На главную


14.09.2019
http://afanasiy.net/nachalo-yndykta-cerkovnoe-novoletye


НАЧАЛО ИНДИКТА.
Церковное новолетие.



14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. С этого дня начинается круг неподвижных церковных праздников. Богослужение новолетия так и называется «начало индикта», оно открывает и освящает весь литургический год.

Синаксарь указывает на I Вселенский собор 325 г., когда для церковного летосчисления было установлено празднование начало года 1 сентября по Юлианскому календарю. С этой датой связано ряд важных событий Ветхого Завета: празднование первого дня седьмого месяца, то есть сентября. Ибо первый месяц года был по еврейскому календарю март. Это месяц в который по Преданию Господь сотворил мир. В этот день была установлена Скиния Моисеем, освящен храм при царе Соломоне, один раз в год первосвященник входил во Святая Святых Иерусалимского храма с жертвенной кровью, В этот же день Господь в первый год своего общественного служения вошел в синаногу г. Капернаума и прочел знаменитые слова пророка Исайи о приходе Мессии, а о времени Его прихода как о лете благоприятном.

Считается, что в Церкви церковное новолетие с первого сентября было установлено на первом вселенском соборе в Никее в 325 г. Поводом послужила победа императора Константина (+337) в сентябре 323 года над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт (313), продолжал преследовать христиан на Востоке империи. Отцы собора постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы. Но они вложили в новолетие и глубокий нравственный смысл, перетолковав смысл и значение индиктиона. «Мы празднуем, - говорили они, - индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы Христом. Христов же индиктион – это Его святые заповеди. Он не требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота. Но вместо железа и меди Господь требует от нас твердой добродетели и крепкой веры в Бога».

Вот как поучает об этом церковном праздинке преп. Никодим Святогорец: «Нам следует знать, братья, то Церковь Божия сегодня празднует Индикт по трем причинам. 1) Первая, потому то он является началом года. По сей причине совсем еще недавно у древних римлян он весьма почтитался с древних времен. Индикт (indictio) согласно римскому, то есть латинскому языку, означает постановление, определение. 2) Вторая же причина состоит в том, то Церковь празднует это начало года, то есть в нынешний день, когда Господь вошел в иудейскую синагогу, и ему была дана книга пророка Исайи, как об этом пишет евангелист Лука (Лук. 4: 16-22). То что открыл в книге Господь является удом! Он открыл то место в книге, то есть начало двадцать первого зачала главы пророка Исайи, в которой были написаны следующие слова: «Дух Господень на Мне, и Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцеляь сокрушенных сердцем, проповедовать плененным освобождение, слепым прозрение, отпустить измуенных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». После того, как Господь прочел эти слова, Он закрыл книгу и передал ее служащему. Далее Он сел, сказал народу следующие слова: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Когда же народ слышал это, он поражался благодатным словам, которые исходили из Его уст, как об этом пишет евангелист Лука. Имеются три причины по которым Церковь Христова совершает сегодня радостное празднование Индикта и празднует начало нового года: 1) во время праздника, дабы Бог ниспослал Свою милость на нас и благословил новый год и даровал бы нам счастье и полноту всех вещественных благ, она воспевает песнопения и возносит моления к Богу. 2) И да просветит Он наш ум, дабы мы проводили весь год чисто и с доброй совестью и доставить Богу радость хранением заповедей Его. 3) И дабы бы мы удостоились на Небесах вечных благ».

До 1699 года включительно в России Церковное новолетие являлось государственным праздником. Далее в некоторых статьях будут даны описания совершения его в Москве в присутствии патриарха и царя. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах. Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Тропарь индикта, гласъ 2:

Всея твари Содѣтелю, времена и лѣта во Своей власти положивый, благослови вѣнецъ лѣта благости Твоея, Господи, сохраняя въ мирѣ Императора и градъ Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондакъ индикта, гласъ 2:

Въ Вышнихъ живый, Христе Царю, всѣхъ видимыхъ и невидимыхъ Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лѣта сотворивый, благослови нынѣ вѣнецъ лѣта, соблюди и сохрани въ мирѣ Православнаго Императора, и градъ, и люди Твоя, Многомилостиве.


На главную