На главную


18.10.2017
 


МОЖНО ЛИ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ ПРОСИТЬ МОЛИТВ ИНОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННИКОВ?


Вопрос о том, может ли право­славный христианин обращаться к духовно-молитвенной помощи тех людей, которые не принадлежат к православ­ной церкви, но являются служителями инославных вероисповеданий, представ­ляется вопросом, явившимся в резуль­тате тех новых осложнений и запу­танностей, коими наше время неоспоримо отличается от условий прежней жизни. Основная причина этого вопроса, несо­мнѣнно, заключается в том, что теперь многие православные русские люди, рассе­янные по лицу всей земли, оказываются обитателями таких местностей, где нет ни православных храмов, ни православ­ных священников. А поэтому, пред нами и появляется задача: найти себе ду­ховную поддержку и опору — среди тех трудностей, скорбей и печалей, коими так богата наша земная жизнь. Такую опору и поддержку православный чело­век привык получать от Церкви — от полноты благодатной церковной жизни. А духовное общение человека с Цер­ковью, помимо его личной молитвы и дел благочестия, осуществляется чрез Богослужения, священнодействия, и вооб­ще чрез деятельность служителей Церк­ви, поставленных Самим Богом на это служение. И естественно, что тот, кто привык жить церковною жизнию, в молитвенно-духовном единении с дру­гими людьми и с церковным пастыр­ством, чувствует себя осиротелым, когда попадает в такой уголок зем­ного шара, в котором православная Церковь не имеет ни своего храма, ни своих служителей.

Как уже было сказано, в этом и можно видеть причину того, что в сре­де православных людей появился во­прос об обращении за молитвой к служителям инославных религий. Но нам думается, что здесь же можно ис­кать и оснований для ответа на этот вопрос.

В самом деле. Для чего православ­ный христианин обращается к священникам, прося их молитвы? Для того, чтобы получить в укрепление и в освя­щение себе — Божественную благодать, носителями и проводниками коей явля­ются пастыри Церкви. Но они сами полу­чают ее от Церкви, в Коей обитает Дух благодати. И только при неразрыв­ной связи с Церковью тот или иной служитель ее может своей молитвой и служением низводить на верующих эту спасающую Божественную благодать.

Но не напрасно церковные правила о совершении церковных священнодействий говорят: никто не может дать другому того, чего сам не имѣетъ... Ес­ли православный христианин ищет и просит у Св. Церкви благодатной помощи, — естественно и законно, что он по­лучает ее чрез облагодатсгвованных пастырей ее. Но как он получит Бо­жию благодать от Церкви — чрез людей, которые сами к ней не принадлежат и не имеют с ней духовного, благодат­ного единения и общения? Конечно, Дух „дышит, где хочет", говорил в Еван­гелии Господь Иисус Христос; и мы не знаем всех путей Его воздействия на человеческую душу. Если Ему угодно избрать какой-либо особый способ та­кого воздействия — на то Его державная воля — благая, святая, премудрая и всесо­вершенная. Но мы сами, как чада Его Церкви, должны искать Его благодатной помощи — всегда и только в Православ­ной Церкви, в сокровищнице ее духов­ного богатства и силы. А поэтому, если доступно для нас, по условиям нашей земной жизни, обращение к ее служителям за молитвой и служением — это и есть тот способ и путь к укрепле­нию наших духовных сил и спасению души, который дан и указан Госпо­дом всем нам. Если же такое обра­щение к пастырям нашей Церкви для нас по тем или другим причинам невозможно — мы должны и это покорно принять как свой земной жребий, как волю Божию, и молить Господа прежде всего о том, чтобы он Сам, как Пастырь и Посетитель душ наших, управил наш земной путь во благое. А также — если это не противно Его святой воле и промышлению о нас — и о том, чтобы нам обрести в этой жизни воз­можность желанного для нас обращения к Его служителям, к пастырям пра­вославной Церкви — за молитвой, служе­нием и духовным руководством. Но обращаться за этим к тем людям, которые к Церкви не принадлежат, и не имеют с нею духовно-благодатного общения,— православному христианину не для чего. И не следует.

«Хлеб Небесный». 1940. № 5. С. 52-53.


На главную