На главную |
ПОЧЕМУ В РОССИИ ВЯЗНУТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ?.
_________________________
Сегодня стало
достаточно очевидно, что одной невидимой руки рынка совершенно недостаточно
для организации экономической жизни. Все чаще и чаще обсуждается вопрос о том,
что в сфере хозяйствования необходим возврат к этическим началам.
Без этических норм в экономической жизни слишком возрастают трансакционные
издержки при исполнении договоров, пропадает то доверие, на необходимость
которого в социально-экономических отношениях указывает один из известнейших
современных авторов Запада – Ф. Фукуяма. "Благополучие нации, как и ее
способность к конкуренции, обусловлено единственной всепроникающей культурной
характеристикой – уровнем доверия, присущим данному обществу", – пишет он в
одноименной работе.
Именно в русле этой работы сегодня огромное количество экономических субъектов
принялось строить т.н. "сети доверия", которые так нужны для успешной
конкурентной борьбы.
С другой стороны некоторые экономисты необходимость возврата к этическим
началам в экономике объясняют тем, что в мир пришел постмодерн и этой фазе
должен соответствовать свой тип экономики. Так, другой известный западный
автор – П. Козловски считает, что экономическая наука постмодерна – это
этическая экономия.
Не вызывает сомнения тот факт, что основой экономики является капитал. Поэтому
тип капитала определяет и тип экономики. При этом вся история экономического
развития показывает, что для каждой исторической эпохи характерен свой особый
тип капитала, который в определенной степени зависит от какой-то одной
культурно-религиозной традиции. Так, необходимость финансовых операций для
развития торговли и иудейская этика, позволяющая взимать проценты с иноверцев
за пользование деньгами, привели к возникновению иудейского процентного
капитала.
Индустриальная эпоха потребовала нового типа капитала. Протестантская этика
дала этому типу определенные религиозные основания. В результате возник
промышленный протестантский капитал. При этом новый тип капитала не отверг
окончательно предыдущий, а сумел своеобразно его преобразовать и с помощью
института банков вовлечь в индустриальную экономику.
Сегодня мы стали свидетелями зарождения нового капитала постиндустриализма,
который тоже должен отличаться от индустриального и по форме и по содержанию.
Естественно возникает вопрос о том, что ляжет в основу такого капитала. Будут
ли это какие-то религиозно-культурные традиции или это будет какая-то
идеология, вроде марксизма с его этикой строителя коммунизма?
Сторонники этической экономики, развиваемой сегодня на Западе, склоняются к
мысли о том, что в экономику должна вернуться этика христианства или скорее
даже протестантизма. Но есть и другие точки зрения. Например, приверженцы
ислама утверждают, что этические принципы именно этой религии должны лечь в
основу новых способов использования капитала.
Являясь, в целом, религией, ориентированной на мирской успех, ислам позволяет
точно так же, как в свое время протестантизм, сорганизовать значительные массы
населения на финасово-экономическую борьбу против прошлых традиционных
иудейской и протестантской форм капиталов. Для религиозных мусульман
представляется невозможным вложение денег в традиционный западный банк. Коран
запрещает ссуды под проценты. Под этот запрет даже подведена соответствующая
теория.
Так, мусульманские ученые, ссылаясь на тот факт, что на пенни, положенное в
банк под 4 % годовых в год Рождества Христова в 1750 году можно было бы купить
золотой шар весом с Землю, делают вывод о том, что в длительной перспективе
выплата процентов как математически, так и практически невозможна, что
доказывает порочность ссудного процента.
Однако ислам запрещает и омертвление капитала. Имеющимся богатством нужно
пользоваться рачительно для повышения общего благосостояния. Поэтому исламские
банки ориентированы не на рафинированные финансовые операции в западном
понимании, а на долевое участие.
Исламская форма организации бизнеса предполагает совместное партнерство,
например, банка и предпринимателя. При этом банк заранее не может сказать,
какую прибыль от проекта он получит, т.к. это будет зависеть от того, как этот
банк будет осуществлять, в том числе, и определенную часть менеджерских
функций проекта.
Такой подход к банковскому финансированию, очевидно, заставляет банки идти в
реальный сектор экономики, финансировать и, в определенной степени, руководить
проектами реального сектора.
С другой стороны, ислам запрещает фондовые спекуляции, как операции, не
приносящие никакой отдачи в реальном секторе, т.е. не увеличивающие
общественные богатства. Вложения мусульманина в акции рассматривается лишь в
ключе совместного участия в бизнесе, а не как вложения в финансовые
инструменты. Поэтому, ислам запрещает, например, короткие продажи, являющиеся
основным способом спекулятивной игры.
Мусульманские ученые-экономисты видят главную цель исламской
политэкономической системы в достижении социальной справедливости, которую они
трактуют, прежде всего, как гарантию равного распределения. В качестве базовой
установки для своих теорий они принимают два основных тезиса, взятых из Корана
– это обязательная уплата "закята", как добровольного "очистительного" взноса
в пользу бедных и запрет на процентные операции или "риба".
В современной глобальной экономике государства, придерживающиеся исламских
способов ведения хозяйства, получают все большие преимущества. Это связано, в
первую очередь, с тем, что налогообложение бизнеса в исламских странах
минимально и, например, основной налог – "закят" составляет не более 5 %. А
основная конкуренция между государствами в современных условиях происходит
именно на поле налогообложения. Все чаще крупные бизнесмены меняют страну
проживания, страну регистрации своей компании, мотивируя это непомерными
налогами. Как пишет М. Альбер в книге "Капитализм против капитализма", в этой
налоговой конкуренции рейнская социально-ориентированная модель капитализма
сегодня проигрывает радикальной англо-саксонской модели США.
Однако совершенно очевидно, что сама эта англо-саксонская модель не выдержит
конкуренции со столь малым налогообложением, которое предлагают исламские
страны.
Итак, какие религиозно-этические основания лягут в основу постиндустриального
капитала – вопрос на сегодня открытый. Если говорить о православной этике
хозяйствования, то и социальный и государственный заказ на нее в России есть.
VIII Всемирный русский народный собор даже принял в 2004 году "Свод
нравственных принципов и правил в хозяйствовании". Но все это не очень-то
работает. Дело в том, что православие не ориентировано на экономическое
освоение мира. Поэтому в прежние времена, когда существовал принцип симфонии
государства и Церкви, в этом симфоническом единстве Церковь отвечала за этику
в сознании предпринимателей, а государство следило за мирской реализацией
этических норм.
Сегодня у нас Церковь отделена от государства. Это означает, что и Церкви, и
государству необходимо работать, немного захватывая поле друг друга. Иными
словами, Церкви надо не просто воспитывать православных предпринимателей, а
участвовать вместе с государством в создании соответствующих "сетей доверия".
Аналогичную "сеть доверия" в свое время образовывал инструмент честного
купеческого слова. При этом недопустимой должна стать практика награждения
церковными наградами предпринимателей, не выполняющих "Свод нравственных
принципов и правил в хозяйствовании". Государство же в свою очередь должно
более конкретно озаботиться этическими нормами российского бизнес-сообщества и
начать оказывать реальную помощь этичным предпринимателям.
/Источник - "Новая политика" Олег САДОВ/
|
На главную |