денег так Алферов и не увидел. Они прочно застряли во властных коридорах у исполнителей. Алферов понял, что его элементарно водят за нос и он с тяжелой душой уехал в Питер на конференцию.

Именно поэтому Ж.И. Алферов, которому исполнилось 75 лет, выглядел крайне озабоченным и расстроенным. Тяжело в таком возрасте, да еще Нобелевскому лауреату оказаться несостоятельным должником.

Не так давно в знаменитом питерском ФизТехе, которым Алферов руководит и где он заработал себе Нобелевскую премию, случилась беда – из-за протечки его сильно затопило. Губернатор СПб Матвиенко пошла навстречу академику, Нобелевскому лауреату и депутату и выделила из своего губернаторского фонда 3 млн рублей на ремонт. Так вот сейчас это уже было бы невозможно, т.к. ее могли привлечь к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных денег.

Что же ждет наше образование? – Все родители будут платить полностью за детский садик и школу, что, впрочем, уже негласно делается. В СПб в школе уже с родителей берут по 700 рублей ежемесячно. Вузы также перейдут полностью на платное обучение. Все это означает только одно: самое хорошее в мире образование деградирует до среднеевропейского уровня со значительной ранней специализацией.

Тот высокий и широкий образовательный школьный уровень будет безвозвратно утерян. Любой советский ученик, хорошо закончивший среднюю школу, был более широко образован среднего американского выпускника университета. Они сами это признавали и всегда говорили о значительной разнице в наших уровнях образования. Наш кандидат наук был значительно более образован западного профессора. В последнее время уровень образования на Западе везде снизился и общая тенденция к выравниванию образовательных стандартов ведет нас вниз.

Впрочем, для США, где простой коп – офицер, а сержант – уже большой начальник, это и не удивительно. Но в Европе также значительно снижается уровень школьного и ВУЗовского образования. Достаточно сказать, что в художественных вузах Дании не осталось ни одного художника-реалиста классической школы, все заменили дизайнеры, стилисты и прочие прикладники.

Другой неминуемый результат принятия этого законопроекта откроет путь к возникновению многочисленных филиалов западных университетов в России. В этом есть лишь один плюс: эти филиалы будут оснащены всевозможной современной техникой, которая, естественно, не влияет на уровень самого образования.

Правда, на совещании ректоров в Москве в прошлом году было принято сохранить федеральное финансирование для двадцати российских ВУЗов. Надо думать исключительно для поддержания уровня жизни внутри Садового кольца, а не российской академической науки. Ибо что такое 20 ВУЗов на всю Росси, когда все остальные превращаются в ПТУ?

Вот поэтому и грустит наш единственный живой Нобелевский лауреат.



На главную