На главную
|
12.08.2009
Владимир Воробьёв,
редактор газеты «Благие
вести»
ПОДГОТОВКА И ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ
РОССИИ
Сегодня всё большее число Православных патриотов и государственников со всей
очевидностью осознаёт,
что главной причиной наших неудачных попыток перевода России на Православный
путь развития является
практическое отсутствие достаточного количества Православных кадров в
структурах власти и управления.
А вовсе не отсутствие воли или желания вести нацию в этом спасительном
направлении. Именно поэтому
вопрос подготовки и воспитания соответствующей элиты из разряда
дискуссионных тем сейчас переходит в
практическую плоскость – разработку очередного Национального Проекта в ряду
известных инициатив
Президента России. По крайней мере, предпринят целый ряд инициатив
достаточно известных людей по
разъяснению Кремлю и Правительству России актуальности
военно-патриотического воспитания молодёжи,
подготовки инновационных кадров /1, 2/.
Вопрос лишь только в том, будет ли достаточно одного только
военно-патриотического воспитания и
подготовки инновационных кадров, чтобы страна постепенно преобразилась из
заколдованной языческой
«старухи» в Православную «девицу-красу», говоря образно и сюжетами русских
народных сказок. Или к этим
важным компонентам надо добавить другие меры и шаги национального характера?
Попробуем разобраться в
этом, не претендуя на исключительную правильность наших мыслей и
завершённость предлагаемого...
Итак, человек родился и вырос. Поступил в кадетский корпус, нахимовское или
суворовское училище, где
помимо среднего образования получил ещё и знания иностранных языков,
православной истории, культуры,
религии, боевой техники и вооружений; навыки строевой подготовки и ведения
боевых действий. А также
изучил этику, эстетику, бальные танцы и даже хореографию и балет. К этому
предполагается добавить
капитальные знания в области экономики и финансов, менеджмента и управления,
социальных процессов и
политических технологии, психологии и конспирологии. Можно ли все эти знания
преподать одному
человеку? Или необходима специализация кадетских корпусов и нахимовских и
суворовских училищ,
позволяющая в одних учебных заведениях готовить будущих защитников Родины
(профессиональных военных)
или сотрудников силовых структур, в других – экономистов и финансистов, в
третьих – менеджеров и
руководителей производств, в четвёртых – политиков и управленцев, в пятых –
психологов и
политтехнологов? А может быть необходим «второй эшелон» подготовки и
воспитания национальной элиты.
Институты, университеты и академии, где в лучших традициях кадетских
корпусов и нахимовских и
суворовских училищ, но уже на более высоком уровне, будут готовить
супер-кадры для нашей обороны и
безопасности, других силовых структур, ВПК и промышленности, экономики и
финансов, бизнеса и права,
власти и управления, политики и дипломатии? Этот «второй эшелон» на практике
придётся «вписывать» в
уже существующую систему высшего образования, которая сегодня практически
сложилась и, что очевидно,
будет отстаивать свою самодостаточность, доказывать высокий класс уже
существующей как системы высшего
образования, так и подготовки и воспитания руководящих кадров практически
для всех без исключения сфер
и областей жизни и деятельности Государства Российского. Так что, нахрапом
здесь никого не возьмёшь и
ничего не изменишь. И ответ системы высшего образования, по крайней мере,
той её части, которая
находится вне Минобороны, ФСБ и МВД, Минюста и МинЧС, весьма предсказуем:
вы, в кадетских корпусах,
нахимовских и суворовских училищах, готовите инновационные кадры со средним
образованием, а мы, в
институтах, университетах и академиях, готовим инновационные кадры с высшим
образованием! И не надо
поучать, мешать друг другу, господа хорошие, а лучше будем делать на наших
местах каждый своё дело.
Хорошо известно, что в кадетских корпусах и нахимовских и суворовских
училищах Православную веру
изучают не только теоретически, но и практически, для чего все воспитанники
регулярно участвуют в
воскресных и в праздничных богослужениях, исповедаются своим духовникам,
Причащаются и стремятся вести
христианскую жизнь. Более того, на территории многих корпусов и училищ, или
рядом с ними есть Часовни
и Храмы, где любой учащийся может активно участвовать в приходской жизни,
даже в богослужениях. А вот
существующая система высшего образования, за исключением ВУЗов, «курируемых»
РПЦ, - не ставит себе
задачу Православного образования и воспитания, а уж тем более –
воцерковления своих студентов. И хотя
здесь есть приятные нам исключения, в подавляющем большинстве ВУЗов готовили
и готовят исключительно
язычников, которые относятся к Православию и Церкви также, как к Музеям и
Картинным галереям, куда
можно сходить на экскурсию или поглазеть на «исторические и художественные
реликвии». Вот почему,
«вписать» Православных кадетов, нахимовцев и суворовцев в языческую систему
высшего образования будет
не так-то просто, если учесть тот факт, что подавляющая часть
преподавателей, кандидатов наук,
профессоров наших ВУЗов – люди неверующие или атеисты. И пойдёт ли
Министерство образования России на
то, чтобы сформировать в ВУЗах отдельные группы Православных студентов (в
том числе выпускников
кадетских корпусов, нахимовских и суворовских училищ), - вопрос достаточно
спорный...
Допустим, что наша Русская Церковь вместе с Православной общественностью и
идеологами подготовки и
воспитания национальных кадров добьются от Министерства образования
необходимых уступок и решений. И
ВУЗы начнут «выдавать на-гора» не только язычников и атеистов, но и
Православных патриотов и
государственников, которые будут готовы влиться во все сферы, области и
отрасли нашего хозяйства,
экономику и финансы, бизнес и юриспруденцию, науку и образование, а также
силовые структуры, властные
и управленческие. Везде ли воцерковленных специалистов примут с
распростёртыми объятиями, доверят им
руководящие должности и коллективы, воспитание и подготовку специалистов,
дадут свободно действовать в
бизнесе, экономике и финансах, политике? Вряд ли, потому что они будут
стремиться руководить,
воспитывать и готовить, действовать и преобразовывать нашу реальность не как
язычники, но как
Православные христиане. В большинстве случаев это будет воспринято
язычниками даже не как чрезвычайная
ситуация, а как открытый вызов коллективам и тем структурам, где
Православные кадры начнут свою
трудовую деятельность, да и всей существующей системе жизнедеятельности
городов, регионов и страны в
целом. И это будет не просто конфликт, это будет борьба двух мировоззрений и
систем, двух миров:
Православного, Божьего и языческого, атеистического, совсем уж, не божьего
мира.
На чьей стороне при таких конфликтах в трудовых коллективах, на предприятиях
и в учреждениях, во
власти и управлении, бизнесе и частной практике, политике и публичной
деятельности окажется не только
общественное (гражданское) мнение, но и коллективы, суды, правоохранительные
структуры, и
общественность, нация в целом? При условии, что 97% наших сограждан не
являются прихожанами Храмов?
Ответ, вообще-то, очевиден. Как и вывод: или нашим кадрам (национальным и
инновационным) придётся жить
и работать как все, забывая о том, что они Православные, или придётся
создать для этих кадров целую
систему Православных (по сути, решаемым задачам) структур в различных
сферах, областях и отраслях
жизнедеятельности общества, нации, государства. Если Православные выпускники
ВУЗов пойдут первым путём
– получим тоже, что и сегодня: большинство верующих приспосабливается к
языческим порядкам, нравам,
атмосфере, духу, коллективам, и живёт, работает тихо, как все, т.е.
незаметно, «ради мира и любви к
ближним». И практически не мняет ход отечественной истории (исключение,
разве что молитвы и
богослужения, оказывающие влияние на ситуацию в стране). Если же мы решимся
пойти вторым путём, а не
на поводу у язычников, держащих Россию в своих руках вот уже 90 лет, -
придётся предложить
Православным специалистам соответствующие рабочие места, а ещё - организации
и учреждения, структуры и
подразделения, фирмы и предприятия, компании и корпорации, бизнесы и
практики, - Православные по духу
и сути своей, делам, решаемым задачам.
Мы давно пытаемся убедить мирян, клириков Церкви в том, что кардинальных
изменений в обществе и
государстве одним образованием и воспитанием в кадетских корпусах,
нахимовских и суворовских училищах,
Православных и Духовных институтах, университетах и академиях добиться не
удастся. Нам надо смотреть
на проблему шире, решать её одновременно с созданием, масштабным развитием
комплексной Православной
инфраструктуры, причём, в масштабах всей России. Такой инфраструктуры,
которая позволит не только лишь
трудоустраивать воцерковленные кадры и со средним, и с высшим образованием,
но и создавать
Православные фонды и организации, фирмы и предприятия, компании и
корпорации, конкурирующие с уже
существующими языческими структурами, и решить наиважнейшую задачу
сегодняшнего дня – дать нации
выбор, полноценную и качественную альтернативу всей нашей языческой
жизнедеятельности /3-5/.
Только такой подход к проблеме подготовки и воспитания национальных кадров,
такая совместная
деятельность мирян Церкви способны принести долгожданные перемены в обществе
и государстве, запустить
процесс трансформации языческой России в её естественное, но давно
подзабытое нацией, Православное
состояние. Что касается попыток развести эти проблемы, решать их независимо
друг от друга, это либо
непонимание ныне сложившейся ситуации в России, либо желание формально, а не
по-существу, «отчитаться»
за «успешное» решение задачи общенационального, воистину исторического
характера. Причём, как со
стороны инициаторов придания процессу подготовки и воспитания Православных
кадров статуса ещё одного
Национального Проекта, так и со стороны священноначалия нашей Церкви, о чём,
конечно, приходится
говорить здесь без особого желания. Но, по иному-то, просто нельзя, ибо
формализм способен «пустить»
на привычный самотёк любое хорошее дело. Примеров у нас, к сожалению,
хватает. И о них говорят не
только миряне РПЦ, но и Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл.
Это и массовое строительство
Храмов, где молятся не более 3% граждан; и крещение народа без всякой
подготовки, стремления «влить»
его в действующие ряды верующих христиан; и распыление итак малочисленных
мирян и хорошо
подготовленных Православных кадров по языческим структурам и коллективам,
где молодые и уже далеко не
молодые люди вынуждены подчиняться языческим принципам и законам в своей
деятельности, часто оставаясь
христианами только в своих Православных семьях (у кого они есть) и в
приходах. И что же мы,
Православные христиане, не радуемся тому, что происходит в обществе и
государстве, власти и
управлении, социальной сфере и образовании, в тех же силовых и
правоохранительных структурах? Почему
мы всё чаще говорим о подчинении России мировым силам зла, грядущего
антихриста, и виним в этом
власть, «пятую колонну», демократов, либералов и иных «врагов народа и
Родины»? Формализм ведь в
Православной среде мы развели сами, прогрессирует он из-за нашего молчания и
боязни противостоять
безразличию и всему, что открыто противоречит основам нашей веры…
Конечно же, прочитав вышеизложенное, многие скажут: не надо нас учить, мы и
сами как-нибудь
разберёмся в своём хозяйстве, со своими кадрами. Да и зачем «валить в одну
кучу» образование,
воспитание кадров и жизнедеятельность мирян, проблемы высшей школы и вопросы
трудоустройства
Православных христиан, создание Православной инфраструктуры и воцерковления
нашего народа? К чему эта
гигантомания, когда каждый пытается качественно решить хотя бы свои малые,
узкие задачи? Так-то оно
так, но ведь должен же всех нас волновать общий результат при решении массы
малых и узких задач? Или
будь, что будет, и что есть? Храмы стоятся, приходы действуют, верующие
молятся, и кадры для Церкви и
силовых структур готовятся. Священники, иерархи несут Слово Божие не только
в проповедях, теле- и
радиопередачах, статьях и интервью журналов и газет, но и на молодёжных
форумах и даже стадионах.
Однако, при этом, количество абортов и разводов стремительно растёт, растёт
также число алкоголиков,
пьяниц, наркоманов; мы, как и прежде, выживаем, вымираем и деградирует
морально и физически. Нищаем, в
массе своей, хотя имеем огромные национальные богатства, пока ещё не
растраченный до конца
интеллектуальный и инновационный потенциал. О чём это говорит? О том, что
надо что-то менять не узко,
по мелочам, а глобально. Ведь не хотим же мы повторить судьбу СССР,
Югославии, Украины и Грузии,
например, других «полигонов» войск США и НАТО? Мы видим, что много лет В. В.
Путин, его команда во
власти и управлении пытается изменить ситуацию в стране к лучшему, берётся
то за одно, то за другое, а
то и за всё вместе взятое, но качественного перелома никак не получается. И
судьба России не имела и
не имеет положительной определённости, жизнеутверждающей перспективы. Народ
винит в этом власть, но
она ли виновата в том, что мы вот туже почти 20 лет после падения коммунизма
не в состоянии выбраться
из своего языческого болота на Православную дорогу в наше действительно
Светлое и Богом
благословлённое и хранимое будущее? Или в этом виновата вся нация, мы,
миряне РПЦ, сидящие и ждущие с
моря погоды и решения насущных проблем, задач современности? Не пора ли
Православным проснуться?..
Представляется целесообразным объединение людей Православных для совместной
выработки какой-то
Программы наших первоочередных действий по всем азимутам и направлениям
нашей жизнедеятельности,
которую бы мог благословить Святейший Патриарх Кирилл и поддержать -
Президент Д. А. Медведев, Премьер
В. В. Путин, властные, управленческие, политические, силовые структуры
России и широкая
общественность, которая сочувствует грядущму Православному будущему своей
многострадальной Родины. Нам
эта Программа видится комплексной Программой воцерковления нации, а также
всех сфер, областей и
отраслей жизни и деятельности, а также перевода страны из языческого бытия в
Православное, в которой
вопросы подготовки и воспитания Православной элиты, как и вопросы создания
Православной
инфраструктуры, займут достойное место. Знание реальной ситуации и
возможностей различных общественных
движений и политических структур, созданных верующими людьми, позволяет
предложить такое объединение
Православных и выработку Программы действий мирян РПЦ под эгидой Российского
Общественного Движения
«Народный Собор». Отличительная черта, особенность этого Движения -
взвешенность и политическая
мудрость, при наличии активной позиции и весьма результативной деятельности.
Идея и проведение Народного Собора, не только может, но и, наверное, должно
быть первоначально
организованно для Православных мирян, верующей и сочувствующей Православному
будущему широкой
общественности. Именно мы – воинство Христово – обязаны взять большую часть
ответственности за
происходящее в стране на себя, при этом доказав, показав нации всю
бесперспективность, вредность
разных языческих путей и усилий по обустройству нашей страны,
жизнедеятельности. И тех, которые уже
были применены в России за 90 лет языческого правления, и тех, которые
только намереваются применить к
живым людям новые экспериментаторы и «чудотворцы» в стране и за рубежом.
Иначе изменить ситуацию в
стране к лучшему просто невозможно, да и некому: люди неверующие, падшие и
управляемые злыми духами,
себя изменить не могут, что уж тут говорить об изменении порядка и атмосферы
во всей России. А менять
надо, пока ещё не пройдена «точка невозврата» в экономике, промышленности,
обороне, безопасности
страны.
Владимир Воробьёв, г. Таганрог, 7 августа 2009
______________________________________________
1. Материалы XV Международных Рождественских чтений. «Военно-патриотическое
воспитание» -
http://www.rusk.ru/st.php?idar=111182
2. Интервью генерал-майора А. Владимирова - председателя Общероссийского
союза кадетских объединений
«Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадетов России" - М.
Калашникову из аналитического
интернет-журнала «РП-монитор” -
http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=8908
3. Аналитическая группы «Витязь» и редакция Православно-патриотического
издания «Благие вести».
Создание Корпорации «Православный мир» -
http://www.blagievesti.narod.ru/3konkretika.docx
4. Группа
Православных офицеров. Совместная деятельность мирян Русской Православной
Церкви -
http://www.blagievesti.narod.ru/7konkretika.docx
5. Группа Православных
офицеров. Задачи Русской
Православной Церкви в нашем (современном) мире -
http://www.blagievesti.narod.ru/4nacproekt.docx
|
На главную |