На главную

27.07.2005
Валерий ЩЕГОРЦОВ, доктор философских наук,
научный руководитель Института геополитической информации «Энергия».

Южные Курилы: реалии нового века


 

Проблема правового статуса Курильских островов уже на протяжении трех десятилетий является актуальной как в России, так и в Японии. Основной довод при этом - восстановление исторической справедливости. В реальности же за этим стоят глобальные геополитические, стратегические интересы обеих стран, а также не менее, а может быть, и более значимые экономические интересы.

Основная масса российских граждан, не вдаваясь в запутанные проблемы прошлых веков, считает фактом исторической справедливости то, что по окончании Второй мировой войны Советский Союз по праву победителя на совершенно законных основаниях получил некоторые территории на Дальнем Востоке.

Позиция японской стороны сводится к тому, что в 1945 году острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и гряда Хабомаи были захвачены Советским Союзом, а по международному договору, заключенному в 1945 году в Сан-Франциско, Япония отказалась только от Сахалина и Курильских островов, а не от «северных территорий» (Южные Курилы).

Слабость этого аргумента очевидна. Во-первых, ни в одном из международно-правовых документов не зафиксировано положение о том, что южно-курильские острова (так называемые северные территории) не входят в состав Курильских островов. Во-вторых, ссылка японцев на Сан-Францисский договор некорректна, поскольку СССР его не подписал (из-за отказа западных стран закрепить в этом документе признание суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами).

Прочность позиции России по вопросу о Южных Курилах состоит прежде всего в том, что де-факто эти острова принадлежат именно России. Характерно также и то, что реальный вклад России в освоение Дальневосточного региона (включая и район Курильских островов) в советский период истории старательно замалчивается. Наконец, общепризнанным фактом является то, что вся система послевоенного мироустройства, международной безопасности и стабильности базируется на важнейшем фундаментальном принципе – нерушимости послевоенных границ. В то же время надо признать, что в течение последних пятнадцати лет вопросы активного развития Дальнего Востока и закрепления его статуса как истинно российской территории были отодвинуты на задний план. Между тем Курильские острова по-прежнему крайне важны для нашей страны. Они расположены на морских путях, связывающих Россию с западным побережьем США и Канады, а также Приморский край с Камчаткой. Здесь органично сочетаются огромные сырьевые богатства (значительные запасы нефти, магния, рения, титана, серы) и красота почти нетронутой природы. Курилы и прилегающие к ним морские акватории представляют собой один из уникальных по биологической продуктивности районов Мирового океана. Они являются местами нереста, обитания и миграции особо ценных промысловых рыб и живых объектов континентального шельфа.

Общие запасы рыбы и морепродуктов в акватории Курильских островов обеспечивают ежегодный вылов до 1,2 млн. тонн (из них 80 процентов вылова приходится на акваторию Южных Курил), что составляет примерно 25 процентов годового улова страны и по ценам мирового рынка превышает 1,5 млрд. долларов. Ежегодно прибыль от реализации морепродукции составляет не менее 300 млн. долларов. Расчеты показывают, что добыча рыбы в районе Курил (в том числе за счет искусственного разведения лососевых и некоторых других пород рыб) может быть увеличена более чем втрое; стоимость продукции морского промысла может составить, таким образом, около 5 млрд. долларов. При этом появится реальная возможность вовлечь в процесс активного освоения ресурсов региона предприятия, расположенные непосредственно на Курильских островах, чья доля в суммарном улове сегодня составляет менее 10 процентов.

Если же учесть не только территорию, но и континентальный шельф, а также 200-мильную экономическую зону, то это составит 196 тыс. квадратных километров богатейшей природной зоны. Огромную ценность представляют лесные ресурсы Южных Курил; наиболее пригодны для строевой древесины леса острова Кунашир. Курильский заповедник имеет природные зоны обитания ценных пушных зверей (норки, соболя), места гнездования уникальных птиц.

Одной из главных достопримечательностей этой уникальной природной зоны является Курильский заповедник, охватывающий общую площадь свыше 65 тысяч га и площадь охранных зон (без морской акватории – около 41,5 тысячи га). Заповедник распложен в Южно-Курильском районе Сахалинской области на острове Кунашир и прилегающих островах Малой Курильской гряды.

Если представить, что все эти природные ресурсы перейдут к Японии, то суммарная величина потерь для России, по самым приблизительным оценкам, составит порядка 2,5 трлн. долларов. Поэтому у подавляющего большинства россиян возникает естественный вопрос: настолько ли богата наша страна, чтобы пожертвовать этой бесценной дальневосточной жемчужиной. К тому же здесь проходит важнейший стратегический рубеж национальной безопасности России.

Известно, что на протяжении последних десяти лет японцы, ссылаясь на «предстоящую передачу» Россией южно-курильских островов, активно ведут рыбный промысел в российской экономической зоне как дозволенными, так и недозволенными (по существу хищническими) способами. Как показали совместные рейды природозащитной организации «Гринпис» и российской природоохранной службы, имеют место многочисленные грубые нарушения природоохранного законодательства РФ японскими сейнерами (добыча лосося за пределами разрешенной акватории, отсутствие на судах опознавательных знаков и др.).

Как показывает исторический опыт, еще ни одно государство в мире не отказывалось добровольно от собственной территории в пользу другого государства, тем более государство-победитель. Южные Курилы представляют собой весьма удобные морские ворота, связывающие Россию с Мировым океаном. Если эти острова перейдут к Японии, то в ее руках окажутся все наиболее важные проливы, соединяющие Охотское море и Тихий океан. Охотское море станет открытым, и через пролив Екатерины смогут проходить любые иностранные военные суда и подводные лодки, причем совершенно бесконтрольно. В этих условиях еще более осложнится проблема стратегических выходов России в Тихий океан.

С учетом реально складывающейся ситуации вокруг Южных Курил возникает ряд закономерных вопросов: разрешима ли проблема правового статуса островов в принципе? Или это «проблема навсегда»? По каким направлениям вообще возможны поиски какого-либо компромисса? С чего начать эту совместную работу? Прежде всего необходимо понимание того, что любая попытка непосредственной «передачи» (по сути возвращения) другому государству части территории, де-факто принадлежащей России, может создать крайне опасный международный прецедент, способный вызвать цепную реакцию по аналогичному предъявлению к России разного рода территориальных претензий со стороны других государств (Германия, Латвия, Эстония, Финляндия, Китай). В результате может быть в одночасье разрушен весь каркас послевоенного устройства мира.

Аналогом подхода к возможному разрешению проблемы Южных Курил может стать ситуация, сложившаяся в двусторонних китайско-японских отношениях. Исторически Китай претендует на группу островов Сенкаку, находящихся под юрисдикцией Японии. В свое время, анализируя проблему статуса этих островов, китайский лидер Ден Сяопин сделал заявление следующего характера: «Нынешнее поколение недостаточно мудро для того, чтобы найти решение этой проблемы; следующее будет мудрее».

Современная демократическая Россия никаких реальных и потенциальных угроз для Японии не представляет. Именно поэтому между обеими странами независимо от отсутствия мирного договора развиваются политические, торгово-экономические и культурные связи. Осуществляется совместная хозяйственная деятельность в районе южно-курильских островов (добыча рыбы и морепродуктов).

Надо, наконец, понять, что архаичный спор об островах сегодня гораздо менее важен, нежели надвигающиеся реальные вызовы и угрозы наступившего XXI века. Существует мнение, что стратегическое партнерство между Россией и Японией способно сдержать претензии третьих стран на гегемонию в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.

Безосновательно рассчитывать на то, что политика возможных уступок со стороны России в вопросе о Южных Курилах может вызвать из Японии «дождь инвестиций». Но инвестиции не идут в Россию и из тех стран, с которыми нет никаких территориальных проблем. Зарубежные инвесторы в оценке сложившейся ситуации практически единодушны - основополагающая причина заключается в неблагоприятном инвестиционном климате внутри России. Размытость правовых гарантий инвестиций, распространенность коррупции и организованной преступности, первые места по которым занимают именно дальневосточные регионы.

В настоящий момент очевидно следующее: не может быть никакой спешки и популистского подхода к этой сложной и вместе с тем деликатной проблеме Южных Курил. Необходимы современные, нестандартные подходы и компромиссы, соответствующие новому этапу истории человечества – XXI веку.

Есть и еще одна сторона вопроса, которая приобретает важное значение для поиска оптимального варианта, связанного со статусом Южных Курил. Российская общественность нередко вынуждена довольствоваться разного рода спекулятивными слухами, в том числе с подачи иностранных средств массовой информации. Это неведение приводит к кривотолкам и будоражит общественное мнение, особенно в Сахалинской области и на Курилах. В этой связи население региона высказывает мнение, что вопрос об островах, возможно, целесообразно решать с проведением всенародного референдума.


На главную