На главную


01.10.2017


В ОПРОВЕРЖЕНИЕ СЛОВ «НАДО ВСЕМ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ»
Критский еретический лже-собор 2016 г.



Критский еретический лже-собор 2016 г.
Фреска сербского храма Св. Иоанна Владимира в Баре

«Блажен муж,
иже не иде на совет нечестивых,
и на пути грешных не ста,
и на седалищи губителей не седе».
(Пс. 1,1).

Один из недобрых плодов экуменизма - экуменическая дружба, помогающая сжиться с грехом инославных, которая завязывается между экуменистами. Незаметно для самих себя участники экуменических встреч отступают от своих прежних убеждений и усваивают особый язык, терминологию и образ мышления, которые вырабатываются в процессе диалога. Этим достигается отчуждение православных от Матери-Церкви, затмение их сознания инославными, еретическими заблуждениями. Недаром святой апостол Павел говорит, что «худые сообщества развращают добрые нравы» (I Кор. 15,33). Экуменическая дружба всячески способствует размыванию вероисповедных границ, т.е. разрушению церковной ограды. Экуменисты проникаются заблуждениями инославных и сживаются с их грехом.

1) ВНЕ ЦЕРКВИ НЕТ ЕДИНОМЫСЛИЯ И ЕДИНОДУШИЯ ВЕРУЮЩИХ

Пусть не обольщают себя некоторые словами, сказанными Господом: «идеже еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 20). Извратители Евангелия и ложные толкователи приводят эти слова, но это слова последующие, а предыдущие они пропускают; напоминая об одной части, а о другой коварно умалчивают; как сами отделились от Церкви, так рассекают и целость одного и того же места. Господь, внушая ученикам своим хранить единомыслие между собою и мир, говорит им: «глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на небесех; идеже бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 19-20) – и тем показывает, что многое предоставляется не многочисленности, но единомыслию молящихся. «Аще два от вас совещаета на земли», – говорит Он. Таким образом. Господь заповедал сперва единодушие, указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас. После того как через учреждение ими различных сборищ произошли у них ереси и расколы, они оставили главу и начало истины. А Господь говорит о Своей Церкви, говорит к находящимся в Церкви, что если они будут согласны, если, сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. «Идеже еста два или трие» собраны «во имя Мое», ту есмь посреде их, т.е., посреде простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его.

Посреде таковых-то Он обещал быть, подобно тому как Он был с тремя отроками в пещи огненной и среди окружавшего их пламени ободрил духом росы, потому что они были преданы Богу и единодушны между собою (Дан. 3, 50); подобно тому как Он находился с двумя апостолами, заключенными в темницу, и, так как они были просты и единодушны, открыл для них темничные двери и вывел их оттуда, чтобы они передали народу то слово, которое верно проповедовали (Деян. 5, 19). Итак, когда Господь в заповедях Своих полагает и говорит: «идеже еста два или трие» собраны во «имя Мое, ту есмь посреде их», то создавший и учредивший Церковь не отделяет людей от Церкви, но, обличая отпадших от веры и увещевая верных к миру, показывает Своими словами, что Он охотнее бывает с двумя или тремя единодушно молящимися, нежели с большим числом разномыслящих, и что более может быть испрошено согласной молитвой немногих, нежели несогласным молением многих. (…) Какой же мир обещают себе враги братьев? Какие жертвы думают приносить завистники священников? Неужели, собираясь, они думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой? Да хотя бы таковые претерпели и смерть за исповедание имени, – пятно их не омоется и самой кровью. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви; не может достигнуть царства, кто оставляет Церковь, имеющую царствовать. Христос даровал нам мир; Он повелел нам быть согласными и единодушными, заповедал ненарушимо и твердо хранить союз привязанности и любви, и кто не соблюл братской любви, тот не может быть мучеником. Этому учит, это подтверждает апостол Павел, говоря: «аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь; и аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещц е, любве же не имам, никоя польза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не раздражается, не мыслит зла, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит; любы николиже отпадает» (1 Кор. 13, 2-5; 7-8). «Любы», – говорит, – «николиже отпадает»: она навсегда останется в Цартве [Небесном], вечно будет там продолжаться в единстве братского союза. Раздор не может удостоиться Царства Небесного и награды от Христа, Который сказал: «сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбил вы» (Ин. 15, 12). Не будет принадлежать Христу, кто вероломным несогласием нарушил любовь Христову: не имеющий любви и Бога не имеет. Блаженный апостол говорит: «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Боге пребывает и Бог в нем пребывает» (1 Ин. 4, 16). Итак, не могут пребывать с Богом не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией, хотя бы они, быв преданы, сгорели в пламени и огне или испустили дух свой, будучи брошены на снедь зверям; однако и это не будет для них венцом веры, но будет наказанием за вероломство, не будет славным окончанием благочестивого подвига, но исходом отчаяния.

Священномученик Киприан, еп. Карфагенский, Книга о единстве Церкви, гл. 12, 13 .

2) ПРЕКРАСНОЕ РАЗНОГЛАСИЕ И ПАГУБНОЕ ЕДИНОМЫСЛИЕ

Да не подумают, однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. И если нужно о том выразиться кратко, то скажу свою мысль: нехорошо быть и слишком вялым, и чрезмерно горячим, так чтобы или, по мягкости нрава, со всеми соглашаться, или, из упорства, со всеми разногласить. Как вялость недеятельна, так удобопреклонность на все необщительна. Но когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться к закваске лукавства и прикасаться к заражённым. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и из-за этой боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины. Но когда огорчаемся по подозрению и боимся, не исследовавши дела, тогда терпение предпочтительнее поспешности и снисходительность лучше настойчивости. Гораздо лучше и полезнее, не отделяясь от общего тела, как членам его, исправлять друг друга и самим исправляться, нежели, преждевременно осудив своим отлучением и тем разрушив доверенность, потом повелительно требовать исправления, как свойственно властелинам, а не братьям.

Свят. Григорий Богослов, архиеп. Константинопольский, Слово 6. О мире, 20.

3) ЕДИНОМЫСЛИЕ НЕ ВСЕГДА БЫВАЕТ ХОРОШО: И РАЗБОЙНИКИ БЫВАЮТ СОГЛАСНЫ:

Опять Спаситель предсказывает великие скорби, притом гораздо многочисленнейшие, - и что ученики могли бы Ему возразить, о том Сам говорит им наперед. Именно, чтобы слыша слова его, они не сказали: «итак, Ты пришел для того, чтобы погубить нас и наших последователей, и возжечь на земле всеобщую брань?» - Он Сам предупреждает их, говоря: не приидох воврещи мир на землю (Матф. X, 34). Как же Сам Он заповедовал им, входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: «слава в вышних Богу и на земли мир» (Лук. II, 14)? Почему также и все пророки благовествовали о том же? Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками. Так было и при столпотворении. Худой мир разрушен добрым несогласием, - и водворен мир. Так и Павел поселил раздор между согласившимися против него (Деян. XXIII, 6). А согласие против Навуфея было хуже всякой войны (3 Цар. XXI). Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак, брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия; но как люди разделились между собою, то и произошла брань. Впрочем, Он не так сказал. А что же говорит? «Не приидох воврещи мир», - чем самым утешает их. Не думайте, говорит, что вы виноваты в этом: Я это делаю, потому что люди имеют такие расположения. Итак не смущайтесь, как будто эта брань возникла сверх чаяния. Для того Я и пришел, чтобы произвести брань; такова именно Моя воля. Итак, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и злоумышления. Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится небо. Так Христос говорит для того, чтобы укрепить учеников против худого мнения о них в народе. Притом, не сказал: «брань», но, что гораздо ужаснее - «меч». Если сказанное слишком тяжко и грозно, то не дивитесь. Он хотел приучить слух их к жестоким словам, чтобы они в трудных обстоятельствах не колебались. Поэтому и употребил такой образ речи, чтобы кто не сказал, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности. По этой причине даже и то, что можно было бы выразить мягче, Христос представлял более страшным и грозным.

Свят. Иоанн Златоуст. Толкование на Святого Матфея Евангелиста. Беседа 35 (Мф. 10:34), 1.

4) О СОГЛАСИИ ЗЛЫХ.

Дружба уместна во всех благих делах; те же, кто ею пользуется во зло, не друзья, а недруги друг другу. Согласие злых противоположно благу, и как мы должны желать, чтобы среди добрых воцарился мир, мы также должны желать, чтобы и среди злых – разногласие. Единодушие злых вредит добрым, как подтверждает апостол Павел. Он вводит разделение среди злых, которые, как он заметил, объединились, чтобы его убить (ср. Деян. 23, 6-10). Потому в Ветхом Завете разделяется Красное море, поскольку это согласие злых людей (ср. Исх. 14, 21-27), чтобы не задерживались в путешествии избранные, направляющиеся ко спасению. Добрые люди задержались бы в своем путешествии, если бы не было разделено море, то есть единство злых.

Исидор Севильский еп. Гиспальский, Сентенции, Книга III, 31, 1-2.

5) РАЗОЙТИСЬ НА ДОБРО И СОЙТИСЬ НА ЗЛО.

А к дерзающим объявлять, что тотчас за единением последует от папы римского помощь и что единение состоится при сохранении неизменными всех обычаев и догматов двора нашего, или даже внушать, что нисколько не противно поминать папу святым, и это скажем. Таково-то у вас столько лет обдумываемое единение стольких церквей и народов? Таким-то образом думаете соединиться с нами, оставивши без исправления прибавку (к символу Веры) и не изменяя ничего, от чего произошло это продолжительное и несчастное разделение? О люди, это не исправление, не единение церквей, а разделение, горшее прежнего разделения, и раздор, и отсечение, и прельщение, и явное наше к вам понижение, и петля, и стремление к погибели, и потеря свободы, и признание порабощения, и презрение к святым отцам, и ничего здравого. Ибо, каким же образом будет единение у нас, когда множество догматов будут разделятъ нас? Потому что всякая вещь, соединяемая с другою соединяемою, соединяется тогда, когда нет ничего разделяющего; а если остаётся что-либо, разделяющее их, то никоим образом совершенно и навсегда не соединяются, хотя бы для недальновидных и казалось, что они соединены. И каким образом единение будет истинным, а не притворным, когда одни станут при всех священнодействиях возглашать символ с прибавкою, а другие без неё? Не есть это соединение римской церкви с нами, нет! но неразумное подчинение папе римскому четырёх восточных церквей, увлечённых пустыми надеждами. Недовольно, что мы вытеснены с востока и запада, с земли и моря, лишены движимых и недвижимых стяжаний и почти самой приятности жизни, - но враг покушается еще и благочестие наше отнять у нас. Не свершится этот умысел! Хотя бы и казался он спеющим, исчезнет как мыльный пузырь. Потому что бытие наше есть вера наша, отцами преданное наследие; она богатство наше, она - слава, род, венец, похваление наше. У нас одно крещение, одна вера, одна церковь, и славится един Бог Триипостасный; да погибнут все, не так верующие! Хорошо иметь мир со всеми, но с единомысленными в благочестии; потому что мир с правдою и пристойностию есть наилучшее и полезнейшее приобретение, а со злобою и гнусным рабством есть дело самое постыдное и вредное. Бывает худое согласие и хорошее разногласие; можно разойтись на добро и сойтись на зло. Потому что для кого дружба повод к пагубе, для тех ненависть бывает подпорою добродетели и беспристрастное разделение лучше пристрастного согласия. Или не знаете, что каждое великое зло начинается с малого и таким образом? Что заблуждение происходит от вещей по-видимому безразличных, и от примирения с погрешностями, кои кажутся неважными, доходим до впадения и в большие? что есть путь, который людям кажется прямым, но конец его упирается во дно адово (Прит. 16, 25)? И это ничего не значит, и то не важно; следовательно, всё возможно? Нет, отступи! Прочь, гибельный совет! Да погибнет эта мысль вместе с родившим её! Не отречёмся от тебя, любезное православие! Не отвратимся отъ тебя, отцами преданное учение! Не отступим от тебя, матерь наша, благочестивая вера! В тебе мы родилисъ, тобою живем и в тебе почием! А если наступит время, то и умрём за тебя тысячекратно. Мы ученики апостолов, сказавших: „вступающий в общение с чуждым общения и сам лишается общения; и если кто молится с ненаходящимся в общении, хотя бы в доме, да будет отлучён».

Иеромонах Иосиф Вриенний (духовный отец свят. Марка митр. Ефесского), Совещательное слово о единении Церквей и против унии с папой римским Мартином.

Сост. Ред. Миссионерского Центра.



На главную