Прогноз: "Осенний рост цен на продукты питания оказался
неожиданным для российской власти и вызвал закономерное беспокойство в ее
верхах. Хотя на самом деле ничего неожиданного в этом нет, ибо введение
частной собственности на землю и другие природные ресурсы (в сочетании с
залогом земли) предопределяет революцию цен. Это неизбежная расплата
общества за период первоначального накопления капитала. Рост цен на
продовольствие – это третий сигнал экономики (после немыслимого роста
тарифов на транспорте и коммунальных платежей) о разрушительности созданного
в России хозяйственного механизма и обусловившего его законодательства.
Следующим будет подорожание одежды и того же продовольствия при еще большем
взлете коммунальных платежей и транспортных тарифов". «Я имею моральное право на такое утверждение по той
причине, что еще осенью 1991 г. я предупреждал, что при существующем способе
мышления у нас может быть только два работоспособных закона – о льготах
президента и о льготах депутатов. Остальные обязательно должны
дезорганизовывать экономику городов и районов. Если не дезорганизуют, то
только случайно. "Но сегодня главной угрозой для будущего России является
не сам рост цен (хотя, конечно, ущерб от него трудно переоценить), а то, как
власть будет бороться с этим ростом. Ведь отечественный опыт показывает, что
всякое беспокойство власти по поводу экономических и социальных процессов
заканчивается принятием скоропалительных решений, еще больше дезорганизующих
экономику страны в целом и сами эти процессы. Появившиеся комментарии
чиновников свидетельствуют, что так и будет. Ведь опять речь идет не о
ценовой политике государства в целом в увязке с долгосрочной стратегией
изменения отраслевых и территориальных пропорций размещения населения и
производства товаров и услуг для повышения эффективности и
конкурентоспособности российской экономики, а лишь о продовольствии. То есть
вместо того чтобы рассматривать данный вопрос на основе главного принципа
устойчивого развития: «Мыслить глобально, действовать локально», мы опять
имеем дело с проблемным подходом, при котором решаемая задача выступает как
самоцель. Так, предлагается снизить импортную пошлину на молоко и
ввести экспортные пошлины на пшеницу и ячмень. Но стратегически это
ошибочно. Снижение импортной пошлины задушит отечественное производство.
Ведь в Западной Европе расход кормов на поддержание жизни коров составляет
около 5% от общего расхода на их содержание, а у нас – более 20%. Понятно,
что наше молоко абсолютно неконкурентоспособно, и при низкой импортной
пошлине молокозаводы будут покупать импортное молоко, особенно сухое, вместо
отечественного. Снижать импортную пошлину можно, но только с введением
строгих квот на его ввоз по субъектам РФ и разорительных санкций на
молокозаводы в случае их отказа принимать местное молоко (или в случае
занижения закупочных цен на молоко в хозяйствах, шантажируя отечественных
производителей возможностью импорта). Опасность экспортной пошлины на пшеницу и ячмень
заключается в том, что это стимулирует не рост отечественного производства,
а коррупционные фокусы для уклонения от этих пошлин. Эффективнее ввести
квоты в тысячах тонн на обязательные поставки внутри страны, закрепив
отдельные районы за отдельными компаниями (или их объединениями), а сверх
этого – вывози. Тем самым создаются стимулы для роста производства продукции
и использования сельскохозяйственных угодий страны, которые сегодня по
легкомыслию власти зарастают. Между тем никогда нельзя решать отдельную проблему, а
необходимо находить оптимальный уровень нерешенности всех проблем с точки
зрения оптимального сочетания текущих и долговременных национальных
интересов на основе комплексного кибернетического
социо-эколого-экономико-демографо-географо-градостроительного подхода. Цель данной статьи – на основе принципов комплексного
кибернетического подхода показать неизбежность роста цен при либеральной
ориентации экономики России и сформулировать условия, при которых можно
стабилизировать внутренние цены. 1.каждый нормально работающий субъект рынка, в том числе
и в отраслях инфраструктуры (включая ЖКХ и транспорт), должен быть
рентабельным; Если рассмотреть эти названные выше 13 принципов во
взаимодействии, то сразу становится понятным, что они исключают возможность:
Понятно, что именно этот «джентльменский» набор
либералов, ведущий к системной дезорганизации всех сторон общественной
жизни, и является истинной причиной роста тарифов и цен. Поэтому
бессмысленно пытаться сдерживать цены на продовольствие, сохраняя этот набор
антинаучных стереотипов. Всякое искусственное, особенно штучное,
вмешательство властей в рыночное ценообразование приведет лишь к ухудшению
всей социально-экономической ситуации в стране. Особенно опасны призывы к прямому установлению цен на
продовольственные товары, ибо при существующем уровне компетентности власти
это совсем взорвет всю экономику страны и каждого региона. Совет: перейти на ручное управление Сегодня высшее руководство страны должно принять
стратегическое решение. Или федеральный центр остается на существующих
либеральных позициях с элементами макроэкономического регулирования, уповая
на системоорганизующую роль рынка, или федеральный центр берет системную
организацию страны в свои руки и переходит на управление Россией по принципу
оптимального сочетания государственных, муниципальных и рыночных механизмов
регулирования инвестиционного, миграционного и прочего поведения разных
слоев и территориальных групп населения во имя текущих и долговременных
интересов страны. Еще советы: Рецепт: ___________________ |