Смиренный Антоній, Митрополитъ Кіевскій и
Галицкій, Предсѣдатель Русскаго Архіерейскаго Синода заграницей, радоватися
желаетъ. Получивъ отвѣтное посланіе Вашего
Святѣйшества на привѣтствіе названнаго Русскаго Синода, въ которомъ Вы хотя
и не усваиваете сему учрежденію таковаго наименованія, но передаете черезъ
меня привѣтствіе и прочимъ заграничнымъ соепископамъ русскимъ, – считаю
долгомъ во-первыхъ еще разъ напомнить, что учрежденіе сіе не
противоканоническое, но согласное 39-му правилу VI Вселенскаго Собора и
циркуляру Московскаго Патріаршаго Синода, отъ 1 ноября 1920 г. за № 362,
во-вторыхъ же, – что и служитъ главнымъ, побужденіемъ къ написанію всего
посланія, – сыновне доложить Вашему Святѣйшестну о тѣхъ обидахъ, которыя
нанесены уже не намъ и не заграничнымъ только епископамъ, но и всей великой
Россійской Православной Церкви, а вѣрнѣе сказать, всей Христовой Церкви
Вашими предшественниками – Святѣйшимъ Патріархомъ Григоріемъ VII и
Святѣйшимъ Мелетіемъ, самочинно отторгнувшимъ отъ Русской Церкви діоцезы
Польши и Финляндіи и пытавшимся отторгнуть и Америку и русскія церкви
Западной Европы, совершенно извращая священные каноны, въ коихъ не только
невозможно найти никакого оправданія такимъ дѣйствіямъ, но и легко указать
строгія воспрещенія таковымъ, начиная со 2-го правила Второго Вселенскаго
Собора. Ссылка же на 28-ое правило IV Собора, въ оправданіе подобныхъ
незаконныхъ захватовъ Вселенскимъ Престоломъ очевидна по своей лживости, ибо
тамъ рѣчь идетъ только о митрополіяхъ Понта, Асіи и Ѳракіи, принадлежавшихъ
и ранѣе названному Престолу. Но о семъ мы уже неоднократно писали тому-же
Патріаршему Престолу и потому повторять тѣхъ доводовъ здѣсь не будемъ, а
лучше пояснимъ, почему мы рѣшаемся вступиться за отторженные отъ Россійской
Церкви предѣлы. – Вотъ уже два года поступаютъ къ намъ отъ многочисленныхъ
мірянъ и духовенства изъ Польши и Финляндіи горькія жалобы на то, что ихъ
отторгли отъ излюбленнаго и великимъ Соборомъ поставленнаго имъ Великаго
Пастыря – Патріарха Всероссійскаго и что теперь ихъ лишаютъ даже возможности
молиться Богу и совершать таинства по установленному Священнымъ Преданіемъ и
строжайшими правилами I и VI Вселенскихъ Соборовъ чину, сохраняемому во
всемъ православномъ мірѣ. Но не только эти самыя жалобы, а и прямое
повелѣніе Церкви понуждаетъ насъ заступиться за братьевъ, лишаемыхъ
возможности правильно содержать спасительный путь благочестія, то-есть
церковной молитвы и церковнаго управленія; именно мы имѣемъ къ виду
постановленіе Вселенскаго Собора о том , что, если гдѣ замѣтно будетъ
ослушаніе епископа правиламъ Церкви, то сосѣдніе епископы должны сказать ему
братолюбно слово прещенія (IV Вселенскаго Собора и др), ибо въ этомъ случаѣ,
то-есть, если правила Вселенскихъ Соборовъ, какъ внушенныя Божественнымъ и
Животворящимъ Духомъ, попираются высшими носителями Его благодати, то
обиженному жаловаться уже некому и отвѣтственность за чистоту церковнаго
ученія и благочестія возлагается на всѣхъ епископовъ міра. – Конечно всего
естественнѣе возвысить свой голосъ по симъ дѣламъ Патріарху Всероссійскому,
по его уста заграждены цѣпями безбожныхъ захватчиковъ власти въ бывшей
Россіи. И всетаки, лишь только они, хотя изрѣдка, даютъ ему возможность ихъ
открыть, онъ прямо и открыто выражаетъ свое осужденіе своевольному
распоряженію постороннихъ Владыкъ, то-есть того же покойнаго Патріарха
Григорія съ его Синодомъ. Въ этомъ насъ убѣждаетъ его письмо къ Митрополиту
Варшавскому Діонисію (23 мая 1924 г. за № 244), а равно и то, что
осужденнымъ отъ послѣдняго и изгнаннымъ съ кафедръ Архіепископамъ Елевнерію,
Владиміру и Пантелеймону онъ послалъ высокія награды, произведя послѣднихъ
двухъ въ означенный санъ въ ихъ изгнаніи, а перваго наградивъ алмазнымъ
крестомъ на клобукѣ „за вѣрное служеніе Православной Церкви”. Письмо его къ
Митрополиту Діонисію при семъ прилагается. Однако, всѣмъ извѣстно, что интернированному
въ Донскомъ монастырѣ Патріарху Тихону, только изрѣдка, раза два-три въ
годъ, дается разрѣшеніе писать свои Архипастырскія распоряженія заграницу
открыто, именно тогда, когда послѣднія случайно соотвѣтствуютъ
интернаціональнымъ интересамъ его поработителей; но, конечно, послѣднее
случается почти никогда; даже выѣхать изъ своего заключенія для служенія
литургіи Патріархъ не можетъ безъ разрѣшенія большевиковъ-коммунистовъ.
Поэтому совершенно справедливо Ваши предшественники по Вселенскому Престолу
– Святѣйшіе Мелетій и Григорій именуютъ его Исповѣдникомъ. Итакь за физическою невозможностью нашему
Русскому Патріарху возвысить свой голосъ, я, смиренный Кіевскій
Митрополитъ, состоящій вторымъ по немъ, по признанію великаго Всероссійскаго
Собора, бывшаго въ Москвѣ въ 1917-18 г. г., а также по признанію всѣхъ 32
русскихъ Архіереевъ, пребывающихъ заграницей, имѣю тяжелый, ко неотвратимый
долгъ сыновне напомнить Вашему Святѣйшеству о незаконныхъ дѣяніяхъ Вашихъ
предшественниковъ – Киръ Мелетія и Киръ Григорія VII. – Донынѣ, отъ дней
юности своей, я возвышалъ свой голосъ только для прославленія Восточныхъ и
въ частности Вселенскихъ Патріархомъ, устно и печатно, о чемъ ,конечно,
Вашему Святѣйшеству хорошо извѣстно; какъ и о томь, что я и дѣломъ, и
словомъ, и печатью всегда заявлялъ себя филэллиномъ и поклонникомъ Великой
Идеи. Однако, я не папистъ и хорошо помню то, что кромѣ великихъ епископовъ
Церкви, какъ Павелъ Исповѣдникъ, Григорій Богословъ, Іоаннъ Златоустъ,
Проклъ. Флавіанъ, Германъ, Тарасій, Фотій, бывали тамъ многіе другіе и
внутренніе враги Церкви, еретики и даже ересіархи, какъ Македоній,
Несторій, Сергій, Пирръ, Петръ. Панель и многіе иконоборцы; о нихъ сказано
горькое, но правдивое слово въ 1 правилѣ VI Вселенскаго Собора и сообщено
вселенной, что они осуждены и отлучены вмѣстѣ съ Оноріемъ, Папой Римскимъ, и
другими еретиками. И вотъ къ этому же пути ослушанія св. Церкви
и каноновъ склонялись, послѣдніе два предшественника Вашего Святѣйшества. Такъ мы знаемъ, что основаніе новой
митрополіи или выдѣленіе епархій въ автономную митрополію дозволяется не
иначе, какъ по согласію прежняго Митрополита н его Сѵнода, а Патріархи
Мелетій н Григорій VII выдѣлили польскія и финляндскія епархіи безъ согласія
на то Святѣйшаго Патріарха Всероссійскаго въ автономный діоцезъ и захватили
ихъ подъ власть Патріарха Цареградскаго, ссылаясь въ оправданіе на
несвободное вь бывшемъ русскомъ государствѣ положеніе Патріарха Тихона, на
самомъ-же дѣлѣ – по угодливости своей иновѣрнымъ правительствамъ Польскому и
Финляндскому, изъ которыхъ первое еще съ 14 вѣка старалось отторгнуть отъ
русской церковной власти малорусскія и бѣлорусскія области и давно бы эго
сдѣлало, если бы древніе Вселенскіе Патріархи во имя церковной пользы не
отстаивали единства Русской Церкви, которое явилось и является главнымъ
препятствіемъ для постепеннаго окатоличенія русскихъ общинъ въ Польшѣ и для
постепеннаго олютераненія русскихъ общинъ къ Финляндіи, каковыя стремленія
обоихъ правительствъ возбуждали крайнее негодованіе православнаго населенія,
совершенно безпомощнаго при этомъ республиканскомъ деспотизмѣ, болѣе
тяжкомъ, чѣмъ всякій другой деспотизмъ. Въ 24 правилѣ Карфагенскаго Собора ясно
говорится – при какихъ условіяхъ возможно основывать новыя митрополіи,
выдѣляя епархіи отъ прежняго Киріарха. Вотъ какъ оно читается. „Заблагоразсуждено, чтобы Мавританія
Ситифенская имѣла своего первенствующаго епископа, такъ какъ она просила о
семь первенствующаго епископа Нумидійскія страны, отъ коея отдѣлена
соборомъ. По согласіи всѣхъ первенствующихъ епископовъ африканскихъ областей
и всѣхъ епископовъ, дозволено ей имѣти своего первенствующаго по ея
отдаленности”. Тѣ-же почти требованія изложены въ 111-мъ
правилѣ того же Собора объ открытіи епархій. Вопреки этимъ правиламъ и самой идеѣ Церкви,
католическое правительство Польши, не спросивъ Патріарха, отрѣшило отъ него
7.000.000 паствы и 5 епархій и ихъ подчинило Вселенскому Престолу, хотя изъ
шести Епископовъ только два, къ которымъ они самовольно присоединили
третьяго, наскоро рукоположивъ его изъ архимандритовъ, согласились на такое
незаконное дѣйствіе; несогласные же были лишены епархій, а трое изъ нихъ
послѣ временнаго заключенія въ монастырѣ были высланы заграницу: на
произволъ судьбы. Но еще болѣе беззаконно и жестоко было
отношеніе покойнаго Патріарха Григорія VII и его Синода къ епархіи и къ
Архіепископу Финляндскому. Именно Вселенскій Патріархъ посвятилъ ему викарія
священника Аава (безъ всякаго постриженія въ монашество и даже въ рясофоръ)
и не только безъ его, Архіепископа, согласія, но даже вопреки его протесту!
этимъ покойный Патріархъ попралъ основной канонъ Церкви – 6-ое правило I
Вселенскаго Собора (и многія другія), которое говоритъ: „аще кто безъ
соизволенія своего Митрополита поставленъ будетъ Епископомъ, о такомъ
великій Соборъ опредѣлилъ, что онъ не долженъ быть Епископомъ”. Патріархъ
даже въ своемъ діоцезѣ не можетъ ставить Епископа безъ согласія мѣстнаго
Митрополита, о чемъ ясно говорить 28 правило IV Собора, именно то самое
правило, на которомъ, совершенно напрасно, стараются обосновать свои
незаконныя притязанія предшественники Вашего Святѣйшества. – А сей
незаконный „епископъ” Аавъ, получивъ архіерейскій санъ, самозванно возложилъ
на себя монашескій клобукъ и въ такомъ маскарадѣ явился въ чужую
Финляндскую епархію, а законнаго Архипастыря ея Архіепископа Серафима,
уважаемаго всѣмъ народомъ, подвергъ преслѣдованіямъ лютеранскаго
правительства, которое впрочемъ еще раньше предложило покойному Патріарху
Григорію на утвержденіе беззаконнѣйшій законъ о томъ, что свѣтское
правительство Финляндіи получаетъ право увольнять заштатъ Архіепископа;
такъ оно и поступило, подъ фальшивыми предлогомъ, будто Архіепископъ
Серафимъ не успѣлъ въ установленное время достаточно изучить финскій языкъ.
Земля и небо ужаснулись столько же подобному беззаконію деспотическаго
иновѣрнаго правительства, сколько (и еще болѣе) беззаконію православнаго
Патріарха, давшаго согласіе на введеніе такого безчинства. – И вотъ сей
сомнительный епископъ Германъ въ мірскомъ одѣяніи, подбритый и
подстриженный, расхаживаетъ по улицамъ города на соблазнъ православныхъ и
для злорадства иновѣрцевъ, а достойнѣйшій Архіепископъ, грубо оскорбленный
своимъ же лже-собратомъ, влачитъ печальные дни въ ссылкѣ въ тѣсномъ
помѣщеніи монастыря на пустынномъ островѣ бурнаго Ладожскаго озера. Такое же
дѣйствіе допустилъ покойный Патріархъ надъ Церковью Эстонскою, изъявъ ее изъ
подчиненія Всероссійскому Патріарху и любодѣнственно подчинивъ своей власти
вопреки священнымъ канонамъ, которыхъ мы снова повторять не будемъ и
нарушеніе коихъ было осуждено въ письмѣ Патріарха Тихона къ Митрополиту
Діонисію, гдѣ онъ признаетъ подчиненіе Польской Православной Церкви чужому
престолу и отторженіе ея отъ Всероссійскаго Патріархата прямо
незаконнымъ. Вообще исторія Церкви и въ частности исторія
Вселенскаго Патріархата едва-ли прежде знала столь грубыя нарушенія
патріархами вселенскихъ каноновъ и правилъ общечеловѣческой справедливости
на радость еретикамъ, которые и раньше въ оффиціальныхъ бумагахъ не
стѣснялись выражать самое надменное презрѣніе Восточной Іерархіи, а теперь
находятъ возможнымъ даже не считаться съ нею. – Мы, конечно, далеки отъ
того, чтобы подозрѣвать даже кого-либо изъ четырехъ древнѣйшихъ
Патріархатовъ Востока въ томъ, что католическіе іерархи считаютъ
несомнѣннымъ, какъ, напримѣръ, пресловутый уніатскій митрополитъ Андрей
Шептицкій, подававшій проектъ Австрійскому Императору Францу – Іосифу объ
обращеніи въ еретическую унію всей Малороссіи, „съ согласія”, какъ онъ
писалъ всеподданнѣйшій докладъ, отъ 14 августа 1914 года (см. газету
„Кіевлянинъ” 14 октября 1919 года), „Восточныхъ Патріарховъ, которыхъ можно
подкупить деньгами”, – чѣмъ впрочемъ и теперь похваляются польскіе
политики. – Нѣтъ! мы всегда говоримъ, что четыре Патріарха Востока скорѣе
умрутъ съ голоду, чѣмъ допустятъ измѣнить „едину іоту или едину черту отъ
закона” (Матѳ. 5, 18) православной вѣры и Церкви. И только со времени
печальнаго Всеправославнаго Конгресса у бывшаго Патріарха Мелетія (давшаго
такое самозванное наименованіе собранію 4-6 архіереевъ и нѣсколькихъ
священниковъ и мірянъ, безъ участія на немъ трехъ Восточныхъ Патріарховъ) –
со времени помянутаго неправославнаго конгресса начался тотъ
противоцерковный вандализмъ, который проектировалъ многое, воспрещенное
Церковью со страшными проклятіями, какъ, напримѣръ, женатыхъ архіереевъ,
второбрачіе клириковъ, упраздненіе постовъ. Правда, оный неправославный
конгрессъ не осмѣлился оффиціально обнародовать всѣхъ нечестивыхъ нарушеній
церковныхъ законовъ, а ограничился предложеніемъ ввести новый стиль и всѣ
неподвижные праздники перенести на 13 дней раньше, оставивъ нетронутою
пасхалію. Но и подобная неразумная и безцѣльная уступка масонству и папизму,
давно добивавшемуся такого измѣненія календарей въ цѣляхъ окончательнаго
поглощенія уніи латинствомъ (ибо главное бытовое отличіе уніатовъ отъ
латинянъ – старый стиль у первыхъ), нарушаетъ собою Апостольское
установленіе Петрова поста, ибо съ введеніемъ новаго стиля праздникъ св.
Петра и Павла будетъ у нихъ раньше недѣли Всѣхъ Святыхъ, если Св. Пасха
падетъ на 21 апрѣля ст. стиля или позже, и тогда постъ окажется вовсе
отмѣненнымъ. Впрочемъ даже не о семъ мы желаемъ теперь
упомянуть, а о томъ, что покойный Патріархъ Григорій VII, поддавшись
воздѣйствію лютеранскаго правительства Финляндіи, согласился и даже Св.
Пасху, не взирая на проклятія, наложенныя Св. Соборами (Первымъ и
Антіохійскимъ прав. 1 и Св. Апостолъ прав. 7), „въ видѣ исключенія”
праздновать съ еретиками и даже съ іудеями, тогда какъ стараніе Св. Церкви
при установленіи сего праздника къ тому только и клонилось, „да не со іудеи
празднуемъ”. А правительство Финляндское теперь подвергаетъ нравственному и
физическому гоненію тѣхъ вѣрныхъ православію монаховъ и мірянъ, которые
желаютъ болѣе повиноваться Богу, чѣмъ людямъ (Дѣян. 5, 29). То-же
доказываютъ эллинскіе греки въ своей петиціи къ Народному Собранію,
подписанной сотнями тысячъ вѣрующихъ, которые умоляютъ народныхъ депутітовъ
защитить ихъ отъ своихъ же Архипастырей. Кто же были главные виновники этого ужаса?
Вселенскій Патріархъ Григорій VII, окруженный нечестивыми совѣтчиками.
Онъ-же, какъ и, увы, нѣкоторые другіе іерархи, понуждаетъ паству и другихъ
помѣстныхъ Церквей переходить на новый стиль календаря, угрожая непокорнымъ
сему безумію, но благопокорнымъ Священному Преданію запрещеніями и
епитиміями. При этомъ не стыдятся вопреки правдѣ увѣрять, какъ и русскіе
живоцерковскіе лже-архіереи, составившіе въ 1923 г. Разбойническій Соборъ
(предавшіе темницамъ и ссылкамъ 80 архіереевъ – исповѣдниковъ, а 30 –
смертной казни), будто Восточные Патріархи тоже перешли на новый стиль. –
Такъ лгать безъ стыда, такъ обманывать паству, такъ клеветать на старѣйшихъ
собратьевъ едва-ли рѣшились бы и беззаконные враги Св. Іоанна Златоуста и
Свят. Патріарха Россійскаго Никона († 1681 г.). Паства въ Финляндіи, въ Польшѣ, въ Румыніи,
и въ современной Турціи, и въ Елладѣ потеряла миръ, какъ бы раздѣлившись на
падшихъ и на исповѣдниковъ. Послѣдніе получатъ вѣнецъ нетлѣнія, а первые да
образумятся благовремнно вмѣстѣ со своими неразумными архипастырями и
пастырями! Глубоко пало благочестіе! Только благодать
Господня можетъ исправить положеніе Церкви, о чемъ мы не перестаемъ со
слезами умолять Бога и Его Пречистую Матерь, Ангеловъ и Святыхъ. Думаю, что не новые факты и мысли
докладывалъ я здѣсь Вашему Святѣйшеству, да и мысли не мои, а Вселенской
Христовой Церкви. Свою обязанность поступить такъ я подтвердилъ правилами
Соборовъ, но если бъ и не было таковыхъ, это повелѣвала сдѣлать моя
христіанская совѣсть. Вашему же Святѣйшеству я въ заключеніе
приведу еще слова преподобнаго Исидора Пелусіота къ великому Святителю
Божіему Кириллу Александрійскому, который однажды по внушенію діавола
поддался искушенію зависти къ Св. Іоанну Златоусту, изгнанному и
скончавшемуся въ далекой ссылкѣ, какъ св. исповѣдникъ вѣры. Он его не желалъ
даже внести въ диптихи . „Ты меня называешь отцемъ, - такъ
приблизительно писалъ ему преподобный Исидоръ, - но болѣе правъ я, называя
отцомъ тебя, а себя твоимъ сыномъ. Однако, и родной сынъ царя Саула Іонафанъ
увѣщевалъ и обличалъ своего отца въ ничѣмъ незаслуженной ненависти къ
праведному Давиду. Такъ и я, - продолжаетъ преподобный, - умоляю тебя,
Владыко, покаяться въ твоемъ грѣхѣ противъ Святого Іоанна”. Кириллъ еще продолжалъ упорствовать, но
тогда Сама Пресвятая Богородица, Которую онъ прославилъ лучше всѣхъ прочихъ
писателей и пѣвцовъ церковныхъ, явилась ему съ прещеніемъ и склонила его къ
покаянію и миру. Вашему Святѣйшеству пока не въ чемъ каяться,
что должны дѣлать бывшіе Патріархи – Мелетій и покойный Григорій,
возмутившіе Церковь; – но я смиренно умоляю Васъ остановить своимъ вліяніемъ
то страшное разрушеніе, которое они начали, а именно 1) привести къ отмѣнѣ
постановленія Всеправославнаго Конгресса, 2) отказаться отъ претензій на
отторгнутые отъ Россійскаго Патріарха предѣлы, 3) отмѣнить новый стиль, 4)
возвратить Финляндіи каноническое празднованіе дня Пасхи, 5) призвать всѣхъ
собратій къ соблюденію мира и охраненію священныхъ каноновъ и преданій.
Тогда Господь возвыситъ и Вашъ престолъ и эллинскую народность, какъ
первенцевъ Святой Церкви, а съ нею и всю Православную Церковь на вѣки. О семъ я лично и письменно убѣждалъ кого
слѣдуетъ, согласно слову Христову; теперь же повторяю это при двою или трію
свидѣтелей, ибо сіе посланіе разсылается и прочимъ православнымъ
Патріархамъ. Дай Богъ, чтобы не пришлось изнести его на судъ Церкви по
реченному Матф. 18, 15-18. Митрополитъ АНТОНІЙ. № 2546. 4/47 февраля 1025 г. Сербія, Срем.
Карловны. «Церковные Ведомости», №11-12,
1/14-15/28 июня 1925 г. C. 1-4. |