На главную
|
18.10.2017
МОЖНО ЛИ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ ПРОСИТЬ МОЛИТВ ИНОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННИКОВ?
Вопрос о том, может ли православный христианин обращаться к
духовно-молитвенной помощи тех людей, которые не принадлежат к православной
церкви, но являются служителями инославных вероисповеданий, представляется
вопросом, явившимся в результате тех новых осложнений и запутанностей,
коими наше время неоспоримо отличается от условий прежней жизни. Основная
причина этого вопроса, несомнѣнно, заключается в том, что теперь многие
православные русские люди, рассеянные по лицу всей земли, оказываются
обитателями таких местностей, где нет ни православных храмов, ни
православных священников. А поэтому, пред нами и появляется задача: найти
себе духовную поддержку и опору — среди тех трудностей, скорбей и печалей,
коими так богата наша земная жизнь. Такую опору и поддержку православный
человек привык получать от Церкви — от полноты благодатной церковной жизни.
А духовное общение человека с Церковью, помимо его личной молитвы и дел
благочестия, осуществляется чрез Богослужения, священнодействия, и вообще
чрез деятельность служителей Церкви, поставленных Самим Богом на это
служение. И естественно, что тот, кто привык жить церковною жизнию, в
молитвенно-духовном единении с другими людьми и с церковным пастырством,
чувствует себя осиротелым, когда попадает в такой уголок земного шара, в
котором православная Церковь не имеет ни своего храма, ни своих служителей.
Как уже было сказано, в этом и можно видеть причину того, что в среде
православных людей появился вопрос об обращении за молитвой к служителям
инославных религий. Но нам думается, что здесь же можно искать и оснований
для ответа на этот вопрос.
В самом деле. Для чего православный христианин обращается к священникам,
прося их молитвы? Для того, чтобы получить в укрепление и в освящение себе
— Божественную благодать, носителями и проводниками коей являются пастыри
Церкви. Но они сами получают ее от Церкви, в Коей обитает Дух благодати. И
только при неразрывной связи с Церковью тот или иной служитель ее может
своей молитвой и служением низводить на верующих эту спасающую Божественную
благодать.
Но не напрасно церковные правила о совершении церковных священнодействий
говорят: никто не может дать другому того, чего сам не имѣетъ... Если
православный христианин ищет и просит у Св. Церкви благодатной помощи, —
естественно и законно, что он получает ее чрез облагодатсгвованных пастырей
ее. Но как он получит Божию благодать от Церкви — чрез людей, которые сами
к ней не принадлежат и не имеют с ней духовного, благодатного единения и
общения? Конечно, Дух „дышит, где хочет", говорил в Евангелии Господь Иисус
Христос; и мы не знаем всех путей Его воздействия на человеческую душу. Если
Ему угодно избрать какой-либо особый способ такого воздействия — на то Его
державная воля — благая, святая, премудрая и всесовершенная. Но мы сами,
как чада Его Церкви, должны искать Его благодатной помощи — всегда и только
в Православной Церкви, в сокровищнице ее духовного богатства и силы. А
поэтому, если доступно для нас, по условиям нашей земной жизни, обращение к
ее служителям за молитвой и служением — это и есть тот способ и путь к
укреплению наших духовных сил и спасению души, который дан и указан
Господом всем нам. Если же такое обращение к пастырям нашей Церкви для нас
по тем или другим причинам невозможно — мы должны и это покорно принять как
свой земной жребий, как волю Божию, и молить Господа прежде всего о том,
чтобы он Сам, как Пастырь и Посетитель душ наших, управил наш земной путь во
благое. А также — если это не противно Его святой воле и промышлению о нас —
и о том, чтобы нам обрести в этой жизни возможность желанного для нас
обращения к Его служителям, к пастырям православной Церкви — за молитвой,
служением и духовным руководством. Но обращаться за этим к тем людям,
которые к Церкви не принадлежат, и не имеют с нею духовно-благодатного
общения,— православному христианину не для чего. И не следует.
«Хлеб Небесный». 1940. № 5. С. 52-53.
|
На главную |