На главную


24.12.2018
http://afanasiy.net/zavety-prepodobnogo-germana-pravoslavnym-v-ameryke-y-vo-vsem-myre


ЗАВЕТЫ ПРЕПОДОБНОГО ГЕРМАНА
Православным в Америке и во всем мире.




 

«Господи, что мне делать?» Так спрашивал апостол Павел (Деян. 22, 10), когда Господь чудесным образом призвал его к служению на ниве Своей. И Господь дал ему ответ!

Господь всех призывает потрудиться на Его благодатной, давно пожелтевшей ниве. В жизни каждого человека, рано или поздно, бывает один чрезвычайно важный момент, когда Господь явно призывает его душу и ждет, чтобы душа та, уязвившись Его любовью, раз и навсегда, по своей собственной воле отдалась всецело Христу.

Этот выбор – с Христом ли ты или отвернулся от Него, является основным положением в духовной жизни и называется решимостью.

Сделав шаг решимости, который заключает в себе огромную силу и приток вдохновения, духовную энергию, человек умирает миру, во зле лежащему, и становится Христовым. Этим и открывается ему новая, настоящая жизнь, жизнь, исполненная неизреченной радости миру неведомого духовного наслаждения, ради которого стоит все продать, все отдать, и которому не будет конца, ибо это есть жизнь во Христе и для Христа!

Православный христианин! Сделай ныне же шаг решимости, сделай его прямо сейчас! Сделай, пока не поздно!

Земля этого континента, Америка на которой мы сейчас находимся, освящена стопами и деяниями своего первого просветителя, апостола Америки, пришедшего из Святой Руси, кроткого миссионера Германа, Аляскинского Чудотворца.

Здесь он трудился насаждая и вскармливая первые ростки святого Православия. Здесь, достигнув святости у Господа, блаженно почил, здесь покоятся его мощи. Здесь и является ангелом, хранителем православных христиан, пребывающих на этом континенте. К нему прежде всего и следует направить наше усердное молитвенное обращение! Проводя жизнь свою сознательно православно и прекрасно разбираясь в духе времени (т.е. в сущности реформ проводимых в России в то время и в пагубности французской революции, т.е. в том, что является основной причиной нашего лихолетия), он учил и по сей день учит, как стать и быть деятельным православным христианином живя под временем «духа апостасийного времени».

Его ревность по Боге простирается и на нас, его отдаленных последователей, и она сможет покрыть нас его вдохновенным покровом, если мы впитаем его собственные слова, как ответ Господа на наше искреннее покаяние и моление: «Господи, что мне делать?».

Так и каждый из нас должен возстать от предательской спячки лености и окамененного нечувствия, и всей душой устремиться, чтобы освоить следующие основные положения изреченные Самим Преп. Германом:

I. CДЕЛАЙ ШАГ РЕШИМОСТИ!

«Что вы лучше и более всего любите и что бы вы желали для вашего счастья? Не правда ли, что из всех разнообразных желаний можно вывести одно? Всякий из нас желает того, что он почитает лучшим и более всего любимым? Что же может быть лучше, выше всего, достойнее любви и превосходнее всего, как Самого Бога Иисуса Христа, Который небеса сотворил и все украсил, всему дал жизнь, все содержит, все питает, все любит. Который есть Сама Любовь - прекраснее всех человеков!

Не должно ли превыше всего любить Бога, более всего желать Его и искать Его? Я, грешный, более сорока лет учусь, как любить Бога, и не могу сказать, что совершенно люблю Его! Как мы должны любить Бога? Если мы кого любим, то всегда помним его, стараемся угодить ему день и ночь. Наши сердце и ум заняты тем предметом кого мы любим. Так ли вы любите Бога? Часто ли обращаетесь к Нему? Всегда ли помните Его? Всегда ли молитесь и исполняете волю Его? Его святые Заповеди?

Для нашего блага, для нашего счастья, по крайней мере, дадим себе обет; что от сего дня, от сего часа, от сей минуты - мы будем стараться любить Бога превыше всего и исполнять Его заповеди!».

II. ИМЕЙ СОЗНАТЕЛЬНУЮ ВЕРУ!

«Истинного христианина делают вера и любовь ко Христу. Грехи наши нимало христианину не препятствуют, по слову Самого Спасителя. Он изволил сказать: "Не праведные приидох призвати, но грешные спасти," "Радость бывает на небеси о едином кающемся более нежели о девятидесяти праведных". Так же и блуднице, прикасающейся к ногам Его, к фарисею Симону изволил говорить: "Имеющему любовь многий долг прощается, а с неимеющего любви и малый взыскивается." Сими рассуждениями христианин должен приводить себя в надежду и радость и отнюдь не внимать наносимому отчаянию. Тут нужен щит веры». (который в наше время суть: 1. Знание и любовь к православному богослужению, преданию, истории и 2. Ясное понимание духовной стороны ересей, сектантства, экуменизма, коммунизма, того, что сейчас происходит в России и во всем мире. Это и есть щит веры – ред.).

III. ВЕДИ НЕПРЕСТАННУЮ БРАНЬ!

«Мы не в морских волнах обуреваемся, но среди прелестного и многомятежного мира страждем и скитаемся, по апостольскому слову. Хотя и не имеем той благодати, которую имели святые апостолы, но сражение наше к тем же бесплотным началам и властям, к миродержителям тьмы века сего, к духам злобы поднебесным, кои всех путешественников к небесному нашему отечеству стараются перехватить, и удержать, и не допустить. По слову св. ап. Петра, "супостат (противник) наш диавол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить."

Грех, любящему Бога, ничто иное, как стрела от неприятеля на сражении (брани)».

IV. ИМЕЙ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ!

«Истинный христианин есть воин, пробирающийся сквозь полки невидимого врага к Небесному своему отечеству.

Пустые желания века сего удаляют от отечества Небесного. Любовь к ним и привычка одевают душу нашу как будто в гнусное платье. Оно названо апостолами "внешним человеком." Мы, странствуя в путешествии этой земной жизни, призывая Бога в помощь, должны совлекаться той гнусности и одеваться в новые желания, в новую любовь будущего века (стяжание Духа Святого) и через то узнавать наше к Небесному отечеству или приближение, или удаление. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский советовал для этого вести духовные дневники, которые ему очень помогли в приобретении навыка к духовной жизни). Но скоро это сделать невозможно, а должно следовать примеру больных, которые желая здоровья не оставляют искать средств для излечения себя».

V. БЛАГОВЕСТВУЙ ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ!

«Ах, восхитился я духом! Находясь между хорошей погодой и ненастьем, меж радостью и скукой, между довольством и недостатком, сытостью и голодом, теплом и холодом, при всех моих печалях обретаю нечто веселящее меня, когда слышу разговоры о проповеди и разделении для того разных пределов!

Слава судьбам милостивого Бога! Он непостижим Своим промыслом, показал мне ныне новое явление, чего здесь, на Кадьяке, я, долго живши, не видел. Ныне после Пасхи одна молодая женщина, меня не знавшая, и никогда не видевшая, пришла ко мне и услышав о воплощении Сына Божия и о вечной жизни, настолько возгорелась любовью ко Иисусу Христу, что никак не хочет от меня отойти. Я с великим удивлением, смотря на сие, поминаю Спасителя слова, "Что утаено от мудрых и разумных, то открыто младенцам." На нее глядя, есть уже и другие охотницы; много так же есть из молодых мужского полу...

Но те, кто отошли от истинной Православной Церкви, находятся не на правильном пути!».

Так встанем же на правый путь. Будем тоже учениками преподобного Германа.

«Вера и Жизнь». № 2,1973. шт. Калифорния. США.

Стихи́ра на хвали́техъ.

О, пресла́внаго чудесе́! Но́вая страна́ освяща́ется, и́бо чудотво́рецъ Ге́рманъ на высоту́ возноси́мь, явля́ется дне́сь: ди́венъ Бо́гъ во святы́хъ Свои́хъ, съ на́ми Бо́гъ, разумѣ́йте язы́цы! Правосла́вію отъ Ге́рмана науча́йтеся, его́же моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.

«Православная Русь», № 22, 14/28 ноября 1999 г. С. 1-2.

***

Преподобный Германъ, Аляскинскій чудотворецъ (1760 или 1756 — 1837 гг.)
(Память его 27 іюля и 12 декабря.)

Преподобный Германъ родился въ Серпуховѣ, въ купеческой семьѣ. Мірское имя его неизвѣстно. 16-ти лѣтъ (въ 1772 г.) онъ поступилъ въ Сергіевскую пустынь близъ Петербурга. Здѣсь постигла его тяжкая болѣзнь: у него сдѣлался подъ подбородкомъ страшный нарывъ и жизни его грозила опасность. Но новый подвижникъ не сталъ лѣчиться. Онъ обтеръ полотенцемъ келейную свою икону Божіей Матери и обвязалъ имъ больное мѣсто. Затѣмъ онъ уснулъ, и во снѣ увидѣлъ, что Божія Матерь исцѣляетъ его. Проснулся онъ здоровымъ. Нарывъ исчезъ, оставивъ послѣ себя, на память о болѣзни, маленькое красное пятнышко.

Черезъ 6 лѣтъ молодой инокъ перешелъ въ Валаамскій монастырь и принялъ постригъ съ именемъ Германа.

Въ 1793 г. при великомъ старцѣ игуменѣ Назаріи на Валаамѣ произошло важное событіе: была послана на Алеутскіе острова, открытые русскими промышленниками, миссія съ цѣлью просвѣщенія язычниковъ, во главѣ съ архимандритомъ Іоасафомъ. Сотрудниками его были іеромонахи Ювеналій, Макарій и Аѳанасій, іеродіаконы Стефанъ и Нектарій, и монахи Германъ и Іоасафъ. Ѣхали шесть мѣсяцевъ, причемъ на морѣ чуть не подверглись кораблекрушенію. Поселились они на островѣ Кадьякъ, построили церковь и начали свою апостольскую дѣятельность.

Шла она сначала успѣшно: алеуты крестились тысячами. Преп. Германъ жилъ и работалъ на кухнѣ въ хлѣбной. На Валаамѣ сохранились его письма къ отцу Назарію, въ которыхъ онъ говоритъ о необычайной апостольской ревности іеромонаховъ. О себѣ онъ пишетъ такъ: «Вашихъ отеческихъ ко мнѣ благодѣяній не изгладятъ изъ моего сердца ни страшныя непроходимыя Сибирскія мѣста, ни лѣса темные, ни быстрины великихъ рѣкъ не смоютъ, даже грозный океанъ не смоетъ чувствъ оныхъ. Я въ умѣ воображаю любимый мною Валаамъ, на него всегда смотрю черезъ великій океанъ...»

Между тѣмъ сказалась воля Божія: въ 1799 году іеромонахъ Ювеналій, перебравшійся на материкъ на Аляску, былъ мученически убитъ дикарями, и въ томъ же году архимандритъ Іоасафъ, возведенный уже въ санъ епископа въ Иркутскѣ, на пути въ свою епархію, потонулъ во время кораблекрушенія съ нѣсколькими своими сотрудниками. Другіе миссіонеры, съ годами, или вернулись въ Россію, или умерли.

Оставшись одинъ, преподобный Германъ поселился на небольшомъ лѣсистомъ островѣ, называвшимся Еловымъ — отдѣлявшимся отъ Кадьяка проливомъ, и началъ суровую жизнь. Сначала онъ жилъ въ пещерѣ, но потомъ назначилъ ее мѣстомъ своего погребенія, а для себя построилъ небольшую келью. Около нея онъ развелъ огородъ. Питался онъ разъ въ день небольшимъ количествомъ рыбы и овощей. Одѣвался онъ въ рубашку изъ оленьей кожи, подрясникъ и рясу. На головѣ онъ носилъ клобукъ, а на груди — желѣзный крестъ 15 фунтовъ вѣсомъ. Сейчасъ этотъ крестъ сохраняется въ Кадьякской церкви. Ту же самую одежду онъ носилъ до самой смерти. Спалъ на скамьѣ съ изголовьемъ изъ кирпичей, причемъ все это было прикрыто оленьей шкурой. Одѣяломъ ему служила доска, которой, по его завѣщанію, былъ закрытъ его гробъ.

Его ученикъ алеутъ Игнатій Алигьяга говорилъ: «Да, трудную жизнь велъ "Апа" ("дѣдушка" — какъ звали его алеуты) и никто не можетъ жизни его подражать!» Преподобнаго Германа спрашивали: «Какъ вы можете жить одинъ въ лѣсу?» Онъ отвѣчалъ: «Нѣтъ, я тамъ не одинъ! Тамъ Богъ, а Онъ вездѣ! Тамъ Его святые Ангелы! Развѣ можно скучать съ ними? Съ кѣмъ радостнѣе бесѣдовать — съ людьми или съ Ангелами? Конечно, съ Ангелами!»

Бѣдныхъ алеутовъ преподобный любилъ нѣжно, какъ дѣтей, и всегда о нихъ заботился и за нихъ заступался. И они любили его, вѣрили ему и называли его «Апа», то-есть «Дѣдушка».

Суровая жизнь и непрестанная молитва открыли въ немъ многіе благодатные дары: онъ ясно видѣлъ скрытыя человѣческія мысли. Поэтому и его духовнымъ дѣтямъ легко было открывать ему свое сердце. Алеуты приходили къ нему толпами — мужчины, женщины, дѣти — за совѣтомъ, наставленіемъ, молитвой, помощью въ бѣдѣ, заступничествомъ передъ властями. Всѣхъ онъ успокаивалъ и утѣшалъ. Особенно его любили дѣти; они сбѣгались къ нему, а онъ ихъ ласкалъ и угощалъ лакомствами и крендельками, которые самъ для нихъ пекъ.

Когда островъ Кадьякъ постигла страшная эпидемія, преп. Германъ переселился туда, ухаживалъ за больными, молился съ ними и приготовлялъ ихъ къ переходу въ вѣчность. Священникомъ онъ не былъ. Черезъ мѣсяцъ моръ кончился, но осталось множество сиротъ. Для нихъ преподобный устроилъ на Еловомъ пріютъ, и употреблялъ на него всѣ средства, которыя могъ заработать. Онъ училъ дѣтей Закону Божьему и церковному пѣнію, а дѣвочками занималась духовная дочь его, Софія Власова — креолка, которая для этого поселилась на Еловомъ. По воскресеньямъ и праздникамъ собирались къ святому старцу алеуты: кто-нибудь изъ дѣтей читалъ молитвы, а Апостолъ и Евангелія — самъ преп. Германъ и объяснялъ прочитанное. Всѣ слушали съ напряженнымъ вниманіемъ. Пѣли дѣти и пѣли очень хорошо.

Много горя доставила преп. Герману торгово-промышленная компанія, управлявшая колоніей. Это были грубые и жестокіе люди, искавшіе только наживу. Съ бѣдными беззащитными алеутами они обращались безчеловѣчно. Сразу же по своемъ пріѣздѣ миссія стала на защиту мѣстнаго населенія. Этимъ можно объяснить ея успѣхъ въ дѣлѣ обращенія его въ христіанство. То же дѣлалъ и преп. Германъ и наживалъ себѣ этимъ много враговъ и непріятностей. Но онъ не обращалъ на это вниманія. Его благодатному вліянію подчинялись не одни простосердечные и довѣрчивые алеуты, но и русскіе, часто не имѣвшіе никакого понятія о христіанской жизни и заповѣдяхъ. Управитель колоніи, Яновскій, невѣрующій и вначалѣ враждебно относившійся къ старцу человѣкъ, подъ мудрымъ и благодатнымъ вліяніемъ преп. Германа, измѣнился до неузнаваемости и сталъ его духовнымъ сыномъ. Къ каждому его слову онъ относился съ благоговѣніемъ. Овдовѣвъ, Яновскій принялъ монашество въ Тихоновой пустыни Калужской епархіи. Дочь его, монахиня, написала портретъ преп. Германа.

Яновскій разсказываетъ, что однажды пришелъ на Кадьякъ русскій военный корабль, и преподобнаго старца пригласили для бесѣды съ офицерами. Ихъ было болѣе 25 человѣкъ. Всѣ они были люди свѣтскіе и образованные. Прежде всего, преподобный поставилъ имъ общій вопросъ: «Господа, что вы любите больше всего и что каждый желаетъ для своего счастья?» Отвѣты были всѣ въ одномъ духѣ: одни желали богатства, другіе — славу, третьи — красавицу жену, иные — командовать прекраснымъ кораблемъ... Святой старецъ сказалъ: «Неправда ли, что ваши желанія сводятся къ тому, что каждый желаетъ того, что онъ считаетъ наилучшимъ и наиболѣе достойнымъ любви?» Они отвѣтили: «Да, это такъ!» Онъ продолжалъ: «Не скажете ли вы всѣ, что не это лучше всего и все превосходитъ — а наиболѣе достоинъ любви Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Который создалъ насъ, далъ всему жизнь, питаетъ и любитъ всѣхъ, Который сама Любовь и есть прекраснѣйшій изъ людей? Не должны ли мы любить Его больше всего, и искать Его?» Всѣ сказали: «Конечно, да! Это само собой разумѣется!» Тогда святой старецъ спросилъ: «Но любите ли вы Бога?» Они всѣ отвѣтили: «Конечно, мы любимъ Бога! Какъ можно не любить Бога?» Святой старецъ возразилъ: «А я грѣшный сорокъ лѣтъ стараюсь любить Бога, и не могу сказать, что люблю Его совершенной любовью! Если мы кого-нибудь любимъ, мы всегда помнимъ его, стараемся его радовать, день и ночь думаемъ о немъ. Такъ ли вы, господа, любите Бога? Часто ли обращаетесь къ Нему? Всегда ли помните о Немъ? Молитесь ли Ему всегда и исполняете ли Его святыя заповѣди?» Собесѣдники должны были признаться, что нѣтъ. «Для нашего блага и для нашей пользы», — заключилъ святой старецъ, — «обѣщаемъ по крайне мѣрѣ стараться любить Бога больше всего другого, и исполнять Его святую волю!» «Мы были безотвѣтны передъ нимъ», — разсказывалъ Яновскому капитанъ-командиръ корабля.

Вліяніе преп. Германа простиралось даже на животныхъ. Около его кельи жили горностаи. Эти звѣрьки отличаются своей пугливостью. Но они прибѣгали къ преп. Герману и ѣли изъ его рукъ. Видѣли, какъ преп. Германъ кормилъ медвѣдя.

Разъ океанъ разбушевался такъ, что волны грозили затопить островъ. Жители въ ужасѣ сбѣжалисъ къ преподобному. Но онъ вынесъ икону Божіей Матери, поставилъ ее предъ надвигавшимися волнами, а самъ преклонилъ колѣна. Послѣ краткой молитвы онъ сказалъ: «Не бойтесь, вода не пойдетъ выше того мѣста, гдѣ стоитъ святая икона!» Такъ и случилось, а икону преп. Германъ передалъ Софіи Власовой и велѣлъ ей всякій разъ, когда наводненіе будетъ грозить острову, ставить ее напротивъ волнъ. Софія точно исполняла это, и волны всегда останавливались.

Другой разъ: загорѣлся на островѣ лѣсъ. Преп. Германъ вмѣстѣ со своимъ ученикомъ Игнатіемъ провелъ длинную черту, вырывая на ней мохъ. Потомъ онъ сказалъ: «Успокойся, далѣе этой черты огонь не пойдетъ». И, приблизившись со страшной яростью къ чертѣ, огонь побѣжалъ вдоль нея и погасъ. Ни одно дерево за чертой не пострадало.

Преп. Германъ предсказалъ, что въ Америкѣ будетъ свой епископъ. «Тридцать лѣтъ пройдетъ послѣ моей смерти», — говорилъ онъ, — «и тогда вспомнятъ обо мнѣ!» Ровно черезъ 30 лѣтъ въ 1867 г. Валаамскій игуменъ, о. Дамаскинъ, нашелъ его письма къ игумену Назарію, и такъ память о преп. Германѣ воскресла. Онъ говорилъ, что на Еловомъ островѣ будетъ жить монахъ подобно ему бѣгающій міра. И дѣйствительно, въ кельѣ его прожилъ 40 лѣтъ инокъ Тихонова Калужскаго монастыря Герасимъ, который скончался въ санѣ архимандрита въ 1969 году.

Преп. Германъ предсказалъ, что хоронить его будутъ его ученики, жители Еловаго острова, безъ священника. Сбылось и это. Наступилъ день, когда онъ велѣлъ ученику своему Герасиму зажечь свѣчи и читать Дѣянія Апостольскія. Вдругъ лицо его освѣтилось улыбкой, и онъ сказалъ, что Господь продлитъ его жизнь еще на недѣлю. Ровно черезъ недѣлю опять по его приказанію свѣчи были зажжены, и Герасимъ сталъ читать Дѣянія. Тихо склонилъ преп. Германъ голову свою на грудь Герасима, ликъ его сіялъ отъ радости, и онъ тихо отошелъ ко Господу 13 (26) декабря 1837 года, на81-м году своей жизни.

Мѣсяцъ его не погребали: управитель колоніи Кашеваровъ велѣлъ ждать, пока онъ не пріѣдетъ со священникомъ и не привезетъ гробъ. Но разразилась такая буря, что ни Кашеваровъ, ни священникъ пріѣхать не могли, а только черезъ мѣсяцъ съ трудомъ привезли гробъ. Такъ и погребли алеуты сами преподобнаго, по его предсказанію. Осталось еще сбыться его предсказанію объ основаніи на Кадьякѣ монастыря.

Въ 1841 г. будущій Митрополитъ Московскій Иннокентій, тогда еще миссіонеръ, былъ застигнутъ бурей на пути на Кадьякъ. Взглянувъ по направленію Еловаго, онъ сказалъ: «Если ты, отче Германѣ, обрѣлъ благодать у Бога, измѣни направленіе вѣтра». Черезъ четверть часа на морѣ наступила тишина. На могилѣ старца Германа благодарный путникъ отслужилъ панихиду.

9 августа (27 іюля) 1970 г. состоялось открытіе мощей и прославленіе преподобнаго Германа, Аляскинскаго чудотворца.

Житія русскихъ святыхъ. 1000 лѣтъ русской святости. Собрала монахиня Таисія. Томъ 2 (Іюль-Декабрь). Изд. 2-е. Jordanville 1984. С. 325-332.

Православные алеуты до сих пор чтят память святого Германа и нередко при крещении своих детей называют в его честь.

***

Тропа́рь, гла́съ 4:

Пусты́ни сѣ́верныя подви́жниче и о все́мъ мíрѣ благода́тный моли́твенниче, правосла́вныя вѣ́ры обучи́телю и благоче́стія до́брый наста́вниче, Аля́ски украше́ніе и всея́ Аме́рики ра́дованіе, преподо́бне Ге́рмане, моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́тъ ду́ши на́ша.

Конда́къ, гла́съ 8:

Валаа́ма постри́женниче и Бо́жіей Ма́тери возлю́бленне, подвиго́мъ дре́внихъ пусты́нниковъ но́вый ревни́телю, моли́тву пріе́мъ, я́ко копіе́ и щи́тъ, стра́шенъ де́мономъ и тьмѣ́ язы́честѣй яви́лся еси́, сего́ ра́ди вопіе́мъ ти́: преподо́бне Ге́рмане, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́мъ на́шимъ.



На главную