На главную

Сергей Кирьянов
08.03.05


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЕРОФЕЕВОЙ ДУШИ


 

Прослушав очередную авторскую передачу Виктора Ерофеева на Радио Свобода  «Энциклопедия русской души» с участием композитора Журбина и молодого режиссера (не запомнилось имя), не трудно придти к окончательному выводу о банальной глупости Ерофеева, а также его ангажированности и тенденциозности. Тенденциозность его выступлений проста и очевидна: примирить русских с евреями. Причем примирение, по Ерофееву, должно быть строго односторонним: в виде русского покаяния перед евреями за одному ему – Ерофееву - ведомые прегрешения. Ангажированность – его несомненная конъюнктурность, вошедшая в ерофеевскую плоть столь давно и глубоко, что он уже забыл об этом и воспринимает свою роль как совершенно естественную и искреннюю. Скорее всего, эти качества – результат его воспитания. Здесь необходимо напомнить, что Ерофеев родился в семье высокопоставленного советского чиновника: его отец был послом Советского Союза. Это может говорить как о прямой связи ерофеевского папаши с КГБ, так и о раннем соприкосновении его сына с западной культурой и литературой, и не только художественной.

Но обо всем по порядку.
     Звания Ерофеева-литератора широко известны: он и кандидат наук, и лауреат, и член комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997), а перечисление его многочисленных членств в различных редколлегиях навевает подозрение в его изрядном честолюбии и даже карьеризме, будь у нас еще советские времена. Хотя и сейчас нахождение в редколлегии популярного издания приносит очень ощутимые материальные плоды: это изрядный инструмент для публикаций нужных тебе людей и материалов, а значит источник разнообразных благодарностей.

Литературный путь Ерофеева мало чем отличается от судеб прочих поздних 60-десятников. Протестное поведение и интересы были присущи, в основном, всем людям искусства того времени: противостояние государству пленяло своей значимостью и масштабом, а также давало быстрый результат в виде мгновенного попадания в элиту диссидентства после заграничных публикаций. Страсть к славе и деньгам, сопряженная со слабой литературной одаренностью и собственной порочностью (что можно судить по упомянутым романам), а также обостренное предвидение «ожиданий литературного рынка» принесли быстрые плоды:
     всю современную известность писателю принесли две скандальные порнографические вещи - «Russkaya красавица» и «Жизнь с идиотом». И если «Жизнь с идиотом», во многом, вещь, с литературной точки зрения, изящная и забавная, к тому же очень своевременно написанная, то «Russkaya красавица» - вещь неприкрыто пошлая, злая и посредственная. Иные могут называть ее талантливой, но я убежден, что её конъюнктурность очевидна. На ее написание Ерофеева вдохновили самые простые вещи: собственная ненависть к России - этакая «набоковская любовь», любовь извращенного и пресыщенного аристократа-либерала, а также холодный расчет и банальная ставка на побеждающее в России еврейское засилье в нужных ему областях - СМИ и печатных издательствах.

Нет сомнений, что для правильного предугадывания моды и рыночного спроса на такую литературу особого ума не требуется, необходимо лишь отсутствие уважения к Родине, ее народу и культуре, а также большая способность к компромиссу. Все это присутствует в Викторе Ерофееве. (Он и сейчас продолжает эксплуатировать порнографические названия и тексты: выпускает “Время рожать”, в немецкой версии “Приготовление к оргии”, 2000).

Так вот, в своей авторской передаче на Радио Свобода, опять мусоля «Письмо 500», а также свое участие в последних Времена’х Познера, Ерофеев договорился до откровенных глупостей: не к месту была и шутка Черчилля про отсутствие в Англии антисемитизма из-за неспособности англичан признать себя глупее евреев, и его многочисленные оговорки и запинания, что особо убого смотрелось рядом с талантливым, умным и основательным Журбиным.

Верхом ерофеевской глупости и молчалинской  услужливости, поставившей в замешательство гостей передачи, было его заявление об отсутствие антисемитизма в Африке. Смущенный подобной зарапортовавшейся глупостью, еврей Журбин робко заметил русскому (?) Ерофееву, что странно было бы иметь в негритянской среде это явление. Однако нагловатый и тертый в словесных перепалках писатель, как опытный тапер, не «заметил» своей «лажи», хихикнул что-то невразумительное и понесся по сюжету дале.

Явным доказательством низкого уровня и конфуза обсуждаемой передачи является отсутствие её архива на сайте «Радио Свобода». Особо отчетливо истинный ерофеевский уровень проявляется именно на этой радиостанции, т.к. рядом с выдающимися эрудитами, способными к тому же прекрасно подавать материал, такими как Б. Парамонов, А. Гейнис, В. Тольц, И. Померанцев и некоторыми другими, наш герой преподносит откровенную халтуру и отсебятину, явно выделяясь в этом ряду своим косноязычием, отсутствием глубины проникновения в тему, и низким художественным уровнем. Единственным объяснением присутствию Ерофеева в многочисленных передачах может послужить разве что его высокий ТВ-рейтинг и необходимость разбавлять еврейский монолит в СМИ.

Вспоминаю характерный случай. В средине 90-х моему приятелю было предложено занять пост начальника одного из крупнейших цехов в пивоваренной компании «Балтика». На мой вопрос «чем же ты еще глянулся владельцам, кроме как своим профессионализмом?», приятель пояснил мне сей курьез острой необходимостью для осетин (они управляли компанией), проредить свой дружный кавказский менеджмент русскими лицами и фамилиями.

Эта же проблема имеется сегодня во всех наших рейтинговых СМИ. Вне всякого сомнения евреи доминируют в них, а потому острый дефицит русских лиц и фамилий стоит остро. Ведь, мало «выйти умом и статью», необходимы ещё лояльность и рейтинг, т.е. «узнаваемость», а в этом, как раз, наблюдается дефицит. Одним из «подходящих» участников и является удачливый Виктор Ерофеев.

Вот Вам пример:

Журналисты радиостанции "Свобода":

1. В.Абрашкин

  

15. М.Махлис

2. Е.Альбац

 

16. М.Меерзон

3. П.Вайль

 

17. Ю.Панич

4. Е.Волчек

 

18. Д.Савицкий

5. А.Гейнис

 

19. К.Симес

6. М.Дейч

 

20. В.Тольц

7. Д.Каминская

 

21. Г.Рар

8. И.Каневская

 

22. Л.Ройтман

9. С.Кинсфатер

 

23. Ю.Ройтман

10. В.Консон

 

24. Д.Рубин

11. В.Кромас

 

25. Ю.Рудерман

12. А.Линдбергер

 

26. Е.Фильштейн

13. В.Малинкович

 

27. В.Черецкий

14. В.Матусевич

 

28. С.Шустер

Как когда-то в его же «Russkaya красавица» главный персонаж - еврей - упивался физическим и духовным обладанием русской красавицей (для не читавших: именно на этом строится весь сюжет), сейчас самого Ерофеева «имеют» все реальные еврейские владельцы наших и иностранных СМИ. И все довольны: Ерофеев имеет славу и деньги, а евреи - русский рупор, то бишь рот.



На главную