На главную

 

4 октября 2003, СПб. Кирьянов Сергей.

Что нам в дружбе с США?

__________________________

 

   26 сентября в Ген. Консульстве США в СПб состоялся поучительный семинар, проведенный под эгидой Министерства Торговли США. С американской стороны присутствовали как официальные люди из этого Министерства, так и представители известных инвестиционных компаний, Миннеаполиского университетов и школы бизнеса из Сан-Диего.

   Кроме выступлений на тему инвестирования, много времени отнял выступления о важности обучения менеджменту не только молодежи, но и состоявшихся бизнесменов. После  всех официально запланированных выступлений, длившихся более двух часов, собравшейся публике, состоявшей в основном из представителей среднего класса предпринимателей города,  было предложено задавать вопросы и приступить к свободному общению.

   Все немногие последовавшие вопросы российской стороны можно было свести, в принципе, к одному - двум (что и прозвучало): сколько можно собираться без обсуждения реальных дел и сколько еще понадобится американской стороне провести подобных встреч, чтобы начать осуществление конкретных инвестиционных проектов? Не собираюсь скрывать, что эти вопросы оказались неудобны американской стороне и ставили их в замешательство. Это побудило советника замминистра дважды высказаться об исчерпании лимита времени и предложить подняться в зал и продолжить общение на фуршете.

   Среди ответов на успевшие задаться вопросы был один, который поверг в недоумение не только автора этих строк. На вопрос представителя 'Планета Капитал': почему не идут американские деньги в Россию, Джек Биддл, вице-президент одного из значительных инвестиционных фондов США, высказался буквально в том духе, что одним из основных препятствий является низкая и отсталая подготовка и менталитет российского мененджмента, а также наличие все еще сохраняющегося большого количества носителей старых ценностей, воззрений и методов ведения бизнеса среди руководителей российских компаний. На шутливый вопрос о том, что не ждет ли Америка тех времен, когда эти 'носители' просто вымрут, последовало, что 'мы мол ценим Ваш юмор' и кроме общих рассуждений, что здесь бы подправить и тут бы изменить, недоумевающему представителю российского бизнеса опять ничего вразумительного и конкретного услышать не удалось.

   Можно бы этим и закончить, правда, переписав вышеизложенное в духе Леонтьева или Задорнова, если бы не тягостное раздумье о том, что как это самой прагматичной на свете нации взбрело в голову попусту тратить деньги и время на подобные мероприятия. Состав американской делегации не позволял думать о непродуманности и напрасности этой акции, т.к. предположить, что такие, в частности, люди как Р. Саливан, декан школы менеджмента Калифорнийского университета из Сан-Диего, в попечительский совет которой входят акулы американского бизнеса, могут понапрасну тратить свое время не приходится.

   Показательно то, что выступившая в роли докладчика руководитель Российской Ассоциации венчурного финансирования, вполне убедительно огласила аналитическое исследование с демонстрацией графиков и сравнительных таблиц, что Россия находится 'всего лишь' на 3 месте в мире по показателям инвестиционной привлекательности, после Китая и некоторых африканских стран (условно на графиках названных Африка). Таким образом, учитывая весь ход семинара и приведенный выше анализ, возникает ощущение, свойственное любому человеку, привыкшему ценить свое время, что он участвует не просто в бессмысленном мероприятии, а в каком-то надувательстве.

   Обставленное роскошью старинного дворца, внушительностью участников американской стороны действо завершилось весьма скудным фуршетом с лимонадом, кофе, чаем и двумя видами пиццы. На просьбу автора продать что-нибудь сладенькое к кофе, русская официантка быстро вернулась с тарелочкой обычного печенья. (Однако трудно "оскорбленному" россиянину удержаться от скатывания в задорновский вариант изложения!).

   В двух словах все выступление американцев можно свести к рекомендации: делай с нами, делай как мы и все будет О'КЕЙ! Нам были в очередной раз продемонстрированы успехи сверхдержавы и были даны рекомендации в области обучения специалистов для выращивания отечественных капитанов современного бизнеса. Надо отметить профессионализм и действенность американских выступлений, которые сопровождались великолепным синхронным переводом и прекрасной демонстрацией цветных слайдов с цифрами и графиками, выполненными в стиле Internet путешествия. Хотя российские бизнесмены и остались в неведении о планах американского капитала по началу инвестирования в какие-либо сектора нашей экономики, все они должны были проникнуться желанием следовать заокеанским рекомендациям и еще настойчивее перенимать их опыт. Дословно и неоднократно с трибуны было заявлено: если вы хотите, чтобы американские деньги пришли в Россию, вы должны быть понятны и открыты для нас, т.е. экономические модели наших стран должны быть по возможности идентичны. В этом и есть цель данной акции!

   Но и это еще не все. На вопрос: позвольте! но в начале 90-х и до аж 1999г. существовали же разные американские кредитные линии в наших банках, да и не одни американские? Следовал прямой ответ: на то была политическая воля Правительства США! На вопрос: а сейчас как же? вроде мы друзья? Следовал ответ: никто не может помочь бизнесмену кроме него самого и по рыночным законам деньги потекут только в успешно развивающийся бизнес, т.е. туда куда прибыльней. На вопрос: а как же графики? следует неожиданный ответ: приведите законодательство в соответствие с нашим, чтобы американскому инвестиционному фонду или банку американское правительство могло бы сказать: мы гарантируем Вам, что российское законодательство может гарантировать Вам ваши вложения в России.

   Но и это еще не все. Непременным и принципиальным условием американского инвестирования будет являться равное в финансовом выражении с российской стороной со-инвестирование и участие в проектах. Т.е. как попой не крути, финансы финансами, а пока братьями-близнецами не станем американские деньги к нам не придут! Если хочешь наших денег, тут тебе не только законодательство, но и образование, а за ней и культуру уравнивать (опускать, прости Господи) придется.

 

Вот и следует спросить самих себя:

А нужна ли нам такая дружба?


 

 

На главную