На главную


05.11.2019
http://afanasiy.net


СВЯТЫЕ БЕЗПЛОТНЫЕ СИЛЫ –
СЛУЖИТЕЛИ БОГА И ДРУЗЬЯ ЛЮДЕЙ.



Эпоха Апостасии, в которой сейчас мы находимся, пытается устранить от современного человечества образ его небесный друзей – св. ангелов и других безплотных сил небесных.

«Вера говорит нам, что Церковь на земле и Церковь на небе составляют одно благодатное общество. Только здесь она воинствует, а там – увенчивается славою. Ангелы и блаженные небожители – суть друзья и братья людей на земле. Любовь, существующая в Боге, проницает во все сердца верных сынов Его, соединяет их единою мыслью и единым чувством. Действие сей любви тем сильнее в Ангелах, что они более приближены к Богу и видят в Нем вечную любовь и ту благость, которая желает нашего спасения. Любовь есть их жизнь и их блаженство. Как не иметь им чувствований братской любви к нам? Они любят нас настолько, насколько любить могут, они любят нас для нас самих, потому что видят в нас дары Божественной благодати, которых исполнены сами. И действительно, человек есть существо, по словам псалмопевца, умаленное малым чем от Ангел (Пс.8:5-6). Мы должны быть молодым воинством небесных воинств. Ангелы любят нас как соучастников их славы и их славословий Всевышнему. По сей-то причине они принимают такое живое участие в нашем спасении, которое им так же дорого, как собственное свое постоянство в святости. Они радуются нашему спасению, по слову Иисуса Христа (Мф.18:10). Когда мы находимся на пути к Небу, они всемерно стараются удержать нас на оном и побуждают нас продолжать его с бодростью и постоянством. Если же мы уклоняемся на путь нечестия, то любовь их каких только не вымышляет средств, чтобы обратить нас к Господу!»[1].

Враг рода человеческого завидуя людям, столь горячо любимым небесными силами, неоднократно пытался искажать почитание ангелов среди христиан. Уже в древней Церкви (II-III вв.) имели место случаи, когда почитание ангелов возводилось в разряд идолослужения –все эти лжеучения вышли из гностицизма.

Первое их заблуждение состояло в еретическом учении о происхождении миpa. Вот что пишет об этом преп. Иустин (Попович): «Подводя богооткровенную истину о происхождении миpa под принципы древнегреческой философии, гностики реанимировали древнегреческие заблуждения о происхождении миpa. Некоторые из них учили, что миp совечен Богу. (...) Некоторые гностики учили, что миp сотворили Ангелы или демиург. (...) Богооткровенное учение Церкви о происхождении миpa во времени и со временем не уразумел как подобает Ориген. Он полагал, что Бог не был бы всемогущим, если бы миp не существовал всегда и от века. Если считать, что когда-то миpa не было, это значило бы, что в то время Бог не был всемогущим, но стал таким впоследствии, когда сотворил миp. Тем самым казалось бы, что Бог увеличился, перешел из низшего состояния в высшее, из силы меньшей в большую. Но это было бы безсмысленным. Если же никогда не было времени, когда Бог не был всемогущим, то необходимо признать, что этот миp существовал всегда. Церковь отвергла это учение Оригена. Ибо, по мысли святых отцов, в Боге необходимо различать идею о миpe и осуществление этой идеи в сотворении миpa как объективной реальности. Идею о миpe Бог имел от вечности, но осуществил ее во времени и со временем, сообразуясь с собственной волей». (Догматика Православной Церкви. § 30.).

Другое заблуждение было связано с ложным учением об Ангелах и бесах, о нем преп. Иустин (Попович) пишет: «Вопреки церковной, богооткровенной истине, многие гностики учили, что Бог не сотворил Ангелов, а они эманировали из Самого Божества, из Самой Божественной сущности. Еретики же, которые в своем понимании мира были дуалистами, учили, что падшие духи злы не по своей воле, а по своей природе от начала. Учение Оригена о взаимном равенстве Ангелов по совершенству Пятый Вселенский Собор осудил как заблуждение. Тот же Собор осудил и другое заблуждение Оригена, согласно которому должно якобы наступить время, когда сам сатана со своими ангелами обратится к Богу и добру и окончательно примирится с Богом». (Догматика Православной Церкви. §33.).

Еще иным было учение еретиков ангелитов, которые – обоготворяли ангелов и приписывавшие им, а не Христу спасение человеческого рода. Об этой ереси впервые предупреждал ап. Павел в Послании к Колоссянам (2, 18-19): «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим».

С ангелитами пришлось бороться Свв. Отцам II-IV вв. Апогеем этой борьбы явился Поместный Лаодикийский Собор (ок. 364 г.), который осудил это учение как идолопоклонство и его поклонников предал анафеме. Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание: «Не подобает христианам оставляли церковь Божию, и отходити, и аггелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению». Правило не запрещает вообще молитвенного призывания Ангелов, но предостерегает от искаженного их почитания вместо Господа Иисуса Христа.

Православная Церковь, в отличие от протестантских деноминаций, запретивших молитвенное обращение к ангелам, заповедует почитать их так же, как почитаются в Церкви святые люди, и иметь с ними молитвенную связь как со служителями Св. Троицы.

Церковь почитает Архангелов Михаила и Гавриила как защитников веры и борцов против ересей и вообще всякого зла. Это видно из богослужения в честь ангелов 8 ноября по ст. ст.: «Да возвеселимся со ангелы днесь, человецы, духовне в радости: Гавриил бо паки ныне благовествует Церквей соединение и низложение всякия противныя ереси в памяти архистратигов» (Славник 1-й песни 2 канона безплотным). «Браней крамолы, ангели, архангели, божественныя силы Божия, и церковныя ереси, и вся соблазны вашими разрешите к Богу присными мольбами и нас в мире соблюдите» (Славник 5-й песни 2 канона безплотным). «Архангели Божии, безплотных начальницы, предстательством вашим от всякия ереси нас сохраните, Михаиле начальниче и Гаврииле, архистратизи» (Славник 6-й песни 2 канона безплотным).

Из Св. Писания известно что во время бунта денницы против Вседержителя, Арх. Михаил возглавил противостояние бунтовщику. Собрав вокруг себя все верные Богу безплотные силы, «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7-9). Так победив гордого денницу, верные Богу небесные силы низвергли сатану и его бесов с неба. Архангел Михаил получил от Бога звание «Архистратига» (греч. αρχιστρατηγός – главнокомандующий), т. е. военачальника ангельских небесных сил.

Эта небесная брань повлияла на иконографию Архангела - теперь он «изображается всегда в воинственном виде, с копием или мечем в руке, имея подъ ногами дракона, т. е. духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верхъ копия его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность ангелов Царю небесному; а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань съ царствомъ тьмы и победа над ним самими архангелами совершается во имя креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения»[2].

Также иконография Арх. Михаила указывает на Его первенствующее место в борьбе со всякого рода ересями. На одной сербской фреске XIII в. в приделе св. архид. Стефана Монастыря Сопочанского, сохранилось изображение Архангела Михаила с надписью «Архангел Михаил хранитель Святой Троицы».

Охраняя Церковь, св. Ангелы продолжают под предводительством Архистратига Михаила брань, ведущуюся от начала времен против сатаны (Откр 12, 7-9), а в конце времен будут сопровождать Христа во время Его Второго пришествия (Мф 16, 27; 24, 30-31; 25, 31). «Еще въ Ветхом Завете была предсказана последняя и решающая битва ангельского войска во главе с Господом Іисусом Христом и демонских полков, возглавляемых сатаною (Ис. 24,21; 34). Христос-Спаситель в Новом Завете подтвердилъ сии пророчества о неизбежности последней брани, которая будет предварять Второе пришествие Сына Божьего и Его Страшный Суд: Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть... Ибо возстанетъ народ на народ, и царство на царство... (Мф. 24, 6-7). Тайнозритель Іоанн видит бесовских духов, выходящих из сатаны и его пособников к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великій день Бога Вседержителя (Откр. 16. 14; сравн. Откр. 19, 19). Эти злые духи станут вдохновителями и руководителями земных царей, а через них и силами тех государств и народов, над которыми царствуют последние. В этом смысле сказано, что злые духи собирают царей на брань, т. е. на последнюю мировую войну боговраждебной силы, целью которой будет уничтожение Царства Христова. По святоотеческому толкованию под богопротивным воинством здесь следует разуметь крайнее напряжение и усилиение нечестия перед Вторым пришествием Господа Иисуса Христа. Нечестивые уподобятся войску, выступившему на сражение и вызывающему Бога на борьбу с собою. Но право воинствующее Слово Божие (Откр. 19, 11,13) победит в сей последней брани и убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего сатанинские полки (2 Фес. 2, 8). Тогда в вечной Божественной славе соединятся две святые рати – ангельское воинство, победившее сатану в небесной битве, и земная рать мучеников и исповедников Христовых, до крови и смерти воинствующая за Христа и Его Церковь»[3].

Именно к последнему относится апокалиптический образ «Архангела Михаила – «Грозных сил воевода», на котором он скачет по горящей земле верхом на огненном крылатом коне, с пламенной трубой у губ. В одной руке у него книга, в другой – крест, под копытами коня – низверженный диавол в виде дракона. Он появился в русском искусстве с XVI в. и приобрел популярность в XVII ст.

Но самым лучшим примером веры Церкви в предводительство Арх. Михаила в борьбе против зла является икона «Архангел Михаил с деяниями» (ок. 1392 г.) из Архангельский собор Московского Кремля, приписываемая иноку Андрею Рублеву. Икона была написана с целью защиты Православной Веры, против антитринитарных ересей в тогдашней Московской Руси. Уже в 1-й пол. XIV в. в Новгород проникла ересь стригольников, это было первое столь крупное еретическое движение на Руси. Для разоблачения этой ереси много потрудился свт. Василий Калика, архиеп. Новгородский, который для борьбы с еретиками, провел богословскую разработку иконографии Святой Троицы, тем самым создав наглядное представление о тринитарном догмате. Этот опыт использовал свт. Киприан, митр. Московский в борьбе с антитринитарной ересью «жидовствующих», благословив распространение новой иконографии Живоначальной Троицы. Святитель благословил создание митрополичьим иконописцем иноком Андреем Рублевым уникальных икон «Архангел Михаил с деянием» и «Живоначальная Троица». Первая с них создана по фундаментальной богословской программе с полемической целью противодействовать антитринитарной пропаганде еретиков-караимов. Архангел Михаил изображается здесь как исполнитель единой воли Триипостасного Бога. Также поддерживается неразрывная связь чудесных деяний Архангела Михаила с Божественным Домостроительством. Таким образом соседство композиций с тринитарной тематикой и архангельским циклом встречается в иконографических памятниках[4].

Икона эта также повествует об героической борьбе, происходившей в то время с Ордой, которая привела к усилению на Московской Руси почитания Арх. Михаила. И эта борьба переживалась в апокалиптическом контексте всемирной битвы добра со злом, которая отображена в цикле деяний Арх. Михаила, помещенная в 18-м клейме иконы. По замыслу иконописца число этих клейм раскрывает ее смысл. Это число имеет апокалиптическое значение (6+6+6=18) и указывает на Антихриста, ибо «число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:8).

Церковь Православная отмечает память Собора (т. е. совокупности) Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 8 ноября по ст. ст. Это число имеет определенный смысл, ноябрь – девятый месяц от марта (с которого в древности начинался год от сотворения мира) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой день месяца указывает на «день осмый», т.е. день Страшного Суда Божия, когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31). Праздник этот древнего происхождения, принято считать что он был установлен в IV в., как ответ Церкви на ересь ангелитов.

Изображение Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных получило распространение в Византии довольно поздно – в XI веке. Ныне известное изображение сформировалось лишь в эпоху правления византийской династии Палеологов (XIII-XV века). В основе этого типа лежит представление ангелами образа Христа, а после победы иконопочитания в 843 году – его восхваление. Присутствие сил небесных символизирует победу над диаволом и злом. В иконописи XIV-XV веков подчеркивалось особое значение архангелов Михаила и Гавриила. При дальнейшем развитии этого образа важное значение приобретало присутствие большого количества ангелов как свиты, возносящей хвалу Христу. Доминирующим стало поясное изображение Спаса Еммануила в круглом ореоле (сфере), поддерживаемом стоящими на первом плане архангелами Михаилом и Гавриилом[5].

В православной традиции в руках у Архангела Михаила, как и у других ангелов, часто изображают так называемое зерцало (глобус) – прозрачную сферу, содержащую в себе буквы имени Иисуса Христа или Его изображение; зерцало символизирует то, что ангел – это дух, а не антропоморфное (человеообразное) существо, и служит Христу. Его значение трактуется по-разному: как небесная сфера, символизирующая мироздание, как диск, щит, «печать Царя Небесного». На средневековых иконах глобус в большинстве случаев изображается светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера; на нем начертана греческая буква «Хи» (=«Христос») или греческая монограмма ІС ХС (=Иисус Христос), иногда пишется первое слово славословия: «свят», встречаются также икона на которых вместо этого изображался поясной полупрозрачный образ Христа-Еммануила в светящейся небесной сфере. Согласно свт. Григорию Богослову, ангелы будучи «отблесками Совершенного Света» представляют собой «второй свет», являющийся отражением «первого света», т. е. Бога – Света мира (Ин. 8:12)[6].

Св. Архангел Михаил считается в Церкви покровителем и защитником народа Божия – сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя. «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе]; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. (...) Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу [тебе], то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих» (Исх. 23, 20-22).

После же отпадения евреев (Ин. 8:44) св. Архангел Михаил становится хранителем «Нового Израиля» – всех христиан и православной Руси как наиболее христианского народа, Ему приписывается особое покровительство богоизбранным царям-военноначальникам христианских государств и народов7. Почитание Архистратига Михаила русскими князьями выражалось в молитвенном обращении о помощи в минуты опасности, перед началом решающих сражений и вообще в ходе войны. Это отображалось в создании множество храмов в честь Архистратига на всей землях Св. Руси. В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах, князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св. Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это делалось в связи с особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Для Успенского собора Кремля была написана икона «Благословенное воинство», где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Ред.

«Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 22 (26) – 15 ноября (2018). C. 2-14.




[1] Размышления христианина, посвященные ангелу-хранителю, на каждый день в продолжение месяца. М. 1903

[2 Из сочинений Преосвященного Иннокентия, Архиепископа Херсонского и Таврического. // «Прибавление к Херсонским Епархиальным Ведомостям». 1860. № 9. С. 531.

[3 К. Б. Глазков. Война в объяснении Св. Писания и Св. Предания Православной Церкви. // «Православная Русь». 1999. №23. С. 14-15.

[4] См. О. Г. Ульянов. Архангел Михаил, хранитель Святой Троицы (Из наследия преподобного Андрея Рублева). // «Новая книга России». 2005. № 2. С.51-54; № 3. С.62-64.

[5] И. Бенчев. Иконы ангелов. Образы небесных посланников. Пер. с немец. М. 2005. C. 118.

[6] Там же. C. 55-56.

[7] В праздник Архистратига Михаила имели место многие важные события: 8 ноября 324 г. св. равноап. имп. Константин Великий основал Царьград; в 1905 г. был создан Союз Русского Народа; в 1921 г. открылся I-й Всезарубежный Собор, на котором была образована Русская Зарубежная Церковь.



«Архангел Михаил хранитель Святой Троицы». Фреска придела св. архид. Стефана в м-ре Сопочаны (XIII в.).


«Собор бесплотных сил небесных и поверженный люцифер». Фреска мон-ря Дионисиат на Афоне (1603 г.)


«Золотые врата» Рождественского собора в Суздале (нач. XIII в.)


Собор Михаила архангела в деяниях. Икона м-ря Пантократор на Афоне (XVII в.)
 


Архангел Михаил с деяниями. Русская икона с нач. XV в. в Архангельском соборе Московского Кремля.
 


«Егда раздѣляше вышнiй языки, яко разсѣя сыны Адамовы, постави предѣлы языковъ по числу ангелъ Божiихъ» (Втор. 32:8). Современная фреска из монастыря Параклита в Греции (XX в.).


«Ангел - покровитель храма Св. Софии и Царьграда». Современная греческая фреска.

C древнейших времен установилось в Константинопольской церкви в третий день недели (по визатн. счисленю это вторник) совершалась служба в честь ангелов. Общий штурм Константинополя в 1453 г. начался именно во вторник между часом и двумя ночи с 28 на 29 мая. В ночь на праздник свв. благг. импп. Константина и Елены, на 21 мая 1453 года, над Царьградом было видение: языки огненные изошли изо всех сорока окон барабана храма Святой Софии, поднялись вверх, соединились и огненным шаром вознеслись в разверстые врата небесные. И врата затворились за ними... Наутро Константинопольский патриарх сказал императору: «Город обречен. Ангел Святой Софии покинул свой град и храм».
 


«Архангел Михаил – грозных сил воевода». Русская икона 1-й пол. XVII в.


«Архангел Михаил-Покровитель земли Русской». Русская икона.
 


«Ангел хранит спящего человека душу и тело». Русская икона XVII в.
 


«Ангел Хранитель жертвенника». Современная русская икона.
 


Из послания преп. Феодора Студита к монаху Мефодию:

Вопрос 3. О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересью, и занимаемых ими: можно ли входить в них для молитвы и псалмопения? Ответ. Отнюдь не должно входить в такия церкви для указанных целей, ибо написано: се оставляется дом ваш пуст (Мф.23:38). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел ангел-хранитель тех мест, по словам великаго Василия; и такой храм стал обыкновенным домом. И не вниду, говорит псалмопевец, в церковь лукавнующих (Пс.25:5). И апостол говорит: кое сложение церкви Божией со идолы (2Кор.6:16).

Из письма свт. Василия Великого к никопольским пресвитерам:

Не стало одного в вашем обществе. Но если бы оставил вас и еще один или другой, то сами они были бы жалки как отпадшие, но вы по благодати Божией составляете целое тело. Ибо ставшее негодным отделилось, но оставшееся – не повреждено. Вас печалит, что извергнуты вы из ограды стен, но вы водворитесь в крове Бога Небеснаго, и с вами Ангел блюститель Церкви. Почему они каждый день, возлегая в пустых домах, уготовляют себе тяжкое осуждение за рассеяние народа. А ежели и есть в этом нечто огорчительное, то уповаю на Господа, что сие для вас кончится не пустым чем-нибудь, потому, чем большим подвергаетесь испытаниям, тем многоценнейшей ожидайте награды от Праведного Судии. Итак, не огорчайтесь настоящим и не ослабевайте в надежде. «Еще бо мало елико, елико, приидет” к вам Заступник ваш „и не укоснит» (ср.: Евр. 10:37).

Исторические сведения об Апокалипсисе:

Заметим еще, что каждое послание надписывается Ангелу Церкви. Кого разуметь должно под сим именем? Без сомнения, епископов, или предстоятелей Церквей, как разумели святые отцы, богомудрые толкователи Писания. Ибо союз верующих со своим епископом столь тесен и неразрывен, что они вместе составляют как бы одно лицо. Такие святители, как Тимофей или Поликарп не имели, конечно, недостойных их слабостей; однако же Ангелу Ефесской Церкви делается укор в ослаблении любви ко Господу, то есть недостатки некоторых членов Церкви относятся как бы к лицу ее епископа. Это вполне выражает отношение пастыря к своей пастве, по которому он стоит во главе своего стада, как Сам Иисус Христос во главе всей Своей Церкви; то есть где нет Епископа, там нет Церкви, нет стада Христова. На Страшном Суде Господнем каждый верующий последует за своим пастырем, который, представши Домовладыке и Судии, скажет: Се Аз и дети! («Воскресное чтение». Ч. 11.).


На главную