На главную

12.08.2009
Владимир Воробьёв,
 редактор газеты «Благие вести»


ПОДГОТОВКА И ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ РОССИИ



Сегодня всё большее число Православных патриотов и государственников со всей очевидностью осознаёт,
что главной причиной наших неудачных попыток перевода России на Православный путь развития является
практическое отсутствие достаточного количества Православных кадров в структурах власти и управления.
А вовсе не отсутствие воли или желания вести нацию в этом спасительном направлении. Именно поэтому
вопрос подготовки и воспитания соответствующей элиты из разряда дискуссионных тем сейчас переходит в
практическую плоскость – разработку очередного Национального Проекта в ряду известных инициатив
Президента России. По крайней мере, предпринят целый ряд инициатив достаточно известных людей по
разъяснению Кремлю и Правительству России актуальности военно-патриотического воспитания молодёжи,
подготовки инновационных кадров /1, 2/.

Вопрос лишь только в том, будет ли достаточно одного только военно-патриотического воспитания и
подготовки инновационных кадров, чтобы страна постепенно преобразилась из заколдованной языческой
«старухи» в Православную «девицу-красу», говоря образно и сюжетами русских народных сказок. Или к этим
важным компонентам надо добавить другие меры и шаги национального характера? Попробуем разобраться в
этом, не претендуя на исключительную правильность наших мыслей и завершённость предлагаемого...

Итак, человек родился и вырос. Поступил в кадетский корпус, нахимовское или суворовское училище, где
помимо среднего образования получил ещё и знания иностранных языков, православной истории, культуры,
религии, боевой техники и вооружений; навыки строевой подготовки и ведения боевых действий. А также
изучил этику, эстетику, бальные танцы и даже хореографию и балет. К этому предполагается добавить
капитальные знания в области экономики и финансов, менеджмента и управления, социальных процессов и
политических технологии, психологии и конспирологии. Можно ли все эти знания преподать одному
человеку? Или необходима специализация кадетских корпусов и нахимовских и суворовских училищ,
позволяющая в одних учебных заведениях готовить будущих защитников Родины (профессиональных военных)
или сотрудников силовых структур, в других – экономистов и финансистов, в третьих – менеджеров и
руководителей производств, в четвёртых – политиков и управленцев, в пятых – психологов и
политтехнологов? А может быть необходим «второй эшелон» подготовки и воспитания национальной элиты.
Институты, университеты и академии, где в лучших традициях кадетских корпусов и нахимовских и
суворовских училищ, но уже на более высоком уровне, будут готовить супер-кадры для нашей обороны и
безопасности, других силовых структур, ВПК и промышленности, экономики и финансов, бизнеса и права,
власти и управления, политики и дипломатии? Этот «второй эшелон» на практике придётся «вписывать» в
уже существующую систему высшего образования, которая сегодня практически сложилась и, что очевидно,
будет отстаивать свою самодостаточность, доказывать высокий класс уже существующей как системы высшего
образования, так и подготовки и воспитания руководящих кадров практически для всех без исключения сфер
и областей жизни и деятельности Государства Российского. Так что, нахрапом здесь никого не возьмёшь и
ничего не изменишь. И ответ системы высшего образования, по крайней мере, той её части, которая
находится вне Минобороны, ФСБ и МВД, Минюста и МинЧС, весьма предсказуем: вы, в кадетских корпусах,
нахимовских и суворовских училищах, готовите инновационные кадры со средним образованием, а мы, в
институтах, университетах и академиях, готовим инновационные кадры с высшим образованием! И не надо
поучать, мешать друг другу, господа хорошие, а лучше будем делать на наших местах каждый своё дело.

Хорошо известно, что в кадетских корпусах и нахимовских и суворовских училищах Православную веру
изучают не только теоретически, но и практически, для чего все воспитанники регулярно участвуют в
воскресных и в праздничных богослужениях, исповедаются своим духовникам, Причащаются и стремятся вести
христианскую жизнь. Более того, на территории многих корпусов и училищ, или рядом с ними есть Часовни
и Храмы, где любой учащийся может активно участвовать в приходской жизни, даже в богослужениях. А вот
существующая система высшего образования, за исключением ВУЗов, «курируемых» РПЦ, - не ставит себе
задачу Православного образования и воспитания, а уж тем более – воцерковления своих студентов. И хотя
здесь есть приятные нам исключения, в подавляющем большинстве ВУЗов готовили и готовят исключительно
язычников, которые относятся к Православию и Церкви также, как к Музеям и Картинным галереям, куда
можно сходить на экскурсию или поглазеть на «исторические и художественные реликвии». Вот почему,
«вписать» Православных кадетов, нахимовцев и суворовцев в языческую систему высшего образования будет
не так-то просто, если учесть тот факт, что подавляющая часть преподавателей, кандидатов наук,
профессоров наших ВУЗов – люди неверующие или атеисты. И пойдёт ли Министерство образования России на
то, чтобы сформировать в ВУЗах отдельные группы Православных студентов (в том числе выпускников
кадетских корпусов, нахимовских и суворовских училищ), - вопрос достаточно спорный...

Допустим, что наша Русская Церковь вместе с Православной общественностью и идеологами подготовки и
воспитания национальных кадров добьются от Министерства образования необходимых уступок и решений. И
ВУЗы начнут «выдавать на-гора» не только язычников и атеистов, но и Православных патриотов и
государственников, которые будут готовы влиться во все сферы, области и отрасли нашего хозяйства,
экономику и финансы, бизнес и юриспруденцию, науку и образование, а также силовые структуры, властные
и управленческие. Везде ли воцерковленных специалистов примут с распростёртыми объятиями, доверят им
руководящие должности и коллективы, воспитание и подготовку специалистов, дадут свободно действовать в
бизнесе, экономике и финансах, политике? Вряд ли, потому что они будут стремиться руководить,
воспитывать и готовить, действовать и преобразовывать нашу реальность не как язычники, но как
Православные христиане. В большинстве случаев это будет воспринято язычниками даже не как чрезвычайная
ситуация, а как открытый вызов коллективам и тем структурам, где Православные кадры начнут свою
трудовую деятельность, да и всей существующей системе жизнедеятельности городов, регионов и страны в
целом. И это будет не просто конфликт, это будет борьба двух мировоззрений и систем, двух миров:
Православного, Божьего и языческого, атеистического, совсем уж, не божьего мира.

На чьей стороне при таких конфликтах в трудовых коллективах, на предприятиях и в учреждениях, во
власти и управлении, бизнесе и частной практике, политике и публичной деятельности окажется не только
общественное (гражданское) мнение, но и коллективы, суды, правоохранительные структуры, и
общественность, нация в целом? При условии, что 97% наших сограждан не являются прихожанами Храмов?
Ответ, вообще-то, очевиден. Как и вывод: или нашим кадрам (национальным и инновационным) придётся жить
и работать как все, забывая о том, что они Православные, или придётся создать для этих кадров целую
систему Православных (по сути, решаемым задачам) структур в различных сферах, областях и отраслях
жизнедеятельности общества, нации, государства. Если Православные выпускники ВУЗов пойдут первым путём
– получим тоже, что и сегодня: большинство верующих приспосабливается к языческим порядкам, нравам,
атмосфере, духу, коллективам, и живёт, работает тихо, как все, т.е. незаметно, «ради мира и любви к
ближним». И практически не мняет ход отечественной истории (исключение, разве что молитвы и
богослужения, оказывающие влияние на ситуацию в стране). Если же мы решимся пойти вторым путём, а не
на поводу у язычников, держащих Россию в своих руках вот уже 90 лет, - придётся предложить
Православным специалистам соответствующие рабочие места, а ещё - организации и учреждения, структуры и
подразделения, фирмы и предприятия, компании и корпорации, бизнесы и практики, - Православные по духу
и сути своей, делам, решаемым задачам.

Мы давно пытаемся убедить мирян, клириков Церкви в том, что кардинальных изменений в обществе и
государстве одним образованием и воспитанием в кадетских корпусах, нахимовских и суворовских училищах,
Православных и Духовных институтах, университетах и академиях добиться не удастся. Нам надо смотреть
на проблему шире, решать её одновременно с созданием, масштабным развитием комплексной Православной
инфраструктуры, причём, в масштабах всей России. Такой инфраструктуры, которая позволит не только лишь
трудоустраивать воцерковленные кадры и со средним, и с высшим образованием, но и создавать
Православные фонды и организации, фирмы и предприятия, компании и корпорации, конкурирующие с уже
существующими языческими структурами, и решить наиважнейшую задачу сегодняшнего дня – дать нации
выбор, полноценную и качественную альтернативу всей нашей языческой жизнедеятельности /3-5/.

Только такой подход к проблеме подготовки и воспитания национальных кадров, такая совместная
деятельность мирян Церкви способны принести долгожданные перемены в обществе и государстве, запустить
процесс трансформации языческой России в её естественное, но давно подзабытое нацией, Православное
состояние. Что касается попыток развести эти проблемы, решать их независимо друг от друга, это либо
непонимание ныне сложившейся ситуации в России, либо желание формально, а не по-существу, «отчитаться»
за «успешное» решение задачи общенационального, воистину исторического характера. Причём, как со
стороны инициаторов придания процессу подготовки и воспитания Православных кадров статуса ещё одного
Национального Проекта, так и со стороны священноначалия нашей Церкви, о чём, конечно, приходится
говорить здесь без особого желания. Но, по иному-то, просто нельзя, ибо формализм способен «пустить»
на привычный самотёк любое хорошее дело. Примеров у нас, к сожалению, хватает. И о них говорят не
только миряне РПЦ, но и Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл. Это и массовое строительство
Храмов, где молятся не более 3% граждан; и крещение народа без всякой подготовки, стремления «влить»
его в действующие ряды верующих христиан; и распыление итак малочисленных мирян и хорошо
подготовленных Православных кадров по языческим структурам и коллективам, где молодые и уже далеко не
молодые люди вынуждены подчиняться языческим принципам и законам в своей деятельности, часто оставаясь
христианами только в своих Православных семьях (у кого они есть) и в приходах. И что же мы,
Православные христиане, не радуемся тому, что происходит в обществе и государстве, власти и
управлении, социальной сфере и образовании, в тех же силовых и правоохранительных структурах? Почему
мы всё чаще говорим о подчинении России мировым силам зла, грядущего антихриста, и виним в этом
власть, «пятую колонну», демократов, либералов и иных «врагов народа и Родины»? Формализм ведь в
Православной среде мы развели сами, прогрессирует он из-за нашего молчания и боязни противостоять
безразличию и всему, что открыто противоречит основам нашей веры…

Конечно же, прочитав вышеизложенное, многие скажут: не надо нас учить, мы и сами как-нибудь
разберёмся в своём хозяйстве, со своими кадрами. Да и зачем «валить в одну кучу» образование,
воспитание кадров и жизнедеятельность мирян, проблемы высшей школы и вопросы трудоустройства
Православных христиан, создание Православной инфраструктуры и воцерковления нашего народа? К чему эта
гигантомания, когда каждый пытается качественно решить хотя бы свои малые, узкие задачи? Так-то оно
так, но ведь должен же всех нас волновать общий результат при решении массы малых и узких задач? Или
будь, что будет, и что есть? Храмы стоятся, приходы действуют, верующие молятся, и кадры для Церкви и
силовых структур готовятся. Священники, иерархи несут Слово Божие не только в проповедях, теле- и
радиопередачах, статьях и интервью журналов и газет, но и на молодёжных форумах и даже стадионах.
Однако, при этом, количество абортов и разводов стремительно растёт, растёт также число алкоголиков,
пьяниц, наркоманов; мы, как и прежде, выживаем, вымираем и деградирует морально и физически. Нищаем, в
массе своей, хотя имеем огромные национальные богатства, пока ещё не растраченный до конца
интеллектуальный и инновационный потенциал. О чём это говорит? О том, что надо что-то менять не узко,
по мелочам, а глобально. Ведь не хотим же мы повторить судьбу СССР, Югославии, Украины и Грузии,
например, других «полигонов» войск США и НАТО? Мы видим, что много лет В. В. Путин, его команда во
власти и управлении пытается изменить ситуацию в стране к лучшему, берётся то за одно, то за другое, а
то и за всё вместе взятое, но качественного перелома никак не получается. И судьба России не имела и
не имеет положительной определённости, жизнеутверждающей перспективы. Народ винит в этом власть, но
она ли виновата в том, что мы вот туже почти 20 лет после падения коммунизма не в состоянии выбраться
из своего языческого болота на Православную дорогу в наше действительно Светлое и Богом
благословлённое и хранимое будущее? Или в этом виновата вся нация, мы, миряне РПЦ, сидящие и ждущие с
моря погоды и решения насущных проблем, задач современности? Не пора ли Православным проснуться?..

Представляется целесообразным объединение людей Православных для совместной выработки какой-то
Программы наших первоочередных действий по всем азимутам и направлениям нашей жизнедеятельности,
которую бы мог благословить Святейший Патриарх Кирилл и поддержать - Президент Д. А. Медведев, Премьер
В. В. Путин, властные, управленческие, политические, силовые структуры России и широкая
общественность, которая сочувствует грядущму Православному будущему своей многострадальной Родины. Нам
эта Программа видится комплексной Программой воцерковления нации, а также всех сфер, областей и
отраслей жизни и деятельности, а также перевода страны из языческого бытия в Православное, в которой
вопросы подготовки и воспитания Православной элиты, как и вопросы создания Православной
инфраструктуры, займут достойное место. Знание реальной ситуации и возможностей различных общественных
движений и политических структур, созданных верующими людьми, позволяет предложить такое объединение
Православных и выработку Программы действий мирян РПЦ под эгидой Российского Общественного Движения
«Народный Собор». Отличительная черта, особенность этого Движения - взвешенность и политическая
мудрость, при наличии активной позиции и весьма результативной деятельности.

Идея и проведение Народного Собора, не только может, но и, наверное, должно быть первоначально
организованно для Православных мирян, верующей и сочувствующей Православному будущему широкой
общественности. Именно мы – воинство Христово – обязаны взять большую часть ответственности за
происходящее в стране на себя, при этом доказав, показав нации всю бесперспективность, вредность
разных языческих путей и усилий по обустройству нашей страны, жизнедеятельности. И тех, которые уже
были применены в России за 90 лет языческого правления, и тех, которые только намереваются применить к
живым людям новые экспериментаторы и «чудотворцы» в стране и за рубежом. Иначе изменить ситуацию в
стране к лучшему просто невозможно, да и некому: люди неверующие, падшие и управляемые злыми духами,
себя изменить не могут, что уж тут говорить об изменении порядка и атмосферы во всей России. А менять
надо, пока ещё не пройдена «точка невозврата» в экономике, промышленности, обороне, безопасности
страны.


Владимир Воробьёв, г. Таганрог, 7 августа 2009

______________________________________________

1. Материалы XV Международных Рождественских чтений. «Военно-патриотическое воспитание» -
http://www.rusk.ru/st.php?idar=111182 

2. Интервью генерал-майора А. Владимирова - председателя Общероссийского союза кадетских объединений
«Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадетов России" - М. Калашникову из аналитического
интернет-журнала «РП-монитор” - http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=8908 

3. Аналитическая группы «Витязь» и редакция Православно-патриотического издания «Благие вести».
Создание Корпорации «Православный мир» - http://www.blagievesti.narod.ru/3konkretika.docx 

4. Группа
Православных офицеров. Совместная деятельность мирян Русской Православной Церкви -
http://www.blagievesti.narod.ru/7konkretika.docx

5. Группа Православных офицеров. Задачи Русской Православной Церкви в нашем (современном) мире - http://www.blagievesti.narod.ru/4nacproekt.docx 


На главную