На главную


04.11.2007 г.
Шамсудин МАМАЕВ


США и Турция в «слепом дрейфе»
На пути к независимому Курдистану



Нынешний кризис в американо-турецких отношениях не пришел внезапно. Еще в феврале этого года Институт Хадсона, один из современных «мозговых центров» Америки, собрал маленькую рабочую группу из авторитетных экспертов для независимой оценки состояния отношений между США и Турцией. «Альянсу между Соединенными Штатами и Турцией, возникшему на основе доктрины Трумэна, принятой в 1947 г., грозит серьезная опасность, но хуже всего, что ни одна из сторон не желает взглянуть этой опасности в лицо, не говоря уже о том, чтобы предпринять серьезные усилия по ее устранению. Отсутствует даже взаимопомощь, необходимая для понимания новых политических реальностей в каждом обществе», – констатировали эксперты, сделав вывод, что «объективная реальность заключается в том, что Турция и США дрейфуют в разные стороны – и дрейфуют быстро». Год еще не завершился, но между сторонами уже начался открытый кризис отношений. Кризис, который отчетливо демонстрирует, что эксперты комиссии были, пожалуй, чрезмерно оптимистичны: слепой дрейф несет Америку и Турцию не в разные стороны – холодные ветры «войны с террором» неумолимо влекут их к лобовому столкновению. И произойдет это на территории Иракского Курдистана.

Октябрьский кризис американо-турецких отношений начался с того, что комитет по иностранным делам Конгресса США принял резолюцию о геноциде армян в Османской империи. В результате тысячи жителей Стамбула и других городов Турции вышли на демонстрации протеста, а Анкара отозвала своего посла в Вашингтоне «для консультаций». После чего американские законодатели поспешили дать задний ход, и стороны, в первую очередь США, вновь легли бы в «слепой дрейф», если бы в пятницу, 12 октября, боевики Рабочей партии Курдистана (РПК) не атаковали и не уничтожили дюжину турецких солдат у иракско-турецкой границы. После чего турецкий парламент собрался на экстренное заседание и единодушно, за исключением голосов депутатов-курдов, разрешил турецкой армии вторжение в контролируемый американцами Ирак. Не обратив никакого внимания на протесты Вашингтона и Багдада.

Накануне

Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган требует от США принять срочные меры по обузданию боевиков РПК

Новая военная операция, если она начнется, не будет заключаться лишь в преследовании боевиков, поскольку нам не было никакого смысла запрашивать разрешения парламента для проведения преследования, предупредил Запад министр обороны Турции Весди Гонул. Действительно, турецкая армия добивалась этого разрешения с апреля, однако ее усилия были заблокированы стоящим у власти исламистским правительством, с которым враждуют светски настроенные турецкие военные. Но крещендо атак курдских боевиков изменило ситуацию: не успела улечься буря эмоций, поднятая в турецком обществе атакой 12 октября, как последовало новое нападение боевиков РПК на турецких военных – 22 октября последние потеряли еще 17 человек убитыми и 10 пропавшими без вести. «Наше терпение подходит к концу. Нам не нужно чье-либо разрешение, чтобы перейти границу. Разве США консультировались с нами, когда они вошли в Ирак, который находится в десятках тысяч километров от их границ?» – заявил после стычки 12 октября премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. Характерно, однако, что и после атаки 22 октября Эрдоган не воспользовался разрешением турецкого парламента, а вначале позвонил госсекретарю США Кондолизе Райс с требованием принять срочные меры по обузданию боевиков РПК.

Президент Иракского Курдистана Масуда Барзани сделал официальное заявление сразу после принятия турецким парламентом антикурдской резолюции. В нем говорится, что иракские курды не принимали и не намерены принимать участия в конфликте между Турцией и РПК и поэтому «мы честно предупреждаем все стороны: под каким бы предлогом они ни вторглись в регион, мы готовы защищать достоинство нашего народа и святость нашей родины». После чего Барзани предложил Анкаре начать переговоры с региональным правительством о стабилизации ситуации. Затем, после второй стычки боевиков РПК с турецкими солдатами, президент Ирака Джалаль Талабани, который сам является этническим курдом, заявил, что курдские боевики, находящиеся в северном Ираке, должны объявить о прекращении военных действий против Турции в одностороннем порядке. Последние подчинились и объявили о перемирии начиная со вторника 23 октября. «Мы готовы прекратить боевые действия, если армия Турции прекратит атаки на наши позиции, откажется от планов военной операции и выберет мирный путь решения конфликта», – заявил их представитель.

Теоретически Вашингтон еще может спасти Ирак от турецкого вторжения – если, как требует Анкара, РПК будет выдворена с территории Ирака, базы ее боевиков закрыты, а лидеры выданы Турции. Проблема в том, что хотя РПК числится в списках Госдепа как террористическая организация, но курды являются сейчас единственно надежным союзником США в Ираке – в Иракском Курдистане за четыре года войны не погиб ни один американский военнослужащий. Зато в Багдаде и других провинциях Ирака американские войска перенапряжены сверх всякой меры, и поэтому Вашингтон вряд ли пошлет своих солдат воевать еще и против боевиков РПК. Косвенно это подтверждают слова пресс-секретаря Пентагона Джеффа Моррелла, который заявил, что война с курдскими боевиками имеет низкий приоритет для его ведомства, занятого войной с «Аль-Каидой». После чего указал на возможное решение, переведя стрелку на курдское региональное правительство: оно имеет собственные «внушительные военные силы и, как нам кажется, имеет возможность решить эту проблему. Можно даже надеяться, что оно решит ее с помощью прямого влияния на членов РПК и без применения силы», – сказал Моррелл. Предложение вполне рациональное – ключ к решению курдской проблемы лежит в переговорах с курдами, однако, увы, у него нет никаких шансов быть принятым Анкарой. Ибо совершенно очевидно, что ни Барзани, ни Талабани не согласятся с турецкими требованиями – по крайней мере без соответствующих переговоров с Анкарой. Однако прямые переговоры с курдским региональным правительством означают признание курдской автономии, а последняя является ночным кошмаром всех турецких националистов со времен англо-французской попытки раздела Оттоманской империи по Севрскому договору 1920 г. Поэтому Анкара ведет переговоры только с Вашингтоном и Багдадом, но категорически отказывается вести их с РПК или Эрбилем. В результате чего рассчитывать на принципиальное решение проблемы турецко-курдского противостояния в обозримом будущем не приходится. Другими словами, перемирие между сторонами еще возможно, прочный мир – нет.

Киркук как запал к курдской бомбе

Обычно Курдистаном называют большую, соразмеримую с Францией, но не имеющую выраженных естественных границ этногеографическую область в Передней Азии, где проживает преимущественно курдское население (от 30 до 40 млн человек), и которая после распада Оттоманской империи оказалась поделенной между четырьмя государствами – Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Севрский договор, предусматривавший создание самоуправляемого Курдистана на территории нынешней Турции, был похоронен основателем последней Мустафой Кемалем Ататюрком. И теперь почти половина всех курдов проживает на турецкой территории, где их этничность не признается вообще – курдов здесь официально номинируют как «горных турок» и отказывают им практически во всех общепризнанных правах национального меньшинства. Однако сами курды хорошо ощущают свою инаковость и за 80 лет существования Турецкой Республики не раз поднимали восстания. Весьма кровопролитные – партизанская война РПК против турецкой армии привела в 80–90 гг. к разрушению тысяч курдских деревень, к гибели почти сорока тысяч человек и к образованию потоков из сотен тысяч беженцев. Поэтому курдский вопрос по-прежнему остается крупнейшей проблемой Турции. Правда, после ареста в 1999 г. турецкими спецслужбами тогдашнего руководителя РПК Абдуллы Оджалана теракты и военные действия здесь надолго прекратились. Но начиная с прошлого года боевики РПК вновь организуют теракты в Турции, а в октябре этого года резко усилились их атаки против турецкой армии – у многих экспертов даже создается впечатление, что они специально провоцируют Анкару на вторжение. Если это так, то, учитывая крайне болезненную реакцию турецкого общества на подобные атаки, рано или поздно новое вторжение турецкой армии на территорию Иракского Курдистана неизбежно произойдет.

В принципе эти вторжения не представляют из себя ничего нового – с того момента, когда Рабочая партия Курдистана (РПК), взявшая на себя защиту интересов курдов в Турции, взялась в 1984 г. за оружие, турецкие вооруженные силы более двух десятков раз вторгались в Иракский Курдистан. Более того, тогда же, по соглашению с правительством Ирака, они дислоцировали на иракской стороне границы с Курдистаном порядка двух тысяч своих военнослужащих на постоянной основе – Саддам Хусейн относился к курдам еще более подозрительно и враждебно, чем турецкие военные. Так что на первый взгляд ничего экстраординарного не происходит. Однако времена изменились: сегодня, помимо 3,5 тыс. боевиков РПК, прячущихся на территории Иракского Курдистана, сопротивление турецким войскам могут и намерены оказать также почти 80 тыс. бойцов курдской пешмерги – опытных и хорошо вооруженных милицейских подразделений курдского регионального правительства Ирака. При этом со стороны курдов раздаются и угрозы ответить на турецкое вторжение в Иракский Курдистан собственным вторжением на территорию Турецкого Курдистана. Другими словами, сегодня турецкое вторжение в Иракский Курдистан способно спровоцировать процесс создания независимого Курдистана и тем самым запустить процесс пересмотра границ как минимум четырех ближневосточных государств – Турции, Ирана, Ирака и Сирии.

Иракский Курдистан переживает сейчас кризис идентичности – достаточно сказать, что президент Курдистана Масуд Барзани издал специальное распоряжение, по которому на государственных учреждениях курдской автономии запрещено вывешивать государственный флаг Ирака. Другими словами, курды уже не ощущают себя частью единого арабского государства, каковым всегда являлся Ирак. Не помогает даже то, что по новой конституции президентом Ирака должен быть курд – сегодня эту должность занимает глава Патриотического союза Курдистана Джалал Талибани – и в ней оговорены самые широкие права Курдистана, вплоть до права выхода из состава Ирака в случае нарушения центральным правительством своих обязательств. Правда, пока иракские курды официально не требуют независимости, однако как Анкара, так и Тегеран с Дамаском убеждены в том, что они всего лишь ждут своего часа. Который наступит после того, как курдское региональное правительство наложит свои лапы на Киркук: дело в том, что если этнический Иракский Курдистан включает в себя провинции Эрбиль, Дохук, Сулеймания и Киркук, то нынешний «курдистанский регион» – только три первые провинции. И хотя этот регион уже сейчас демонстрирует весьма редкие для Ближнего Востока экономические успехи, однако в провинции Киркук находится 40% всех иракских месторождений нефти и еще больший процент месторождений газа. И курды никак не намерены выпускать из своих рук такое богатство.

Еще в 2003 г., когда турецкое правительство отказалось пропустить американские войска на территорию северного Ирака, курдская пешмерга поспешила заменить их и сама оккупировала Киркук. С тех пор этот город, столица одноименной провинции, так и остался, несмотря на все усилия Багдада, под фактическим контролем курдов, которые даже добились включения в конституцию специального положения о проведении в Киркуке референдума по вопросу его включения в «курдистанский регион» – он должен состояться в декабре. Вашингтон проигнорировал просьбы Анкары в январе этого года об отсрочке референдума – иракцы очень чувствительны к этому вопросу, объяснил турецкому премьеру Реджепу Эрдогану замгоссекретаря США Николас Бернс. Учитывая, что сунниты и шииты Ирака (а это 80% населения страны) выступают, как и Турция, против передачи Киркука курдам, ответ этот вряд ли прозвучал убедительно для турецкого уха. И, словно желая окончательно довести Анкару до белого каления, американский Сенат 26 сентября принял резолюцию, рекомендующую Белому дому построить Ирак как федерацию трех регионов – курдского, суннитского и шиитского. При этом федеральный центр останется в Багдаде – поддержка федеративного государственного устройства в Ираке «не означает раздела» этой страны, и США выступают за суверенитет и территориальную целостность Ирака, подчеркнул автор законопроекта, председатель сенатского комитета по иностранным делам демократ Джозеф Байден. Ссылаясь, в качестве прототипа, на боснийскую модель.

Ирак – это не Босния. Проблема плана Байдена

Президент Ирака Джалал Талибани поддержал американский план раздела Ирака

Подобное разделение страны остановит гражданскую войну между суннитами, шиитами и курдами, поддержал резолюцию американского Сената президент Ирака Джаляль Талибани. Что ж, теоретически это возможно – в конце концов, разделение страны в той или иной форме является вполне типичной процедурой при решении межнациональных проблем. Однако Восток, как известно, дело тонкое. С резкой критикой резолюции Сената уже выступили Кувейт, Египет, Йемен, Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива. Столь же единодушно выступили против него практически все остальные иракские политики, кроме курдских. Суть их доводов выразил премьер-министр Ирака (шиит) Нури аль-Малики – разделение страны станет катастрофой не только для Ирака, но и для всего региона. Самое любопытное, что против резолюции Сената резко высказалось даже само американское посольство в Ираке. Это «поразило меня и сенатора Байдена, поскольку, когда посол Райан Крокер выступал перед сенатским комитетом по иностранным делам, он высказывался в пользу федерализма. В своих частных беседах с сенаторами он также поддерживал эту идею. Есть что-то загадочное в том, что он теперь мечет из Багдада громы и молнии против этой резолюции», – пожаловался недавно соавтор Байдена Лесли Гельб, глава влиятельного Совета по внешней политике. Ничего загадочного: главная проблема плана Байдена – это сам Джозеф Байден. Ибо этот влиятельный американский политик является, по его собственным словам, убежденным сионистом. Соответственно был воспринят его план и мусульманской улицей. «Это предложение не вызывает удивления. Американский Сенат намерен разделить страну, чтобы под видом федерализма послужить интересам определенного крыла американской администрации и сионистского лобби», – заявила суннитская ассоциация мусульманских богословов Ирака, традиционно формирующая мнение этой улицы.

Однако вопрос о том, отражает ли резолюция Байдена интересы неоконов, неолибералов, сионистского лобби или кого-то еще, не столь важен – главное, что она, отражая интересы демократов, нацеленных на вывод американских войск из Ирака, находится если еще не в мейнстриме американской политики, то уже где-то рядом. И нетрудно предсказать, что если курдская автономия получит Киркук, а демократы придут к власти и начнут претворять в жизнь план Байдена, то самыми яростными противниками этого плана станут, помимо Анкары, также Дамаск и Тегеран. Ибо на территории этих государств тоже имеется значительное курдское меньшинство, и они не без оснований опасаются, что присоединение к Иракскому Курдистану Киркука и затем политическое усиление его в рамках «плана Байдена» приведут к мощному всплеску и так постоянно бурлящего курдского национального движения. И тогда этот всплеск курдской активности вполне может способствовать формированию оси Анкара – Тегеран – Дамаск для организации совместного «крестового похода» против Иракского Курдистана. Другими словами, отнюдь не исключено, что благодаря плану Байдена ближневосточная «ось зла» через пару лет сможет пополниться еще и членом НАТО.


На главную