На
главную
|
04.07.2018
http://slvf.ru/%d0%b8%d1%83%d0%b4%d0%b0-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c-%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d1%80-%d0%bd%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%be/#more-20518
ИУДА ПРЕДАТЕЛЬ
как пример несказанного долготерпения Божия.
Иуда происходил из селения Искарии. Имя отца его — Ровель. Пред зачатием
иуды мать увидала страшный сон и с криком проснулась. На вопрос мужа она
сказала, что видела, что зачнет и родит мужеский пол и будет он разрушитель
рода Иудейскаго.
Муж же укорил её за веру в сны. В ту же ночь она зачала, (
не вняв, следовательно, сему предостережению от бога) и посем родила сына.
Ввиду того, что воспоминаемый сон продолжал её устрашать, они согласились с
мужем выкинуть ребёнка на волю судьбы; сделали ящик и, осмолив его, положили
в него младенца и бросили в озеро Геннисаретское. Напротив Искарии находился
небольшой остров, на котором зимой пасли овец и жили пастухи; к ним и
принесло ящик с младенцем; пастухи вынули его из воды, накормили ребенка
овечьим молоком и отдали некой женщине вскормить его; эта женщина назвала
ребенка Иудой. Когда он несколько подрос пастухи взяли его от кормилицы и
привели в Искарию, чтобы отдать кому-нибудь в приемыши; тут повстречался с
ними отец Иуды, — Ровель, и , не ведая, что это его сын, взял его к себе в
приемыши. Отец и мать очень полюбили Иуду, который был лицом весьма красив и
скорбя о брошенном в воду сыне, усыновили Иуду. После этого родился у них
сын и иуда стал завидовать ему, опасаясь, как бы не лишиться из за него
наследства, ибо Иуда по природе был зол и сребролюбив. Иуда стал
беспристанно обижать брата своего и бить его, за что родители часто
наказывали Иуду, но Иуда все более и более разжигался завистию к брату,
увлекаемый страстью сребролюбия и, наконец, воспользовавшись однажды
отсутствием родителей, умертвил брата. Схватив камень, он убил брата, а
затем, испугавшись последствий, — бежал на тот остров, на котором его
вскормили и, здесь поступил в услужение в еллинский дом, в котором в конце
концов вошел в прелюбодейную связь с женою сына хозяина, и убив его, бежал в
Иерусалим. В Иерусалиме Иуду приняли во дворец Ирода, где Ирод полюбил его
за ловкость и красивую внешность; иуда стал управителем дворца и покупал все
потребное. Родители же его, не зная, что он убил их сына, и, видя, что он
без вести пропал, скорбели о нем. Так прошло много времени; наконец
произошли в Искарии великия смуты, так что Ровель с матерью Иуды
переселились в иерусалим, и купили себе дом с прекрасным садом, рядом со
дворцем Ирода. Тогда то и убил Иуда отца своего, как будет изложено ниже,
женился на матери своей и родился у них сын. Посем, случайно в беседе с
женою, открылось, что они суть кровныя- сын с матерью…
И познал Иуда беззаконие свое, т.е., что взял в жены мать свою, убив ея
мужа, который был отцем ему и убив отрока, который был брат ему, узнал из
слов матери своей, так как раньше о сем не знал; услыхав, что Иисус учит в
окрестностях Иерусалима, (сиречь призывает грешников к покаянию), пошел,
нашел Его и присоединился к Нему, чтобы следовать за Ним. Увидав сего Иуду,
Иисус Христос понял, что он — человек доброненавистный, зломышленный и
злообразный, но принял его с великою радостью, дабы уврачевать душу Иуды. И
возвел Иуду Христос в распорядители над всеми апостолами, чтобы он
распоряжался всем; и приказал апостолам Христос; все потребное для плоти, в
чем нуждаетесь, спрашивайте у Иуды. Услыхав это повеление Христово, апостолы
исполняли его с готовностью, не роптали по поводу того, что творил Иуда и
никогда не жаловались на него Христу, хотя и видели многия его ослушания или
безчиния, ибо всякое слово Христа принимали от него, с решимостью исполнить
его на деле. Поэтому и не роптали нисколько на брата своего Иуду. Тогда Иуда
был братом апостолов и ученикХристов; Христос умыл ему ноги, как и прочим
апостолам; после же предательства сделался он братом дьявола, учеником
Денницы и стал как один из других дьяволов. Тогда ое был апостол, ныне же
дьявол… Это (случилось с ним) потому, что апостолы, исполняя на деле (слова
Христовы), сделались столбамирайскими, иуда же, хотя и внимал словам
Христовым, но не слушал их с готовностью, безропотно и не имел решимости к
делу, т.е., чтобы исполнять их на деле, (слушался) с ропотом и повиновался
не охотно. Апостолы держались за слова Христовы. Как за столбы непоколебимые
и стали сами столбами райскими; Иуда же держался за слова Христовы, как за
стол гнилой и сам сделался обвалом, т.е. как бы оторвался и отвалился от
части Господней и апостолов, низвергшись в преисподнюю ада. Не ограничился
он тем, что имел власть внешняго распоряжения над всем мирским, — говорим:
над сокровиществованием, продажей и покупкой, но возжелал захватить в свое
распоряжение и внутренний обмен; говорим: желал Иуда возбранить людям
приносить Христу веру, миро и божественную славу, т.е., не хотел давать
людям чтить Христа, как Бога, славить Его, как Бога и возливать, на Него
драгоценное миро на что люди того времени расходовались, как тратятся и ныне
люди, чтобы приносить дары в церковь, говорим для литургии, которая есть
отпечаток Христов; фимиам же, (возжигаемый в кадиле и приносимый Господу в
Богослужении) есть тип (или отпечаток) мира возлитого на Господа при жизни)…
…Одна душа принесла Христу миро многоценное; Христос повелел сохранить его
на время погребения Его, Сына Человеческого; Иуда же искал продать его, либо
стоимость его была чрезмерна. Христос же сказал: «Да сохранится оно на день
погребения Моего…» Нечто подобное случилось и то время, когда иуда попрал
сад отца своего, взяв прекраснейшие, именуемые ароматами, цветы…
…Потому и сказал Христос, чтобы напомнить Иуде все что было, что пусть
останется миро на время погребения Моего…
И закипело кипение в сердце кипящего злобою, Христос же, как Сердцеведец,
понял замысел Иуды…
В день тот, по омовении ног апостолам, когда все сотрапезовали и Ииуда был
при сем, во время трапезы воздолхнул Христос и сказал, что из вас двенадцати
есть один, который предаст Меня в руки человеков грешников. И говорили
апостолы между собою: кто есть тот, который предаст Его? Христос же, увидав
это волнение среди апостолов, сказал, что протягивающий руку свою предо
Мною, — и Иуда тотчас протянул руку свою перед Христом. Не попустил Христос
произойти смуте, как сие свойственно нынешним людям, но дал одну только
примету и ничего больше не говорил…
Тогда предал Он жертву Литургийную, которую мы возносим и ныне… Потом, после
трапезы удалился Иуда от союза апостольского, скажем лучше, от братий своих,
стал союзником Денницы и братом диаволу… И сказал коварный в своем коварном
и нечистом помысле: возьму дары от ищущих Его, попрошу и, что попрошу, мне
дадут…
Тотчас пошел в синагогу еврейскую и великим гласом сказал: что даете мне, —
и я предаю вам Его? — Евреи тотчас одарили его тридцатью сребрениками.
Получив их, Иуда сказал: последуйте за мной. Взяв в руки светильники, палки,
ножи, веревки, и другие подобные бичи, они последовали за ним…
Иисус Христос тогда молился, после молитвыпришел к апостолам и сказал:
«бдите и молитесь; не ведаете ни дня, ни часа… ибо Сын Человеческий
предается»… Опять пошел на место молитвы Своей и молился на мног час…
Снлова пришел к апостолам, увидел их спящими и сказал с кротостию. «Возтаньте,
бдите и молитесь, ибо не ведаете, ни дня, ни часа… ибо Сын Человеческий
предается…» Опять пошел к месту молитвы Своей, молился и говорил: «Отче, аще
возможно, да мимоидет от Меня чаша сия». Тотчас, при этих словах Его,
приспел Иуда со светильниками, от множества огней стало светло как днем, час
же был ночной…
И сказал Иуда евреям, «Кого я обниму и облобызаю, того хватайте»… Тогда
вошло множество воинов туда, где были собраны вместе апостолы. Иуда, со
сребренниками в руке, обнял хищно нечистый Чистаго,сказал: «Радуйся Равви,»
коварно приложил сквернейшия свои губы к нескверному Лику и, оказав Ему сию
честь пред воинами, предоставил Его им, удалившись сам во тьму
сребролюбия(т.е. во мрак со своим сребролюбием, от Света Христа — к диаволу)…
И схватили христа воины; апостолы же. Увидав Его схваченным воинами, весьма
смутились. Петр, схватил одного раба, повег его вниз, выхватил короткий нож,
который имел и, побуждаемый ревностию, ерезал рабу ухо. Тогда воскликнул
Христос и сказал: «Петре! Петре! Вложи нож в ножны, ибо нож если даешь, нож
и приемлешь…» И взяли Христа, как разбойника, на судилище, и поругание
окружило Его!.. Красная хламида облекла Его!..
Терновый венец возложили на главу Его, над которою трепетала рука
Предтечи!.. Очи Его завязали и биениями били его!.. Слова проречений
требовали от Него!.. И иными непомерными терзаниями терзали!.. Увидев эти
страсти Христовы помраченный сребролюбием Иуда — разомрачился и весьма
раскаялся, но не припал к покаянию, — говорим, ко Христу, и, горько плача не
оплакал беззаконие свое, подобно Петру, но пошел и поверг сребренники там,
где их приял и сказал: «Зло сотворил я, возьмите ваши сребренники…» Отвечали
ему книжники и сказали: «Ты узришь…» И были озабочены, говоря между собою,
что не достоит класть их в корвану; озабоченно они вопрошали, что с ними
сделать? — наконец сделали странно-погребальницу, которая обретается и
поныне…
Потом Иуда, бросив там сребренники, удалился в глубокое место и удаляясь был
озабочен, что такое сделать, там (в овраге). Когда он размышлял об этом,
пришел ему на ум скверный помысл совершить самоубийство. Внял нечистый
нечистому и совершил то дело следующим образом. На месте, где он размышлял,
было одно дерево, как нарочно для казни. Тотчас снял Иуда с себя пояс,
который был из верблюжьей шерсти, одним концем его затянул свою шею, другим
— привязал себя к дереву…ветвь в тотчас же наклонилась, (т.е. когда он
свергся, чтобы повиснуть)…
Бог же не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему.
Всевозможным образом действовал Бог, чтобы не повесился, ибо Иуда был все же
человек, Бог, ожидал покаяния Иуды. Но Иуда не освобождал себя из петли,
чтобы пойти, припасть к подножию креста и сказать: «Я Тебя распял, прости
меня!.. Моя злая мысль вознесла Тебя на крест; благосердствуй обо мне…» Если
бы изрек он перед крестом эти слова, исполнив их и делом, ( выразив свое
покаяние). Христос принял бы его. А каким же исполнит делом? — Дело сие:
дабы слезил горько, стенал рыдая и жалостно плакал; но Иуда так не поступал
(т.е. не хотел повергнуться на землю перед крестом Христовым во спасение
свое), но повергался на землю, чтобы повеситься, ( не взирая на то, что)
ветвь приклонялась, а на кресте был предружелюбнейший Христос, ( о Котором
Иуда мог быть несомненно уверен, что Он не отвергнет его покаяния)!.. Как
дружелюбствовал Василий Великий Иосифу, (котораго крестил на смертном своем
одре). Так дружелюбствовал и Христос Иуде, ожидая от него покаянных слов, но
Иуда (вместо того, чтобы сказать эти слова, предпочитал) крепко затянуть
петлею горло свое — Искариот!.. Взирает вдаль Христос на обе стороны креста
Своего, не увидит ли Иуды… Он, Который жаждет спасения людей, жаждал также
Иудинагопокаяния и искал его… Великим гласом христоссо стенанием воскликнул:
«жажду»; Иудеи поняли, что Он требует воды и с своим Иудейским безстыдством,
наложив губу на трость, напоили его желчью и уксусом… Опять воскликнул Он и
сказал: «свершилось»…
Скажи теперь, чего ради пришел Иуда ко Христу? Повидать Его? — ради своей
гибели или спасения? Если для спасения, то почему погиб злосчастный? —
Потому что не имел твердой веры пренетвердейший(пренепостояннейший).
------
Источник: Посмертные вещания Нила Мироточивого Афонского.
|
На главную |