http://www.gr-sila.ru
Но времена меняются, экономически скудные годы следуют за
тучными, общественное внимание переключается от материальных к
сверхматериальным целям и ценностям. Невозможность массового увеличения
материального потребления и улучшения качества жизни возрождает надежды на
нацию и государство, вновь возникают воодушевляющие грезы общего успеха и
спасения. В России экономический кризис накладывается на
национальное унижение, вызванное распадом СССР и сугубо локальным местом
России в современном мире. Серьезный экономический рост последнего
десятилетия переводил общественное внимание от национального унижения к
индивидуальному потреблению. Но в период кризиса увеличивать объемы и
качество потребления стало невозможно. Из теоретических разработок и практических обобщений
социальных наук хорошо известно, что революции и важные общественные
изменения происходят не тогда, когда общество переходит к
социально-экономическим трансформациям, и уровень жизни падает, но когда он
растет, растут общественные ожидания, а потом случается резкий обвал.
Сегодня мы находимся в ситуации такого обвала, несоответствия реального
экономического положения массовым общественным ожиданиям. В этой классической, прописанной в учебниках ситуации у
политических сил во власти будет возможность ее потерять, с неизбежным
массовым переделом и национализацией собственности в ключевых областях
хозяйствования. И зачем в таком случае было тратить столько усилий на
реформирование, например, РАО ЕС, если при левых у власти все вернется на
круги своя. Но это не единственная историческая возможность. Как ни
странно это звучит в отношении истории, здесь есть возможность выбора. Есть
шанс перевести энергию общественного недовольства вовне, от социального
противоборства между более и менее обеспеченными согражданами в область
политики внешней, самым тесным образом связанной, и даже определяющей
политику внутреннюю. Если власть ничего, или почти ничего не можем сделать в
области экономики, надо переводить общество к внеэкономическим целям, к
тому, что позволит воспринять материальные потери как естественную плату за
приобретение большего – восстановление российского государства в его
традиционном имперском ареале. Сразу после распада СССР большой коллективной иллюзией, в
некоторой мере объединявшей общество и власть, стали открывшиеся возможности
капитализма, личного спасения и обогащения. У наиболее сильных, или просто
приближенных к власти людей, поверивших в возможности капитализма,
получилось успешно реализовать в личной судьбе эти завышенные общественные
ожидания. И речь здесь скорее даже не о сырьевых миллиардерах, а о людях,
чей социальный успех схож с успехом господина Чичваркина, воплотившего
американскую мечту в ее российском варианте, дошедшего от Лужников до
Евросети и больших миллионов. Что же может обещать социальная теория в случае
очередного исторического поворота России? Будущее не предопределено, но мы
можем размышлять о вариативности исторического развития. Не рассматривая
масштабный левый поворот, укажем на наиболее вероятный исторический
сценарий. Сегодня наступает активная фаза общественной реакции на
распад тысячелетнего российского государства. Здесь исторически совпадает
многое, в том числе невозможность далее локализовать национальные иллюзии в
сугубо экономической сфере. В 2000-е эта легитимность держалась на экономическом
росте, перераспределении сырьевых доходов, телевизионной пропаганде. В эпоху
кризиса экономический рост невозможен, а только на пропаганде сохранить
легитимность трудно. Начавшийся кризис идет по спирали, обращенной вниз. На
каких-то ее отрезках кажется, что достигнуто дно, но это дно локальное,
остановка в рамках нисходящего тренда. Кризис, пройдя финансовый и
экономический этапы, имеет все шансы стать кризисом социальным. Этап кризиса социального в своей наиболее активной стадии
актуализируется как системный политический кризис. Чтобы удержать власть,
придется прибегать к внутренним репрессиям по принципу: порядок ради
порядка, репрессиям, не подкрепленным мобилизующей целью, а потому
нелегитимным в глазах общества. Высока вероятность того, что власть будет
неизбежно меняться, причем меняться радикально, как на идеологическом, так и
на персональном уровне. Есть и другой путь, позволяющий не только удержать
власть, но и дать российскому обществу интегрирующие внеэкономические цели.
Наиболее внятной, понятной российскому обществу внеэкономической целью может
стать строительство новой Российской империи. Новое объединение может стать исторически
традиционалистким, "белым" объединением. Скоро будет сто лет, как мы
потеряли великую Россию – империю Романовых. Увы, вернуться в последний
относительно спокойный момент имперской истории, в 10-е годы прошлого века
не удастся. Но это было время максимального взлета империи, время взлета
российской культуры, ее серебряный век. Не даром большевики большую часть
своего семидесятилетнего существования у власти сравнивали свои достижения с
последним мирным годом великой России. Обращение к имперскому наследию династии Романовых,
организация нового российского государства, построенного на тысячелетних
принципах церковно-государственного соработничества на благо России,
является последней не использованной властью и обществом возможностью явить
граду и миру новую и одновременно старую, досоветскую, державность
могущественной России. Впереди видятся черно-желтые имперские знамена,
вкусно хрустящий снежок под юнкерским сапогом, жизнь под звуки царского
гимна "Боже царя храни", парады олимпийцев на Красной площади. Большой стиль – огромная сила. Сила, созидающая новое и
разрушающая старое, камертон эпохи, настраивающий мироощущение человека и
пульсацию мира вокруг. Стиль, рождающийся из истории и литературы, из
энергий, порожденных вызовами современной жизни. Из булгаковской "Белой
гвардии", купринских "Юнкеров", аксеновского "Острова Крым"… Байкерских
флагов с добрыми и ощеренными волчьими мордами, имперского флага Алисы,
ночного потока зажженных мотоциклетных фар и факелов. Из музыкальной энергии
Алисы и Шевчука, Коррозии металла, гимна Интернационала, музыки Шостаковича…
О дивный новый стиль, рождающий новый имперский мир! Начинать российское возвращение в историю надо с самого
серьезного научного и общественного обсуждения наших возможных исторических
перспектив. Нужна общероссийская площадка для подготовки общественного
сознания к восприятию исторически возможных вариантов монархического
возрождения и строительства всероссийского имперского государства. И такая
площадка для диалога различных общественных сил, готовых участвовать в
историческом российском прорыве, уже есть. Это Общероссийская общественная
организация "Гражданские Силы". В повестке дня, принимаемой "Гражданскими Силами", –
наполнение современной жизни духовными и культурными основами тысячелетнего
славянского, тюркского, финно-угорского языческого, православного,
монархического и имперского наследия, которое было несправедливо упразднено
и варварски разрушено. "Гражданские Силы" – не оппозиция, но государевы люди,
ведь в новом веке российская власть старается замедлить скорость свободного
падения России. Это падение было очень глубоким, теперь настало время мощной
коррекции. По аналогии с валютными и товарно-сырьевыми рынками, можно
говорить о выходе из бокового тренда, мощном отскоке, хотя бы о 50%-ном
восстановлении. Перерастет ли эта географическая, политическая, духовная и
культурная коррекция в новое возрождение всероссийского имперского мира –
зависит от Божьего промысла в отношении России и общих усилий по его
воплощению в истории. В общественном сознании уже сейчас ощущается его сила и
энергия, все острее чувствуется поле притяжения сильного российского
имперского государства. Общество снова входит в историческое время общего
дела и общей судьбы. Оказавшись в зоне бифуркации, неопределенности
будущего, "Гражданские Силы" выбирают возрождение всероссийского имперского
мира, стремясь отразить, воспроизвести его трансцендентную жизнь в вечности,
здесь, на Земле. "Гражданские Силы" стремятся объединить как людей
традиции, так и пассионариев из будущего, сконцентрировать в новом имперском
проекте энергии, идущие из глубин славянской дохристианской истории, эпохи
империи Романовых, времени взлета СССР и будущего российского имперского
мира. Трудную дорогу строительства новой имперской России не осилит по
одиночке ни одна из наличных в обществе сил, ни одна изолированная энергия.
Преодоление набранной в 90-е годы прошлого века инерционной энергии
духовного, материального и геополитического распада России возможно только в
результате совместных усилий, соединения энергий и жизненного служения
людей, готовых искать не индивидуальное, но коллективное спасение и
общественное благо. Вспомним, что в империи Романовых основанием жизни
общества и государства была идея служения и личной заботы многих о благе
России. Другой вопрос, что общественное благо понималось по-разному, но
левые, Чернышевский и Ленин, и правые, Пуришкевич и Леонтьев, представители
аристократии и имперской бюрократии, не отрицали саму возможность общего
блага и коллективного спасения. Пусть и по-разному, но они стремились к
такому спасению. Идея служения – краеугольный камень российского
гражданского общества и имперского мира. Это старый имперский принцип –
неважно какой ты крови, этнической принадлежности и вероисповедания, важно,
как ты служишь империи. Империя Романовых, начиная с эпохи царствования Николая I,
все ближе подходила к четкому осознанию и артикуляции своей имперской грезы:
Москва – Третий Рим, стоящий на основах православия, самодержавия и
народности. Империя – наследник Византии, а через нее – великого Рима, а Рим
наследник легендарной Трои. Это наследование традиционализму и
мифологическим временам, наследование вечности. Это абсолютная легитимность
власти, идущая от Бога и от традиции. В конкуренции коллективных надежд и иллюзий на излете
старого имперского времени победила греза левая, коммунистическая, породив
новый русский имперский проект – СССР. Расступись, иные народы, это Русь –
птица-тройка, несется в новом, коммунистическом обличье. Коммунистический проект стал невиданным вызовом
буржуазному миру, вызовом красной России более развитым в культурном и
техническом отношении странам Западной Европы и Северной Америки. С позиций
современной экономической науки это совершенно невозможно, но экономисты
слабо учитывают нематериальное. Они уже научились определять стоимость
бренда, но еще не научились определять стоимость коллективных надежд и
иллюзий. Что стало с коллективными российскими мечтами и надеждами
сегодня? Их нет, или почти нет. Наступила эпоха торжествующих потребителей,
неверия, цинизма и апатии. Как говорили в пореволюционном Петрограде, "мы
обыватели (читай потребители. – Авт.), нас обувайте вы, мы за вашу власть".
Мы до сих пор находимся в состоянии разгрома внешнего,
геополитического, и упадка внутреннего, духовного и культурного. Этот упадок
углубляется и сегодня, мы продолжаем тратить советское наследство в
экономике, сохранять минимальный социальный порядок и нравственный строй
общества за счет людей, воспитанных на советских искусстве, мультфильмах.
Наследство это хорошо всем, кроме одного – оно истощается, исчезает точно
так же, как в СССР уходили из жизни люди, получившие образование в имперских
гимназиях и университетах, воспитанные на идеалах служения России. Их
эстафету приняли, и тем самым продлили жизнь СССР, те, кого в 70-80-е годы
называли "старый сталинский работник". Когда люди служения по естественным
причинам ушли из жизни, закончился и Советский Союз. В своем нынешнем, промежуточном виде, Российское
государство нетрансформируемо, оно так и будет до конца дрейфовать между
империей и национальным государством, демократией и авторитаризмом.
Необходимо определиться с тем, кто мы, империя или национальное государство,
в каком качестве мы можем эффективно развиваться и воспроизводить российское
государство в историческом времени. На этот риторический вопрос можно
ответить уже сейчас. Россия сегодня де-факто является не национальным
государством, но усеченным вариантом российской/советской империи. Именно в этом противоречии между внутренне имперским
характером российского государства и его демократическим национальным
обрамлением заключается причина недоговоренностей и удивительных
компромиссов в текущей российской политике и государственном строительстве,
выстраивание формальных и неформальных вертикалей власти, изобретение
суверенной, управляемой демократии. Осознав, что мы по-прежнему остаемся
империей, пусть и в эпоху упадка, мы автоматически снимаем эти противоречия,
получаем карт-бланш для проведения эффективной имперской политики. Более
того, мы можем перейти от имперского упадка к имперскому возрождению,
периоду духовного возрождения, предшествующему новому собиранию имперских
земель и народов. Для российского государства, решившего, что оно
государство сугубо национальное, многочисленные народы империи не нужны.
Такое государство может только постепенно проваливаться в географию
прошлого, до территории, которое оно занимало при Иване Грозном, возможно, и
при Иване Калите. Но даже такое маленькое русское европейское государство с
успешными гедонистами-потребителями не сможет существовать долго. В лучшем
случае ему достанется небольшая, на несколько десятилетий передышка истории,
спокойное время, пока не пришли и не разрушили потребительский рай новые
варвары. Пауза гедонистического потребительского "рая" заведомо будет
короткой. Но вчера, сегодня и всегда эти ответы нельзя найти без
патриотов, людей жертвенного служения, в моменты крайней необходимости
мобилизующих народные силы. Сегодня такой момент настал. Пришло время
ответить на вызовы времени, сформулировать идеи новой интеллектуальной и
общественной мобилизации, увлечь ею народы российского имперского ареала.
В исторических и социальных катаклизмах ХХ века мы
потеряли тысячелетнее государство, люди русского языка и культуры стали
разделенным народом. Но за распадом, как уже не раз бывало в нашей истории,
последует воссоединение. Восстановление всероссийского имперского
государства – неимоверно сложный и болезненный процесс, но большая история
всегда сложна и трагична. Начинать историческое контрнаступление следовало в
историческом вчера и позавчера. Но мы не были готовы к этому
контрнаступлению, даже не думая о нем, полагая возможным жить для себя, быть
успешными потребителями-гедонистами. Казалось, это только частное дело
каждого, казалось, что это не выбор за чей-то счет. История повторяется. Если взглянуть на карту европейской
части России, то по исторической аналогии мы находимся примерно в середине
июля 1941 года. Еще держатся Смоленск и Ленинград, но танковые колонны
Вермахта уже вошли в Минск, Вильнюс, Киев… Как бы не было трудно выходить из состояния духовного и
материального распада, сегодня надо готовиться к этому жертвенному
историческому контрнаступлению. "Считает враг, морально мы слабы, за ним и
лес, и города сожжены. Вы лучше лес рубите на гробы, в прорыв идут штрафные
батальоны". _______________________________ |