На главную


12.06.2018.
 


12 июня - День России. И праздник, и повод поразмышлять.



Сегодня наша страна отмечает один из государственных праздников – День России. Ранее этот праздник носил название День независимости России, получив свой статус вследствие принятия Декларации о государственном суверенитете СССР. Документ этот, до сих пор вызывающий горячие споры, принимался 12 июня 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР, избранных в ходе голосования 4 марта того же года (в общей сложности – 1068 человек).

О тематике декларации, принятой на Съезде, и о выборах нардепов самого Съезда стоит сказать несколько слов отдельно. А слова эти о легитимности Съезда и юридической силе принятых в его ходе решений. Дело в том, что 12-15 марта 1990 года проходил внеочередной съезд народных депутатов СССР, который не только успел создать конкретно под Михаила Горбачёва пост президента Страны Советов, но и ещё и упразднить одну из основополагающих конституционных статей Советского Союза. Речь о статье, которая закрепляла за КПСС руководящую роль в общественном и государственном секторах.

Избранный же в марте 1990 года состав Съезда народных депутатов РСФСР на 86% состоял из членов именно Коммунистической партии Советского Союза (920 мест). А в ходе голосования по так называемой Декларации независимости России 12 июня 1990 года 907 нардепов сказали этой декларации «да». Против принятия декларации высказались всего 13 человек. Как нетрудно догадаться, абсолютное большинство проголосовавших на тот момент за «независимость РСФСР» представляли КПСС. Однако отменённая статья Конституции существовавшего на тот момент СССР руководящую роль Компартии, как уже было отмечено, упраздняла. В связи с этим возникает вопрос: значило ли это, что решение большинства нардепов по принятию декларации, да и все остальные решения Съезда нардепов РСФСР, составленного на 86% из имевших партбилет члена КПСС, имели хоть какую-то юридическую основу? Вопрос, о который ломаются копья и по сей день...

Однако стоит перейти от юридических тонкостей к тонкостям, если можно так выразиться, гуманитарным. До сих пор подавляющее большинство населения России не может чётко ответить на вопрос о том, от кого же всё-таки тогда РСФСР стала «независимой»? И ответить на это действительно крайне сложно. Если подходить к рассмотрению ситуации с житейской точки зрения, то наделённые властными полномочиями депутаты в Москве тогда повели себя как коллективная нерадивая мамаша, которая бросает своих детей. Мол, всё... – объявлю-ка я от всех вас независимость и заживу припеваючи. Возможно, сравнение России с матерью, а Союзных республик с детьми, несколько некорректно и кого-то из жителей Союзных республик обижает, но если руководствоваться исключительно экономически, то сравнение всё же имеет право на жизнь.



На главную