На главную


25.02.2023

Благодать Божія къ намъ является
(Бесѣда съ Іосифомъ Муньезомъ, хранителемъ мироточивой Иверской иконы)


Благодать Божія къ намъ является (слова преп. Серафима передъ явленіемъ ему Божіей Матери)

    «Иверская икона 10 лѣтъ изливаетъ благодать на насъ и людей всего міра, благодать, которую мы можемъ трогать, можемъ обонять ее, можемъ видѣть ее, потому что мы не дерзаемъ сомнѣваться въ семъ благодатномъ чудѣ», – сказалъ Владыка Митрополитъ Виталій въ день чествованія 10-лѣтія со дня явленія Мѵроточивой иконы Матери Божіей. Расширенное повѣствованіе объ этомъ знаменательномъ событіи, какъ мы надѣемся, выйдетъ въ свѣтъ въ ближайшихъ номерахъ журнала. «Великое и дивное чудо происходитъ въ Русской Зарубежной Церкви – Иверская икона Божіей Матери источаетъ мѵро», – такъ называлась начинавшаяся на 1-й стр. №17 (съ окончаніемъ въ №18) за 1983 г. бесѣда съ хранителемъ иконы рабомъ Божіимъ Іосифомъ Муньезомъ, записанная нашимъ приснопамятнымъ редакторомъ о. Игнатіемъ. Почти 10 лѣтъ минуло, и вотъ мы снова приглашаемъ Васъ встрѣтиться съ Іосифомъ – жаль, что намъ не удается чаще бесѣдовать съ нимъ. Будемъ благоговѣйно даже въ мысляхъ относиться къ сему чудотоворному образу – знаменію того, что Матерь Божія еще не отвернулась вконецъ отъ насъ, – и стараться при каждой возможности со страхомъ Божіимъ и молитвой поклоняться этой великой святынѣ. Вѣдь если мы здѣсь, во временной жизни, равнодушны къ сему дивному явленію милосердія Божіей Матери – благодати зримой и осязаемой, то и въ небесныхъ чертогахъ душѣ нашей врядъ ли удастся лицезрѣть Ее.

* * *

– 10 лѣтъ назадъ, 24 ноября н.с., Иверская икона начала мѵроточить. Многіе люди знаютъ, что мѵро истекаетъ изъ рукъ Божественнаго Младенца и изъ руки Божіей Матери, и изъ звѣзды на Ея плечѣ. Но когда мѵро начало истекать изъ различныхъ мѣстъ иконы?

– Первый разъ я замѣтилъ это, когда былъ въ Аргентинѣ лѣтомъ прошлаго года: мѵро начало истекать изъ главы Младенца. Я думалъ, что это было связано съ проходившимъ тамъ съѣздомъ молодежи, въ которомъ участвовали прибывшіе изъ разныхъ странъ православные христіане, т.к. атмосфера этого собранія была духовная. Хотя я и не наблюдаю внимательно каждый день, какъ истекаетъ мѵро, я просто знаю, что это происходитъ, и для меня очень трудно къ этому привыкать, да я и не хочу привыкнуть къ этому чуду. Для меня это что-то особенно святое, это тайна, на которую я боюсь смотрѣть своими грѣшными глазами. Есть много людей, которые съ любопытствомъ смотрятъ: откуда стекаетъ, какъ стекаетъ, сколько стекаетъ, и даже спрашиваютъ: сколько литровъ въ день, но вѣдь это не самое важное, самое важное – что это чудо постоянное, что у насъ есть это мѵро, и что мы можемъ помазывать имъ людей. Икона всегда перестаетъ источать мѵро въ Великій четвергъ, она какъ будто высыхаетъ, но начинаетъ снова источать его уже въ Великую субботу.

– Мы знаемъ, что въ теченіе прошедшихъ 10 лѣтъ отъ иконы было много исцѣленій. Могли бы вы разсказать о исцѣленіи, которое на васъ произвело особое впечатлѣніе?

– За эти 10 лѣтъ было много чудесъ, и тѣхъ, о которыхъ я не знаю, и тѣхъ, о которыхъ я знаю. Было много исцѣленій физическихъ, внѣшнихъ, но было также много исцѣленій духовныхъ, внутреннихъ. Черезъ эту икону произошли радикальныя измѣненія въ жизни многихъ вѣрующихъ. Люди какъ будто освобождались отъ ветхаго человѣка и съ усердіемъ устремлялись къ Богу. При прибытіи иконы въ различные храмы, монастыри, дома, чувствовалось, что какъ-будто возобновлялась любовь къ Матери Божіей: почти сразу же многіе исповѣдовались, какъ бы возрождались духовно чувствомъ покаянія. Я хочу сказать, что Божія Матерь помогаетъ нашимъ вѣрующимъ ощутить свою грѣховность передъ Іисусомъ Христомъ, Своимъ Сыномъ.

Во время богослуженія также многіе инославные приходятъ поклониться и посмотрѣть на это чудо.

Отрадно, что наши люди, живя въ Зарубежьѣ, въ окруженіи не христіанской культуры, въ матеріалистическомъ обществѣ, какъ, напримѣръ, здѣсь, въ Америкѣ, или въ Европѣ, въ глубинѣ души все же сохраняютъ любовь къ Матери Божіей и чувство покаянія. Русскіе люди всегда имѣли покаяніе. Хотя о большинствѣ случаевъ этого великаго чуда внутренняго освобожденія человѣка мы не знаемъ, ибо люди объ этомъ часто не говорятъ, все же очень многіе ко мнѣ подходятъ и разсказываютъ: я освободился отъ такой-то страсти, другіе говорятъ: я освободился отъ своихъ духовныхъ нестроеній, я теперь вижу, что мнѣ надо дѣлать, чтобы исправиться.

Къ сожалѣнію, въ нашей современной жизни большинство людей для разрѣшенія своихъ духовныхъ переживаній и конфликтовъ обращаются только къ психологамъ и психіатрамъ. Но когда этотъ св. образъ прибываетъ куда-либо, то даже тѣ, кто не вѣритъ въ духовную терапію, самые скептически настроенные люди со слезами къ нему прибѣгаютъ, и чувствуютъ потребность покаянія, они начинаютъ понимать, какъ можно исцѣлиться отъ своихъ недуговъ, ибо духовная болѣзнь самая опасная потому, что, напримѣръ, для тѣлесныхъ исцѣленій у насъ есть множество докторовъ-спеціалистовъ, но для души есть очень мало лѣкарей, и какъ говорить Экклезіастъ: «Когда тѣло страдаетъ отъ болѣзни, душа его исцѣляется, но когда душа болитъ, кто будетъ исцѣлять тѣло?» Такъ что очень важно, что наша икона всегда излѣчиваетъ людей отъ ихъ духовныхъ болѣзней. Также очень часто люди находятся какъ бы въ духовномъ тупикѣ, усугубленномъ страшными пороками. Мнѣ часто объ этомъ разсказываютъ, и мнѣ становится очень тяжело на душѣ.

Послѣднее чудо, которому я былъ свидѣтель, произошло въ Лѣсненскомъ монастырѣ во Франціи. Туда пріѣзжаетъ одна паломница, молодая особа, которая работаетъ сестрой милосердія въ клиникѣ г. Винсенъ въ предмѣстьѣ Парижа – очень благочестивая и глубоко вѣрующая. Она сестра священника Николая Сименова. Однажды въ клинику, гдѣ она работаетъ, прибылъ паціентъ, попавшій въ автомобильную катастрофу. Его лѣвая нога была совершенно искалѣчена, и когда ему сдѣлали пересадку ткани, то она не прижилась и началась гангрена. Ему сдѣлали вторую операцію, пересадивъ ткань изъ его правой ноги и изъ другихъ частей тѣла. Жанъ Луи Жоржъ – такъ звали этого человѣка очень сильно страдалъ, у него были ужасныя боли, но у него была большая внутренняя сила и желаніе вылѣчиться. Его положеніе не улучшилось, загноеніе въ ногѣ усилилось, и докторъ сказалъ, что нѣтъ надежды на то, чтобы сохранить ногу. 28-лѣтній молодой человѣкъ, хотѣлъ даже окончить жизнь самоубійствомъ, – такъ онъ не хотѣлъ, чтобы ему ампутировали ногу. Ему казалось, въ этомъ случаѣ жить не имѣетъ смысла. И Наталія, сестра о. Николая, которая всегда благовѣствуетъ православіе среди своихъ паціентовъ, когда узнала, что онъ хочетъ сдѣлать, начала съ нимъ бесѣдовать. Она учила его молиться, разсказала о мѵроточивой иконѣ Божіей Матери и договорилась съ директоромъ клиники, что возьметъ больного на одинъ день въ монастырь въ Лѣснѣ, чтобы онъ помолился передъ чудотворнымъ образомъ.

...Они вошли въ храмъ незадолго до херувимской пѣсни. Онъ все время стоялъ передъ иконой въ слезахъ, стоялъ на костыляхъ. Въ концѣ литургіи онъ попросилъ о. Веніамина Жукова помолиться о немъ. Это былъ человѣкъ, который потерялъ всяческую надежду, и батюшка, несмотря на то, что онъ былъ не православный, рѣшилъ отслужить молебенъ передъ иконой, т.к. опасался, что онъ дѣйствительно совершитъ самоубійство. Отслужили молебенъ, о. Веніаминъ взялъ ватку, помазалъ ногу и оставилъ кусочекъ ватки подъ бинтомъ. Батюшка потомъ разсказывалъ, что когда онъ подошелъ къ больному, то онъ почувствовалъ непріятный запахъ отъ загнивающей ноги; сестры милосердія также помнятъ, что изъ-за этого запаха было тяжело заходить къ нему въ палату. Послѣ молебна больной продолжалъ молиться и попросилъ исповѣдоваться у о. Веніамина. Тотъ отвѣтилъ, что это не возможно, изъ-за того что онъ находится внѣ Церкви, но согласился его выслушать. Онъ долго говорилъ съ батюшкой, и особенно каялся въ своемъ намѣреніи наложить на себя руки; затѣмъ онъ вернулся въ Парижъ. Ночью бинтъ сорвался, и ткани ноги начали очищаться сами: гной самъ сталъ выдѣляться изъ ноги, и ткань стала чистая и здоровая. Тогда Наталія позвонила въ монастырь и разсказала монахинямъ о происшедшемъ. И они начали благодарить Божію Матерь.

Во время литургіи я почувствовалъ сильное желаніе навѣстить Жана съ иконой въ больницѣ. Наталія пріѣхала за мной, и мы поѣхали къ нему. Когда я увидѣлъ Жана въ больницѣ, то онъ въ рукахъ держалъ фотографію иконы и мѵро. Я узналъ, что онъ ежедневно читалъ акаѳистъ Божіей Матери по-французски, этотъ человѣкъ какъ-будто переродился. Онъ обрѣлъ какъ бы особый миръ въ себѣ. Онъ почувствовалъ, что исцѣлился духовно, сталъ другимъ человѣкомъ. Мы положили икону на кровать около него, и оставили его одного съ образомъ. Черезъ 2 дня должна была состояться операція и когда докторъ говориль съ нимъ объ операціи, молодой человѣкъ отвѣтилъ: «Вы знаете, у меня была Божія Матерь, теперь все будетъ хорошо, будьте увѣрены».

И докторъ удивился, какъ этотъ человѣкъ совершенно измѣнилъ свое настроеніе. Операція прошла быстро и удачно, доктора очень легко смогли соединить нервы и кровяные сосуды. Наталія, которая присутствовала во время операціи, сама разсказывала объ этомъ съ большимъ удивленіемъ. Ткань стала заживать моментально и ея подопечный скоро выздоровѣлъ.

Мнѣ говорили, что послѣ пребыванія въ монастырѣ, молодой человѣкъ рѣшилъ не роптать, а смиренно принять тотъ крестъ, который ему былъ посланъ. И какъ всегда, когда мы смиряемся, Господь насъ исцѣляетъ.

Нѣсколько лѣтъ тому назадъ, въ Бельгіи, одна богатая дама, православная, у которой умеръ мужъ, рѣшила посвятить свою жизнь работѣ въ больницѣ. Она не нуждалась въ деньгахъ и хотѣла помогать людямъ уходить изъ этого міра. Она рѣшила дѣлать это, т.к. ей не нравилось, какъ католическіе священники просто оставляли умирать больныхъ.

Однажды она выходила изъ больницы и увидѣла, какъ выносятъ тѣло изъ скорой помощи. Она спросила: онъ умираетъ? Ей отвѣтили, что онъ уже умеръ, что онъ покончилъ съ собой. Она взяла ватку съ мѵромъ и помазала его, и сказала: Божія Матерь поможетъ душѣ твоей тамъ, гдѣ она сейчасъ находится. Человѣкъ открылъ глаза, – онъ былъ католикъ, – и попросилъ исповѣдываться. Онъ прожилъ еще 2 дня, – никто не понималъ, какимъ чудомъ онъ вернулся къ жизни, – и затѣмъ скончался. Это случилось нѣсколько лѣтъ назадъ.

Среди католиковъ есть благочестивые люди, которые почитаютъ Божію Матерь и приходятъ къ намъ на службы, если знаютъ, что будетъ эта икона. Они ставятъ меня въ неловкое положеніе, когда просятъ принести икону въ ихъ храмъ и отслужить тамъ молебенъ.

– Были ли случаи, что люди, видѣвшіе это чудо, обратились въ православіе?

– Были. Хотя и весьма рѣдко. Многіе видятъ икону просто случайно. Большинство людей приходятъ какъ на зрѣлищѣ, забаву, просто смотрятъ, какъ стекаетъ мѵро, сколько стекаетъ, и на этихъ людей икона не имѣетъ духовнаго вліянія. Но у нѣкоторыхъ, кто видѣлъ икону даже случайно, былъ душевный переворотъ, и они принимали православіе.

Были многіе изъ нашихъ людей, которые очень непочтительно отнеслись къ этому чуду, и только ради любопытства приходили посмотрѣть, но потомъ падали на колѣни со слезной мольбой къ Божіей Матери.

– Одно изъ удивительныхъ свойствъ иконы – то, что она всегда умиротворяетъ – люди, которые до того не разговаривали другъ съ другомъ или ссорились, передъ иконой все забываютъ, какъ будто между ними ничего не было. Они все начинаютъ снова. Вы замѣчали такіе случаи?

– Да, я замѣтилъ, напримѣръ, какъ помирились священники послѣ посѣщенія иконы.

– Въ прошломъ году въ августѣ икона впервые начала плакать, какое объясненіе Вы могли бы дать этому?

– Когда я былъ въ Аргентинѣ, въ провинціи Миссіонесъ, во время августовскаго переворота въ Россіи, я находился въ мѣстечкѣ, гдѣ трудно было достать газеты, и куда новости очень медленно доходятъ, и мы не знали ничего о томъ, что происходило въ Россіи въ тотъ день, но замѣтили, что у Божіей Матери появилась слеза (икона никогда не плакала раньше), которая просто держалась и сначала не падала.

Мы старались понять, что происходитъ, почему Божія Матерь плачетъ, и когда сѣли на самолетъ, то по дорогѣ обратно, въ Буэносъ-Айресъ, получили газеты и узнали о переворотѣ въ Россіи. И мы поняли, что изъ-за этого Божія Матерь начала плакать, но это очень трудно объяснить. Или какъ объяснить – почему въ нѣкоторыхъ приходахъ обильно истекаетъ мѵро, а въ другихъ – икона совершенно сухая; иногда по дорогѣ изъ одного храма въ другой икона, до того бывшая сухой, въ новомъ храмѣ обильно источаетъ мѵро.

Какъ-то въ одномъ храмѣ было много мѵра въ ваткѣ, и батюшка передалъ пропитанную мѵромъ ватку для слѣдующаго прихода, но когда мы прибыли на слѣдующій приходъ, то ватка оказалась совершенно сухой. Объяснить я этого не могу. Многіе люди неправильно реагируютъ на это явленіе, ищутъ причину въ самой иконѣ, не думая: все ли у нихъ благополучно?

Мы всѣ нуждаемся, начиная отъ предстоятеля Церкви до послѣдняго вѣрующаго въ духовной поддержкѣ Божіей Матери, ибо какъ выжить безъ Ея поддержки въ нашемъ запутанномъ мірѣ. Въ наше время порнографія и культъ человѣческаго тѣла такъ занимаютъ міръ, что повсюду мы видимъ обнаженныя человѣческія тѣла. Мы живемъ въ вѣкъ тотальной пропаганды, когда телевидѣніе ежедневно выплескиваетъ потокъ ярости въ нашъ домъ, и мы постепенно привыкаемъ къ этому, и относимся къ этому безразлично, а иногда даже сами поддаемся, не замѣчая того, что дѣлаемъ. Въ нашъ вѣкъ матеріализма почитается тѣлесная красота, шикарныя машины, роскошные дома. И вотъ, эта икона трогаетъ важнѣйшее наше тѣлесное чувство – чувство обонянія, потому что хочешь, не хочешь, всегда чувствуешь благоуханіе отъ иконы, оно какъ будто проникаетъ въ самую душу, она насъ освящаетъ, открываетъ наши глаза.

– Можетъ быть, это благоуханіе отображаетъ молитвы Божіей Матери за насъ предъ престоломъ Своего Сына?

– Можетъ быть. Ароматъ отъ мѵра всегда бываетъ различнымъ. 10 лѣтъ тому назадъ, нѣкоторые люди говорили, что скрытое устройство напыляетъ на икону капли, что Владыка Митрополитъ Виталій скрываетъ бутылочки съ мѵромъ въ поручахъ. что мы занимаемся черной магіей, и другія подобныя этому вещи, лишь бы отвергнуть это чудо. Но съ помощью Владыки я никогда не скорбѣлъ объ этомъ, онъ мнѣ говорилъ, что когда Іисусъ Христосъ творилъ чудеса, многіе также этому не вѣрили, что нужно просто молиться. Скоро послѣ этого многія фотографіи этой иконы стали источать мѵро, здѣсь, въ Америкѣ, въ Россіи, въ Европѣ. Я видѣлъ много такихъ фотографій, которыя постоянно источаютъ мѵро, у другихъ, хранившихъ сухія ватки, онѣ вдругъ наполнялись мѵромъ, или мѵро, находившееся въ сосудѣ, вдругъ чудеснымъ образомъ умножалось и переполняло его. Это случалось много разъ. Иногда случалось, что люди оставляли ватки гдѣ-то въ забытомъ мѣстѣ и, вдругъ, онѣ начинали благоухать такъ сильно, что ихъ съ благоговѣніемъ находили. Это подтверждаетъ слова Господни, что Онъ съ нами, и теперь, и до скончанія вѣка, ибо мы Его малое стадо. Для меня было особымъ утѣшеніемъ узнать, что Божія Матерь выражаетъ Свою милость и черезъ фотографіи.

Навѣрное, эта икона явилась въ нашей Зарубежной Церкви не потому, что Господь особенно доволенъ нами, но изъ-за крови Новомучениковь Россійскихъ.

– Значитъ, это чудо особенно связано съ Россійскими Новомучениками?

– Да, икона 10 лѣтъ тому назадъ, до того какъ изъ нея начало истекать мѵро, висѣла у меня рядомъ съ частицами мощей великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. И мѵро начало истекать почти точно черезъ годъ послѣ прославленія Новомучениковъ. Икона также участвовала во всѣхъ торжествахъ празднованія 1000-лѣтія Крещенія Руси и была намъ въ утѣшеніе. Русскій народъ молился Божіей Матери въ теченіе 1000 лѣтъ, и такъ страдалъ за истину, и далъ столько мучениковъ, исповѣдниковъ, что Божія Матерь не могла забыть его. Еще 10 лѣтъ тому назадъ, многіе священники начали посылать ватки и фотографіи иконы въ Россію, и многіе изъ нихъ говорили: «если мѵро войдетъ въ сердце русскаго человѣка, коммунизмъ разрушится, ибо благоуханіе, которое намъ даетъ Божія Матерь, уничтожитъ смрадъ коммунизма». 10 лѣтъ тому назадъ никто не могъ представить, что произойдетъ въ Россіи. Такъ, напримѣръ, о. Викторъ Потаповъ со своей семьей послали тысячи ватокъ въ Россію, и такъ, постепенно, съ помощью многихъ другихъ во всѣхъ уголкахъ Россіи обрѣли копіи иконы и мѵро отъ иконы Божіей Матери.

– Мы много говоримъ о возрожденіи Россіи, мы знаемъ, что оно будетъ, мы вѣримъ въ слова преп. Серафима Саровскаго. праведнаго Іоанна Кронштадтскаго и другихъ угодниковъ Божіихъ, которые пророчествовали объ этомъ, но мы не знаемъ, когда оно будетъ, только одинъ Господь знаетъ, и это зависитъ отъ нашего духовнаго состоянія. Итакъ, послѣ прославленія Новомучениковъ, Божія Матерь выразила свою любовь черезъ мѵроточивую икону, и когда Она начала вліять на сердца русскихъ людей, все стало мѣняться въ Россіи, и мы начали болѣе усердно молиться о покаяніи русскаго народа для того, чтобы это возрожденіе осуществилось.

– Да, мы говоримъ, что мы являемся членами Русской Церкви; къ сожалѣнію, очень часто мнѣ кажется, что, когда говоримъ о покаяніи русскаго народа, мы раздѣляемъ вѣрующихъ въ Зарубежьѣ отъ тѣхъ, которые живутъ въ Россіи, какъ будто покаяніе требуется только отъ нихъ, какъ будто у насъ все хорошо и, къ сожалѣнію, такимъ образомъ мы теряемъ съ ними духовное единеніе. Къ сожалѣнію, у многихъ существуетъ неправильное понятіе о томъ, почему въ Зарубежной Церкви явилась эта икона. Они считаютъ, что икона явилась, чтобы показать Московской Патріархіи, что Господь здѣсь, съ нами. Думаю, что никто изъ людей не заслуживаетъ такого божественнаго явленія, какъ мѵроточивая икона, но ради крови Новомучениковъ, прославленныхъ Зарубежной Церковью, явилъ Богъ это чудо. Я думаю, что она явилась въ свободной странѣ для того, чтобы весь міръ узналъ объ этомъ чудѣ, и благодаря этому въ Россіи уже 8 лѣтъ тому назадъ во многихъ уголкахъ ея были фотографіи иконы и кусочки ваты. Когда въ Россіи получали эти кусочки, то люди дѣлили ихъ, и даже пакетъ, въ которомъ эти кусочки попадали къ нимъ, чтобы больше людей могли имѣть утѣшеніе, а мы здѣсь, въ Зарубежьѣ, мало цѣнимъ то, что имѣемъ. Тамъ, въ Россіи, люди утѣшаются частицами пакетовъ, а здѣсь есть нѣкоторые, которые желаютъ имѣть мѵро галлонами.

Иногда Божія Матерь бываетъ на какомъ-то приходѣ, а люди даже не приходятъ, говоря, что икона каждый годъ у насъ бываетъ, приду въ слѣдующемъ году. Какъ будто у насъ есть гарантія, что черезъ годъ съ нами еще будетъ эта милость Божіей Матери. Да, это чудо явилось у насъ, это имѣетъ большое значеніе для Зарубежья, но я думаю, ея самое главное значеніе – это помочь, укрѣпить, и направить русскихъ въ Россіи къ спасенію. Думаю, что очень важно для нашихъ вѣрующихъ помнить, что мы недостойны милости Божіей Матери, что Она явилась у насъ не за наше достоинство, а за кровь тысячъ и тысячъ Новомучениковъ, которые пострадали не въ Америкѣ, а въ Россіи. Она явилась здѣсь потому, что наша Церковь свободная, а тамъ свободы еще нѣтъ. Кто-то писалъ изъ Москвы, что тамъ есть фотографіи мѵроточивой иконы, которыя источаютъ мѵро съ обратной стороны изображенія. Этотъ человѣкъ думаетъ, что такъ случается потому, чтобы показать, что свободы еще нѣтъ.

Безъ сомнѣнія, возрожденіе Россіи началось. Какъ Вы его представляете? Какъ оно проходитъ?

– Только въ духовномъ планѣ. Это самое главное. Божія Матерь явилась у насъ, несмотря на всѣ наши недостатки. Но мы не должны смѣшивать чудо съ политикой. Одна очень благочестивая дѣвушка дала такое объясненіе этого чуда, что какъ мѵроносицы помазали тѣло Спасителя до Его Воскресенія, такъ и Божія Матерь теперь помазываетъ русскій народъ до воскресенія Россіи.

– Когда мы говоримъ о воскресеніи Россіи, мы представляемъ ее въ будущемъ какъ могучую державу, похожую на Россію въ періодъ царствованія Александра Ill-го. Но въ такомъ случаѣ, мы не думаемъ прежде всего о Царствѣ Небесномъ, а помнимъ о славѣ на этой землѣ; такъ и іудеи ждали не Христа, но земного царя.

– Да, Россія была великая имперія, самая большая, могучая, она дала міру несравненную ни съ чѣмъ красоту, которую Византія не смогла дать. У нея симфонія между Церковью и государствомъ была настоящей, и поэтому ее разрушили. Думаю, что Господь допустилъ страданія при коммунизмѣ отчасти для того, чтобы русскіе не погибли въ ужасномъ матеріализмѣ. Россія должна воскреснуть сильной духовно, потому что нѣтъ ни одного уголка въ Россіи, который остался бы не омытымъ кровью мучениковъ. Кровь мучениковъ – сѣмя христіанства. Эти сѣмена дадутъ всходы, Россія воскреснетъ и своимъ свѣтомъ будетъ освѣщать весь міръ, потому что нѣтъ ни одного народа, который такъ пострадалъ за Христа, какъ русскій. Ни инквизиція, ни Гитлеръ со своими ужасами не можетъ сравниться съ коммунистами. Когда Россія воскреснетъ, она дѣйствительно заслужитъ званіе Святой Руси, Дома Пресвятой Богородицы.

– Когда мы говоримъ о воскресеніи Россіи, мы говоримъ также о послѣднихъ временахъ. Мы уже живемъ въ апокалиптическія времена. Нѣсколько лѣтъ тому назадъ мы, напримѣръ, свободно говорили: да хранитъ тебя Господь и Его Пречистая Матерь. Теперь за это тебя могутъ посчитать больнымъ человѣкомъ, какъ будто вѣра – какая-то душевная болѣзнь.

– Теперь люди тратятъ невѣроятное количество денегъ на психотерапію, и эти психіатры и психологи ихъ не освобождаютъ отъ страстей, а направляютъ къ еще болѣе страшнымъ порокамъ. Мало кто теперь ищетъ истиннаго исцѣленія. Какъ разъ сегодня кто-то за трапезой мнѣ говорилъ о томъ, что никакъ не могъ перестать курить, и вотъ онъ обратился с мольбой къ Божіей Матери, и на другой день утромъ почувствовалъ отвращеніе къ табаку и съ тѣхъ поръ больше видѣть его не можетъ, это случилось съ нимъ 8 лѣтъ тому назадъ. Люди не замѣчаютъ того, что эти врачи-профессіоналы не могутъ и за нѣсколько лѣтъ добиться того, что Божія Матерь совершаетъ сразу же, если человѣкъ къ ней искренно обращается.

Доказательствомъ этого является изобиліе чудесъ во время пребыванія иконы на Съѣздѣ русской православной молодежи въ Аргентинѣ (см. «Пр. Русь» №7-8, 1992 г. – ред.). Мы все это быстро забываемъ. Владыка Митрополитъ далъ объявленіе въ русскихъ газетахъ, прося вѣрующихъ посылать свѣдѣнія о чудесахъ, происходившихъ отъ иконы. Пока мы только получили пять или шесть отвѣтовъ, и я не удивляюсь, потому что когда Г осподь исцѣлилъ 10 прокаженныхъ, только одинъ вернулся благодарить Бога.

Интересно, что икона явилась въ нашей маленькой Зарубежной Церкви какъ разъ послѣ того, какъ покойный патріархъ Пименъ сказалъ какъ-то, что Зарубежная Церковь мертва, потому что у насъ нѣтъ чудесъ. И это случилось въ подтвержденіе евангельскихъ словъ: не бойся малое стадо. Еще это случилось у насъ потому, навѣрно, что наша Церковь своими молитвами поддерживаетъ христіанъ Россіи. Это не значитъ, что мы молимся ревностнѣе, чѣмъ другіе, или болѣе достойны, – никто не заслуживаетъ такого чуда.

Есть люди, которые говорятъ мнѣ: это такъ странно, что у васъ икона, вѣдь вы не русскій. Какое это имѣетъ значеніе – русскій я или нѣтъ? Я христіанинъ и нахожусь въ общеніи съ Церковью. Да, я послѣдній христіанинъ изъ всѣхъ, тотъ, который пришелъ въ послѣднюю минуту причаститься изъ Св. Чаши. Но вѣдь Пресвятая Богородица принимаетъ всѣхъ, которые приходятъ въ Церковь съ вѣрою и покаяніемъ. Я не придаю значенія національной принадлежности, но знаю, что самое главное – это быть православнымъ, быть въ Церкви.

Меня также критикуютъ за то, что я не хочу участвовать въ телевизіонныхъ передачахъ съ иконой, а вѣдь телевизоръ – это діавольская вещь, которая мѣняетъ христіанскую культуру на нашихъ глазахъ.

– Не о телевидѣніи ли говоритъ преп. Нилъ Мѵроточивый, подвизавшійся на Святой горѣ, въ своихъ пророчествахъ?

– Да, онъ говоритъ о томъ, что діаволъ сдѣлаетъ свою коробку, и его поклонники будутъ поклоняться ему вокругъ нея, и что рога діавола будутъ на крышахъ всѣхъ домовъ. Многія большія американскія телевизіонныя компаніи мнѣ предлагали невѣроятное количество денегъ за 15 минутъ передачи. Но мнѣ кажется, что участвовать въ такихъ передачахъ – это было бы то же самое, что продать Христа, предать Божію Матерь. Я никогда не соглашусь, потому что знаю, что если, напримѣръ, въ 7 часовъ вечера будутъ показывать это чудо, то позднѣе, навѣрное, будутъ опять показывать порнографію. Тѣ, кто хотятъ, и безъ телевидѣнія знаютъ объ иконѣ по всему міру, и повсюду есть ея копіи.

– Вы затронули тему телевидѣнія. Я думаю, что разрѣшать смотрѣть телевидѣніе своими дѣтямъ – это то же, что учить ихъ всякой грѣховной мерзости.

– Да, къ сожалѣнію, теперь дѣти, въ основномъ, не воспитываются дома или въ учебныхъ заведеніяхъ. Ихъ, главнымъ образомъ, воспитываетъ телевидѣніе. Оно разрушаетъ семейную жизнь. Напримѣръ, во время обѣда или ужина семья больше не разговариваетъ за столомъ, а вѣдь это очень важно. Раньше за столомъ дѣти всегда задавали вопросы, обсуждался ихъ день, давались совѣты. Теперь люди ѣдятъ, не зная, что ѣдятъ, смотрятъ на эту «электронную соску», и передъ ними представляются всѣ грѣхи, всѣ самыя ужасныя страсти. Это самая большая школа всѣхъ грѣховъ, это самая точнѣйшая школа «сладкой жизни»; она вырабатываетъ нечувствительность и безразличіе къ чужимъ страданіямъ. Напримѣръ, люди смотрятъ новости, они говорятъ что въ этомъ нѣтъ ничего плохого, но, подумайте, какой это ужасъ, вы видите въ одинъ мигъ тысячу мертвыхъ, катастрофы, убійства, и къ этому привыкаете, и мало кто хотя бы перекрестится, когда видитъ такія картины, и сразу же послѣ этихъ ужасовъ показываютъ репортажъ о футбольномъ матчѣ.

Недавно передо мной по улицѣ шли двѣ дѣвицы, и я случайно услышалъ: «Ты видѣла вчера новости? 1000 человѣкъ погибли въ катастрофѣ», а другая отвѣтила: «Только тысяча?». Это показываетъ совершенное отсутствіе состраданія. Телевизоръ – это школа миѳической жизни, фальшивой жизни безъ христіанской нравственности. Это апологія грѣха, супружеской невѣрности и разрушенія семьи. Если родители благочестивые, они должны выставить изъ дома телевизоръ, не дожидаясь, пока телевизоръ выставитъ семью изъ дома. Въ домѣ, гдѣ родители разговариваютъ со своими дѣтьми, будетъ гармонія, у нихъ будетъ контактъ, но если между ними будетъ этотъ ужасный звѣрь, то семья разлагается. Дѣти даже говорятъ: «зачѣмъ мнѣ здѣсь жить, если я не могу разговаривать со своими родителями?» Раньше матери, пока работали по дому, молились, а теперь нѣтъ, они рѣжутъ себѣ пальцы, потому что смотрятъ телевизоръ, пока готовятъ пищу. Телевизоръ – это болѣзнь, наркотикъ, онъ не даетъ молиться, работать, онъ гипнотизируетъ. Когда люди раньше читали, каждый человѣкъ представлялъ самъ себѣ во время чтенія соотвѣтствующія картины. А черезъ телевизоръ люди получаютъ чужія представленія и ихъ усваиваютъ. Здѣсь въ Монреалѣ въ одномъ домѣ передъ телевизоромъ, 12-лѣтній мальчикъ вдругъ взялъ ножъ и 15 разъ ударилъ свою 15-лѣтнюю сестру. Выяснилось, что подобное он видѣлъ во время бѣсовскаго праздника въ фильмѣ.

– Недавно мы отмѣтили 600-лѣтіе со дня преставленія преп. Сергія Радонежскаго. Онъ былъ одинъ изъ духовныхъ вождей русскаго народа, также какъ св. Александръ Невскій, кн. Димитрій Донской были вожди русскаго народа; къ сожалѣнію, у насъ теперь такого вождя нѣтъ. Не должны ли мы обращаться въ молитвахъ къ этимъ угодникамъ съ просьбой вымолить у Господа для насъ вождя?

– Израиль всегда нуждался въ пророкахъ, судьяхъ, царяхъ, патріархахъ, т.е. вождяхъ, которые показывали бы ему путь, являли бы собой воплощеніе всѣхъ религіозныхъ и культурныхъ силъ народа. Такъ было и у русскихъ: и во время татарскаго ига они усердно молились, чтобы Господь далъ вождя.

Примѣръ преп. Сергія въ томъ, что онъ послѣдовалъ Господу, сказавшему: тотъ, кто хочетъ слѣдовать за Мной, да оставитъ все и возьметъ свой крестъ. Это призывъ не только къ монахамъ, но и ко всѣмъ христіанамъ. Россіи нуженъ примѣръ настоящаго монаха, который совершенно отвергъ міръ и предалъ себя Богу. Преп. Сергій жилъ въ эпоху, когда русская земля была подъ игомъ татаръ, какъ теперь коммунистовъ. Сейчасъ происходитъ нашествіе тысячъ разныхъ сектъ, которыя говорятъ о «евангелизаціи» Россіи, какъ будто забыли, что Россія уже 1000 лѣтъ какъ приняла Христа, какъ будто это не тотъ народъ, который славилъ Бога и Божію Матерь, какъ никто. Россія – это наслѣдница Константинополя, это Третій Римъ. Теперешнее нашествіе убиваетъ не тѣло, но душу русскаго народа. Во времена преп. Сергія татары грабили Россію матеріально, а теперь эти экуменисты дѣлаютъ это въ духовномъ смыслѣ. Въ Парижѣ я слышалъ по радіо, что 75 монахинь направлялись въ Россію съ невѣроятной суммой долларовъ, для «евангелизаціи» русскаго народа: съ одной стороны строить школы и пріюты, а деньгами покупать русскія души, продавать ересь, и въ этой ереси воспитывать русскихъ дѣтей. Въ Россіи теперь среди всевозможныхъ «лидеровъ» полно политическихъ авантюристовъ, которыхъ больше интересуетъ полученіе иностранной валюты, чѣмъ судьба Россіи.

Мы должны молиться «Взбранной Воеводѣ», преп. Сергію, св. Александру Невскому, чтобы Господь даровалъ намъ вождя, ибо безъ него Россія не двинется. Демократія можетъ быть привлекательной вещью только въ теоріи.

– Не думаете ли Вы, что когда-нибудь сможете поѣхать съ мѵроточивой иконой въ Россію?

– Да, я думаю, что, когда придетъ время, икона поѣдетъ въ Россію. Я желаю этого, но я нахожусь подъ волей Божіей, въ послушаніи Собора Епископовъ Русской Православной Церкви Заграницей во главѣ съ Высокопреосвященнѣйшимъ Митрополитомъ Виталіемъ. Они должны, наши архіереи, опредѣлить, какъ и когда можно будетъ поѣхать въ Россію. Есть многіе люди, которые мнѣ предлагаютъ «секретнымъ образомъ совершить поѣздку». Но я думаю, что чудеса не имѣютъ силы, когда человѣкъ выходитъ изъ послушанія церковной іерархіи. Это чудо принадлежитъ Церкви и неотдѣлимо отъ іерархіи. Если Владыка Виталій и Архіерейскій Соборъ РПЦЗ не благословятъ, я не поѣду. Я не могу идти противъ авторитета нашей Церкви, если я пойду противъ воли Церкви въ лицѣ ея Первоіерарха, я не совершу волю Божію, это будетъ ужасное самовольство, не во славу Божію, а во славу того человѣка, который хочетъ это устроить. Это чудо Церкви, а не мое лично. Я благодарю въ вашемъ лицѣ Архіепископа Лавра и редакцію «Православной Руси» за то, что мнѣ предоставили возможность, такимъ образомъ, отвѣтить всѣмъ тѣмъ, кто безъ благословенія Владыки Виталія стараются меня уговорить на такую поѣздку. Спасибо.

– Въ заключеніе нашей бесѣды не могли бы Вы сказать нѣсколько словъ утѣшенія для вѣрующихъ въ Россіи и въ Зарубежьѣ?

– Самое главное, чтобы вѣрующіе въ Россіи не впадали въ уныніе, икона туда поѣдетъ, когда Господь позволитъ, а не когда мы хотимъ, вѣдь мы всегда молимся, да будетъ воля Твоя. Въ Россіи въ прошломъ уже были явлены мѵроточивыя иконы, о нихъ расказывалось въ «Православной Руси» (№№ 17-18, 1983 г.– ред.). Мы всѣ, въ Россіи и здѣсь, должны возрождаться черезъ покаяніе, чтобы не смѣшать съ благоуханіемъ отъ мѵроточивой иконы смрадъ грѣха, чтобы мы могли жить въ этомъ царствѣ матеріализма какъ настоящіе христіане, потому что Божія Матерь намъ показываетъ, что это мѵро нерукотворное, знаменуя этимъ то, что духовный міръ не имѣетъ никакого отношенія къ современному міру, потому что наша Церковь не отъ міра сего.

Слѣдуетъ вести жизнь святости, соблюдать посты по средамъ и по пятницамъ – преподобный Серафимъ говорилъ когда-то, что Россія погибнетъ, потому что люди не соблюдаютъ эти посты. Владыка Виталій говоритъ: «чтобы быть вѣрнымъ, надо начинать съ маленькихъ вещей». Онъ говоритъ, что епископы чувствуютъ, что могутъ положиться на тѣхъ людей, которые постятся по средамъ и по пятницамъ. Владыка Виталій много разъ разсказывалъ знаменательный случай съ одной его прихожанкой въ Германіи во время войны: однажды, когда эта женщина во время войны перебѣгала желѣзную дорогу со своими двумя младенцами, ея сапогъ застрялъ между рельсами, у нее была ужасная боль, а издалека уже слышался шумъ паровоза – поѣздъ приближался; она же никакъ не могла освободиться. Вдругъ появились два высокихъ красивыхъ мужчины, и непонятнымъ для нея образомъ ее освободили, и поѣздъ прошелъ мимо нихъ. Она съ удивленіемъ къ нимъ обратилась: «Спаси Господь, откуда вы, кто вы»? Они отвѣтили: «Меня зовутъ Среда, а меня Пятница, мы были посланы отъ Бога, чтобы спасти твою жизнь, ибо ты всегда, съ малыхъ лѣтъ, соблюдала наши посты. И скоро послѣ этого они исчезли».

Вотъ вамъ значеніе поста по средамъ и по пятницамъ. Такая маленькая вещь, а такъ значительна для правильной христіанской жизни. И съ такимъ чувствомъ мы должны обратиться къ Богу, чтобы Онъ даровалъ русскому народу настоящаго православнаго вождя. Господь такихъ молитвъ не оставитъ. Аминь.

Бесѣда съ Іосифомъ проходила въ Монреалѣ 11/24 ноября 1992 г., ее велъ и осуществилъ переводъ на русскій языкъ іерей о. Павелъ Ивашевичъ.

* * *

Молодая женщина родила сына. Роды были тяжелые. Пришлось дѣлать сѣченіе. Послѣ 2-хъ операцій Танюша не приходила въ себя больше мѣсяца и лежала въ реанимаціи, не подавая признаковъ жизни. Я дала родственникамъ мѵро и объяснила какъ нужно съ молитвой пользоваться имъ. Послѣ того, какъ больную помазали мѵромъ, она стала подавать признаки жизни, но ни говорить, ни двигаться не могла. Постепенно стала писать на бумагѣ, изъясняясь со всѣми, но говорить еще не могла. Сейчасъ вернулась и рѣчь. Танюшу выписали домой. Она выходитъ изъ дома въ сопровожденіи родственниковъ. Татіана, г. С.-Петербургъ, Россія 11 нояб. 1992 г.

* * *

Нашъ полуторагодовалый сынъ заболѣлъ серьезной желудочной болезнью, не могъ принимать лѣкарства, врачи серьезно опасались за его жизнь. Мы дали мальчику вмѣстѣ съ лѣкарствомъ нѣсколько капель мѵра отъ Иверской иконы, и мальчикъ быстро началъ поправляться. По свидѣтельству врачей, онъ еле выжилъ. Когда черезъ недѣлю мальчика привезли поклониться св. иконѣ, онъ приникъ къ ней и обнялъ такъ крѣпко, что родители долго не могли его оторвать. Теперь мальчику 8 лѣтъ и Иверскую икону онъ называетъ своей. Іерей Николай Семеновъ, Брюссель.

* * *

Списокъ съ Иверской иконы въ нашемъ домѣ долго мѵроточилъ, но затѣмъ пересталъ. Мы приложили къ нему ватку съ мѵромъ, пролежавъ такъ годъ, она перестала благоухать. Но какъ разъ въ этотъ періодъ въ квартирѣ нашего больного сына списокъ иконы Иверской началъ источать мѵро, вся икона была имъ пропитана насквозь. Много нашихъ знакомыхъ исцѣлились передъ этимъ спискомъ, хотя въ данный моментъ онъ и не мѵроточитъ. Такъ, преждевременно рожденный мальчикъ, вѣсившій 2,5 фунта, страдавшій водянкой и болѣзнью сердца – въ безнадежномъ состояніи, черезъ недѣлю послѣ того, какъ мы начали молиться о немъ – исцѣлился и теперь нормально развивается. Т. Ж. Мастикъ Б., Н.І.

«Православная Русь». 1992. № 24. С. 10-11; 1993. № 1. С. 7-9, 15.

 

Акаѳистъ Пресвятѣй Богородицѣ ради иконы Ея Иверскія-Мѵроточивыя Монреальскія.

Мироточивая икона Божией Матери Иверско-Монреальская (11/24 ноября 1982 г. - день начала мироточения)

Сергѣй Нилусъ. Сказаніе о чудотворной иконѣ Богоматери, именуемой Иверскою. 1908г.     


На главную