На главную


05.11.2019
http://afanasiy.net/protoierei-andrei-iurashkevych-o-liubvy-k-svoemu-otechestvu.-slovo-na-den-prazdnyka-kazanskoi-ykony-bojiei-matery


О ЛЮБВИ КЪ СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ.
Слово на день праздника Казанской иконы Божіей Матери.
Протоіерей Андрей Юрашкевичъ.


Больши сея любве никтоже иматъ,
да кто душу свою положитъ за други своя.
(Іоан. XV, 13)

Благочестивые слушатели! Сегодня мы молитвенно воспоминаемъ великую милость Божію, явленную нашему дорогому отечеству. Сегодня мы воспоминаемъ, какъ три почти вѣка тому назадъ лучшіе русскіе люди, воодушевленные вѣрою въ заступничество Божіей Матери, по любви къ своей землѣ и къ своимъ собратіямъ – единоплеменникамъ, изгнали изъ своего отечества врага сильнаго и коварнаго, желавшаго не только покоритъ нашу страну подъ свою власть, но и лишить ее самаго дорогого ея достояніе – святой православной вѣры, которою до того времени жила душа русскаго человѣка, получившаго отъ своей вѣры и нравственную силу и крѣпость, и силу внѣшнюю, государственную.

Сегодня мы воспоминаемъ подвиги на благо родины своей русскихъ людей, изъ коихъ одпиъ (Косьма Мининъ-Сухорукій) взывалъ къ своимъ согражданамъ: «не сожалѣемъ ничего, продадимъ дома, заложимъ женъ и дѣтей, но спасемъ Москву и родную землю». И поднялись русскіе люди, понесли на нужды земли родной свое достояніе, отдали, наконецъ, на бранномъ полѣ свою жизнь, и своимъ великимъ подвиготъ совершали не только освобожденіе своей земли отъ нашествія врага, но и положили начало будущаго величія и славы нашего дорогого отечества, и тѣмъ дали живой примѣръ и намъ, ихъ потомкамъ, какъ мы должны любить свою землю и свой народъ, какъ мы должны быть готовы для блага этого народа и своей земли положить свою жизнь, по слову Спасителя: больши сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положитъ за други своя (Іоан. XV, 13).

Наши предки знали эту заповѣдь Спасителя и полагали свои души за други своя.

Примѣру ихъ слѣдовали и многочисленные потомки ихъ, тоже полагавшіе свои души и приносившіе свое достояніе на пользу сродной земли. И большинство изъ насъ думаетъ, конечно, что трудиться для родной земли и для роднаго народа – нашъ долгъ, наша священная обязанность, какъ православныхъ христіанъ, какъ гражданъ русской земли, какъ вѣрныхъ сыновъ своего отечества, какъ вѣрноподданныхъ русскаго царя.

Но въ послѣднее время у насъ на Руси народились умы, которые иначе думаютъ, говорятъ и пишутъ, чѣмъ думали и дѣйствовали наши предки, созидавшіе наше государство, – иначе, чѣмъ думаемъ и мы, ихъ потомки, вѣрные завѣтамъ своихъ предковъ. Они говорятъ и пишутъ: «Не трудись для своей земли и для своего народа, а трудись для всѣхъ народовъ. Да твой русскій народъ и не заслуживаетъ любви къ себѣ, ибо онъ носитъ на своей душѣ много грѣховъ и погрязъ въ порокахъ и беззаконіяхъ»... Правду ли они говорятъ? – Поразмыслимъ объ этомъ.

Поразмыслимъ о томъ, почему же мы должны любить свою землю, свою родину, свой народъ? Почему мы должны любить свою землю, когда есть края лучше нашихъ, гдѣ и солнце лучше свѣтитъ, и звѣзды ярче блещутъ, и земля богаче своими красотами и произрастеніями? Почему мы должны любить свой народъ, когда у него есть много пороковъ и недостатковъ, когда есть на свѣтѣ народы богаче, умнѣе, просвѣщеннѣе, развитѣе его, а, можетъ быть, и честнѣе, трудолюбивѣе, трезвѣе его? И вообще, зачѣмъ нужно любить свое худшее, когда на свѣтѣ есть чужое лучшее, – когда иному гражданину русской земли, съ чуткою совѣстью, съ чистымъ сердцемъ и просвѣщеннымъ умомъ, такъ тяжело на землѣ родной, а человѣку богатому такъ скучно жить, а тамъ, въ другихъ земляхъ, за морями и горами, такъ легко, удобно, весело и даже во многихъ отношеніяхъ полезно?

Да, тамъ легко, удобно, пріятно жить. – И всетаки скажемъ: «Русскій человѣкъ, люби свою родину, свою землю, свой народъ! Люби свою землю съ ея непривѣтливымъ, суровымъ небомъ, съ ея безконечными однообразными равнинами, болѣе полугода покрытыми холоднымъ снѣгомъ, сь ея вьюгами и метелями, съ ея морозами и бурями! Люби свой народъ съ его недостатками и пороками, съ его непросвѣщенностью, простотою жизни, его отсталостью отъ другихъ народовъ во многихъ сторонахъ общественной, бытовой, умственной и нравственной жизни!». За что же любить? За то, что они свои; за то, что эта земля – твоя земля, этотъ народъ – твой народъ. Развѣ отецъ и мать любятъ лишь тѣхъ дѣтей, которые прекрасны, умны, здоровы, добры, и не любятъ дѣтей неумныхъ, недобрыхъ, больныхъ, такъ называемыхъ несчастныхъ, неудачныхъ? Напротивъ, не къ этимъ ли неудачникамъ болѣе всего расположено ихъ сердце? Не они ли составляютъ предметъ ихъ постоянныхъ думъ, заботъ, молитвъ, предметъ особенной ихъ привязанности, которою они хотятъ какъ бы возмѣстить все то, чего эти несчастные лишаются въ глазахъ всего остального свѣта? А братъ нашъ, если онъ огорчаеть насъ своимъ дурнымъ поведеніемъ, или когда онъ несчастенъ и обиженъ людьми, или несетъ Божье наказаніе, развѣ онъ чрезъ то для насъ становится менѣе любимымъ? Развѣ участіе наше въ его несчастій, въ его судьбѣ станетъ менѣе искреннимъ и сердечнымъ? Напротивъ, его несчастіе, даже его пороки и недостатки развѣ не усугубятъ нашей братской ревности употребить всѣ наши усилія, чтобы помочь ему, залѣчить его раны, исцѣлить его болѣзни, извлечь его изъ бездны грѣха, въ какую онъ впалъ по своей ли, или по чужой винѣ?

Тотъ же нравственный законъ и порядокъ долженъ господствовать и среди великой семьи – народа и государства. Здѣсь всѣ – твои братья, твои родные, дѣти одной матери – родной земли, и всѣ должны быть тебѣ дорогими и близкими, все равно, кто бы они ни были, какими бы душевными, тѣлесными, умственными, нравственными качествами ни отличались они. Если они представляютъ собою образцы всякой добродѣтели, ума, трудолюбія, честности, если внѣшнее ихъ благополучіе растетъ и процвѣтаетъ, благодари Бога, ибо братья твои взысканы Божьими милостями и дарами. Если же они недостойны этихъ милостей, если нравы ихъ грубы, обычаи жестоки, если умы ихъ неразвиты, нравственность ихъ позорна, благосостояніе въ упадкѣ, не отворачивайся отъ нихъ, не закрывай глазъ на существующее зло, но и не преувеличивай его, не бѣги за моря и горы, чтобы не видѣть несчастія своихъ братьевъ, не оскорблять своего взора видомъ непріятныхъ картинъ.

Напротивъ того, не только свой взоръ, всю свою душу обрати на эти картины: плачь, если тебѣ хочется плакать, при видѣ бѣдствій своего народа, но пусть слезы твои будутъ слезами брата, готоваго отдать все свое сердце, чтобы уврачевать язвы его, исцѣлить его болѣзни, помочь ему въ немощи его, поддержать въ слабости, – сдѣлать для его блага все то, что ты можешь сдѣлать своимъ болѣе свѣтлымъ разумомъ и своею болѣе крѣпкою волею. Это твой долгъ, твоя обязанность, твой жизненный- нравственный удѣлъ, твое назначеніе въ мірѣ.

По волѣ Божіей ты родился на той, а не ва другой землѣ, произошелъ отъ того, а не отъ иного народа, въ то, а не иное время. Цѣль твоей жизни, какъ и жизни каждаго человѣка-царствіе Божіе на землѣ и на небѣ, котораго ты и долженъ достигнуть подвигомъ всей твоей жизни, дѣятельностью всѣхъ твоихъ силъ и способностей, воздѣлываніемъ данныхъ тебѣ Богомъ талантовъ. Родная земля, родной народъ – и будетъ та почва, на которой ты обязанъ возращать свои таланты, будетъ тотъ подвигъ, совершеніе котораго возложило на тебя Божіе Провидѣніе, чтобы путемъ этого подвига ты достигъ предназначенной для тебя цѣли, чтобы любовію къ родной землѣ и къ родному народу ты выразилъ свою любовь къ Богу, поставившему тебя работникомъ на этой землѣ, для этого народа.

Слышите-ли, братіе, почему мы должны любить свою землю и ея обитателей? Потому, повторимъ, что эта любовь и вытекающіе изъ нея плоды – труды на благо родной земли, есть нашъ данный Божіимъ Провидѣніемъ земной удѣлъ, нашъ жизненный подвигъ, отъ совершенія котораго никто не имѣетъ права уклоняться, какъ не имѣютъ права уклоняться отецъ и мать отъ подвига воспитанія своихъ дѣтей и заботъ о нихъ, братъ – отъ заботъ о братѣ, гдѣ-бы и кто-бы онъ ни былъ, хотя бы эти заботы стоили тебѣ трудовъ и болѣзней, огорченій и скорбей, – хотя бы тебѣ прошлось за благо родной земли отдать самую жизнь, – хотя бы тебя не понимали, не цѣнили твоихъ намѣреній и трудовъ, заподазривали твою искренность, осмѣивали бы подвиги твоей любви, – хотя бы тебѣ пришлось работать и трудиться не подъ благословеннымъ небомъ теплаго юга, не при выгодахъ и удобствахъ, созданныхъ трудомъ и разумомъ человѣка, а среди пустынь и снѣговъ сѣвера, среди голода и холода, бѣдствій и опасностей.

Скажутъ: а какъ же примирить съ любовью къ своему народу, къ своей родной землѣ, христіанское ученіе о братствѣ всѣхъ людей, о любви къ каждому человѣку, такъ какъ всѣ племена и народы – всѣ дѣти Божіи и достойны нашей любви о нашихъ заботъ? Что же, любя свой народъ, не слѣдуетъ-ли сдѣлаться врагомъ другихъ народовъ, или, по крайней мѣрѣ, равнодушнымъ къ нимъ? Да не будетъ такъ! Слово Господа Іисуса Христа непреложно. Всѣ мы братья, ибо Господь Богъ есть нашъ Отецъ, и мы должны ко всѣмъ людямъ питать братское расположеніе и ко всѣмъ побратски относиться. И если случай требуетъ отъ тебя, чтобы ты былъ милосердымъ самаряниномъ, будь таковымь. Если ты встрѣтишь изъязвленнаго, голоднаго и холоднаго, не только иновѣрца – христіанина, но и язычника, то алчущаго напитай, жаждущаго напой, нагого одѣнь, страждущаго исцѣли, кто-бы онъ ни былъ, изъ какого бы народа онъ ни происходилъ, къ какой-бы вѣрѣ онъ ни принадлежалъ. Помоги ему, въ чемъ и какъ можешь помочь, ибо онъ человѣкъ и братъ твой.

Но, вѣдь, эти братья живутъ чаще всего вдали отъ тебя, да ты часто и не знаешь, въ чемъ они нуждаются и какъ помочь этой нуждѣ. Лучше тебя это сдѣлаютъ ихъ соотечественники, которымъ Богъ далъ свой удѣлъ – душу свою полагать за свой народъ. Тебя же окружаютъ твои родичи, происходящіе съ тобою отъ одного племени, говорящіе на одномъ съ тобою языкѣ, молящіеся съ тобою въ одномъ храмѣ. Ты знаешь ихъ нужды и потребности, скорби и печали, знаешь, чѣмъ они богаты и въ чемъ ощущаетъ скудость, знаешь ихъ души и сердца, ихъ жизненное положеніе; знаешь, кто нуждается въ кускѣ хлѣба, кто въ поддержкѣ нравственной, кто въ свѣтѣ для ума. По какому же праву ты откажешься идти навстрѣчу всей этой нуждѣ, когда ты лучше ее понимаешь и владѣешь средствами помочь ей лучшими, чѣмъ какими владѣетъ какой-либо чуждый намъ иноземецъ? Если ты призванъ къ дѣятельности общественной или государственной, и въ этомъ случаѣ нигдѣ ты не можешь быть столь полезнымъ, какъ у себя дома – въ своей родной землѣ, служа своимъ соотечественникамъ. Ибо отъ начала бытія твоего разумъ народа твоего сталъ и твоимъ разумомъ; чѣмъ живетъ, могуча и сильна твоя родная земля, тебѣ это больше извѣстно, чѣмъ то, какими силами живутъ и движутся другіе земли и народы. Мало того, мать и отецъ, работая для блага своихъ дѣтей, работаютъ усерднѣе и плодотворнѣе, ибо ихъ трудовою дѣятельностью руководитъ не только долгъ, но и любовь – этотъ могучій пробудитель человѣческой силы. Не то ли самое бываетъ и въ нашей работѣ на пользу своей родины. Полагая свои силы на ея благо, мы трудимся не только по долгу и совѣсти человѣческой, но и по побужденіямъ братской любви. Въ этомъ же случаѣ силы наши удвояются, и дѣятельность наша является плодотворнѣе и существенно полезнѣе, ибо любви свойственно дѣлать такіе подвиги, на какіе неспособны подвигнуть человѣка другія силы и побужденія.

Вотъ, братіе и сограждане русской земли, урокъ, какой даетъ намъ нынѣ празднуемое событіе, приводящее насъ къ воспоминанію подвиговъ и любви русскихъ людей, подвигнувшихся на защиту своего отечества въ надеждѣ на помощь Взбранной Воеводы-Царицы Владычицы. Люби свою землю, люби свой народъ, каковы-бы ни были эта земля и этотъ народъ, люби сыновнею и братскою любовью, радуйся ихъ радостями и скорби ихъ печалями, скорби, если твой народъ погрязъ въ грѣхѣ и зарываетъ въ землю дарованные ему Богомъ таланты. Помоги развиться добру, какое въ немъ есть, и помоги освободиться отъ зла, въ какомъ погрязли его душа и тѣло. Не безчести его имени предъ другими народами, ибо брату тѣмъ болѣе грѣшно безчестить брата. Если и твоя собственная душа обуревается зломъ и склонна творить дѣла, позорящія имя твоего народа, удерживай себя отъ зла не только сознаніемъ грѣха и вины предъ Богомъ, но и сознаніемъ, что позоръ твоего поступка есть позоръ русскаго человѣка, русскаго имени. Если же этого не сдѣлаешь, то знай, что тотъ сынъ, который обезчеститъ своего отца и брата, самый недостойный сынъ и братъ.

Не вѣрьте, братіе, тѣмъ, кто говоритъ: не слѣдуеть любить исключительною любовью свою землю или свой народъ, а слѣдуетъ любить одинаково всѣ народы и земли. Кто не умѣетъ любить свой народъ и ему служить, тотъ не любитъ никого и никому не послужитъ, а любитъ лишь самого себя, свою душу, свое тѣло и больше никого. Не вѣрьте имъ вы, русскіе люди! Гдѣ васъ поставилъ Господь, тамъ и трудитесь на пользу своей родной земли и своего родного народа. Всѣмъ намъ у себя дома есть много дѣла, лишь стало бы силъ совершить это дѣло, совершить свой жизненный подвигъ. Нѣтъ нужды искать этого дѣла за морями. Все же, что ты, съ помощію Божіею, совершить хорошаго у себя и для своихъ, все это, какъ доброе зерно, будетъ плодотворно и для другихъ – и для иноплеменниковъ, если жизненныя обстоятельства поставятъ тебя близко къ нимъ. Тогда и они, видя наши добрыя дѣла, несомнѣнно прославятъ Отца нашего Небеснаго, вспомоществующаго намъ въ совершеніи самоотверженнаго подвига нашей жизни. Аминь.
__________________
Произнесено въ Минской Привокзальной церкви 22 Октября 1901 г.

Протоіерей Андрей Юрашкевичъ.
«Минскія Епархіальныя Вѣдомости». 1901. № 22. Ч. Неофф. С. 349-356.

***

МОЛИТВА ЗА ОТEЧЕСТВО.

Храни, Господь, страну родную
Подъ кровомъ славы Твоея
И благодать Твою святую
Пролей на всѣхъ сыновъ ея.


Да всѣ сердца къ Тебѣ пылаютъ
Огнемъ не гаснущей любви,
Да всѣ законъ Твой соблюдаютъ
На всякомъ избранномъ пути.


Да будетъ миръ внутри державы,
Извнѣ да будетъ тишина,
Свободы радостной уставы
Да узритъ грустная страна.


Добро творящимъ дай награду,
Плодами землю утучни,
Скорбящимъ шли съ небесъ отраду,
Убогихъ, сирыхъ пріюти.

________________
П. Коробцовъ.

«Странникъ». 1906. Т. 1. Ч. 1. С. 3.


На главную