На главную

http://delyagin.ru
11.10.2012
Виктор Мартынюк


Мегарегулятор: Кудрин – друг Путина и может творить все что хочет.



Структурные новации в финансовой сфере – вопрос хлопотный и небезопасный, особенно в условиях надвигающейся волны кризиса. Пока население ведет себя спокойно и не бежит в банки снимать все нажитое непосильным трудом, банкиры, опять же, сохраняют спокойствие. Жизнь, пусть и под напряжением, идет своим чередом. Тем не менее наверху, видимо, решили рискнуть, затеяв в не самый подходящий момент не самую бесспорную авантюру – создание некоего мегарегулятора на базе Центробанка.

Пока что приходится говорить лишь об идее создания такой мегаструктуры, которая возьмет на себя мониторинг банковского и страхового рынков, а также фондов и бирж. Таким образом Центробанку будут переданы часть функций, отобранных у правительства. Но не будем обманываться: перед нами – явный пример той идеи, которая просто обречена воплотиться в реальность, ведь Владимир Путин не только поддержал ее, но также поручил правительству и участникам рынка обсудить и оперативно принять соответствующие решения. Последние пока не приняты, но, по логике, предполагается упразднение ныне действующей Федеральной службы по финансовым рынкам в качестве самостоятельной структуры, что удивительно, учитывая, что нареканий к ее работе до сей поры не было ни у властей, ни у бизнеса. Более того, если верить экспертам, которые уже начали давать осторожные комментарии предлагаемой реформе, ФСФР в качестве регулятора по сравнению с Центробанком «действовала очень профессионально и оперативно, чем и заслужила лестное к себе отношение и со стороны властей, и со стороны участников рынка», приводит «Независимая газета» оценку директора по управлению активами инвесткомпании «Трейд-Портал» Николая Солабуто.

Вообще участники прошедшего накануне в РИА «Новости» круглого стола «Создание финансового мегарегулятора в России: от идеи до реализации» в большинстве своем недоумевали, что же это за зверь такой и под каким соусом его надлежит есть, чтобы не подавиться. «Решение о создании мегарегулятора... совершенно неожиданное для рынка, и оценивается как желание совместить несовместимое», – начал наступление завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин и напомнил собравшимся, что финансовое сообщество России неоднократно ставило перед правительством вопрос о необходимости увеличения ресурсов действующей службы по финансовым рынкам, необходимых в том числе и для качественного надзора. Ведь у ведомства, отметил эксперт, за последние 10-15 лет выросли и функции, и полномочия, а ресурсы для их реализации остались на том же изначальном уровне.

Г-н Миркин также отметил, что сегодня, на его взгляд, наблюдается удручающая тенденция постепенного вымирания финансового рынка: начиная с 2009 года он лишился около 150 кредитных организаций, сейчас в России работает 900 банков. «Если произойдет автоматический перенос функций к ЦБ, то мы увидим значительно больший процент этого вымирания – за счет банков, брокеров-дилеров, страховых компаний и так далее. А что делать с финансовыми группами, которые зачастую объединяют в себе и банки, и страховые компании?» – риторически вещал экономист. И предложил Кремлю и правительству не создавать новую непонятную структуру, а усилить действующую ФСФР, которая, как убежден эксперт, могла бы вкупе с Центробанком и Минфином явить мощный и эффективный регулирующий инструмент.

Солидарно с коллегой на дискуссии выступил и директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков: «Объективной необходимости слияния надзора в какой-то единый блок нет. Более того, я не понимаю, каким образом собираются создать этот новый орган власти. У нас сегодня 900 банков, а в США – 9000. Если мы хотим и дальше снижать количество финансовых организаций, то создание мегарегулятора – правильное решение, если же хотим развивать конкуренцию – то неправильное. После создания мегарегулятора, скорее всего, пойдет некоторое снижение темпов экономического роста и конкуренции в экономике».

Кстати, г-н Солодков озвучил и гуляющую в кулуарах любопытную конспирологическую версию создания данной «высосанной из пальца» мегаструктуры – трудоустройство бывшего министра финансов Алексея Кудрина, которого, помнится, сам Путин аттестовал в одном из интервью как своего друга. Участие Алексея Леонидовича в паре акций несистемной оппозиции, как мы помним, не сыграло с ним злой шутки, и на инаугурации Владимира Путина Кудрин был замечен в Андреевском зале Кремля, куда пропускаются, как известно, те, кого избранному президенту лично особенно приятно видеть на своем празднике. К слову, сам экс-министр сообщил ранее СМИ, что после отставки ему было предложено возглавить Центробанк, однако данное предложение он отклонил. Алексей Леонидович и сейчас не бездельничает: он руководит Комитетом гражданских инициатив и, кажется, удивлен перспективе возвращения на госслужбу. Правда, он не стал категорически отрицать такой возможности, выразившись дипломатично: «Насколько я знаю, эти идеи еще только прорабатываются, окончательное решение по ним еще не принято. Сейчас обсуждать какие-то позиции в будущем мегарегуляторе, когда он еще не создан, рано», – заявил Кудрин в интервью РИА «Новости». И на всякий случай даже покритиковал идею, попеняв на недопустимость влияния государства на Центробанк, который, по идее, должен проводить независимую политику.

О том, был ли Алексей Леонидович искренне удивлен тем, что финансисты и журналисты уже «трудоустроили» его, или же это был жест политического кокетства, сейчас, пока сам мегарегулятор существует лишь в умах, и правда можно лишь гадать. Главное, что Кудрин не сказал твердого «нет». А ведь умеет – наблюдали, знаем. И Владимир Владимирович наблюдал – наверное, повеселился. Как ни крути, но вот не приходит на ум более подходящих кандидатов на решение задач, от которых по факту Кремль решил избавить Медведева...

В беседе с обозревателем KM.RU известный экономист и общественный деятель, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин приветствовал идею создания мегарегулятора, но с существенными оговорками:
– С управленческой точки зрения создание мегарегулятора – правильная вещь, поскольку финансовые рынки едины. Конечно, мы можем очень жестко, как было в 30-е годы прошлого века в Штатах, отделить инвестиционный банкинг от коммерческого, и тогда можно будет сохранить их раздельное регулирование; это было бы правильным решением. Но поскольку наши банки пока остаются универсальными по своей природе, регулирование должно быть комплексным, тем более что помимо собственно банков у нас есть и финансовые группы, которые включают в себя и банки, и страховые, и инвестиционные компании. Формально это разные юридические лица, но на деле – единое целое, и, стало быть, регулировать их тоже нужно как единое целое.

Другое дело, что мне представляется большой ошибкой организация такого мегарегулятора в структуре Банка России, потому что это повлечет расширение его независимости на фоне умаления полномочий правительства. Независимость национального банка хороша тогда, когда в стране все в порядке, наблюдается бурный экономический рост и требуется лишь просто подстегивать экономическую активность. А когда нужно спасать экономику, независимость Центробанка – опасное явление. Мне представляется, что лучше было бы организовать данный регулятор в составе правительства. Пусть это и вызвало бы внутренние конфликты, потому что Банк России сохранял бы формальную независимость, но эта сложность носит уже сугубо прикладной характер

Похоже, что на эту должность действительно будет назначен Алексей Кудрин, и это будет очень скверно, поскольку управленческая эффективность этого человека известна, как известна и его убийственная для российской экономики склонность к либеральному фундаментализму. Но, к сожалению, он, похоже, действительно входит в круг близких друзей Владимира Владимировича Путина и потому может творить все что хочет и где хочет. Но если он встанет во главе этого регулятора, то потери для российской экономики будут значительно большие, чем от его отсутствия.



На главную