На главную
|
11.08.2017 г.
диакон Андрей Кураев.
"Матильда" - фильм о подвиге русского царя
Аротодиакон Андрей Кураев и режиссер, он же «митёк», Виктор Тихомиров представили на
кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге документальную картину «Андрей
Кураев. Прямая речь». Но речь пошла не только о ней, но и о фильме «Алексея
Учителя «Матильда».
Когда-то Виктор Тихомиров увлекся книжками, написанными православный
священником, моложе, чем он, да еще и весело. Перечитал все, а когда
представилась возможность – снял о нем фильм.
«Я-то считаю, что одна из сторон деятельности отца Андрея – добиться
прозрачности финансовых потоков, видимо больших и таинственных. А это
порождает массу враждебной реакции. Церковь в этом смысле смахивает на
армию. Ей поступила команда «Отец Андрей – вредный». Ну, и многие
священнослужители взяли под козырек, не зная толком, в чем дело. Но не это
главное. Всегда нужно помнить о вечности и бессмертии души. На этом фоне все
другое не имеет почти никакого значения» - говорит Виктор Тихомиров.
Сам отец Андрей уточняет: «Для меня важна не тема финансовых потоков. Мне не
хочется, чтобы церковь превратилась в очередное силовое ведомство.
Фильм фильмом, но на фестивале сложно было обойти вопрос о том, что
происходит вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя. Андрей Кураев дал
прямой ответ:
- Лучший способ повторить 1917 год – это действия вокруг «Матильды»,
высказывания Чаплина. Я один из немногих людей, которым Алексей Учитель
показывал фильм. Он - промонархический. Если уж в нем и искажается история,
то скорее в эту сторону. Вот финальная сцена: Николай II в день коронации
(режиссер своей волей отождествляет ее с венчанием с немецкой принцессой)
вопреки истории приезжает на Ходынку, где уже произошла трагедия. Видя
бесконечную вереницу возов с трупами, он встает на колени и просит прощения
у своего народа. Исторически же он в тот день был на приеме у французского
посла. Вечером, в день Ходынки, и уже получив о ней информацию. Если бы царь
и в самом деле не поехал на бал, а отправился на Ходынку и встал на колени,
то 1917 года бы не было. Так что в данном случае Учитель очень польстил дому
Романовых. Монархисты не видели фильма, но осуждают.
Есть логика мифа, которая накладывается на наши инстинкты тоталитарного
мышления по принципу: «Хозяюшка, дай воды, а то так кушать хочется, аж
ночевать негде».
Когда Синод принимал решение о причислении к лику святых Николая и его
семьи, были сделаны четкие оговорки. Это не канонизация принципа монархии и
не канонизация образа правления Николая II. Он прославлен за умение остаться
человеком в бесчеловечных условиях ареста. Эти ограничения четко
проговаривались, в том числе и на Соборе 2000 года. А у нас скоро изобретут
догму непорочного зачатия Николая II. Он уже и царь-искупитель, который за
грехи русского народа, оказывается, страдал и искупил их. По мнению критиков
фильма он, еще не будучи царем, уже обязан был быть святым, и тени греха в
нем быть не могло.
На самом деле, это простая история борьбы, страсти и долга. Своего рода
«Анна Каренина» на мужской лад с немного другим финалом. Нам показали парня,
которому хочется, но который усилием воли берет себя в руки и действует так,
как велит ему его профессиональный долг, и идет к официальной невесте. Это
же победа на языке аскетики. Он победил страсть. Еще одна звездочка на его
нимбе.
Но какими глазами надо смотреть фильм, чтобы увидеть в нем что-то
противоположное?
http://www.mk.ru/culture/2017/08/10/andrey-kuraev-o-matilde-dom-neporochnogo-zachatiya-nikolaya-ii.html
|
На главную |