На главную

13/03.2007 г.
 


ПЕДАГОГИКА МАТЕРИНСКОЙ ПОЭЗИИ



В материнской поэзии, или поэзии пестования, закреплены многообразные приемы и методы воздействия на ребенка. Жанры материнской поэзии, являясь высокохудожественными произведениями, из века в век учат совершенствуют разум, воспитывают физически и нравственно, доставляют детям истинное эстетическое наслаждение.
Рождается человек, одновременно с этим радостным событием берет начало и забота о нём, его воспитание.
Писатель В.И. Белов примечает: «Кое-где на русском Северо-Западе в честь рождения ребенка, особенно первенца, отец или дед сажал дерево: липу, рябину, чаще березу. Если в палисаде у дома места уже не было, сажали у бани или где-нибудь в огороде. Эта береза росла вместе с тем, в честь кого была принесена из лесу и посажена на родимом подворье. Её так и называли: Сашина (или Танина) береза. Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга, храня тайну взаимности»1.
В материнской поэзии выделяются следующие жанры: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Младенец еще только появился на свет, а его уже окружают заботой, укладывают в теплую колыбель под ласковую материнскую песню:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.

Само название колыбельных песен идет от слова «колыбать», что означает колыхать, колебать, приводить в движение, качать, зыбать. Неслучайно и детскую кровать-качапку зовут колыбель, зыбка. В.И. Белов в своих очерках о народной эстетике напоминает: «Легкая зыбка, сплетенная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу. Очеп - это гибкая жердь, прикрепленная к потолочной матице. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно, она плавно выметывалась на сажень от пола. Может быть, качание от самого дня рождения с последующим качанием на качелях вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян, весьма редко были подвержены морской болезни. Зыбка служила человеку самой первой, самой маленькой ограниченной сферой, вскоре сфера эта расширялась до величины избы, и вдруг однажды мир открывался младенцу во всей своей широте и величине»2.
Исследователи детского фольклора подчеркивают, что русский народ дорожил материнской
поэзией, колыбельные песни передавались из поколения в поколение: как только девочка начинает пеленать и качать своих кукол, мать или бабушка дает первые уроки пестования. Поэтому в крестьянских семьях девочки с раннего возраста (6-7 лет) становились няньками. Т.Н. Ломаченхова, проведя социологическое исследование в конце 20-х годов XX века, писала по этому поводу: «В 10 лет они уже выглядят настоящими маленькими женщинами: озабоченными, расторопными, деловитыми. Мать передает ей немудреную школу рожка, качания и пеленок, а общий труд в хозяйстве ставит её на равную ногу с остальными членами семьи. Сама еще ребенок, а мастерски и любовно справляется одна с 2-3 малышами. И на вопрос: «Как ты ладишь с этой мелюзгой?» - она серьезно и просто бросит: «Я уже третье лето сижу»3.
Укачивая дитя, пестунья понимала, что хороший продолжительный сон - залог здоровья и нормального роста ребенка, а постоянное общение с ним песней, напевной речью способствует его развитию. Через колыбельную песню малыш усваивает первичный запас слов, без которого невозможно познание мира.

Баю-баю-баю-бай,
Спи-ка, Ваня, засыпай,
Буду я тебя качать,
Никому не дам кричать.

Народная педагогика отмечает, что с помощью колыбельных песен у детей происходит привыкание к человеческому голосу: «Уже через несколько недель иной ребенок начинал подпевать своей няньке. Засыпая после еды или рёва, он в такт качанию и бабкиной песенке гудел себе в нос: «Ао-ао-ао»4. Во многих колыбельных песнях есть оберег -от сглаза, болезни, горя.
Поэтому в них часты обращения к силам природы солнцу, дождю, ветру, способных, по представлению пестуньи, уберечь ребенка от беды.

Цождик, дождик, перестань!
Я поеду в Ярославль,
Богу молиться,
Христу поклониться.
У Христа есть сирота -
Запирает ворота
Ключиком-замочиком,
Шелковым платочиком.
Баю-баюшки-баю,
Я младенца укладу.

Круг персонажей колыбельных песен сравнительно невелик. Чаще всего в роли живых существ выступают Сон, Угомон, Дрёма, Покой - добрые спутники тишины, сладкого отдыха.

Аи, люли, люли,
Упокой тебя возьми,
Упокой дорогой,
Глазки ангельски закрой.

Конечно, эти мифологические герои, олицетворяющие желаемое состояние младенца, появляются в колыбельных песнях неспроста: каждая мать хочет, чтобы они, как ангелы-хранители во взрослой жизни её сына или дочери создали уют, мир, лад.
- Ангелы-хранители, где вы Ваню видели?
- Ваню видели в раю, лежит на самом на краю. Сон да Дремота -Ване спать охота. Спи-ка Ваня с упокоем, Тебя пологом закроем.
К ребенку обращаются с пожеланием сна, здоровья, роста, послушания. Каждую колыбельную песню сопровождает материнское (или бабушкино) «воркование», «гулюкание», и тогда в них появляются в роли помощников образы животных, птиц: собака, корова, лошадь, петух и др. Чаще других в материнской поэзии присутствует кот (иногда кота даже клали в детскую кроватку, чтобы под его мурлыканье ребенок лучше засыпал): Котик, котичек, коток, Котик- серенький хвосток, Приди, котик, погулять, Приди Ваню покачать. Я тебе, коту, коту, За услугу заплачу: Дам кувшинчик молока Да кусок пирога.
Или воркуют неугомонные голуби (гули): Аи, л юл и, люленьки. Прилетят гуленьки, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стали гули ворковать, Стал мой Ваня засыпать. Реакция на такого рода песни не заставит себя долго ждать: ребенок вскоре начинает сам «гулить», укачивает сам себя, подражая напевной материнской речи. В колыбельных песнях также появляются существа, мешающие младенцу спать, и их непременно надо «прогнать». Персонажами - «вредителями» часто становятся старик Бабай или бука. На первый взгляд может показаться, что эти пугающие мифологические существа должны нагнать страх на ребенка:

Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай,
Моего Ваню не пугай.
Я за веником схожу,
Тебя бука прогоню,
Поди, бука, куда хоть,
Моего Ваню не тревожь.

Но педагогика пестования гуманна (это подтверждает и текст приведенной выше колыбельной): присутствие рядом близкого человека, способного защитить, уберечь, не дать обидеть, действует на ребенка успокоительно. Особенную роль играет мать: «А сколько захватывающей, великой и разнообразной радости в одном, самом необходимом существе - в родной матери! Как богатеет окружающий мир с её краткими появлениями, как бесконечно прекрасно, спокойно и счастливо чувствует себя крохотное существо в такие минуты!»5
Каждая мать с момента появления ребенка на свет уже задумывалась о его будущем. Во взрослой жизни она хотела его видеть прежде всего здоровым, сильным, умным, красивым, богатым. Так появляется в песенках «каша маслена» -символ сытой, счастливой жизни.

Баю - баюшки- баю,
Живёт барин на краю,
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят,
Полна горница ребят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.

Таким образом, колыбельная песня - одно из средств народной педагогики, являющееся первой простейшей формой познания ребенком окружающего мира через материнское слово и мелодию.

ПЕСТУШКИ

«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М.Н. Мельников, - чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции»6. Наступает время песту-шек. В словаре В. И. Даля сказано, что пестовать-значит «нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить, ходить за ним»7. Поэтому пестушки представляют собой как бы свод приемов физического воспитания, разработанных русским народом и передаваемых из поколения к поколению. Они очень кратки, порой состоят из одного предложения.

Распеленав ребенка, пестуют, делая своего рода массаж:

Потягушки, порастушки,
Поперек толстунюшки,
А в ножках ходунюшки,
А в ручках хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разу мок.

Малыша учат осознанному движению руками:

Гуси летели,
Пебеди летели,
Гуси летели,
Лебеди летели...
Тятеньке - сажень,
Маменьке - сажень,
Цедушке - сажень,
Бабушке - сажень,
А Ванюшеньке -
Большую, пребольшую.

Стимулируя жизненные функции организма, ребенка подбрасывают на коленях, приговаривают:

Поехали, поехали,
С орехами, с орехами!
С калачами, с калачами!

Поскакали, поскакали, Вприпрыжечку, вприпрыжечку По кочкам, по кочкам -Бух в ямку!
И ребенок с замиранием сердца чуть-чуть проваливается между колен, так малыша готовят к неожиданным «падениям» на своих первых шагах.
Утешают ребенка при первых ушибах, воспитывая выносливость и терпение: У лисы боли, У волка боли, У Ванюшки боль На березу в лес улети.
Уча ребенка плясать, гопать и прыгать, для развития мышц, подвижной активности используют такую пестушку:
Большие ноги Шли по дороге: Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ-топ.
Народная педагогика заложила в пестушки не только приемы физического, но и умственного воспитания: они стимулируют познание окружающего мира, пополняют запас слов, ускоряют их запоминание и осмысление. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребенка радость, улыбку, развивает память.

ПОТЕШКИ

«Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом- возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человек, значение основ нравственности, закладываемых в раннем детстве, и все это закрепила в примитивных, сточки зрения взрослого человека, поэтических произведениях - потешках», -констатирует М.Н. Мельников8.
Потешки - песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. Их воспитательное назначение-сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной.
Одна из самых популярных и любимых детьми потешек-игр, очень умная и полезная - в «ладушки». По ней малыш узнает своих бабушек и дедушек, распознает доброту и строгость: -Ладушки, ладушки, -Где были?

- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Кашка сладенька,
- Бабка добренька, -Дедка не добр-
- Поварешкой стук в лоб.

Конец потешки сопровождается легким шуточным щелчком в лоб, повторяется несколько раз и вызывает детское волнение, смех и восторг.
Особую роль в колыбельный период играет бабушка. Высокую оценку ей дает знаток крестьянской жизни писатель В.И. Белов: «А что такое бабушка, зыбку качающая, песни поющая, куделю прядущая, всюду сущая? Почти все чувства: страх, радость, неприязнь, стыд, нежность-возникают уже в младенчестве и обычно в общении с бабушкой, которая «водится», качает люльку, ухаживает за младенцем. Она же первая приучает к порядку, дает житейские навыки, знакомит с восторгом игры и с тем, что мир состоит не из одних только радостей». И сегодня каждому мальчишке и девчонке знакома и памятна игра в «сороку-ворону», несущая простейший нравственный урок. Играя с ребенком, бабушка или мама учат его работать - игрушки за собой убирать, одежду на место класть. Так происходит постепенное приучение к труду. Сорока-ворона Кашу варила, На порог скакала, Щеток скликала: -Подьте, дети, кашуись... (и пошли пальчиками перебирать...) Этому дала на ложке, Этому- на поварешке, Этому- на лучинке, Этому- на тычинке, Этому-весь горшок!
Ясна наука: получил больше тот, кто трудился - воду носил, дрова колол, а кто ничего не делал, тот ничего и не получил:

Этому дала - он воду носил.
Этому дала - он баньку топил,
Этому дала - он дрова колол,
Этому не дала - он воду не носил,
Дрова не колол,
Баньку не топил.

А чтобы дать ребенку разрядку, развеселить его, идет в ход концовка:

Здесь тепленько,
Здесь холодненько,
А здесь ключики,
Ключики кипят!

У малыша щекочут под мышкой, и результат достигнут: он заходится в счастливом, восторженном смехе.
Стимулом во время кормления детей служит такая припевка:

Щи да квас
Для тебя у нас,
Ешь, Тарас,
Будешь выше нас.

Таких игр-потешек у русского народа существует много, и все они, постепенно усложняясь, несут новую информацию в сознание ребенка, ведут к познанию богатств родного языка, народной поэзии, становятся для него уроками трудового, нравственного и умственного воспитания.


ПРИБАУТКИ

Дети растут, и на смену потешкам приходят прибаутки - смешные короткие рассказы, чаще всего в стихотворной форме, или смешные рифмованные выражения, придающие речи юмористический оттенок. Прибаутками также потешают, развлекают детей, но от потешек их отличает то, что они не сопровождаются определенными игровыми действиями.
Потешки, подготовив ребенка к игре, дали ему необходимый запас слов, чтобы узнавать многие предметы и явления окружающего мира. Так заканчивается колыбельный период. Прибаутки же развивают богатое воображение детей, в них много фантастики, они схожи со сказкой, так как птицы, насекомые и звери наделены человеческими качествами, ворон играет на трубе, таракан колет дрова, кошка шьёт ширинку (полотенце), коза собирает орехи, утка играет на дудке и т.п.
Среди прибауток есть и короткие песенки, которые используют обычно как похвалу ребенку, возможность поставить его в пример:

Наша доченька в дому
Что оладушек в меду
Что оладушек в меду.,
Сладко яблочко в саду.

Такие хвалебные песенки имеют большое воспитательное значение: они заставляют детей обратить на себя внимание и поступать таким образом, чтобы оправдать добрые слова.
«Прибаутка является элементарной словесной юрой с семантическим содержанием. Она вводит ребенка в мдр игры, раскрывает её эстетику и романтику, формирует потребность в игровой деятельности. Осмысление прибауток расширяет мировоззрение ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений, элементарных философских категорий, что для него жизненно необходимо», -замечает В. А. Николаев10.
Различают прибаутки - шутки, схожие с колыбельными песнями, в которых действуют насекомые, птицы, животные, выполняющие человеческие дела. Они ненавязчиво внушают ребенку мысль о необходимости трудиться членам всей семьи, чтобы жить в достатке:

Кошка в лукошке
Рубашки шьет.
У нашей кошки
Три сдобные лепешки.,
А кот на печи
Сухари толкет.
А у нашего кота
Три погреба молока.

Прибаутки-диалоги повествуют о быках, что «воду выпили», о козе, что «коней стерегла» и т.п. Например:

Коза, коза, бя,
Где ты была?
- Коней стерегла, -А где кони?
- В лес ушли...

Наиболее же поучительны занимательные прибаутки-притчи, высмеивающие лодырей, глупых, нерасторопных, людей. К примеру.

- Федул, а Федул,
Чего губы надул?
- Кафтан прожег.
- Зачинить можно? -Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался!

Тем детям, что вечно торопятся, делают все кое-как, наспех, часто приговаривают:

Сбил, сколотил -
Вот колесо.
Сел да поехал -
Ах, хорошо!
Оглянулся назад -
Одни спицы лежат!

Иносказательный смысл многих прибауток-притч легко улавливается, как, например, в этой, дающей урок хвастунам:

- Вань, где ты?
- Да тута.
- Что делаешь?
- Ведьмедя поймал.
- Веди его сюда.
- А он не идет.
- Так сам иди.
- А он не пущает.

Как подтверждают приведенные выше тексты, прибаутки хорошо организованы, они легко запоминаются, так как сложены в рифму, содержат много повторов, интересных сравнений, Г|едобно другим жанрам детского творчества, прибаутки выполняют важную педагогическую функцию: они несут обширную сумму знаний, помогают разобраться в окружающем мире., подготавливают ребенка к восприятию более сложных средств народного воспитания.

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

В период пестования взрослые часто рассказывают детям докучные сказки, названные так В.И. Далем. Докучными сказками обычно именуют шутки-балагурки сказочного характера, которыми или развлекают детей, или стараются отбить у них чрезмерный интерес к сказкам. Некоторые фольклористы дают им и другое наименование: сказочки-издевочки. По форме повествования они близки к сказке, а по содержанию и назначению - к поддевке.
Они привлекают детей прежде всего тем, что имеют сказочное начало («Жили-были баран да овца...», «Жил-был царь...», «В некотором царстве, в некотором государстве...»). Но сказочное повествование, так заинтересовавшее маленьких слушателей, всегда нарушается издевкой. В большинстве своем эти издевки безобидны: просто, только начав сказку, заявляют о её окончании:

На улице лето,
Под окошком лывка,
В лывке елец -
Сказке конец!

Есть сказки с оскорбляющей издевкой, типа: «Кто слушал, тот дурак!». Но таких сказок совсем мало: грубость не характерна для русского народного творчества. Обычно издевка состоит в том, что последние слова не оканчивают докучную сказку, а всего лишь перебрасывают мостик к бесконечному повторению.

Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он кис, кис, кис,
Уж он мок, мок, мок,
Вымок,
Выкис,
Вылез,
Высох,
Встал на колоду-
Бултых в воду!
Уж он мок., мок, мок,
Уж он кис, кис, кис...

Ученые подразделяют докучные сказки на коро-тушки, издевки, бесконечные, вопросно-ответные и др. Их используют не только взрослые, но и сами дети, подрастая, с их помощью забавляются, шутят над младшими.
Докучные сказки живут и в наши дни, наиболее популярны среди них «Про белого бычка», «У попа была собака...», «Жили-были два гуся...» и др. Они способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора, достигая порой высочайшего поэтического совершенства. Например:
Плавал и плавал у плотины карась -Сказка моя уже началась. Плавал и плавал карась у плотины -Сказка рассказана до половины. Поймал бы я нам за хвост карася -Ца жаль, что сказка рассказана вся.
_________________________
И.П. Шашуков,
учитель словесности высшей категории
Чучковскоп основной общеобразовательной школы
Сокольского муниципального района Вологодской
области, лауреат Государственной премии
Вологодской области по образованию,
академик ПАНИ

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Белов В. И. Лад: очерки о народной эстетике. М., 1982. С. 116.
2. Там же. С. 115.
3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 1987. С. 17.
4. Белов В. И. Лад: очерки о народной эстетике. М., 1982. С. 115.
5. Там же.
6. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М.,1987. С. 38.
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1996. Т. 3. С. 549.
8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 1987. С. 42.
9. Белов В. И. Лад: очерки о народной эстетике. М., 1982. С. 115-116.
10. Николаев В. А. Истоки русской народной педагогики. Москва - Орел, 1997. С. 80.



На главную